Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник солнцестояния у народов севера


Праздники народов Севера

Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.

Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.

Пэгытти

Пэгытти — чукотский Новый год,  проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.

При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. Праздник обычно проводят сообща, собираются люди из нескольких стойбищ.

Килвэй

Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.

Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.

После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.

Выльгыкоранматйэмын

Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.

Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.

Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.

Тыркыльыкоранмат

Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.

Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.

Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.

У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.

Польа

Польа — Праздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.

В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.

Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.

Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.

Атыгак

Атыгак — Праздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.

Наскуныхкылык

Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.

Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.

И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.

national-travel.ru

Гражданское общество Мурманской области

27 декабря 2017

Новогодние традиции у разных народов Крайнего Севера

Новый год – один из самых любимых, веселых, волшебных праздников. Его ждут с большим нетерпением, встречают с огромной радостью, стремятся отметить в кругу семьи или приятелей.

Ни в одном празднике не проявляются так ярко и самобытно характер народа, его обычаи и традиции, как в новогоднем. Каждый народ празднует зимние праздники по-своему.

С Новым годом в России издавна связан обычай устраивать 31 декабря особый ужин. Специальным блюдом новогоднего стола был «кесаретский» поросенок, которого зажаривали целиком. Жаркое из поросенка обеспечивало благополучие на весь следующий год. В XIX веке в аристократических домах поросенка готовили по-особому. Сначала в мясистые оливки вкладывали вместо косточек кусочки анчоуса. Оливки служили начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку. Куропатка вкладывалась в фазана. Последней оболочкой был поросенок. Весьма замысловатое угощение требовало от повара незаурядного мастерства и обходилось недешево. Но для знати приготовить и подать его на стол было делом престижа. Кроме поросенка подавались свиная голова, свиное мясо, всевозможные колбасы из него. Все, что было связано со свиньей, составляло необходимую принадлежность святок у славян, воспринимавших это животное из-за ее плодовитости как символ красоты.

Были на новогоднем столе и кушанья из других видов мяса. Считалось, что, поедая их, приобщаешься к тем силам, которые приписывались животным: если ешь мясо зайца - будешь проворным, как он, мясо петуха - будешь легким, как птица. Не менее почетное место занимали и кушанья из злаков: блины, каши, крупеники, пироги, а в ряде мест Русского Севера - толокно и овсяный кисель. Из теста выпекали фигурки, изображающие коров, быков, коней и других животных, - их называли козулями. В деревнях и городах Архангельской и Вологодской областей к новогоднему столу и по сей день пекут фигурное печенье, секрет изготовления которого переходит из поколения в поколение северянок.

Накануне Рождества на Руси, в сочельник, первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Ряженые со звездой на шесте обходили дома своих соседей. Они пели колядки, славя хозяев дома и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году.

Много интересных новогодних традиций существует и у народов Крайнего Севера. Это народы, проживающие в северных районах России, Сибири и на российском Дальнем Востоке.

Одним из самых таинственных народов северной Европы являются саамы. В Мурманской области их проживает 1771 человек. Саамы считают, что существует 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами саамы считают, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.

Раньше Новый год у саамов не принято было отмечать, потому что для них Дед Мороз – злой старик, который кусает и морозит руки и ноги. Сейчас саамы Кольского полуострова празднуют Новый год по-европейски. Некоторые из них стараются выехать в лес под елочку с бубном, чтобы призвать своих помощников.

 Однако одним из самых любимых и главных праздников у саамов является встреча солнца. Обычно весть о появлении первого луча солнца должен принести ребенок. Люди встречают его, надевают яркие одежды, одаривают солнце подарками. На праздничном столе у саамов обычно мясо оленя, северные ягоды, рыба. Например, есть такой салат: белая рыба (семгу или треска), заправляется маслом и морошкой. Ягоды дают кислинку, получается очень сытное и вкусное блюдо.

По поморскому календарю Новый год наступает 14 сентября. Этот день ознаменован началом Маргаритинской ярмарки, праздничным шествием поморских лоцманов — «вожей» и фейерверком. Одно из наиболее ярких событий праздника — зажжение новогоднего плавучего Маяка, который символизирует проводы старого года и начало нового. По традиции в этот день поморы не закрывали двери в избы, чтобы в дом вошло новое счастье, рядом же с входом клали старый веник, который символизировал уходящий год.

Чукчи празднуют Новый год в день зимнего солнцестояния, в ночь с 21 на 22 декабря. Национальный праздник называется по имени ритуальной звезды — Пэгытти (с чукотского — «пёстрое скопление»), в традиционной астрологии это Альтаир в созвездии Орла. Восхождение этой звезды и символизирует начало нового года: именно с этого момента световой день начинает прирастать. По традиции праздник Пэгытти начинался с разжигания праздничного огня с помощью священной «огнивой» доски — символа домашнего очага. Причём у каждой семьи она своя. Считалось, что передавать огонь с «огнивой» доски можно только родственникам по мужской линии, иначе в дом придёт горе. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, желая всем добра и света. Кроме того, в эту ночь чукчи старались задобрить злых духов, наполняя салом и жиром небольшие кожаные чашки. Встречать Пэгытти необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принёс удачу.

Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Традиционный эвенский праздник встречи нового солнца называется Хэбденек (в переводе «веселье»). В этот день на восходе солнца старейшины родов замаливают духов: зажигают священный костёр, проводят обряд очищения дымом можжевельника. А каждая семья завязывает на ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется в новом году. Эвенки верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, что даёт человеку возможность донести до духов свои просьбы. По традиции эвенки водят хоровод, тем самым провожая старое солнце и встречая новое.

Ненцы празднуют два новых года — зимний и летний, которые начинаются в ноябре и июне соответственно. Начало зимнего нового года ознаменовано замерзанием воды и гоном оленей, а летнего — таянием снегов и отёлом оленей. В Новый год старейшины стараются задобрить духов, чтобы зима была не очень холодной, в реках было много рыбы, а в лесах — дичи. Так же как эвенки, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве — берёзе. В этот день ненцы обмениваются подарками и большое внимание уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребёнка, добрые духи рассердятся и покинут вас.

Якутский Новый год отмечается летом, 21 июня. Праздник Ыысах (в переводе «изобилие») связан с культом солнечных божеств и культом плодородия. Традиционно праздник сопровождается обрядом молений, народными танцами и спортивными соревнованиями. Главный танец праздника — Осуохай — хоровод, символизирующий жизненный круг. Танец продолжается до самого восхода солнца, таким образом якуты выражают благодарность Солнцу за свет и теплоту. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается положительной энергией на год вперёд. Ещё один важный ритуал Ыысаха — окропление огня, травы и деревьев священным для якутов напитком — кумысом. Этот обряд символизирует рождение Вселенной и человека.

У разных народов, населяющих огромные просторы России, свои новогодние традиции и обряды, но все они несут положительный смысл с пожеланиями добра, счастья и благополучия.

Мурманская область является Родиной для многих народов, живущих в дружбе и согласии.

obshestvo51.ru

Праздник летнего солнцестояния у древних скандинавов

Как и остальные народы древности, живущие родоплеменным строем, древние германцы были разделены на различные племена. Это приводило к значительной разнице в их верованиях, в составе племенных божеств, в степени влияние на их воззрения соседей.

Древнегерманскую мифологию можно разделить на две большие части — мифологию континентальных германцев и мифологию северных, скандинавских стран. Континентальные германцы уже с самых ранних времен подверглись влиянию своих ближайших соседей — римлян, а также кельтов. Начавшаяся христианизация Европы также затронула их первыми. По этой причине самобытная германская мифология лучше и дольше сохранялась у северных скандинавов, удаленных от посторонних влияний. Именно северогерманская мифология дошла до наших времен, сохраненная двумя выдающимися памятниками европейской литературы — так называемыми Старшей и Младшей Эддой . Первая из них представляет собой сборник поэтических гимнов, вторая написана прозой и принадлежит перу одного автора — исландского скальда Снорри Стурлусона, жившего в XIII веке.

Мифология скандинавских народов были близка к мифам славян, которые были связаны со скандинавами тесными узами. Хотя прямого соответствия между богами и мифологическими сюжетами славян и Эдды нет, но в культе и народных праздниках этих близких географически народов прослеживалось много общего. И те, и другие народы праздновали схожие календарные праздники, например, праздники летнего и зимнего солнцестояния.

Вас может заинтересовать:  Нойды

pagandom.ru

Шаманство - Восемь основных событий годового шаманского календаря

 ● Восемь основных событий годового шаманского календаря

В праздничном календаре шаманов есть восемь основных событий: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие и промежуточные даты между ними.

Сагаалган – шаманский Новый год по буддийскому календарю На вопрос «Какой праздник в году самый главный?» любой россиянин ответит: «Конечно же, Новый год!» Не станут исключением и жители тех регионов, где до сих пор сильны традиции шаманизма, например сибиряки. В Бурятии и Туве Новый год называется «Цаган Сар» или «Сагаалган». Еще его называют «Белый месяц». Начало праздника, как правило, совпадает с китайским Новым годом, который начинается в первый день второго лунного месяца, следующего за зимним солнцестоянием — самым коротким днем года. Довольно сложно, но буддистам и шаманистам так не кажется. Сагаалган начинается между 21 января и 21 февраля. На праздник положено одеваться в белое, на столе обязательно должны быть молочные продукты. Белый цвет символизирует счастье и благополучие. Одна из важных традиций Сагаалгана — особое праздничное приветствие. Это целый ритуал, который положено исполнять всем, кто встретился в этот день. Например, в Туве он настолько сложен, что здесь даже появилась шутка: «Зачем здороваться в течение года, если уже поздоровались на Сагаалган?» Детали новогоднего приветствия в разных регионах немного различаются, но общий смысл одинаков: младший протягивает старшему обе руки, старший кладет на них свои руки сверху. При этом младший поддерживает старшего под локти, как бы не давая ему упасть. Этот жест символизирует уважение и готовность оказать поддержку в случае чего. Равные по возрасту обхватывают правые руки друг друга. Пока они держатся за руки, положено задавать друг другу обязательные вопросы: как прошел год, удалось ли перезимовать без потерь, как чувствуют себя все члены семьи и родственники, не болеет ли домашний скот. Еще на Сагаалган принято ходить друг к другу в гости и дарить подарки — совсем как на русский Новый год. В некоторых регионах начало года по шаманскому календарю не совпадает по дате с китайским. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта — или в один из ближайших дней. В Хакасии и Горной Шории этот праздник называется «Чыл Пазы», что в переводе означает «голова года». В этот день шаманы проводят обряды очищения, а простые смертные подвязывают на деревья особые ленточки — «чалама». Черные ленточки символизируют неприятности ушедшего года, а цветные — желания, загаданные на будущий год.

Открытие Небесных врат

Следующий шаманский праздник — день начала весны, средняя точка между весенним равноденствием и самым длинным днем года — летним солнцестоянием. С точки зрения астрономии датой праздника должно быть 30 апреля, но во многих регионах его отмечают позже, с поправкой на климат. В Монголии, Бурятии и Туве он обычно приходится на середину мая. Считается, что в этот день открываются небесные врата и духи спускаются на землю. Их просят о том, чтобы год был урожайным, скот дал приплод, а люди были здоровы. Духов ублажают сладостями, молоком и зерном, оставляют им монеты. Во время тайлагана — родового обряда, который проводится в честь начала весны и пробуждения природы, — всегда разжигают костер, через который нужно перепрыгнуть. Шаманы говорят, это приносит удачу. Огонь очищает от грехов и дает силу. Те, кому не удалось поучаствовать в тайлагане, все равно стараются посетить одно из священных мест и оставить духам подношения. Тувинцы называются такие места «оваа», буряты — «обо». Обо представляют собой небольшие пирамиды из камней и жердей. Сооружаются они возле родников, на перевалах и просто в красивых местах. Если рядом с обо растут деревья, то они снизу доверху увешаны чалама. Люди, проходящие мимо священного места, обязательно должны остановиться и поздороваться с духами — тогда им будет сопутствовать удача.

Сэвэкан и Мучун

Праздник весеннего пробуждения природы отмечают и эвенки. У эвенков, живущих в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, он называется «Сэвэкан», у тех, кто живет на Енисее и его притоках, — «Мучун». Сигналом к началу праздника служит появление зеленой травы, новой хвои на лиственницах и первый крик кукушки. Обряды, которые проводят в честь начала лета шаманы Эвенкии, Тувы и Бурятии, очень схожи между собой. Правда, для эвенков день открытия небесных врат — это по совместительству еще и Новый год. Праздники, приходящиеся на середину между весенним равноденствием и летним солнцестоянием, есть не только у азиатских народов, но и почти у всех европейских. Причем традиция отмечать пробуждение природы восходит к дохристианским временам, когда все европейские народы были язычниками.

Летнее солнцестояние

Один из особо почитаемых шаманских праздников — самый длинный день года, день летнего солнцестояния. У разных народов он называется по-разному. Например, в буддийском поясе — Калмыкии, Бурятии, Туве и Монголии — он называется «Наадым» или «Надом». В этот день обязательно проводятся состязания по борьбе, стрельбе из лука и скачки на лошадях. Обязательный элемент праздника — костер, вокруг которого водят хороводы всю ночь. А якуты в этот день отмечают свой Новый год — Ысаах. И тоже танцуют вокруг костра, взявшись за руки, — это и есть знаменитый танец ёхор. Если на праздник собирается несколько родов, ёхор могут танцевать и несколько дней кряду, сменяя друг друга. Хоровод движется в том же направлении, что и солнце, — танцующие как бы воспроизводят его круговорот, помогают родиться новому дню и новому году. Еще один обряд, без которого не обходится якутский Новый год, — окропление огня, травы и деревьев кумысом. Это знак благодарности духам за то, что наступило лето. Якутские шаманы считают, что в день летнего солнцестояния духи спускаются на землю, чтобы посмотреть на людей. Поэтому и женщины, и мужчины надевают свою лучшую одежду. Эвенки, живущие на Дальнем Востоке, отмечают день летнего солнцестояния практически так же, как и их соседи якуты. Только в эвенкийском варианте праздник называется «Хэбденек». Впрочем, как ни назови, смысл не меняется: в самый длинный день года нужно показаться духам во всей красе и заручиться их поддержкой на будущую зиму. Самый длинный день года был главным праздником и у славян. Он был посвящен богу солнца Хорсу. На современный русский язык имя этого бога можно перевести как «хороший». В праславянском языке слова «хорс» и «хороший» были однокоренными. В ночь с 21 на 22 июня предки современных россиян, украинцев, литовцев и других славянских народов жгли костры, водили вокруг них хороводы и пели ритуальные песни, в которых просили Хорса о том, чтобы урожай был богатым, а скот плодился и размножался.

Осенние и зимние тайлаганы

Удивительно, но у современных американцев и шаманов Центральной Азии есть общие праздники — например, День благодарения. Практичные американцы отмечают его в ноябре, когда битва за урожай давно закончилась и трофеи надежно спрятаны в амбарах. А вот шаманы Бурятии, Тувы и Якутии предпочитают благодарить духов сразу же, «по факту отгрузки». Соответствующие шаманские обряды — тайлаганы — проводятся в день осеннего равноденствия, 21 сентября. Близко к этой дате православные христиане отмечают Покров. Под влиянием русских бурятские шаманы назвали свой День благодарения Покров-тайлаган. Это праздник окончания осени и начала зимы. Медведей провожают в спячку, исполняя особый танец. Во время тайлагана разжигают огромный костер — без него вообще ни один шаманский праздник не обходится — и приносят благодарственные жертвы духам земли и воды. Обязанность их задобрить лежит на двух старейших мужчинах рода. Они кропят землю и воду аракой — некрепкой водкой, которую делают из кислого молока. Таким же образом поступают и шаманы Тувы. В те времена, когда буряты и тувинцы еще были кочевыми народами, после осеннего равноденствия род обычно перебирался с летних стоянок на зимние. Там и отмечали следующий большой праздник, который приходился точно на середину между осенним равноденствием и самым коротким днем года — зимним солнцестоянием. В конце октября шаманы проводили обряды изгнания злых духов. Считалось, что в это время открывается граница между мирами и духи находятся среди людей. Кроме того, раз уж граница все равно открыта, шаман должен помочь духам умерших окончательно переселиться в нижний мир. Поэтому, исполняя ритуальные танцы, шаманы закрывали лицо повязкой, чтобы мертвые не узнали их и не забрали с собой. Тайлаган, посвященный изгнанию злых духов, — еще один ритуал, общий для жителей Центральной Азии и Соединенных Штатов. В ночь с 31 октября на 1 ноября американцы, а вслед за ними и все остальные жители планеты отмечают Хеллоуин. Главный атрибут этого праздника — фонарь Jack-o'-lantern, сделанный из тыквы, — предназначен именно для того, чтобы отгонять от дома нежелательных гостей из других миров. После того как злые духи благополучно депортированы туда, где им положено находиться, остается дождаться праздника, завершающего годовой цикл, — зимнего солнцестояния. В самую длинную ночь года шаманы жгут костры, помогая возродиться солнцу. По одной из версий, до того, как Чингисхан создал свою империю, монголы отмечали Новый год именно 21 декабря. Для современных жителей Бурятии и Монголии тайлаган, проводящийся в этот день, служит сигналом начала подготовки к Сагаалгану — буддийскому Новому году.

Ритуалы, помогающие солнцу возродиться после самой длинной ночи в году, проводят и шаманы коренных народов Севера: чукчей, якутов, эвенков. При этом у северян в день зимнего солнцестояния принято также свататься и договариваться о женитьбе. Возможно, потому, что в самый короткий день у родителей невесты гораздо меньше времени на раздумья, и жених получает ответ максимально быстро.

www.shamanstvo.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.