По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.
Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)
Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».
Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.
Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).
В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.
Сретение. Андреа Селести. 1710.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».
Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.
Сретение. Рогир ван дер Вейден. Фрагмент
При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.
С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».
В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его называют католики.
Наш Богослужебный Устав — Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».
Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут.
На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».
По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».
Читайте фрагмент из стихотворения Иосифа Бродского «Сретенье»
Источник: http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_takoe_sretenie_gospodne_i_v_chem_smysl_etogo_prazdnika
Церковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия (Лк. 2, 21-39) историческом событии.
Церковь в этот праздник прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца-Сына для посвящения Богу Отцу.
Песнопения праздника составлены святыми Константинопольскими патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, архиепископом Критским, святым Космой Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.
Эти авторы, на основе Евангельской истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. В составленных ими стихирах объяснены причины посещения храма Богородицей с Богомладенцем в сороковой день (в частности, очищение Пречистой Девы-Матери по введенному тогда законом обычаю) и, по сравнению с Евангелием, подробнее изложены пророческие слова праведного Симеона Богоприимца о Кресте Христовом.
Авторы песнопений влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, известное из Евангелия, перед его восприятием Богомладенца на руки. Стихиры праздника изображают также изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.
Используя отмеченные нами исторические факты, воссоздадим целостную картину события Сретения Господня в литургическом описании праздника.
Наступил сороковой день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм. По законному требованию, все еврейские дети — первенцы мужеского пола — в сороковой день после рождения представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождавший новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник, опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, — принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.
По словам святого Андрея, архиепископа Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников.
Христос родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но, как смиреннейшая Раба Господня, принесшая пред Лицо Божие Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, — Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами.
В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, святой Косма Маиумский вдохновенно призывает: «Притечем к Богородице и воззрим на держимого Ею Сына Божия». При созерцании Его и бесплотные духи удивленно говорили друг другу: «Ныне мы видим чудное: Создавший Адама вносится, как младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчих недрах описуется плотью».
Священная и Неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца — Создателя всех младенцев, — показала подзаконной Церкви Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма, Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги.
Ветхозаветный храм отверз перед Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил им дары боголепной хвалы.
Конечно, без озарения Святым Духом никто из евреев не мог в это время естественно провидеть в Назаретской Деве Богоматерь и в младенце Иисусе Сына Божия, давшего Моисею закон на Синае.
Но эта великая тайна была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по внушению Святого Духа, в Богомладенце Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего Адама.
В лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица, чистое Жилище Богу, небесная Дверь, херувимский Престол, живая Скиния Господа, Его многосветлый Чертог.
Принесение Богомладенца Иисуса Пречистой Девой в храм эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы. Христос, как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший пречистою Свою Матерь — Деву, не нуждался в жертве очищения. Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Святым Духом, встретили святое семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.
Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец, предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в одной праздничной стихире «Святителем».
Анна Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно праведному Симеону, была преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день и ночь. Ей тогда было от роду 84 года.
Когда праведный Симеон подошел в храме к Пресвятой Деве и с величайшим благоговением смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: «Симеон, носитель несказанных тайн! Приими на руки, как младенца, Господа славы и спасения мира, … на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка».
Старец поклонился до земли Богоматери и сказал: «Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь… Боюсь объять Бога-Младенца… Правда, Исаия некогда очистился принятием от Серафима углем. Ты же подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света… Страшусь обнять моими руками Превечное Слово, рожденное от Отца».
С этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Он обнимал и лобызал Того, Которого трепещут небесные силы.
Затем старец в последующих словах исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов.
Св. патриарх Герман, представляя Симеона Богоприимца носящим Господа Иисуса Христа, не может удержаться от восклицания и говорит в одной стихире: «Симеон! Скажи, Кого ты в Церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас». И как было не изумляться патриарху-песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле и херувимской колеснице.
Между тем, праведный Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели тайну, сокрытую от веков и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни». Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя — Жизнь всех». «Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе младенца видел Тебя, непременного превечного Бога и Спасителя… Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым». «Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Приими Твоего служителя, утружденного старостью».
Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: «Не старец Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее».
Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и Ее страданиях у Креста Христова. «Этот Отрок, — говорил старец Богородице, — будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием». «Он положил Себя камнем преткновения и соблазна непокорным и нерушимым спасением верным». «И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на Кресте».
Что касается пророчества прав. Анны Пророчицы о Христе Спасителе, то оно передается в общих чертах в каноне и стихирах праздника. Святая старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце, называя Его «Спасителем», «Избавителем Израиля», «Христом и Творцом неба и земли».
Изложенное выше содержание богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании образов Богомладенца Христа и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами: «Богородице Дево, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали». «О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами».
В самой истории праздника образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и Божественного величия.
Праздник Сретения Господня становится известным на Востоке с IV века, а на Западе — с V века при папе Геласии II (494 г.).
В VI веке при императоре Юстиниане I (в 543 г.), по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.
Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля — сороковой день от Рождества Христова (25 декабря).
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Лекции по литургике. М., 2002.
Источник: http://www.stefmon.ru/chronic/%D1%81%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5
Сретение Господне, Принесение во Храм (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου также συνάντησις — встреча, лат. Praesentatio Domini — представление Господа) — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве. Принесение во Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания . В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец .
В Православии Сретение Господне принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь , старообрядцы и некоторые иные празднуют Сретение 15 февраля по современному григорианскому календарю . Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей — 2 февраля по григорианскому календарю; Армянская апостольская церковь — 14 февраля.
Симеон Богоприимец
(картина Рембрандта, 1627-1628 гг.)
rezonans-yu.ru
Сретение – это встреча в переводе с церковнославянского языка. А ещё это один из 12 крупных христианских праздников, который отмечается 15 февраля. Кто и с кем встретился и почему это важно – разбирался «Стол»
+
Топонимика
Пройдясь по Сретенскому бульвару, мы увидим, как там встречаются Доходный дом Коровина и офис компании «Лукойл», городская усадьба Лорис-Меликова и обычный жилой дом постройки начала ХХ века. Для москвича «Сретенка», «Сретенский бульвар» или «Сретенские ворота» – это привычные названия. Они говорят о том, что это центр Москвы, это Бульварное кольцо и Собянинская плитка. Кто-то вспомнит, что рядом улица Большая Лубянка и музей истории Московской милиции.
Но ещё ста лет не прошло, когда эти и подобные названия говорили горожанам совсем о другом. В действительности, если слышишь «Сретенская улица» или «Сретенский тупик», то ищи рядом храм во имя Сретения. Помните знаменитый фильма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, который заканчивается вопросом: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Как раз тот случай.
Храм Сретения Господня в селе Заостровье Архангельской области
Встреча
Сретение отмечается на 40-й день после Рождества Христова. И связано это с древним обычаем.
«Две тысячи лет тому назад пыльная дорога между Вифлеемом и Иерусалимом была, как обычно, наполнена звучными аккордами дорожной суеты – возгласами погонщиков, криками животных и скрипом колес. Благочестивые паломники и деловитые негоцианты, суровые римские легионеры и поселяне двигались по ней в обоих направлениях. Ничем не выделялась из других и скромная чета, совершавшая свой знаменательный путь уже очень давно – на исходе времен, именуемых теперь “ветхозаветными”». Так описывал события, предшествующие сюжету праздника, Юрий Рубин в своей книге «От Рождества до Сретенья».
Дело в том, что по иудейским законам женщина после родов сорок дней не могла появляться в Храме: она считалась ритуально нечистой. Некоторые православные верующие до сих пор придерживаются такого же взгляда на новородящих, хотя в Новом завете и в наше время для этого нет достаточных оснований. А у древних иудеев, если рождался мальчик-первенец, то как раз на сороковой день его нужно было принести в Храм, чтобы пройти обряд посвящения младенца Богу. Это был не просто обычай, а закон, который был установлен еще Моисеем в память о выходе иудеев из Египта и освобождении от рабства.
Родители должны были в храм принести благодарственную и очистительную жертву Богу. В зависимости от материального положения семьи это мог быть ягненок или два голубя. Иосиф и Мария пришли с новорожденным Иисусом в храм, неся двух голубиных птенцов (они были совсем не богаты). В храме и произошла та самая встреча, которую теперь все вспоминают. Это встреча со старцем Симеоном.
Фреска собора Протата
Симеон и Анна
Симеон был праведным человеком, ученым, по преданию египетский царь Птолемей поручил ему перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исайи, он засомневался, прочитав фразу «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Старец решил, что это ошибка, ведь дева, то есть девственница не может родить, и поэтому исправил «Дева» на «Жена» (женщина). Но Симеону явился ангел и сказал, что у пророка написано все правильно, ошибки нет. Ангел пообещал старцу, что тот не умрет, пока лично не убедится в этом. В тот день, когда Мария с Иосифом и Христом пришли в Храм, Симеон тоже был там. Пророчество исполнилось. Взяв Младенца на руки, он произнес, выдохнул с радостью освобождения: «Отпускаешь с миром Твоего слугу, по слову Твоему, Господи! Я увидел спасение, которое ты приготовил для всех народов: для язычников во тьме – света и славу для Твоего народа – Израиля». На момент встречи со Христом Симеону было 300 лет. Он взял младенца на руки и вошел в историю христианства как Симеон богоприимец.
Но в тот день в Храме произошла еще одна встреча. Там находилась Анна-пророчица, 84-летняя благочестивая вдова, которая много лет служила и работала при Храме. Она, узнав в Младенце Спасителя, поклонилась Ему и выйдя из Храма, рассказывала всем жителям Иерусалима о пришествии Мессии.
«Сретение». Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308—1311
Развитие праздника
Праздник Сретения Господня стал отмечаться христианами одним из первых. Уже в IV–V веках отцы церкви, святители Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, произносили в этот день свои проповеди. Паломница Эгерия в конце IV века в своих путевых заметках описывала, как празднуется Сретение в Иерусалиме. В VI веке в Византии праздник стал общегосударственным.
С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретением. На Западе до 1970 года он назывался «праздником Очищения», а в 70-м году было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».
Сретение. Фреска церкви Санта-Мария форис портас («за воротами») в Кастельсеприо (Италия, Ломбардия). Конец VII в.
Взамен священной истории – приметы
Известна фраза, что русский народ крещен, но не просвещен. До XVI века многие священники на Руси не были образованы. Службы они знали наизусть, т.к. читать не умели. В таких условиях при недостатке проповеди и просвещения народ не богословствовал, но акцентировался на мелочах: сколько пальцев нужно сложить, чтобы осенить себя крестным знамением, в какую сторону ходить крестным ходом и прочее. При недостатке смысла русские православные стали восполнять пробелы привычными вещами: приметами и обрядами.
Если накануне Сретения небо звездное, то зима еще не скоро заплачет. В Сретение вьюга дорогу перебегает – так она корм подметает. На Сретение снежок пригонит на весну дожжок.
На Сретение в дальнюю дорогу отправишься – домой можешь не скоро воротиться.
s-t-o-l.com
Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. Поэтому католическая церковь отмечает его 2 февраля.
Сретение в Римско-католической церкви — праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. При входе в храм Богородицу встретили святой Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Как предписывал Закон Моисея, родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм на 40-й день после рождения для совершения обряда посвящения.Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в Храме с Младенцем Иисусом на руках, к ней подошел старец Симеон, известный в городе своей мудростью и праведностью. Увидев младенца Иисуса, он взял его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32).
В католической церкви праздник Сретения Господня с незапамятного времени называется Candlemas (Chandeleur). В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник Сретения с 11 часов вечера в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей.Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527—565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Таким образом, этот день вошел в число двенадцати особо торжественных общецерковных празднеств — двунадесятых праздников.Русская Православная Церковь отмечает Сретение Господне по новому стилю — 15 февраля.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Адрес страницы: https://www.calend.ru/day/2019-2-2/
Главная страница / Календарь / 2 февраля 2019 года — праздники, памятные даты, именины, народный календарь, хроника, персоны, дни городов
ПраздникиЗдесь перечислены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.
«Благочестивый», «священный», «благодушный»
«Бог вспомнил», «память Господня»
«Яблоко», «римлянка»
«Слушающий», «услышанный Богом»
www.calend.ru
В православии почитается одним из двунадесятых праздников.
Принесение во Храм младенца Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец.
Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал:
«В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».
Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. — Лк.2:29–32
Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».
Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце:
«И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». —Лк.2:34–35
Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV в. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae, отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV в.
«Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст».
Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 г., на котором было анафемствовано монофизитство. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V в., а в Константинопольской в первой половине VI в.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным.
И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира.
И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34).
Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
В Римской церкви Сретение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи.
Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.
Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца, сказанные им во время Сретения. После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.
Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.
gospel-ru.touristgems.com