Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник успеньев день спожинки дожинки обжимки


Праздник «Успеньев день- спожинки, дожинки, обжимки» - 31 Августа 2018 - МДОУ №139 г.Пензы

Праздник «Успеньев день- спожинки, дожинки, обжимки»

7 августа в детском саду прошёл Праздник «Успеньев день- спожинки, дожинки, обжимки» (день посвященный урожаю хлеба )

Цель праздника

  • Воспитывать у детей уважение к труду, бережное отношение к хлебу, понимание его ценности.
  • Доставить детям радость. Расширить нравственный кругозор детей.
  • Разъяснить значимость труда – хлеборобов через пословицы, стихи, загадки, игры, беседу
  • Формировать коммуникативные навыки.

Вот он Хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

Хлеб!...что может быть важнее хлеба?! Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства. В детском саду прошел праздник посвященный дню хлеба.  Дети получили  радость от общения со сказочным персонажем Колобком, который рассказал им о важности профессии хлебороба, ценности хлеба в жизни человека, воспитанники узнали откуда берется хлеб, сколько работы нужно проделать, чтобы получить маленькую булочку хлеба, о значении хлеба в жизни человека, познакомились с процессом выращивания хлеба, с тем, как хлеб приходит к нам на стол. Чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе помогли нашим воспитанникам понять, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания. Дети делились с Колобком пословицами  и стихами о хлебе, Играли в веселые игры «Калачи» , «Петушок и зернышко», отгадывали загадки.

mdou-139-pnz.ucoz.ru

Спожинки

Жатва подходит к концу... (Фото: Fesus Robert, Shutterstock)

К концу августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечали Спожинки (дожинки) — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который раньше выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю — это было 15 августа).

По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу»: «Уж мы вьем, вьем бороду У Велеса на поле... Завиваем бороду У Велеса да на широком... На ниве великой, Да на горе высокой, На земле чернопахотной... Вейся, вейся, борода Бородушка, вейся

Сусек наполняйся!».

На зачине волхвы-жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво (Фото: ddsign, Shutterstock)

«Щедры Велесе Зри на ны с небеси Житом одари Поле возроди Благо дари веси. То Влес ущаше праотце наше Земе раяте, а злаки сеяте, А жняте вена венища

А цтеть го яко отце божска».

Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего.

В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина начинается веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Page 2

Адрес страницы: https://www.calend.ru/day/2019-8-28/

Главная страница / Календарь / 28 августа 2019 года — праздники, памятные даты, именины, народный календарь, хроника, персоны, дни городов

Журнал покупателя Как лечится зависимость?

К сожалению, лечение наркомании не является чем-то из ряда вон выходящим. Все больше людей нуждаются в помощи специалистов для восстановления здоровья. И современные методы лечения позволяют справиться с проблемой эффективно.

Рекомендуем посмотреть другие статьи раздела

Публикуется на правах рекламы

А также в этот день

Здесь перечислены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.

Персоны
  • 1749
  • 1827
  • 1835 1835  — 1905 Григорий Пушкин русский офицер, младший сын великого поэта А.С. Пушкина
  • 1853 1853  — 1939 Владимир Шухов советский инженер, изобретатель, ученый, почетный академик
  • 1855 1855  — 1914 Анатолий Лядов русский композитор, дирижер и педагог
  • 1878
  • 1894 1894  — 1948 Павел Рыбалко советский военачальник, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза
  • 1899 1899  — 1951 Андрей Платонов советский писатель и драматург
  • 1906 1906  — 1987 Джон Хьюстон американский режиссер, сценарист и актер
  • 1915 1915  — 1979 Константин Симонов советский писатель и поэт
  • 1925 1925  — 1981 Юрий Трифонов советский писатель, киносценарист
  • 1925 1925  — 1991 Аркадий Стругацкий советский писатель-фантаст, переводчик
  • 1928 1928  — 2003 Юрий Саульский советский композитор, автор песен, Народный артист РСФСР
  • 1939 1939  — 1995 Владимир Ивашов советский актер театра и кино, Народный артист РСФСР
  • 1948 1948  — 2005 Наталья Гундарева советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР

www.calend.ru

Праздники урожая: Зажинки, Спожинки, Дожинки и Осенины | Славяне

Когда работать, если у славян так много праздников? Секрет в том, что многие праздники были связаны с трудом. В эти дни полагалось не отдыхать, а трудиться на благо своего Рода и общины. Таковы славянские праздники сбора урожая: Зажинки, Спожинки и Дожинки. Завершаются они Осенинами, только здесь наступает пора для недолгого отдыха.

Как определить даты праздников урожая?

В старь к дням празднования относились не так, как нынче. Сейчас всякий праздник имеет для нас одну верную дату. Раньше же многие праздники были связаны с работой и изменениями природы, потому их даты могли сдвигаться. Праздники сбора урожая начинают, конечно, когда уже есть спелые плоды, когда колосья налились силой и готовы к жатве.

Даты праздников отличаются в зависимости от региона страны. В южной местности урожай начинают собирать раньше, а то и вовсе делают это не один раз за лето. На севере на сбор урожая остается совсем немного времени – работа должна завершиться к осенним дождям. Потому если урожай у вас ещё не поспел к Зажинкам, праздновать этот день стоит позже.

Читайте также: Славянский календарь

Зажинки: начало сбора урожая

Зажинки, первый праздник сбора урожая, выпадает на 5 июля. В это время всюду начинали сбор даров природы. Где ещё не поспела пшеница и рожь, начинали сенокос. Дети ходили в лес за ягодами и приносили корзины с ними в дом.

Зажинки на поле начинают старшие женщины. Большуха, старшая женщина в семье, отправляется на поле. С собой женщины приносят дары для Матери Сырой Земли. На Зажинки каждая женщина сжинала первый сноп и складывала его вместе с другими снопами, от всей общины. Так делали большой общий сноп, который должен был принести богатый урожай.

После обряда к жатве приступают все женщины деревни. Убирали урожай с песнями:

А я, молоденька, рожь топчу,

Рожь топчу, рожь топчу,

Травку-муравку вытопчу,

Вытопчу, вытопчу,

Зеленое жито вырастет,

Вырастет, вырастет,

А я, молоденька, буду жать,

Буду жать, буду жать,

И да у снопочки вязать,

Да вязать, да вязать.

Спожинки: середина сбора урожая, совместная жатва

Спожинки – праздник не столь торжественный, как Зажинки. «Спожинки» значит «совместная жатва». Начиналась она с 15 августа. В это время собирались всей общиной, деревней, смотрели, сколько урожая осталось убрать, на чьем поле больше всего несжатых колосьев, кому нужна помощь.

Спожинки начинаются сразу после Медового спаса. Когда на столе появился первый мёд, хозяева зовут гостей и уговариваются с ними об общей работе – толоке. Участие в толоке могло оплачиваться деньгами или частью урожая. Часто приходили на Спожинки и чтобы повидаться с друзьями-подругами, поработать вместе, ведь так дело веселее спорится.

На горушке на крутой,

На раздольице широкой

А стоит народ всей толпой

Глядит народ толоку.

А чья это толока?

Богатого мужика,

Богатого мужика, 

Акимова толока.

Дожинки: окончание жатвы

Праздник окончания жатвы называют иначе Дожинками. Выпадает он на 22 августа, но может быть и позже. Главное, успеть дожать до начала Осенин, празднования дня Авсеня.

Дожинки считаются также праздником Лешего. В это время хозяин лесов ещё не засыпает, но люди уже начинают прощаться с ним. На границе леса и поля приносят дары Лешему. Хозяина леса благодарят за помощь, за то, что лесные звери не повредили посевам, просят помочь и на следующее лето.

Осенины: не один день, а неделя праздников

звали всякий съезжий осенний праздник, т.е. день, когда собирается за одним столом родня, в том числе из соседних деревень. Точной даты этот праздник не имеет, однако, вернее всего праздновать Осенины вместе с Авсенем, праздником Осеннего Солнца.

Начинают подготовку к Осенинам 19 сентября. Мужчины собираются на братчину, вместе садятся за стол и не просто пируют, а обсуждают, кто сколько урожая собрал, хватит ли до весны, кому помочь нужно. На братчине делят обязанности по подготовке общего праздника Авсеня для всей деревни.

Авсень или Таусень выпадает на день Осеннего Равнодествия. Но праздновать его можно долго, начиная с 20 и до 25 сентября. За это время встарь успевали встретить Осенины, принять гостей в своём доме, ответить им тем же, погулять на деревенском празднике.

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

История праздников — Спожинки (Успеньев день). Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека Новоуральского городского округа.

Спожинки (Успеньев день)

На переломе августа (15 числа), в день Успения Пресвятой Богородицы (а в некоторых местностях в следующий за ним день перенесения образа Спаса Нерукотворного) русский народ справлял третий и последний из своих предосенних земледельческих праздников — «Спожинки», именуемый иначе Успеньевым днем. До Успения полагалось, по установившемуся в незапамятные годы обычаю, успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому-то, по объяснению одних знатоков простонародной старины, и называется этот день «Спожинками-дожинками». Другие же народоведы ведут его название от «Госпожи», т. е. «Владычицы» (Богородицы), и величают его иным, подслушанным в других местностях именем — «Госпожинки». «Спожинать» — кончать жатву, дожинать хлеб. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого деревня, живущая «на земле», должна успеть в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа слывет под названием «молодого бабьего лета». По стародавнему народному изречению — «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать — лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да за три дня после Успенья!». Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывается на деле.

На Спожинки, там, где к этому времени заканчивалась жатва, — по деревням устраивали «мирскую складчину», варили пиво и пекли праздничные пироги из новой муки. На пирушки созывались все родные и добрые соседи — «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день кололи купленного на мирские деньги барана. В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами. Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних колосьев свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходил боярин с боярынею и приглашал жниц во двор, принимал венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам. А кое-где на поле оставляли несколько не срезанных колосьев, свивали их, перевязывая лентой — «завивали бороду», и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». «Бороду» пригибали к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб-соль, и низко кланялись матушке-ниве: «Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса!». Этот обычай пришел еще с языческих времен, когда крестьяне верили, что на ниве обитают духи-полевики. По древним славянским преданиям, урожаи зависели именно от них. Носясь в воздушном пространстве, полевики нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя, и в материнских недрах земли превращаются в различные злаки. При уборке хлеба некоторые из этих добрых духов, чтобы перезимовать прямо на родной ниве, прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню. Другие же полевики попадают в дожиночный сноп; вот почему еще он пользуется таким почетом — не меньшим, чем зажиночный конца прошлого месяца. В некоторых местах из дожиночного снопа изготавливали куклу наподобие ребенка — в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рожденное плодовитой землей. Иногда же на дожиночный сноп надевали сарафан, приделывали ему из палок подобие рук и носили по деревне, а потом, во время застолья, украшенный сноп ставили на середину стола, и совместное пиршество длилось до позднего вечера. Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катались по жнивью, голося-приговаривая:

Жнивка, жнивка! Отдай мою силку: На пест, на колотило, На молотило,

На кривое веретено!

Этим надеялись они набраться новой силы для дальнейших работ — осенних и зимних — бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась какая-нибудь подобающая случаю песня:

Пошел колос на ниву, На белую пшеницу. Уродися на лето, Рожь с овсом, Со дикушей, Со пшеницею: Из колосу — осьмина, Из зерна — коврига, Из полузерна — пирог. Родися, родися,

Рожь с овсом!

По народным приметам, соблюдением этого старинного, завещанного отцами-дедами обычая обеспечивались плодородные дожди на будущую весну и лето. После обедни на Успенье в селах поднимались образа. Крестный ход направлялся к полю. Здесь на широкой меже, пелся благодарственный молебен Божией Матери, Госпоже полевых злаков. Если нет во время этого молебна ни ветра, ни дождя, то предполагалось, что осень будет ведреная и тихая, что совсем не лишнее для «досевок», сноповоза и молотьбы.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы — деревенская Русь привыкла святить новый хлеб. Это происходило за обедней, когда каждый добрый хозяин приносил с собой в церковь свежеиспеченный каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ел ни крохи, все дожидались «свяченого куска». А после еды остаток каравая тщательно заворачивался в чистую холстину и клался под образа. Кусочками его весь год лечили заболевших, веря в целебную силу освященного хлеба. Считалось большим грехом уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем более — растоптать ее ногами.

На севере было принято подавать за праздничный стол на Успеньев день толокно. Бабы ели его, похваливали и вели беседу о прошедшем жнитве. Девушки пели в Успеньев вечер приличные случаю песни. А старые старики прикидывали-подсчитывали собранный урожай. Детвора до поздней ночи шумела в этот день у завалинок, проводя время за веселыми играми.

С Успеньева розговенья начинались по деревням осенние посиделки. Время не ждет: до Покрова только-только успеть молодежи досидеться до свадеб. Принято и сватов не засылать раньше как через две недели после Спожинок. А известно, исстари, что «первый сват — другим дорогу кажет». Потому-то и начинают деревенские красавицы засматривать себе женихов после Успения. «С Успенщины не успеешь присмотреть — зиму тебе в девках просидеть!» — увещает красную девушку народная мудрость устами старой пословицы, взявшейся из крестьянского быта, тесно связанного с полевыми работами и твердо памятующего, что: «На белом Божьем свете всему — свой час»

Литература

  1. Коринфский  А. А. Народная Русь

    / А. А. Коринфский. — Смоленск : Русич, 1995. — 656 с.
  2. Круглый год

    : русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. : ил.
  3. Русские легенды и предания

    . — М. : Эксмо, 2006. — 672 с. : ил.
  4. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия

    . — Ростов на Дону : Феникс, 1996. — 608 с.
  5. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым

    . Т. 1. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1998. — 688 с. : ил.
  6. Семенова М. Мы — славяне!

    : популярная энциклопедия / М. Семенова — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 560 с.
  7. Терещенко  А. В. История культуры русского народа

    / А. В. Терещенко. — М. : Эксмо, 2007. — 736 с. : ил.
  8. Энциклопедия российских праздников

    . - СПб. : Респекс, 1997. — 448 с.

 наверх

Ищите на сайте:

www.publiclibrary.ru

Спожинки 28 августа 2019 года : описание, когда празднуется, история праздника

К концу августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечали Спожинки— день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который раньше выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю — это было 15 августа). По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу» : «Уж мы вьем, вьем бороду У Велеса на поле... Завиваем бороду У Велеса да на широком...На ниве великой, Да на горе высокой, На земле чернопахотной... Вейся, вейся, борода Бородушка, вейся Сусек наполняйся!» .

На зачине волхвы-жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом: Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво ()

Page 2

redday.ru

Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"

Как бы ни был важен и праздничен второй, яблочный, Спас, для крестьянина гораздо существеннее любых плодов был хлеб – основа его существования, источник всех надежд и вечная причина забот и волнений. Поэтому уборочная страда была самым заметным явлением народной жизни, а сопровождавшие его обряды долгие века сохраняли свою магическую сущность, почему и сохранились вплоть до начала XX столетия не только в записях и рассказах, но и в реальном бытовании. Уборка хлебов завершалась в большей части российских губерний к концу августа по новому летосчислению, а по старому стилю – в его середине, совпадая с днем Успения Пресвятой Бо­городицы (28 авг.н.ст.) или пере­несения образа Спаса Нерукотворенного (29 авг.н.ст.) Отсюда и название – Третий Спас, он же хлебный – завершение уборочных работ, или ореховый – поспевали лесные орехи, их начинали запасать на всю долгую зиму, не только как любимое лакомство, но и как дополнение к постному столу, а порой мелко смолотые орехи приходилось добавлять и в квашню, когда муки было маловато или она была на исходе…  В народной традиции третий Спас имел и другое название, указывающее на главное его содержание  – Дожинки, Обжинки, Спожинки.

А.А Коринфский

СПОЖИНКИ

На переломе августа (15 числа), в день Успения Пресвятой Бо­городицы, а в некоторых местностях в следующий за ним день пере­несения образа Спаса Нерукотворенного, народ русский справляет третий и последний из своих предосенних земледельческих праздни­ков - «Спожинки», именуемый иначе Успеньевым днем, а также слывущий и за «Третий Спас». До Успения полагается, по установив­шемуся в незапамятные годы обычаю, успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому-то, по объяснению одних знатоков простона­родной старины, и называется этот день «Спожинками-дожинками»; другие же народоведы ведут его название от «Госпожи», т. е. «Вла­дычицы» (Богородицы), и величают его иным, подслушанным в дру­гих местностях именем - «Госпожинки». «Спожинать» - кончать жатву, дожинать хлеб. «У нас уже спожали!», «И у нас спожинают (дожинают последки)!» - говорят в на­роде, встречаясь на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого дерев­ня, живущая «на земле», должна «успеть» в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа (28.08-13.09 н.ст. – Ред.)слывет под на­званием «молодого бабьего лета» (настоящее - начинается с 1-го сентября(14.09 н.ст. – Ред.) ). По стародавнему народному изречению - «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать - лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да три дня после Успенья!» Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми  работами, только в редких случаях не оправдывается и на деле. «Хорошо, если - Спас на полотне (праздник Нерукотворенного образа Иисуса Христа), а хлебушко - на гумне!» - говорят на дере­венской Руси. Спожинки - «последний сноп дожинают» и у самых не­торопливых хозяев. А у хороших хлеборобов, если у них самих засилье не берет, устраивается в этот день веселый сноповоз – «дружной помочью», за посильное хлебосольное угощение по-праздничному.

Ф. М. Истоминым в 1893-м году, в Костромской губернии (с. Холкино Новоуспенской волости, Ветлужского уезда), записана до­вольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня, по­мещенная в изданном на Высочайше дарованные средства сборнике «Песни русского народа, собранные в губерниях Вологодской, Вят­ской и Костромской»:

«Ты хозяин наш, ты хозяин,

Всему дому господин!

Наварил, сударь, хозяин,

Пива пья-пьянова про нас!

Накурил, сударь, хозяин,

Зеленова, братцы, вина!

Нам не дорого, хозяин,

Твое пиво и вино!

Дорога, сударь да хозяин,

Пир-беседа со гостьми!

Во беседушке, хозяин,

Люди добрые сидят.

Басни ба-бают, рассуждают,

Речь хорошу говорят»...

В таких трогательных словах величают гости-помочане, празд­ничные работнички, своего «хозяина», честь-честью, по заведенно­му дедами-прадедами обычаю, угощающего их за помочь-работу. На Спожинки, - там, где к этому времени заканчивается жатва, по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи - «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день колют купленного на мирские деньги барана. В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами. Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся несрезанные колосья. Из последних свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями  к господской  усадьбе.  По дороге  толпа  увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо хором выходил боярин с боярынею и с боярышнями и приглашал жниц во двop, принимая венок и сноп, которые после этого и ставились в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам. На старой Смоленщине до сих пор заметны пережитки этого обычая. На Успенье красные девушки рядят там «дожиночный» сноп в сара­фан, приделывают к нему из палок подобие рук и надевают на него белую кичку, а затем несут «именинника» в помещичью усадьбу, где и напрашиваются песнями на угощение, во все продолжение кото­рого сноп-именинник стоит на столе. В некоторых местностях и в наши дни существует обычай обвязывать последними колосьями серпы и класть их - на Третий Спас - под иконами.

Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катаются по жнивью, голося-приговаривая:

«Жнивка, жнивка!

Отдай мою силку:

На пест, на колотило,

На молотило,

На кривое веретено!»

Этим надеются они набраться новой силы для дальнейших - осенних и зимних - бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливают ведра воды. Иногда при этом поется какая-нибудь подобающая случаю песня - вроде, например, следующей:

«Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу.

Уродися на лето,

Рожь с овсом,

Со дикушей (гречей – Ред.),

Со пшеницею:

Из колосу - осьмина,

Из зерна - коврига.

Из полузерна - пирог.

Родися, родися,

Рожь с овсом!»

По народной примете, соблюдением этого старинного, завещан­ного отцами-дедами обычая обеспечиваются плодотворные дожди на будущую весну и лето.

На «Большую Пречистую» - в праздник Успения Пресвятой Богородицы - посельская-деревенская Русь привыкла святить новый хлеб. Это происходит за обедней, когда каждый добрый хозяин приносит с собою в церковь свежеиспеченный каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ест ни крохи: все дожидаются «свяченого куска». Разговляются на этот день прежде всего хлебом. Остаток каравая тщательно завертывается в чистую холстину и кладется под образа. Кусочками его «пользуют» болящих, твердо веря в целебную силу этого «Божьего благословения». Считается большим грехом уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем более - растоптать ее ногами.

На севере принято подавать за праздничный стол на Успеньев день «дежен» (толокно). Бабы едят его, похваливают и ведут беседу о прошедшем жнитве. Девушки поют в Успеньев вечер, за толокном-деженем, приличные случаю песни. А старые старики прикидывают-подсчитывают («по суслонам») собранный урожай. Детвора до поздней ночи шумит в этот день у заваленок, проводя время за веселыми играми, перемежающимися звонкими-дробными припевами. Заливаются-звенят, по всей деревне разносятся моло­дые голоса:

«Дожали, дожили,

Оспожинки встретили,

Коровая почали,

Толокна процведали,

Гостей угостили,

Богу помолили!

Хлебушко, рости!

Времячко, лети, лети -

До новой весны,

До новаго лета,

До новаго хлеба!..»

С Успеньева розговенья начинаются по деревням осенние «поси­делки», «засидки», «беседы». Время не ждет: до Покрова только-только успеть молодежи досидеться до свадеб. Принято не засылать и сватов раньше как через две недели после Спожинок. А известно исстари, что «первый сват - другим дорогу кажет». Потому-то и на­чинают деревенские красавицы засматривать себе женихов после Успения. «С Успенщины не успеешь присмотреть - зиму тебе в дев­ках просидеть!» - увещает красную девушку народная мудрость ус­тами старой пословицы, взявшейся из крестьянского быта, тесно связанного с полевыми работами и твердо памятующего, что: «На белом Божьем свете всему - свой час».

На Третий Спас соблюдается до сих пор сохранившееся обыкно­вение загадывать о посеве. Из «дожиночного снопа», - о котором ве­лась речь выше, - берутся три колоса. Вылущенные из них зерна, из каждого наособицу, - зарываются в землю на примеченном укром­ном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса - значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго - средний, третьего - поздний. В Тульской губернии пе­ред Спожинками старые люди ходят на воду и наблюдают за течением. Если реки, озера и болота не волнуются ветром, и лодки стоят спокойно, - то примета говорит, что осень будет тихая и зима пройдет без метелей.

От Спожинок, дожинающих последний сноп, рукой, что называется, подать  и до «Досевок». Как уже упоминалось выше, народный опыт отводит на окончание озимого сева всего три дня после Успения. К восемнадцатому августовскому дню хороший хозяин должен бросить последнюю горсть жита в землю. О запоздавших ленивцах оправдывающихся своим недосугом, в народе говорят: «До Фролова дня (18 августа) сеют ретивые, после Фролова – ленивые!»

Опубл.: Коринфский А.А. Народная Русь. М.,1901.

размещено 30.08.2010

(0.3 печатных листов в этом тексте)

opentextnn.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.