Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник всемилостивого спаса и пресвятой богородицы


День Всемилостивого Спаса

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

День Всемилостивого Спаса — история

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника  —  «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

День Всемилостивого Спаса

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.

Словарь Правмира — Спас

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

14 августа - престольный праздник храма Всемилостивого Спаса | Храм Всемилостивого Спаса

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в XII веке, вероятно, около 1168 года, и связано с событием русской истории. В 1164 году великий князь Андрей Боголюбский (память 4 июля ст.ст., 17 июля н.ст.), живший во Владимире на Клязьме, выступил в поход против волжских болгар, обитавших вдоль средней Волги и Камы. Благоверный князь Андрей отличался глубоким и искренним благочестием. Он любил по ночам молиться в уединении, старался благотворить нищим и убогим. По свидетельству летописцев, он «нетленное предпочитал тленному, небесное — временному и царство со святыми у Бога Вседержителя — мимолетному этому царству земному».

Во всех своих военных походах святой князь Андрей полагался не столько на силу оружия, сколько на помощь Божию. Отправляясь на войну с болгарами в 1164 году, князь Андрей по своему благочестивому обычаю взял с собой в поход чудотворную икону Божией Матери и изображение Животворящего Креста, которое несли перед его дружиной два священника. Перед битвой благо верный князь Андрей усердно молился со всем своим войском, испрашивая помощи Божией и заступления Пресвятой Богородицы. Победа над болгарами была одержана полная, и сразу же по окончании битвы благочестивый князь велел отслужить благодарственный молебен. Во время молебна совершилось чудо — от иконы Божией Матери стали исходить лучи яркого света, осветившие все войско.

В память о победе и о происшедшем чуде и было решено Митрополитом Киевским Константином по ходатайству епископа Ростовского Нестора (+1168) совершать ежегодно 1 августа празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Когда извещение об установлении праздника было послано в Константинополь, то оказалось, что в тот же день 1 августа 1164 года византийский император Мануил Комнин (1143-1180) одержал победу над сарацинами и, совершая после битвы благодарственный молебен, видел такое же знамение — лучи света, исходившие от иконы Спасителя. Поэтому праздник 1 августа стал совершаться не только в Русской, но и в Константинопольской Церкви.

В благодарность Господу и Его Пречистой Матери за дарование победы святой князь Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли (1165).

Истоки празднества в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военной победе. Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия. Заповедь о милосердии старались сделать законом жизни. Известно, что святой равноапостольный князь Владимир (+1015, память 15 июля ст.ст., 28 июля н.ст.) благотворил нищим и обездоленным, легко прощал причинявшиеся ему обиды и был готов миловать даже закоренелых преступников. Святой князь Андрей Боголюбский этой добродетелью, по замечанию летописцев, особенно напоминал своего великого предка.

Почитание Всемилостивого Спаса нашло отображение и в отечественной иконографии. Особенностью русской национальной школы иконописи стало изображение Христа Спасителя не столько как нелицеприятного Судии, строгого и аскетически сурового, сколько как Доброго Пастыря, благостного, кроткого, смиренного, исполненного беспредельной любви и милосердия к людям. Таковы древнейшие образы Нерукотворного Спаса Московского Успенского Собора (XII в.), «Спас Златые власы» (Ярославль, XIII в.), Нерукотворенный образ Воскресенского собора г. Тутаева кисти преподобного Дионисия Глушицкого (XV в.). В этих ликах Спасителя Божественное величие, премудрость и совершенное ведение сочетаются с выражением тихой скорби, сострадания и жалости к грешному и беспомощному в удалении от Бога человечеству. Вершина иконописного мастерства в изображении Всемилостивого Спаса — произведения Московской школы XV века. Кисти преподобного Андрея Рублева принадлежит образ Христа из Деисусного чина Рождественского собора Звенигорода (XV в.) — кроткий, любящий Спаситель проникает Своим Божественным взором в исстрадавшую человеческую душу. С таким же открытым, проникновенным выражением обращен к зрителю лик Христа Спасителя в куполе собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, написанный известным русским иконописцем Дионисием (XV в.)

Особенным почитанием в России отличалась икона Спасителя на восточной стороне Спасских (бывших Флоровских) ворот в Московском Кремле. На этой иконе изображены припадающими к стопам Спасителя преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, а также парящие и придерживающие крест и образ ангелы. На западной стене Спасских ворот была изображена Божия Матерь с Богомладенцем и Нерукотворенным ликом Спасителя над главою Богоматери, Которой предстоят святители Московские Петр и Алексий. Эти изображения связаны с чудесным сохранением града Москвы при нашествии хана Махмет-Гирея в 1521 году. Образ Всемилостивого Спаса был написан над главными воротами в Кремле согласно древнему благочестивому обычаю на Руси осенять проезжие ворота святыми иконами. Подобные иконы Всемилостивого Спаса находились над въездными Кремлевскими воротами в Смоленске, Новгороде и других древнерусских городах. Ангелы, окружающие Спасителя, охраняют вход и исход через ворота города, это ангелам и читается особая молитва при закладке города. Благочестивый царь Алексий Михайлович (1645-1676) повелел, чтобы через Спасские ворота никто не проходил в головном уборе — это повеление обратилось в народный обычай, освященный многолетней традицией. За точным соблюдением этого обычая сначала наблюдали стрельцы, затем часовые, которые за нарушение заставляли полагать земные поклоны перед святым образом. Около 1856 года часовые были сняты, однако по просьбе москвичей, подкрепленной ходатайством митрополита Московского Филарета (Дроздова), вновь поставлены на прежнем месте, «чтобы древний праотеческий обычай сохранялся нерушимо», как выражение благоговения к святыне главных ворот столичного города. Известно, что, когда в 1812 году Наполеон въезжал в Спасские ворота, внезапно ветер сорвал с его головы шляпу. Обратившись к свите, он закричал: «Господа, шляпы долой!»

Образ Всемилостивого Спасителя на Спасских воротах Московского Кремля в древних письменных памятниках назывался чудным, чудотворным и великим. К нему не только жители Москвы, но и всей России питали особенное благоговение, а сами ворота, получившие от иконы Спасителя свое наименование, стали называться Святыми.

Минея-Август, стр. 48-50.

Тропарь, глас 8:

С Вышних призирая, убогия приемля,/ посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве,/ молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Ин тропарь, глас 4:

Светильниче солнечный, Всемилостивый Спасе,/ просвещением сияния Твоего подай и нам слово,/ да восхвалим чистою совестию/ Твое пребожественное празднество,/ Тебе же, Единороднаго Сына,/ единосущна с Духом, славяще,/ даруеши бо нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4:

Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель/ и во отчаяния ров впадся,/ но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове:/ ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу,/ яко Милостив.

Молитва

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

www.vsemspas.ru

Торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы

14 августа Православная Церковь установила праздник, который отмечается в честь Спасителя и Пресвятой Богородицы. Что касается данного события, то у него очень богатая и интересная история, которая связана со многими святыми. 14 августа – это день, когда празднуется еще одно торжество, которое связано с Происхождением Честных Древ Креста Господнего.

Оба события связаны между собой, а также с Крещением Руси. В летописи XVI века есть следующие строки: «Владимир Великий наш правитель истинный, ибо он крестится сам, а потом и всю Киевскую Русь». Сегодня мы отмечаем праздник Крещения Руси 28 июля, но раньше данное событие произошло первого августа. Дело в том, что 28 июля совместили сразу два праздника, добавив к торжеству Крещения Руси, память про князя Владимира. С 2010 года эти два праздники считаются государственными в России.

Историческое прошлое праздника Спасу и Пресвятой Богородицы связано с такими личностями, как Андрей Боголюбский и царь Мануил. Если взять во внимание летописи того времени, то там написано, что Андрей Боголюбский пребывал в приятельских отношениях с царем Мануилом. Когда началась война, то они вместе пошли на войну, ведя за собой войско обученных солдат. Через некоторое время их отряды разделились – царь Мануил напал на сарацин неподалеку от Константинополя, а войско князя Андрея Боголюбского пошло от Ростова на болгар. К сожалению, в то время болгары считались самыми жестокими и заядлыми идолопоклонниками, которые, руководствуясь своими языческими принципами, убивали мирных христиан, и разрушали целые поселки. Они не переставали донимать Руси своими набегами, вследствие чего было принято решение дать им бой. Перед походом, князь Андрей и император Мануил с искренними помыслами помолились образу Пресвятой Богородицы, и впоследствии взяли с собой икону Божией Матери, а также Знаменный Крест. Покровительство Высших Сил было невероятным, так как оба отряда получили блистательную победу, подтвердив это благодатным сиянием иконы Божией Матери, которая находилась в одной из церквей Константинополя. Чтобы поблагодарить святых, а также почтить их память и вспомнить блестящий военный триумф, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в 1158 году. Примечательно, что в некоторых летописях есть другая дата – середина 1164 года, но чаще всего упоминается именно первый вариант.

Христиане совершенно по-разному называли этот праздник. Наиболее популярные версии прихожан – Первый Спас, Медовый Спас или же Спас на воле. Что касается последнего варианта, то по-другому его можно назвать Мокрым Спасом. Стоит отметить, что название «Спас на воде» было придумано отнюдь не случайно, ведь еще во времена развития Константинополя существовал обряд, в ходе которого освящались реки, озера и прочие водоемы. Это делалось в начале каждого месяца. Считалось, что месячному циклу также свойственно обновляться, вследствие чего душа человека очищается. Сегодня в России такое явление можно заметить раз в году, и это в праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицы. Многие христиане освящают водоемы и колодцы, при этом очищая старые. Ближе к вечеру проводится церковная служба, в ходе которой люди со священниками проходят по всем естественным водоемам, и освящают их. По окончанию освящения, благословляется к употреблению различная пища, приготовленная из меда. Люди пекут пирожки с медом, делают пряники и прочие сладости. Это и толкнуло многих из них придумать альтернативное название торжества – Медовый Спас.

www.moleben-online.ru

Праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в нашем храме - Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово

В церковном календаре православных христиан 14 августа — Празднество Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Начинается Успенский пост. Самый непродолжительный по времени, но такой же строгий как Великий, он  предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Праздник Изнесения Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе. Август традиционно самый жаркий месяц в году. В этот период активно распространялись инфекционные заболевания. Каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду ей. Люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и исцелялись.

По церковному уставу в день праздника в центр храма на Литургии выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Праздничное богослужение в храме Спаса Нерукотворного Образа возглавил настоятель протоиерей Андрей Бондаренко. Сослужил ему клирик иерей Димитрий Карпов.

Празднество Всемилостивого Спаса в народе принято называть Медовым Спасом. Конечно, такого названия в церковном календаре нет, но объяснить смысл традиции легко, особенно если обратиться к Ветхому Завету.

Именно в августе начинают качать мед. Как правило, первое, самое хорошее, принято посвящать Богу. Неспроста старшие сыновья в благочестивых семьях служили Господу в храмах. Мед тоже приносили и в храм как жертву, как дар Богу за все Его неисчислимые милости.

В книге Исход читаем:   И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее;  и пошлю пред тобою Ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.

Традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Free Download WordPress ThemesDownload Best WordPress Themes Free DownloadFree Download WordPress ThemesDownload Premium WordPress Themes Freeudemy paid course free downloaddownload coolpad firmwareFree Download WordPress Themesdownload udemy paid course for free

spasperovo.ru

Праздник Всемилостивого Спаса

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Традиции

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

elitsy.ru

14 августа. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: “Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”. Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника – «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.

Page 2

— Сегодня у нас в гостях актриса театра и кино Мария Порошина. Здравствуйте!Вы росли в семье музыкантов, играли на пианино, и даже знаю, что в 9 лет сочинили кантату. А сейчас вы музицируете?

— Очень редко. Единственное, если помогаю детям разобрать новое музыкальное произведение, или показать нюансы, то, конечно, могу. Но если бы это приго...

Читать далее

elitsy.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.