Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздники двунадесятые икона


Занятие факультатива по ОПК «Двунадесятые праздники»

Характеристики урока (занятия)

 основное общее образование

 Педагог дополнительного образования

 Культурология

Повторить и обобщить материал по двунадесятым праздникам. Познакомить с символикой иконографии праздников. Знакомство со священной историей Нового Завета через праздники. 

 Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: 

Презентация, компьютер, проектор

 Обобщающее занятие факультатива ОПК по теме «Двунадесятые праздники». В игровой форме повторяется материал по истории праздников, а также происходит знакомство с новым блоком — символикой икон.

Во время обобщающего занятия учащиеся в игровой форме повторят материал по двунадесятым праздникам и познакомятся с иконографией праздников.

Обобщающее занятие факультатива ОПК по теме

«Двунадесятые праздники»

8 класс

Цель: Повторить и обобщить материал по двунадесятым праздникам. Познакомить с символикой иконографии праздников. Знакомство со священной историей Нового Завета через праздники.

Предварительное задание: индивидуальное, каждый ребенок готовит сообщение о какой-то праздничной иконе.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока «Двунадесятые праздники». Почему праздники называются «двунадесятыми»? (Их -12. По-старославянски «12» – «дванадесять»)

Это главные христианские праздники, связанные со Священной историей Нового Завета. Мы уже говорили о них. Постараемся сегодня повторить то, что уже знаем. И очень надеюсь, что каждый сможет найти для себя что-то новое.

Для начала, в качестве разминки, несколько вопросов из районной олимпиады. В этом году два человека из нашего класса участвовали в ней. В следующем году, может быть, кто-то тоже захочет принять участие. Эти вопросы из олимпиады прошлого года. (Слайды 2-4)

  • Что такое двунадесятые праздники?

1. Все православные праздники

2. Праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

3. Праздники, посвященные наиболее чтимым иконам

4. Дни памяти прославленных святых

(ответ: 2, т.к. Священная история Нового Завета связана с земной жизнью Спасителя и Богородицы)

  • Какой из праздников не относится к двунадесятым? Почему?

1. Рождество Христово

2. Крещение Господне

3. Пасха

4. Вознесение

 (Ответ: 1, т.к. Пасха – Светлое Христово Воскресение – выше всех праздников, Православная Церковь говорит, что это «праздников Праздник и Торжество из торжеств», т.е. как праздник в сравнении с будним днем, так Пасха в сравнении с другими праздниками).

  • Какое событие празднуется в православных храмах каждое воскресение?

1. Пасха

2. Рождество Христово

3. Благовещение

4. Преображение

(Ответ: 1 – Пасха, Светлое Христово воскресение, отсюда и название дня недели)

Игра «Реставраторы» (слайды 5-11)

На заброшенном чердаке была найдена старая-старая книга. Пожелтели, обветшали ее страницы, время безжалостно стерло письмена. Сохранились лишь отдельные слова и фразы. Расскажите, о чем было написано в книге.

(Класс делится на группы, объединяясь по две парты. Учащимся раздаются листы в бумажном варианте. 5 минут на подготовку, один из группы выступает, остальные могут дополнять, Когда группа выступает, проецируется соответствующий слайд презентации).

Иконография праздников

Каждый двунадесятый праздник имеет свою праздничную икону. Мы их видели. Но икона – не просто рисунок, она полна символических деталей. У нас есть ребята, которые готовили небольшие сообщения по иконографии праздников.

Задание для всех: узнать, какому празднику посвящены иконы на слайде презентации. Тот, кто готовил сообщение про икону, назвать свою икону не может. (Кликаем по репродукции иконы (слайды 12-13), которую узнали ребята, при этом по гиперссылке открывается изображение этой иконы и название праздника. Слово предоставляем учащемуся, готовившему сообщение об этой иконе. Понятно, что при этом иконы дети будут называть не в хронологической последовательности. В данном случае, это не принципиально, поскольку урок обобщающий, и дети уже знают о праздниках. Чтобы вернуться к слайдам 12-13, надо щелкнуть мышкой по большой репродукции иконы. После окончания работы со слайдом 12 или 13, жмем кнопку «далее»)

Рождество Пресвятой Богородицы

Иконография праздника сложилась в X-XIвеках в Византии. Существуют различные варианты композиции. В центре на одре лежит святая Анна. Рядом стоят девицы, держат дары. Внизу слева купают Новорожденную. Иоаким иногда выглядывает из верхней палаты, иногда вместе с Анной и Младенцем сидит внизу справа.

На некоторых иконах изображают ткань, перекинутую от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения.

Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку мы говорили, что интерьер для православной иконографии не характерен.

Введение  во храм Богородицы

Предания сохранили подробности того, как Пресвятую Деву Марию привели в храм. В торжестве посвящения участвовало множество родных и близких Иоакима и Анны. Из Назарета все отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного поста с молитвою все пришли к храму. Впереди шли девочки с зажженными свечами в руках. Навстречу вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати ступеней, на каждой ступени, заходя в храм, священники останавливались, чтобы пропеть особую песнь – псалом. Ступени были очень высокими. Но к изумлению присутствующих, трехлетняя Мария легко и быстро преодолела их без помощи других людей. Это было чудом.

Первосвященник взял Ее за руку, но не остановился там, где по обыкновению стояли молящиеся, а повел в Святая Святых, куда сам имел право заходить только раз в год. Почему? Это было сделано по внушению Божию. Здесь, в алтаре храма, в Святая Святых, назначил он юной отроковице место для ежедневной молитвы. Престарелые же родители возвратились домой, славя и благодаря Бога.

На иконе праздника в центре – маленькая фигурка юной Марии, одетая в характерный для богородичной иконографии мафорий. Так одевались замужние палестинские женщины.

Но эта деталь подчеркивает грядущее великое предназначение Божией Матери. Позади святые Иоаким и Анна. Первосвященник Захария склоняется к Ней. На некоторых иконах в верхнем углу помещается сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела.

Благовещение Пресвятой Богородице

На иконе праздника изображены Пресвятая Дева и Архангел Гавриил, благовествующий Ей. Детали же отличаются. На одних иконах Пресвятая Дева Мария изображена за чтением Священного писания, на других за пряжею. А на иконе 12 века «Благовещение Устюжское» — просто ровный золотистый фон. Эти детали тоже не случайны. «Благовещенье с пряжей» является наиболее распространенным сюжетом. Его помещают обычно на Царских вратах. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити – символ царского достоинства зарождающегося Младенца. На иконе присутствуют изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.

Отсутствие конкретного места действия на Устюжской иконе тоже символично. Оно подчеркивает таинственность и прикровенность Боговоплощения. Главной здесь становится Благая весть, принесенная Архангелом.

Рождество Христово

Давайте посмотрим на икону праздника. Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с Нею проем пещеры, в которой находятся ясли. В яслях – спеленатый Младенец. Рядом с яслями – вол и осел. Существует несколько толкований присутствия животных. Во-первых, они подчеркивают место, где свершилось событие Рождества. Во-вторых, отражают древнее предание, что Иосиф взял с собою ослика, на котором путешествовала Богородица, и вола, чтобы продать его. В-третьих, это символическое отражение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис.1,3). Есть и такое толкование: вол и осел – два народа – израильский и языческий – которых пришел спасти Христос.

Над пещерой небесный полукруг и Вифлеемская звезда, лучи которой нисходят на Младенца.

Справа и слева помещены фигурки ангелов, пастухов, волхвов.

А Богородицу чаще всего изображают отвернувшейся от Младенца. Почему? Символически это подчеркивает две мысли: Младенец уже принадлежит  не Ей, а всему миру. И второе, Сама Богородица обращается к миру, для которого Она должна стать теперь Заступницей и Утешительницей.

В нижней части иконы – Иосиф Обручник. Перед сидящим в задумчивости Иосифом – пастух. В правой нижней части иконы – омовение Младенца, которое совершают две женщины.

Сретение Господне

Символическое значение этого праздника и в «срете­нии» – встрече –  ветхозаветной, уходящей, и новой, при­ближающейся, эпох в истории человечества. В ико­нографии праздника это значение евангельско­го сюжета занимает главенствующее место. Важнейшая деталь композиции иконы – изображение перевитого велумом кивория. Киворий – шатер на колоннах над пре­столом – принадлежность именно христианского хра­ма.

Слева изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, за ней – праведный Иосиф. В руках Иосифа – два птенца горлицы, жертва за Новорожденного. Справа – праведный Симе­он Богоприимец, протягивающий закутанные, в знак особого благоговения, руки к Младенцу, по­зади его — пророчица Анна. Иногда в руках Анны изображают свиток, а Богомладенец нахо­дится на руках Симеона.

Крещение Господне

На ранних иконах в центре помещался Спаситель, окруженный водами, слева – Иоанн Крести­тель, вверху – изображение голубя.

В дальнейшем в композицию иконы стали включать фигуры ангелов.

Река Иордан заключена между двух высоких горок. Горки имеют два значения: они символизируют ступени духов­ного восхождения и показывают, что действие происходит на открытом пространстве.

В самых ранних вариантах иконы среди волн Иорда­на в нижней части можно увидеть аллегорические изоб­ражения бородатого старца и юноши, – они символизируют воды реки и моря, которые по пророчеству псалмопевца побежали вспять.

Иногда композицию иконы дополняет группа людей, готовящихся к Крещению.

Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в виде парящего над Христом голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого нисходит луч, заканчивающийся небольшим кругом, в центре которого и помещен голубь.

Преображение Господне

Преображение Господне… Господь преобразился, показал Свою Божественную природу. Оно произошло не при большом стечении народа, а только для избран­ных учеников, только после долгого и трудного вос­хождения на вершину горы. И как подтверждение Божественности Иисуса явлены были ученикам два про­рока: от мира умерших – Моисей, от мира живых – восхищенный на небо и не познавший смерти Илия. Ученикам было дано видение не только скрытого пло­тью Божества, но и убедительно доказано, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы.

В центре иконы в круге славы изображен Спаситель в белых ризах. Слева пророк Илия, справа Моисей с книгой в руке. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. В нижней части композиции – гора Фавор с деревьями и апостолы.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

В центре иконы праздника изображен Спаситель, сидящий на молодом осленке. Осленок, по толкованию святых отцов – необузданный народ языческий, а ослица, упоминаемая в Евангелии от Матфея – народ иудейский. Справа – Иерусалим, из ворот которого вышли ликующие жители с пальмовыми ветвями в руках. Дети постилают одежды, срывают пальмовые листья. У древних жителей Иерусалима это знаки почтения при встрече особенно важных людей.

Светлое Христово воскресение (Пасха)

Воскресение Христово – момент непостижимый. Поэтому на общепринятой иконе, посвященной Воскресению Христову, изображено не это, а другое событие, а именно, «Сошествие во ад». Основой для иконографии послужило Священное Предание и апокрифическое Евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Спасителя во ад. Когда Господь умер на кресте, тело Его было погребено в пещере, а душой он спустился в ад, откуда вывел всех праведников, ожидавших Его. До этого момента, согласно православному вероучению, рай был закрыт для человека. Все умершие, и грешники, и праведники, попадали в ад. Конечно, праведники не страдали. Находясь в особом месте, называемом ложем Авраамовым, они ждали пришествия Того, Кто выведет их из ада, сломает все замки и запоры, откроет человечеству путь в Царствие Небесное.

И Господь оправдал эти надежды. Он принес Себя в жертву за всех, кто живет на земле, жил когда-то или родится в будущие времена. Он – наш Искупитель. Он искупает нас от власти греха, дает силы бороться с грехом.

Вознесение Господне

Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель. Вокруг фигуры возносящегося Господа круг славы, который поддерживают ангелы. В центре на фоне горы – отпечаток стоп Спасителя. В нижней части те, кто провожает Господа: Богородица с двумя ангелами в белых одеждах по сторонам, ученики. На большинстве икон апостолы не имеют нимбов. Нимб есть только у Господа, Богородицы и ангелов. Это свидетельство того, что апостолы еще не получили Благодать Святого Духа. Он снизойдет в День Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи.

Троица (Сошествие Святого Духа на апостолов)

Описание сошествия Святого Духа на апостолов находится в книге Деяний, во второй главе.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каж­дом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

В центральной части праздничной иконы, симметрично, по дуге, расположены фигуры апостолов – по шесть слева и справа. Удивительно, что на вершине, составленной из фигур дуги, изображены апостолы Петр и Павел. Со­гласно книге Деяний, Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице.

Ответ в том, что икона являет нам не хронологическое свидетельство праздника, а его духовную суть. Сошествие Духа Святого на апостолов – начало христианской Церкви как сообщества всех объединен­ных верой и стремлением к спасению людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Апостол же Павел вместе с апостолом Петром именуются Церковью первоверховными. За тот колоссальный труд, который они осуществили для распространения веры христианской.

В нижней части дверь, она указывает на затворенную от внешнего мира горницу. На многих иконах в дверном проеме – старец в короне, держащий в руках двенадцать свитков. Это символическое изображение Космоса, то есть всей Вселенной. В руках у апостолов также свитки, а у апостола Павла – книга.

На некоторых иконах изображают и пресвятую Богородицу. На других – не изображают.

Обосновано и то, и другое. Богородица еще раньше была освящена и просвещена Духом Святым. Поэтому не Нее не сходи Святой Дух в этот день. Но духовное единение, которое было между Пречистой Девой и учениками Иисуса Христа, велит в День рождения Церкви изобразить их всех вместе.

Успение Пресвятой Богородицы

В центре иконы одр с лежащей Богоматерью. Сле­ва и справа от одра изображены апостолы, святители и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. В центре иконы за ложем Богородицы – фигура Спасителя. В руках Его фигурка младенца – душа Богородицы, родившаяся в мире духовном.

Спаситель окружен сферой славы, вокруг которой изображены ангелы. Слева и справа помещают палаты. В верхней части иконы на фоне неба изображают апостолов, переносимых к одру Богомате­ри. Это не столько скорбь успения, сколько торжество рождения души в жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Согласно Священному Преданию, святая равноапос­тольная императрица Елена по поручению своего сына – равноапостольного Константина Великого – отпра­вилась в Иерусалим на поиски креста, на котором был распят Спаситель. Оказалось, что потомки первых христиан сохранили память о месте, где была Голгофа и гробница Спасителя. Разрушив построенные на святых местах языческие храмы, императрица начала раскоп­ки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью «Царь Иудейский», отрытая отдельно от крестов, а также пещера Гроба Господня. Но на каком из крестов был распят Спаситель? Мимо движется похоронная процессия. И чтобы понять какой крест настоящий, все три креста по очереди кладут с молитвою на умершего. Господь открывает истину, воскрешая покойного.

Именно этот Крест и был торжественно явлен народу 14 сентября 331 года иерусалимским епископом Макарием.

На иконе праздника в центре изображен епископ, держащий в руках Крест. Ему помогают двое служи­телей в светлых одеждах. Слева, справа, иногда и в нижней части иконы изображен народ, среди которого особо выделяются святые равноапостольные Констан­тин и Елена.

Блиц-опрос.

Какой Православный праздник является вашим любимым? Почему?

(Могут ответить желающие, а в случае их отсутствия, по цепочке все ученики класса).

Подведение итогов урока.

Литература

  1. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с.
  2. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. – 264 с.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1993. 

Пономарева Елена Александровна  

mozhblag.prihod.ru

Великие двунадесятые праздники

Православные праздники

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания.

В России до 1925 года были также и гражданскими.

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.

  • В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения — 25 марта (7 апреля по новому стилю). Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события...читать далее
  • Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет о том, что если родится дитя, то посвятить его на служение Богу, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Ее Богу, Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными с...читать далее
  • С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня. В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель п...читать далее
  • Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сорок...читать далее
  • Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Накануне Иисус совершил одно из самых известных чудес – воскресил Своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти. За шесть дней до Пасхи Иисус Христос собрался для празднования ее идти в Иерусалим и многие из народа с радостным чувством последовали за Ним. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе ...читать далее
  • Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона). Иоанн, много проповедовавший о скором приш...читать далее
  • Чтобы явить Своим ученикам Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор — лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем ж...читать далее
  • Согласно церковному Преданию, Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким и Анна. Супруги были бездетны, но не теряли надежды, что Господь может разрешить неплодство Анны даже в её преклонном возрасте. Они горячо молились и просили Господа даровать им дитя, которое обещали посвятить Богу для служения в храме. И Господь услышал их молитвы: Праведная Анна зачала и ра...читать далее
  • Единственный Человек рождается на земле не для того, чтобы жить. А для того, чтобы умереть. Христос рождается для этого. Единственный смысл его рождения – принять на себя человеческую смерть. Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай в...читать далее
  • Как видно из второго названия этого праздника он совершается на пятидесятый день после Пасхи. Двойное название праздника от­ражает и две религиозные идеи заложенные в его содержании. Христианское вероучение открывает нам понятие о едином Боге, который существует в трех лицах: о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. При этом Богов не три, а один. Для рациональ­ного мышления этот догмат фактически непостижим. Мы, христиан...читать далее
  • В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благо...читать далее
  • После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную. С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедов...читать далее

Мастерская - интернет магазин Иконы под старину. Иконы оптом. Продажа икон.

starikona.ru

Православные Иконы Двунадесятых Праздников

Каждый год Православная Церковь празднует Пасху и двунадесятые праздники, которые главенствуют над всеми остальными религиозными событиями. В то время как Пасха является величайшим христианским праздником, который прославляет Иисуса Христа и Его воскресение из мертвых, двунадесятые праздники отмечают самые важные события, предшествующие этому моменту и последующие за ним. Неудивительно, что для каждого из них существуют свои собственные праздничные религиозные иконы, изображающие знаменательное событие. Предлагаем вашему вниманию список восточно-православных икон двунадесятых праздников:

  1. Рождество Богоматери (8 сентября) – Эта религиозная икона изображает чудесное рождение Матери Божией, которая появилась на свет в доме Иоакима и его бесплодной жены Анны.
  1. Воздвижение Креста (14 сентября) – Православные иконы этого праздника обычно изображают святую Елену и святого Макария, воздвигающих Крест Господень, как дань кресту Иисуса Христа, и показывающих его людям.
  1. Введение Богоматери во храм (21 ноября) – Эти праздничные иконы изображают маленькую Марию, бегущую к Св. Захарию при входе в Иерусалимский храм.
  1. Рождество Христово (25 декабря) – Эти святые иконы изображают рождение Христа в пещере, окруженной очень острыми скалами, символизирующими жестокий мир.
  1. Богоявление (6 января) – Эта религиозная икона изображает другое важное событие – Крещение Христа в реке Иордан, которое ознаменовало собой начало Его служения на земле.
  1. Сретение Господне (2 февраля) — Православные иконы Сретения Господня (Принесения во Храм) изображают историю принесения младенца Христа в Иерусалимский храм.
  1. Благовещение (25 марта) – Иконы Благовещения изображают Богородицу, сидящую на возвышении, и архангела Гавриила, сообщающего ей, что у нее будет ребенок.
  1. Вход в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой) – Православные иконы этого праздника, также известного как Вербное воскресенье, изображают триумфальное вступление Христа в Иерусалим верхом на осле.
  1. Вознесение (40-й день после Пасхи) – Эта религиозная икона Христа изображает момент, когда Он был вознесен на небеса перед учениками.
  1. День Святой Троицы (50-й день после Пасхи) – Святые иконы этого праздника, также называемого Пятидесятницей, изображают сидящих полукругом апостолов и Святого Духа, появляющегося в виде языков пламени, сходящих на каждого из них.
  1. Преображение (6 августа) – Православные иконы Преображения изображают явление Христа апостолам, когда они поднялись на гору, чтобы помолиться.
  1. Успение Богородицы (15 августа) – Эти иконы изображают Богородицу на смертном ложе и Христа, стоящего позади нее. 

Это двенадцать основных икон и праздников (за исключением Пасхи) Литургического года. Однако существуют также восточно-православные иконы, изображающие все эти события одновременно. Эти уникальные шедевры иконописного искусства, известные как «Полницы», создавались в основном палехскими иконописцами, что делает их еще более ценными для коллекционеров. К счастью, эти редкие старинные русские иконы можно найти в нашей онлайн-галерее!

Write to us if you want to buy this product.

russianicon.com

Иконы праздничного ряда

Для современного человека, уже утвердившегося в вере, или делающего только первые шаги к храму, знакомо словосочетание «праздничная икона». Что оно обозначает? Мы всегда, когда переступаем порог Божьего храма, видим в центре его аналой - специальный столик со слегка наклоненной верхней его частью. На таком аналое и располагают икону Праздника, или «Праздничную икону». По названию Праздничной иконы можно узнать, какой праздник чествуется христианами в этот день. Известно, что каждый день года связан с событием в истории христианства.

В воскресный день на аналое всегда располагают икону Воскресения Христова. Есть большие праздники, двунадесятые праздники – в эти дни на аналое находится икона с изображением этих великих событий. Часто в обычный день можно увидеть на аналое небольшую икону со множеством клейм с запечатленными святыми. Это иконы месяцесловные, которые рассказывают о святых или событиях церковной недели или даже целого месяца. Рядом с Праздничной иконой в храме стоит большой подсвечник со свечами «к Празднику». В православной традиции принято украшать Праздничную икону цветами, открывая этим свои благоговейные чувства перед Создателем. Во время Богослужения каждение ладаном в храме начинают с каждения вокруг Праздничной иконы под церковные песнопения. Праздничные иконы находятся не только в центре храма на аналое, но расположены также в иконостасе. Иконостас в переводе с греческого языка означает «подставка для икон». В современном храме иконостас – это выполненная из различных материалов перегородка, разделяющая пространство храма на алтарную часть – собственно алтарь, и место для молящихся членов церковной общины. Особый интерес к иконостасам был на Руси. В средние века появляется иконостас в несколько рядов. Первым многоярусным иконостасом считается иконостас Успенского собора во Владимире начала 15 века. В таком многоярусном иконостасе второй или третий ряды посвящены Двунадесятым праздникам, т.е., 12 самым главным Праздникам Православной церкви. Праздничные иконы праздничного ряда иконостаса бывают разных размеров, чаще всего, небольших. Назовем эти Двунадесятые праздники, о которых повествуют языком красок праздничные иконы: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Малая церковь христианина - это его дом с домочадцами. По древней традиции христиане устраивают дома свой домашний иконостас. В его обустройстве следует придерживаться уже сложившихся обычаев. Так же, как в храме алтарная часть с иконами иконостаса смотрят на восток, домашний иконостас также нужно располагать на восточной стене дома или квартиры. Конечно, дома не делают многоярусных иконостасов. Обычно, это угловая полочка, которая может быть в несколько рядов.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» возможен заказ специальных киотов и полок для благочестивой организации домашних иконостасов.

Чаще всего, домашний иконостас имеет свою семейную традицию. Но всегда в нем размещают иконы Спасителя и Богородицы, нередко перешедшие в семью от далеких предков. Эти иконы особо почитаются и размещаются в центральной части иконостаса. Над иконами Господа и Богородицы можно расположить икону Святой Троицы, увенчав сверху иконостас Распятием – символом и орудием нашего спасения. Рядом с иконами Спасителя и Божией Матери размещаем икону Ангела Хранителя. Далее в своем домашнем иконостасе мы располагаем иконы небесных покровителей членов семьи, в честь кого они были наречены в таинстве наших самых известных и скорых на помощь святых – святителя Николая Чудотворца, блаженных Матроны Московской и Ксении Петербуржской, св. Георгия Победоносца. Впрочем, здесь уже трудно остановиться – все наши святые угодники горячо любимы нами и глубоко почитаемы, и их святые иконы появляются в домашнем иконостасе тоже каким-то чудесным, от нас не зависящим, образом. Нужно только бережно относиться к домашним святыням, не «складировать» их, а располагать чинно и не забывать совершать молитвы перед иконами святых.

Маленький домашний иконостас может быть и в детской комнатке, в котором могут разместиться первые иконы святых вашего ребеночка. Ведь детки самые близкие друзья Господа и Его святых и самые искренние, и благоговейные молитвенники.

Дорогие друзья, устремим свои сердечные очи к Горнему миру, настроим струны своей души на молитву за други и ближние своя, не забудем помянуть и врагов своих, ибо нам заповедано молиться и о них, и по вере нашей Господь Милосердный подаст нам все необходимое для нашего спасения. А спасение и есть цель жизни во Христе Иисусе, Господе нашем.

micon.ru

Русская икона " Воскресение и Великие праздники"

В Православной Церкви тринадцать главных праздников в году, который отмечается вместе с вселенской Церковью. В центре года-Пасха, праздник праздников, празднование Воскресения Христа и, следовательно, величайший из христианских праздников. Другие двунадесятые все относятся к Воскресению, обозначение основных событий, приведших к нему и после него. Таким образом, календарь “искупил”, пометив каждый день как связано с событием в истории Церкви, и особенно в жизни Иисуса Христа.

Каждый из двунадесятых праздников и Пасхи, у праздничной иконы, на которых изображены знаменитые событие, как исторический акт и духовная реальность. Рождества Богородицы (8 сентября)

Вместе, Великие праздники служат, чтобы рассказать нам историю воплощения, который имеет своей кульминации в центре года с празднованием “праздника праздников” – Пасхи. Поэтому логично, что первый великий праздник церковного года, который начинается в сентябре, заключается в том, что в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

+

Воздвижения Святого Креста (14 сентября)

+

Вход Пресвятой Богородицы во храм (21 ноября)Первый крупный праздник в период Адвента, является то, что вход Божией Матери в храме в Иерусалиме (гр: Η είσοδος της Θεοτόκου στον Ναό; Ру: Введение во xpamare). Как гимн для праздника говорит, вход Божией Матери в храм-это “прелюдия” Божьего плана спасения: воплощение.

>

+

Икона РождестваРождества Христова, или “Рождества” (25 декабря)Рождество Христово всегда празднуется и воспеваемый христиан тем или иным способом, так как он занимает центральное место в вере. Слово Божье в прошлом появились в различных формах. Однако, теперь он взял на себя нашу человеческую природу и в смирение рождается от женщины появляется как маленький ребенок. Это чудо проявляется в иконе Рождества Христова.

+

Икона БогоявленияБогоявление, или Крещение Господне (6 января)С первых веков христианской церкви, там всегда был “фестиваль огней”. В глубине зимы, этот праздник отмечается появление Сын Божий пришел в мир как Иисус Христос, и его ранние годы, вплоть до своего крещения в Иордане, который возвестил о начале служения Иисуса на земле.

>

+

Сретение Господне в храмеПредставление Христа в храме (февраля 2)Через сорок дней после рождения Христа празднуется, и доведя цикл Рождества праздники к концу, посвящение младенца Иисуса помнят в праздник Сретения. Под простым внешним актом подчинения моисееву закону лежит эпохальным моментом в истории нашего спасения.

+

Благовещения (25 Марта)Песнопения на этот праздник провозглашает: сегодня начало нашего спасения, откровение вечной тайной! Сын Божий становится сыном Девы, как Габриэль объявляет о пришествии благодати. Икона Благовещения является одним, что представляет радость объявление о пришествии Христа.

>

+

Вход В Иерусалим ИконаВербное воскресенье (воскресенье перед Пасхой)Конец Великого поста и начало страстной недели начинается в Вербное воскресенье, которое помнит триумфальный вход Христа в Иерусалим. Это ключевое событие в служении Христа, и так хорошо, как отмечается с древности, это тоже привычный значок в крупных церквей, наряду с другими сценами из жизни Христа.

+

Сошествие во ад - икона ВоскресенияПасха, или ПасхаПраздник праздников: в центре христианской веры-это праздник Иисуса Христа и его Воскресение из мертвых.

+

Вознесение Христа (сорок дней после Пасхи)Сорок дней после своего воскресения Христос вознесся на небеса перед учениками, и так сорок дней после Пасхи, праздник Вознесения. Значок этот праздник показывает события, описанные в книге деяний, хотя как и у всех святых икон есть более выявлены, чем просто прямой пересказ истории в картинках.

+

Пятидесятница

Пятидесятница, или Троица (на пятидесятый день после Пасхи)Значок праздник Пятидесятницы еще называют Сошествие Святого Духа, как это изображено событие, описанное в книге деяний (деяния 2:1-4), когда Святой Дух сошел, как огненные языки на Апостолов, собравшихся вместе и дало им возможность проповедовать на разных языках.

+

В России икона Спасителя (16 век)Преображения (6 Августа)Описано в первых трех Евангелиях (Мф 17: 1-9; МК 9: 2-8; Лк. 9: 28-36)

+

Икона УспенияУспенский (засыпая) Богородицы (15 августа)Церковный календарь расскажет нам историю нашего спасения традиционным способом, с кульминацией рассказ, идущий в середине, когда празднуется Пасха, перед окончанием в несколько симметричных и бесплатный для начала. Таким образом, финальная “сцена” в нашей истории спасения-Успение Марии, матери Божией.

+++

Обратите внимание на “великие иконы праздников”:Значок в верхней части этого поста показывает Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками в границе. Начиная с левой верхней и идя по часовой стрелке, праздники показаны: Рождества Пресвятой Богородицы; вход Пресвятой Богородицы во храм; Благовещение; Рождество Христово; Богоявление; Преображение; Воздвижение Креста Господня; Успения Пресвятой Богородицы; Святой Троицы (Пятидесятницы вместо*); Вознесение; Вербное воскресенье; презентация Христа в храме.

*В Православной Церкви Пятидесятница также известен как день Святой Троицы. Большинство русских икон такого рода будет заменить изображение Святой Троицы (или “гостеприимство Авраама”) для изображения Пятидесятницы.

Икона 1903 г

elitsy.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.