Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздники спаса в августе очередность


Три Великих Спаса в августе 2018: даты праздников, что нужно сделать

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018.

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.

В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

http://ria-m.tv/news/124545/tri_velikih_spasa_v_avguste_2018_datyi_prazdnikov_chto_nujno_sdelat.html

Page 2

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018.

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.

В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

http://ria-m.tv/news/124545/tri_velikih_spasa_v_avguste_2018_datyi_prazdnikov_chto_nujno_sdelat.html

sayan19.ru

Когда какой Спас в августе: дата и традиции праздников

В августе отметим сразу три христианских праздника: Яблочный, Медовый и Ореховый Спас. Каждый из этих праздников несет особый смысл и имеет свои традиции, поверья и обряды.

В августе православные христиане будут отмечать сразу три праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который в простонародье называют Спас. Празднуют сразу три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый, именно в такой последовательности. Все праздники имеют свою фиксированную дату.

Медовый, Яблочный и Ореховый Спас – праздники, которые отмечаются каждый год и несут особый смысл, наступая в определенный день, а также традиции и обряды, о которых мы расскажем вам чуть позже.

Медовый

Медовый Спас отмечается 14 августа. Медовый Спас - первый из трех праздников. Он установлен в честь Происхождения Животворящего Креста. Ежегодно Медовый Спас отмечается в середине августа, а именно - 14 числа.

Другое название этого праздника – Маковей. Подобное название – дань памяти Маккавеев, семи мучениках, которых упоминают в Ветхом Завете. Однако в народе этимологию праздника переосмыслили и связали с маком, который как раз созревает к середине августа. Поэтому в этот день принято готовить еду с яблоком и маком.

Медовый Спас важен и тем, что в этот день начинается Успенский пост, который является одним из самых коротких в году и заканчивается Преображением Господня и Успения Божией Матери. Продлится пост с 14 по 28 августа.

Третье название – Спас на воде. Это связано с традицией подготавливать колодцы к зиме в этот день. С этого же праздника прекращали купаться в открытых водоемах, дабы не угодить под злую руку нечисти.

Яблочный

Яблочный Спас наступает 19 августа. Его отмечают почти через неделю после Маковея и по-другому называется Великий Спас. Все дело в том, что он совпадает с большим христианским праздником - Двунадесятым праздником Преображения Господня. В народе название праздника связывают с периодом сбора яблок. Согласно поверью, до этого дня употреблять в пищу яблоки нельзя.

Ореховый Спас - 29 августа. Ореховый Спас – последний из трех Спасов и отмечается на следующий день после Успения Богородицы, завершая пост.

По-другому Ореховый Спас также называют Хлебным, но еда здесь не причем. Просто в эту пору начинается сбор урожая хлеба. Ореховый Спас также называют Осенний или Холодный. Наши предки связывали этот праздник с началом осени, отсюда и пошли такие названия.

Что святят в церкви на Медовый, Яблочный и Ореховый спасы

Каждый Спас связан с освящением определенной группы продуктов. До праздника, как уже упоминалось, эти продукты были под запретом у истинных верующих. И лишь после покаяния в церкви, молитвы и освящения продукта его можно есть.

  • На Спас святят:
  • Медовый спас – в храм несут мед и мак;
  • Яблочный спас – яблоки и другие округлые фрукты, чаще всего виноград и груши;
  • Ореховый спас – орехи и еще с ними: ореховые ветви, листья для целебных настоек, а также хлеб, яблоки и виноград, мед.

www.niknews.mk.ua

Августовские «Спасы»

Ав­густ бо­гат ка­лен­дар­ны­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми. Неко­то­рые при­об­ре­ли об­ще­куль­тур­ный ха­рак­тер и зна­ко­мы всем, да­же не слиш­ком цер­ков­ным лю­дям. В первую оче­редь это от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым «Спа­сам». Бе­да лишь в том (и это не един­ствен­ная на­ша «бе­да»), что в цер­ков­ном ка­лен­да­ре та­ких на­зва­ний нет! При этом Пер­вый Спас (1/14 ав­гу­ста) име­ну­ет­ся в на­ро­де «ме­до­вым», Вто­рой (6/19 ав­гу­ста) – «яб­лоч­ным», а Тре­тий (16/29 ав­гу­ста) – «оре­хо­вым», «хлеб­ным». Сла­вян­ское сло­во «Спас» (Спа­си­тель) – од­но из бо­го­слов­ских имен Иису­са Хри­ста, Ко­то­ро­му по­свя­ще­ны и мно­гие дру­гие празд­ни­ки. Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что ос­но­ва цер­ков­ных тор­жеств – не сель­ско­хо­зяй­ствен­ная и тем бо­лее не ку­ли­нар­но-га­стро­но­ми­че­ская, а по­то­му эти фольк­лор­ные (стро­го го­во­ря – неумест­ные) на­зва­ния не име­ют к ним ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

По­ста­ра­ем­ся по­нять – ка­кие же ре­аль­ные со­бы­тия скры­ты за «Спа­са­ми»? Сна­ча­ла – о пер­вом из них.

Пер­вый Спас

(1/14 ав­гу­ста)

Тро­парь Все­ми­ло­сти­во­му Спа­си­те­лю

Об­ра­ща­ю­щий взо­ры с вы­со­ты, при­ни­ма­ю­щий бед­ных, по­се­ти нас, угне­тён­ных гре­ха­ми, о Все­ми­ло­сти­вый Вла­ды­ка, и, по мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы, да­руй ду­шам на­шим ве­ли­кую ми­лость.

Этот празд­нич­ный цер­ков­ный день сов­ме­ща­ет в се­бе несколь­ко зна­ме­на­тель­ных со­бы­тий.

Из­не­се­ние Кре­ста Гос­под­ня

Пер­вое празд­нич­ное вос­по­ми­на­ние это­го дня – «Из­несение Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня». За этим на­зва­ни­ем сто­ят жиз­нен­ные ре­а­лии дав­них лет.

Де­ло в том, что в сто­ли­це Ви­зан­тии, Кон­стан­ти­но­по­ле (Ца­рь­гра­де), в свя­зи с ча­сты­ми в ав­гу­сте бо­лез­ня­ми, су­ще­ство­вал обы­чай но­сить крест по ули­цам и до­ро­гам в на­деж­де пре­гра­дить путь неви­ди­мо кра­ду­щей­ся па­гу­бе. На­ка­нуне празд­ни­ка дра­го­цен­ный крест, вклю­чав­ший в се­бя со­хра­нив­ши­е­ся ча­сти­цы де­ре­ва Гол­гоф­ско­го Кре­ста, тор­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы в глав­ный со­бор Им­пе­рии – храм Свя­той Со­фии Кон­стан­ти­но­поль­ской, и по­ла­га­ли на пре­сто­ле. С это­го дня и до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в те­че­ние двух недель, по всем ули­цам го­ро­да про­но­си­ли крест в про­цес­сии, а за­тем вновь воз­вра­ща­ли в им­пе­ра­тор­ские па­ла­ты. К это­му обы­чаю при­со­еди­нил­ся ещё один – освя­ще­ние во­ды, ко­то­рое про­ис­хо­ди­ло в при­двор­ной церк­ви в пер­вый день каж­до­го ме­ся­ца. По­сте­пен­но мест­ный кон­стан­ти­но­поль­ский празд­ник Из­не­се­ния Кре­ста рас­про­стра­нил­ся по хри­сти­ан­ско­му Во­сто­ку, а у нас на Ру­си по­явил­ся в XV ве­ке. При этом освя­ще­ние во­ды на ис­точ­ни­ках ста­ло на­по­ми­нать о кре­ще­нии Ру­си, на­чав­шем­ся, со­глас­но пре­да­нию, имен­но в этот день. (С 2008 го­да празд­но­ва­ние на­ча­ла кре­ще­ния Ру­си, со­глас­но по­ста­нов­ле­нию Ар­хи­ерей­ско­го со­бо­ра, сов­ме­ще­но с па­мя­тью свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, 15/28 июля).

Спас Все­ми­ло­сти­вый.Ико­на ок. 1430 г.

Все­ми­ло­сти­вый Спас

Вто­рое цер­ков­ное со­бы­тие се­го­дняш­не­го дня – празд­не­ство Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В его ос­но­ве – па­мять о чу­дес­ных зна­ме­ни­ях от ико­ны Спа­си­те­ля, со­про­вож­дав­ших сра­же­ния с са­ра­ци­на­ми ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла (1143–1180) и бит­ву с бол­га­ра­ми рус­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го в 1164 го­ду. К это­му при­со­еди­ня­ет­ся ещё один эпи­зод. По сви­де­тель­ству ви­зан­тий­ско­го ис­то­ри­ка Ни­ки­ты Хо­ни­а­та, впе­ре­ди три­ум­фаль­ной про­цес­сии им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла, по­сле раз­гро­ма пан­нон­цев в 1167 го­ду, «еха­ла се­реб­ря­ная с по­зо­ло­той ко­лес­ни­ца, за­пря­жён­ная бе­лы­ми, как хло­пья сне­га, ко­ня­ми, а на ней сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри, непо­бе­ди­мой За­щит­ни­цы и со­рат­ни­цы ца­ря».

Кто та­кие Мак­ка­веи?

В этот же день празд­ну­ет­ся па­мять вет­хо­за­вет­ных (до­хри­сти­ан­ских) му­че­ни­ков – свя­щен­ни­ка Еле­азара, се­ми юных бра­тьев, их ма­те­ри Со­ло­монии и мно­гих дру­гих, при­няв­ших му­че­ни­че­скую смерть в пе­ри­од «Ве­ли­ко­го го­не­ния» (167–164 го­ды до н. э). Его ини­ци­а­то­ром стал ан­тио­хий­ский (си­рий­ский) мо­нарх Ан­тиох IV Епи­фан (175–164 до н. э.), в со­став им­пе­рии ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Па­ле­сти­на. Спра­вед­ли­во про­зван­ный совре­мен­ни­ка­ми Епиманом («Безум­ным»), этот обо­жеств­ляв­ший се­бя языч­ник воз­двиг бес­по­щад­ное го­не­ние на бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея, из­дав де­крет, по­веле­ва­ю­щий всем ев­ре­ям от­речь­ся от ве­ры в Еди­но­го Бо­га и по­кло­нять­ся ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам. Он осквер­нил Иеру­са­лим­ский храм, уста­но­вив там язы­че­ский жерт­вен­ник и со­вер­шив на нём жерт­во­при­но­ше­ние Зев­су Олим­пий­ско­му (де­кабрь 167 го­ду до н. э.). Идоль­ские ка­пи­ща бы­ли со­ору­же­ны и в дру­гих ме­стах, и все иудеи, от­ка­зы­вав­ши­е­ся участ­во­вать в жерт­во­при­но­ше­ни­ях, пре­да­ва­лись пыт­кам и му­чи­тель­ной смер­ти. Ко­мис­са­ры Ан­тио­ха ис­ка­ли по до­мам кни­ги Биб­лии и, ес­ли на­хо­ди­ли, то «раз­ры­ва­ли и сжи­га­ли на огне», а вла­дель­цев их уби­ва­ли. Они так­же «уби­ва­ли жен­щин, об­ре­зав­ших сво­их де­тей, а мла­ден­цев ве­ша­ли за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Ви­ди­мо, это бы­ла пер­вая в ми­ро­вой ис­то­рии по­пыт­ка ли­шить це­лый на­род сво­ей ре­ли­гии. (По­доб­ное пы­та­лись осу­ще­ствить в на­шей стране дру­гие ко­мис­са­ры – в ко­жа­ных курт­ках и с «то­ва­ри­ща­ми Мау­зе­ра­ми».)

Му­че­ни­ки-бра­тья бы­ли на­зва­ны Мак­ка­ве­я­ми в па­мять о сы­но­вьях свя­щен­ни­ка Маттафии. Вме­сте с от­цом они бе­жа­ли в го­ры, воз­гла­ви­ли вос­ста­ние про­тив ти­ра­на и, по­сле мно­го­лет­ней борь­бы, со­зда­ли неза­ви­си­мое Иудей­ское го­су­дар­ство (142–63 го­ды до н. э., до при­хо­да рим­лян), управ­ляв­ше­е­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев (ина­че – Хас­монеев). Про­зви­ще «Мак­ка­вей» (ев­рей­ское сло­во Маккаби зна­чит «Мо­лот») по­лу­чил сна­ча­ла один из бра­тьев, Иуда, на­де­лён­ный та­лан­том во­е­на­чаль­ни­ка и по­ра­жав­ший вра­гов, как мо­лот. (Об этом мож­но про­честь в биб­лей­ских I и II Мак­ка­вей­ских кни­гах, а так­же у ев­рей­ско­го ис­то­ри­ка Иоси­фа Фла­вия.)

Се­го­дня же – па­мять и ря­да дру­гих свя­тых, но, по тра­ди­ции, ак­цен­ти­ру­ют­ся со­бы­тия, о ко­то­рых мы толь­ко что про­чли. С это­го дня на­чи­на­ет­ся двух­не­дель­ный Успен­ский пост (до 28 ав­гу­ста).

«Сель­ско­хо­зяй­ствен­ный» ас­пект празд­ни­ка

Мне вспом­нил­ся «за­ме­ча­тель­ный» при­мер на­род­ной омо­ни­мии. Ко дню 1/14 ав­гу­ста бы­ло при­уро­че­но ве­я­ние ма­ка, от­сю­да и фольк­лор­ный празд­ник – «Ма­ковей». Мож­но бы и по­сме­ять­ся, но сле­ду­ет гру­стить: за мно­гие сто­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии наш на­род так и не смог усво­ить хо­тя бы азы ре­ли­ги­оз­ной гра­мот­но­сти. По­это­му очень мно­гие лег­ко от­ка­за­лись от сво­ей куль­тур­ной ис­то­рии, ко­то­рая на­ча­лась, по сло­вам ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва, «с кре­ще­ния Ру­си». А сей­час мы до­шли до та­кой чу­до­вищ­ной сте­пе­ни куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го оди­ча­ния, что да­же так на­зы­ва­е­мые «об­ра­зо­ван­ные лю­ди» ори­ен­ти­ру­ют­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не луч­ше преж­не­го му­жи­ка-хле­бо­паш­ца (но ему это бы­ло из­ви­ни­тель­но).

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные на­зва­ния хри­сти­ан­ских празд­ни­ков оправ­да­ны толь­ко в фор­маль­но-хро­но­ло­ги­че­ском смыс­ле. Ведь празд­ни­ки непо­движ­но­го цик­ла, с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми, яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми. (В их из­бах не бы­ло кол­хоз­ных ка­лен­да­рей, ра­дио­то­чек и они не вы­пи­сы­ва­ли жур­нал «Кре­стьян­ка».) Так, к Пер­во­му Спа­су при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас», а так­же «мок­рый», – из-за на­ча­ла хо­лод­ных рос. От­ме­ча­ет­ся от­лёт пер­вых ла­сто­чек и стри­жей, по­яв­ле­ние стай гра­чей и сквор­цов.

Юрий Ру­бан,канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Через пять дней – Вто­рой Спас, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся для мно­гих лишь с ду­ши­сты­ми яб­ло­ка­ми и ины­ми фрук­та­ми, ап­пе­тит­но гро­моз­дя­щи­ми­ся на длин­ном сто­ле в хра­ме. При­хо­дит­ся на­блю­дать, как иные гос­по­да пе­ре­ми­на­ют­ся с но­ги на но­гу и яв­но ду­ма­ют: «Ско­рее бы за­кон­чи­лась эта служ­ба с непо­нят­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми («... сла­ву Свою яко­же можаху...» и про­чее) и ба­тюш­ка по­брыз­гал на­ши фрук­ты свя­той во­дой! Ну, на­ко­нец-то по­кро­пил! Те­перь их мож­но вез­ти в офи­сы («пра­во­слав­ным» ныне быть мод­но) и с чув­ством хо­ро­шо вы­пол­нен­но­го дол­га уго­щать со­труд­ни­ков.

Хри­стос и апо­сто­лы бы­ли бы это­му весь­ма удив­ле­ны, по­то­му что от­нюдь не фрук­ты за­ни­ма­ли их ум на го­ре Фа­вор, и не ра­ди освя­ще­ния «пло­дов зем­ных» Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня! Ка­ков же под­лин­ный смысл это­го зна­ме­на­тель­но­го тор­же­ства? Об­ра­тим­ся к 19 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

azbyka.ru

Три Спаса в августе-2019: когда и как праздновать

01/08/2019 Последний месяц лета будет богатым на праздники. Так, в августе православные христиане будут отмечать один из главных религиозных праздников – Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.

950 лет назад князь Андрей Боголюбский учредил празднование трех великих Спасов — Медового, Яблочного и Орехового. С тех пор каждый год православные отмечают эти праздники.

Медовый Спас (14 августа) — первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь — освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки — медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста, то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Яблочный Спас (19 августа) — второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов — обязательно запекут их.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там — весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Ореховый Спас (29 августа) — третий Спас

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо — второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

telegraf.com.ua/ukraina/obshhestvo/5111324-tri-spasa-v-avguste-2019-goda-kogda-i-kak-prazdnovat.html

(Visited 116 times, 1 visits today) Оставить комментарий

mig.com.ua

Три Великих Спаса в августе 2018: даты праздников, что нужно сделать

Узнайте, что обязательно нужно сделать в эти дни!

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.

В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

infakty.ru

Три Великих Спаса в августе 2018: даты праздников, что нужно сделать

11 августа 2018, 07:32 | Просмотров:

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.

В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

ria-m.tv


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.