Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Престольный праздник что такое


престольный праздник - это... Что такое престольный праздник?

  • Престольный праздник — …   Википедия

  • престольный праздник — престол (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. престольный праздник сущ., кол во синонимов: 1 • престол …   Словарь синонимов

  • Престольный праздник — годовой храмовый праздник, посвященный памяти святого, в честь которого сооружен храм или алтарь (престол) или особо почитаемого в данной местности. На Руси эти праздники были введены с момента строительства христианских храмов. Им присваивались… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК — См.: ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация …   Русская история

  • ПРЕСТОЛЬНЫЙ — ПРЕСТОЛЬНЫЙ, престольная, престольное (книжн.). 1. прил. к престол в 1 знач., такой, где находится престол; столичный. Престольный город. 2. прил., по знач. связанное с празднованием памяти того церковного события или т.н. святого, которым… …   Толковый словарь Ушакова

  • Праздник храмовый — (престольный)    праздник, приуроченный ко дню памяти святого, в честь которого освящен храм.    Праздники и празднования в честь памяти святых ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году …   Православная энциклопедия

  • престольный — см. престол 1), 3); ая, ое П ая палата (помещение с престолом монарха) Престо/льный город (постоянное местопребывание монарха, столица) Престо/льный праздник (храмовой праздник в честь святого или события, которому посвящён данный храм)… …   Словарь многих выражений

  • праздник — Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник...… …   Словарь синонимов

  • ПРАЗДНИК — ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… …   Толковый словарь Ожегова

  • праздник — веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… …   Словарь эпитетов

dic.academic.ru

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК - это... Что такое ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК?

  • Престольный праздник — …   Википедия

  • престольный праздник — престол (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. престольный праздник сущ., кол во синонимов: 1 • престол …   Словарь синонимов

  • Престольный праздник — годовой храмовый праздник, посвященный памяти святого, в честь которого сооружен храм или алтарь (престол) или особо почитаемого в данной местности. На Руси эти праздники были введены с момента строительства христианских храмов. Им присваивались… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • престольный праздник — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   день памяти того события или святого, которому по… …   Словарь церковнославянского языка

  • ПРЕСТОЛЬНЫЙ — ПРЕСТОЛЬНЫЙ, престольная, престольное (книжн.). 1. прил. к престол в 1 знач., такой, где находится престол; столичный. Престольный город. 2. прил., по знач. связанное с празднованием памяти того церковного события или т.н. святого, которым… …   Толковый словарь Ушакова

  • Праздник храмовый — (престольный)    праздник, приуроченный ко дню памяти святого, в честь которого освящен храм.    Праздники и празднования в честь памяти святых ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году …   Православная энциклопедия

  • престольный — см. престол 1), 3); ая, ое П ая палата (помещение с престолом монарха) Престо/льный город (постоянное местопребывание монарха, столица) Престо/льный праздник (храмовой праздник в честь святого или события, которому посвящён данный храм)… …   Словарь многих выражений

  • праздник — Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник...… …   Словарь синонимов

  • ПРАЗДНИК — ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… …   Толковый словарь Ожегова

  • праздник — веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… …   Словарь эпитетов

dic.academic.ru

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Культ местных покровителей и причины его возникновения

Культ святых, как уже было сказано, возник как культ местных покровителей, местных угодников и богов. Некоторые из местных покровителей со временем превратились в общехристианских или общецерковных святых. Однако почитание их прежде всего как местных покровителей и угодников сохранилось до настоящего времени.

Так было на Западе. Так было и на Руси.

Широкое распространение культа святых на Руси началось в удельный период. Процесс образования удельных княжеств привел к раздроблению централизованного государства. Удельные князья всячески старались увеличить свой удел, не останавливаясь перед военным захватом соседних владений. Завоеванный край надо было закрепить за собой. А это лучше всего можно было сделать не силой, а путем идеологический, религиозной обработки населения. Стремясь заселить земли удела, князья сманивали народ отовсюду, и для этого тоже широко использовалась религиозная приманка. Такой приманкой в первую очередь служили святые православной церкви, которых князья объявляли покровителями своего удела. Для большей убедительности князья старались добыть для своего удела какую-либо известную святыню, построить храм повеличественнее и украсить его утварью побогаче, раздобыть «чудотворную» икону или обзавестись мощами какого-либо популярного угодника. При этом они не брезгали никакими средствами.

Так, Андрей Боголюбский, уезжая из Вышгорода в Суздальский удел, забрал с собой «чудотворную» икону богородицы, а несколько позднее, в 1169 г., его рать ограбила все киевские монастыри и храмы и захватила все тамошние святыни. Вслед за князьями стали обзаводиться своими святынями и более мелкие феодалы-помещики. Так насаждался на Руси культ святых покровителей, который использовался православной церковью в целях подчинения своему влиянию верующих людей.

С возникновением централизованного Московского государства начала возрастать роль общегосударственной православной церкви и ее верховной иерархии. Многие местные святые были канонизированы как общецерковные. Широко развернулось строительство церквей. Быстро росли монастыри, как опорные пункты колонизации окраин, базы вооруженной охраны границ Руси и, конечно, как оплот и рассадник православия. На территории русского государства вскоре не оказалось ни одного более или менее значительного населенного пункта, где бы не было церкви. В каждом же более крупном селении их было несколько. Как правило, несколько церквей было на территории каждого монастыря. Такая политика способствовала распространению православной религии на Руси, укреплению ее влияния на верующих. Сеть православных церквей и монастырей опутывала всю страну. В 1914 г. в России насчитывалось 77 767 православных церквей и 1025 монастырей.

Каждая церковь посвящалась какому-либо событию церковной истории или какому-нибудь святому. Много было троицких, христорождественских, Воздвиженских, покровских и тому подобных церквей и соборов.

Формально у каждой церкви был один как бы главный «святой покровитель», имя которого Она носила, но фактически каждая церковь посвящалась нескольким святым или нескольким событиям из церковной истории. В церкви обычно имеется несколько алтарей, посвященных разным святым, главный алтарь посвящается святому, именем которого названа церковь.

Для верующих местный святой был как бы вторым лицом после бога. Он покровительствовал всем верующим, к нему как к своему наиболее доверенному хода-таю и заступнику перед богом обращались с просьбами, нуждами и молитвами.

С XIII в. начал распространяться укоренившийся затем повсеместно обычай праздновать так называемые престольные, или храмовые, праздники.

Престольный праздник — это праздник, посвященный богу, богородице, «чудотворной» иконе или «святому покровителю», именем которого названа церковь или которому посвящен один из церковных алтарей. А так как алтарей в церкви несколько, то и престольных праздников в данной местности, в данной церкви получалось несколько.

В России ежегодно праздновались десятки тысяч таких престольных праздников.

Каждый такой престольный праздник с торжественным богослужением в церкви и пьяным гулянием всей деревни в течение нескольких дней привлекал жителей всех соседних поселков. Стало обычаем посещать родных и знакомых в соседней деревне в дни их престольного праздника. И только, бывало, отгуляют престольный праздник в одном селе, как начинается такой же праздник в соседней деревне, и т. д.

Торжественные богослужения, елейные проповеди, непробудное пьянство в течение нескольких дней отвлекали верующих от работы. И так весной, летом, осенью — в самую горячую страдную пору. В результате хлеб сеяли не вовремя, перестаивали травы на лугах, осыпалось перезревшее зерно, а верующие по призыву церкви праздновали «престол», вымаливали через местного «святого покровителя и заступника» благодать у бога.

Обычай отмечать престольные дни оказался особенно живучим. Он неукоснительно соблюдается верующими и в наши дни.

В живучести этого обычая немалую роль играет заинтересованность духовенства. Массовое поклонение святому, огромный приток молящихся в церковь в дни престольных праздников приносили и приносят духовенству огромные доходы.

Кроме того, массовое участие верующих в престольных праздниках широко использовалось и используется духовенством для религиозной пропаганды. В праздничных проповедях святой выставляется как образец смирения и кротости, как пример, достойный подражания для христианина. Верующим внушается, что в награду за муки и лишения в земной жизни они получат счастливую жизнь в раю, на небе, уготованную им по ходатайству святого покровителя. Тем самым церковь отвлекает верующих от борьбы за построение лучшего будущего на земле.

Рассмотрим несколько наиболее популярных престольных праздников, отмечаемых православной церковью и в наши дни.

Следующая глава

lit.wikireading.ru

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - это... Что такое ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ?

  • Престольные праздники — ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ, православные церковные праздники, связанные с особым почитанием небесных покровителей местных престолов в храмах и их приделах, например: престольный праздник Успения Богородицы в приходах одноименных храмов, Перенесения… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ — праздники правосл. церкви, посвященные различным персонажам или событиям «св. истории», в честь к рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В… …   Атеистический словарь

  • Праздники Православной церкви —    В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница).    Праздничный календарь Правосл. церкви… …   Религии народов современной России

  • ПРАЗДНИКИ — нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной. Церковные П. делятся по своей значимости и по роду богослужения на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св …   Казачий словарь-справочник

  • Православные праздники — Икона «Минеи на год» Православные праздники  торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни …   Википедия

  • ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ — дни, посвященные торжеств, церк. прославлению самых значит, с т. эр. православия релит, событий или чествованию наиболее чтимых православием религ. персонажей. Цель П. п. массированным воздействием на интеллект и психику верующих стимулировать их …   Атеистический словарь

  • ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ — (престольные, съезжие, гулевые), отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время были отмечены «гостеванием»… …   Русская история

  • Православные праздники — или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Престольный праздник — …   Википедия

  • Храм Всех Святых во Всехсвятском — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Всех Святых.  памятник архитектуры (федеральный) Православный храм …   Википедия

dic.academic.ru

Престольный праздник, что это такое?

Престольные праздники – это православные праздники, установленные в память о различных событиях «святой истории», Богородице, святых, в честь которых были воздвигнуты храмы. На Руси престольные праздники складываются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство православных христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным. Он пользуется особой популярностью среди жителей данной местности.

Как наш ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ.

12 июля в монастыре престольный праздник и как всегда, очень много желающих помолится в святой обители. И не только из нашего региона, но и с других весей Руси. Сегодня здесь ждут много  гостей.

Ну, а если, у вас нет возможности разделить радость праздника с сестрами обидели — заходите на сайт монастыря http://stppmonastir.ru/

Каких только вопросов не задают посетители сайта нашим сестрам:

«Расскажите о монашестве?», «Как к вам приехать?»,  «Как одеваться, когда едешь в монастырь?…

Монастырь  расположен в в 60 км от г.Хабаровска, в селе Петропавловка, на сопке близ Петропавловского озера.

В самом разгаре сезон работ у монашествующих, практически, нет свободного времени. С раннего утра и до позднего вечера сестры трудятся на грядках, на пасеке, в коровнике, на клумбах…

— «В  этом году у нас увеличилось количество ульев, большое поле картошки посажено…- рассказывала мне благочинная монастыря сестра Серафима 

Помощь  в монастыре нужна всегда и на грядках и в подготовке к праздникам. В ноябре 2013 года монастырю исполняется 10 лет.

Если захотите стать соучастниками созидания красоты Божиего мира, поезжайте в Петропавловский женский монастырь.  Все там во Славу Господа и молитва и труд, да и польза духовная для себя и своих близких. Расписание движение автобуса есть на сайте. 

С праздником всех Первоверховных апостолов Петра и Павла и с окончанием поста!

фото с сайта монастыря: http://stppmonastir.ru/gallery

Запись опубликована в рубрике праздники для всех, События митрополии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

blogs.pravostok.ru

Престольные праздники - Православная газета "Воскресение" Интернет-версия

Летние месяцы богаты православными праздниками, особенно престольными. Престольные праздники – это местные праздники, установленные в честь того или иного святого или Богородицы, именами которых названы приходские церкви.

Отметив в июне двунадесятый переходящий праздник – День Святой Троицы, мы вступили в полосу июльских престольных праздников.

В Глебовской церкви придел был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что церкви уже давно нет, многие жители Светицкого и Беляйкова празднуют 6 июля «Владимирскую». Пожилые люди вспоминают, как в этот день ходили на богослужение в храм, участвовали в крестном ходе, как к ним приезжали родственники. По сути, престольный праздник превращался во всенародный.

Говоря об этом празднике, стоит отметить, что икона Владимирской Божией Матери – самая чтимая с древнейших времён на Руси, самая благолепная, ибо написана рукой святого евангелиста Луки с живого образа Пречистой Богородицы и благословленная Ею Самой.

Эта икона, который уже век, точно пелена Богородицы, оберегала Русь. Она участвовала во многих походах Русского войска. Боковой придел в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящён также в церкви села Красно.

Раньше в селе Мещёры действовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой тёплый придел назывался во имя Рождества Иоанна Предтечи. Сейчас уже нет ни Мещёр, ни церкви. А многие жители Яковлева и Солнцева считают своим престольным праздником Иванов день. Вообще же Рождество святого пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется Русской Православной Церковью 7 июля как великий непереходящий праздник.

Через три дня после праздника иконы Владимирский Божией Матери, 9 июля, жители села Епифанова и окрестных деревень совершают празднование Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы – Одигитрии (Путеводительницы).

Сей праздник знаменателен тем, что в этот день на святой источник, расположенный под Епифоновом, съезжаются сотни верующих из Вачского и Павловского благочиний. Там обычно совершается водосвятный молебен.

Одним из великих непереходящих православных праздников является праздник во имя славных и всехвальных Первоверховных апостолов Петра и Павла, который отмечается РПЦ 12 июля. В Фотининской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы один из приделов носил имя святых апостолов Петра и Павла. Этот день многие жители Фотинина и Кошкина отмечают как праздник села.

Особо почитается во многих православных приходах Вачского благочиния праздник, посвящённый явлению иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

В церкви села Новосёлки в честь этой иконы установлен престол. Каменный храм в Новосёлках был построен в 1810 году в основном на средства крестьянина Якова Вавилова. В годы борьбы властей с православием в нём оборудовали клуб. Сейчас Новосельская Казанская церковь, восстановленная три года назад с помощью В.П. Анисимова, переживает своё новое рождение. Расположенная на возвышенности, она привлекает прихожан и всех, кто проезжает через село, как своим внешним видом, так и внутренним убранством – иконами, привезёнными с Афона, и росписью стен и потолков. Вместе с новосельцами 21 июля отмечают праздник Казанской иконы Божией Матери жители Лобкова, Лесникова и многих других деревень.

Церковь села Александрово тоже называлась Казанской. Приделы в честь Казанской иконы Божией Матери имеются в храмах Арефина, Большого Окулова, Жайска. Раньше такой придел был в церкви Липовицкого погоста.

В начале августа (2 августа) филинцы отметит свой престольный праздник – во имя Святого Пророка Илии.

Как верующие должны проводить праздничные дни? Об этом убедительно и доходчиво разъяснял в своей проповеди священномученик архимандрит Кранид (Любимов): «По заповеди Божией мы должны святить праздники и как бы отдавать их Богу.

Как же это? А вот как. В праздник, если у нас нет прямых обязанностей по службе, мы должны оставить все свои личные мирские и житейские дела и заняться делами святыми и богоугодными.

Всякий праздник особенно святится нами тогда, когда мы в продолжение его делаем какое-либо добро или благодеяние другому. Тот особенно чтит Бога, кто ради праздника помогает ближнему в нужде, поучает другого чему-нибудь полезному и душеспасительному, своей родной семье в праздник подаёт пример усердной молитвы и дома, и в храме и пример трезвой жизни, бывает тих и снисходителен ко всем».

Подготовил Фёдор Григорьев

voskresenie.cerkov.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.