Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Проповедь на праздник пророка илии


Проповедь в день памяти святого пророка Божия Илии

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне радостный праздник в честь пророка Божия Илии, память которого мы празднуем в этот знаменательный день. Святая Церковь вчера и сегодня в праздничных песнопениях, прославляя святого пророка Илию, называет его «земным Ангелом», «вторым Предтечей пришествия Христова», «основанием для пророков» и другими именами, которые свидетельствуют о том, как святая Церковь относится к этому великому угоднику Божию, который жил в десятом веке до Рождества Христова и оставил о себе знаменательную память о тех деяниях и чудесах, которые он совершал в Иудее и в Израиле.

Когда жил и трудился святой пророк Илия, было два Царства в Палестине: Царство Иудейское с центром — Иерусалим и Царство Израильское, центром которого был город Самария. Основная деятельность его была в Израильском Царстве. Тогда правил израильтянами царь Ахав, который был нечестив, потому что поклонялся идолам и божествам языческим Ваалу и Астарте, и поэтому пророк Илия обличал Ахава и его жену, которая жила нечествио и содержала языческих жрецов, которые приносили жертвы. А пророк Илия по велению Божию поразил этих жрецов и многих лжепророков, которые были в услужении царицы и царя Ахава. За свое обличение, за свои деяния, за то, что он твердо стоял на исповедании истинной веры, веры в истинного Бога и всячески противодействовал идолопоклонству, его преследовали. Он должен был убегать из земли Израильской в землю Иудейскую — там находил себе пристанище, но Господь никогда не оставлял своего верного служителя. В горе Хорив, где укрывался пророк Илия, Господь являлся ему и, являя ему любовь, снова и снова направлял его на то служение, на которое он был изначально поставлен.

Святая Цервковь за ревность, за верность, за мужество, которые проявил святой пророк Илия во время своего служения, называет его основанием пророков. Почему основанием? — да потому, что такая ревность, верность, мужество, которые имел пророк Илия — это то, что является фундаментом для деятельности любого пророка. И каждый пророк, который действовал в Ветхом Завете, конечно, вдохновлялся примером этого великого и славного пророка Божия Илии.

Святая Церковь также именует пророка Илию «земным Ангелом», потому что он вел жизнь, действительно, равноангельскую: питался он скудно, но творил великие дела Божии, будучу вестником (Ангел — само слово означает — вестник). Так вот пророк Илия тоже был вестником воли Божией, глашатаем того, что повелевал ему Господь во обличение в несчестии нечестивых. И далее, как уже отмечено, пророк Илия именуется «вторым Предтечей» пришествия Христова. Это очень важное определение, потому что, как мы уже знаем, что Предтечей первого Пришествия был Иоанн Креститель, а вот по вере Церкви — святой пророк Илия будет Предтечей второго Пришествия, славного Пришествия Господа для того, чтобы совершить общий Суд и окончательно определить участь всех людей, которые когда-либо жили на земле.

И мы знаем также из Евангелия, а именно из повествования о славном Преображении Господнем, что на горе Фаворе явился вместе с Моисеем и пророк Илия удостоился этого непосредственного общения с Господом. Как замечает евангелист, пророк Илия и Моисей беседовали с Господом об Его исходе, т. е. о завершении земного пути Господа и Спасителя нашего.

Евангелие, которое мы слышали сегодня — это повествование евангелиста Луки, в котором по словам Господа, вспоминается два чуда, которые совершил Господь через Своего пророка Илию. Господь ныне в Евангелии от Луки говороит нам о том, что много вдовиц было и в Израиле в дни Илии, но только вдове в Сарепте Сидонской пришел пророк Илия, когда было тяжкое время испытаний, потому что по попущению Божию было заключено небо: не было дождя в течение трех с половиной лет, и была старшная засуха — все страдали от голода и жажды. И, когда пророк Илия явился в Сарепту Сидонскую к вдовице, там прося приюта. Никто не дал такого приюта пророку Илие, а только вдова, которая жила в одиночестве и пророк Илия, несмотря на то, что у нее была только горсть муки и немного елея, просил, чтобы она испекла лепешку для него. Она не пожалела последнее, что имела отдала, пророку. За это она удостоилась того, что мука никогда не оскудевала у нее и елей не истощался. Далее, как вы слышали, Сам Господь вспоминает в Евангелии от Луки относительно того, что в дни пророка Илии много было прокаженных в Израиле, но никто из соочественников не очистился от этой страшной болезни, а только удостоился этого Нееман Сириянин, т.е.человек, который был иноплеменником, который не заслуживал никакого внимания, снисхождения и сострадания. Тем не менее именно за те добрые дела, которые совершал этот человек, Господь удостоил его того, что он очистился от этой болезни. Мы знаем, что проказа — это очень тяжкая болезнь, и в Евангелии слышим также, повествования о том, что Господь исцелил десять прокаженных, которые чудесным образом освободились, очистились от проказы. Проказа страшна по себе как болезнь, но еще и из-за того, что люди, которые поражены этим недугом, являются изгоями, потому что живущие в городах и селениях не хотят видеть рядом с собой прокаженных, они изгоняют таковых за пределы города и селения, чтобы не видеть страшные струпы и страдания этих людей и, конечно, из-за боязни заразиться этим тяжким недугом.

Пророк Илия совершал и многие другие чудеса, о которых нам повествуют исторические книги Священного Писания Ветхого Завета — Царств и Паралипоменон. В них говорится о той деятельности, которую осуществлял пророк Илия по отношению к тем людям, которых он обличал, которых наставлял, которых вразумлял, которых направлял на путь истинный. Таким образом, пророк Илия являет для нас образ верности, ревности, мужества в исповедании истинной веры. Поэтому, прославляя этого пророка, будем и мы тоже вдохновляться его примером и стремиться к тому, чтобы с ревностью, исполнять свой христианский долг и мужественно исповедовать нашу веру в истинного Бога.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

 2 августа 2014г.

inmil.ru

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповедь в день памяти пророка Илии

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Церковь Православная благоговейно чтит память святого пророка Илии, жившего за много веков до Рождества Христова. Пророк – это, прежде всего, избранник Божий, истолкователь, изъяснитель слова Божия и провозвестник Его воли. Задача пророческого служения заключалась в разрушении беззакония и в созидании праведности. Пророки не только изъясняли людям закон Божий, но и требовали от них его исполнения. Они обличали грехи человеческие и насаждали нравственность в народе. Господь говорит прор. Иеремии: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».

Именно таким избранником Божиим, разрушителем нечестия и созидателем праведности, стражем нравственности народной, и был святой пророк Илия. Он проходил свое служение во время правления нечестивого еврейского царя Ахава, когда тот, по наущению своей еще более нечестивой жены Иезавели, ввел служение идолу Ваала вместо поклонения Единому Истинному Богу. Завезенным Иезавелью из чужой земли идолам Ваала и Астарты по приказу царя приносили человеческие жертвы, пред ними сжигали детей и творили мерзости, совершали празднества, отличавшиеся особой разнузданностью и развратом. Всё это приводило к моральному разложению народа, унижению и обесцениванию человеческой личности и гибели души. Святой пророк Илия, избранник Божий, укрепляемый благодатью Святого Духа, мужественно и с великой ревностью стал бороться с идолопоклонством и его последователями. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: «И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник».

В наказание за идолопоклонство и нечестие народа святой пророк Илия предсказал, что в еврейской земле три с половиной года не будет ни дождя, ни росы, и оттого произойдет сильная засуха и голод; всё это и сбылось на самом деле, так что святому пророку, поселившемуся в пустыне при ручье, нечем было кормиться, и вороны, по повелению Божию, питали его. А когда пересох ручей, из которого Илия пил воду, Бог повелел ему идти в один город и поселиться у некой благочестивой, но бедной вдовицы, которая кормила и поила его у себя. За это, по слову пророка, во всё продолжение голода не убывал у нее скудный запас муки в кадке и масла в кувшине, хотя взять ей и того и другого было негде и не на что. Это уже посылал Бог, исполняющий алчущих Своими благами. У этой вдовы умер сын, но пророк Илия умолил Господа и воскресил его.

Дорогие братия и сестры! Берите пример с бедной вдовицы, питавшей пророка, и будьте уверены, что от подаяния милостыни не только не обнищаете, но получите великую награду от Господа еще в этой земной жизни и славу в будущей – на небесах.

Когда прошло уже три с половиной года засухи и голода, святой Илия явился из пустыни к царю с укором и обличением в идолопоклонстве и предложил ему собрать весь народ и жрецов идольских на одну гору и исследовать, кто Истинный Бог. Когда собрался народ, святой пророк Илия обратился к нему и сказал: «Ежели мой Бог, Которому я служу верой и правдой, есть Истинный Бог, то веруйте Ему; ежели идол Ваал – бог, то идите за ним. Из жрецов Вааловых здесь целые сотни, а я только один. Соорудим жертвенники: вы – один и я – один. Возложим на них дрова, тельцов и польем водой, а огня подкладывать не будем. Потом призовите богов ваших, а я призову своего Бога, и Бог, Который, услышав молитву, пошлет огонь, да будет признан Истинным Богом». Как предлагал святой пророк, так и сделали. Но сколько ни молились по-своему (кричали, скакали, кололи себя до крови) жрецы Вааловы своему истукану, не было от него ни голоса, ни ответа. А как только помолился святой Илия своему Богу, тотчас спал с неба огонь и попалил не только жертвы с дровами, но и воду, которой они были облиты. Тогда весь народ пал на землю и воскликнул: «Бог Илии есть Истинный Бог, обратимся к Нему». Из ревности своей к вере в Господа пророк Илия избил Вааловых жрецов и потом возвестил о скором дожде, что и исполнилось.

Когда нечестивый Ахав, по коварному плану злобной, хитрой и властной жены Иезавели, предал смерти ни в чем не повинного бедного крестьянина Навуфея через побиение камнями и отобрал его виноградник, то пророк Илия, никого не боявшийся, явился во дворец, по повелению Божию, как грозный посланец неба, чтобы обличить царя. Ахав, увидев его, затрепетал и сказал: «Нашел ты меня, враг мой!» В страхе заговорила совесть Ахава, когда пророк возвестил ему грозные слова Божии: «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?.. Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь... Псы съедят Иезавель...»

Итак, в стране нашелся только один человек – пророк Илия, оказавшийся сильнее и смелее всех тех, кто должен был бы не допустить осуждения на смерть невиновного Навуфея. Ведь царские начальники, советники, судьи и вообще вся знать прекрасно знали, что с Навуфеем поступают беззаконно, но они молчали, боялись заступиться за бедняка, навлечь на себя царский гнев и лишиться благ и привилегий.

Святой пророк Илия был так угоден Богу, что удостоился особого явления ему Господа на горе Хорив. В дни скорбных переживаний, когда торжествовало нечестие и жизнь святого пророка Илии была в опасности, Бог после бури, землетрясения и пламени явил ему Свое присутствие в тихом и кротком дуновении ветерка в знак того, что Он – Бог – не столько грозный отмститель творящим злое и карающий нечестивых бурей, землетрясением и огнем, сколько милосердный и чадолюбивый Отец, Который и наказывает людей не по вражде и злобе, а по милости, чтобы вразумить, исправить и спасти от вечных мук. За свою преданность, ревность о славе Божией, за свою святость пророк Илия удостоился быть вознесенным живым на небо.

Дорогое братия и сестры! Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. Будем подражать его добродетелям: молитве, воздержанию, смирению. Но более всего возлюбим ревность о славе Бога Истинного. Говорю: более всего, ибо эта добродетель приходит у нас едва не в совершенное забвение. Коснутся каким-либо образом нашей чести – мы выходим из себя, готовы отдать за нее нашу жизнь. А честь веры, святейших таинств, честь Искупителя нашего и будущего Судии, честь общей Матери нашей, Церкви, для многих - ничто. Говорите что угодно против всего святого – никто не скажет ни слова в защиту, будут находить удовольствие в ваших словах. Не явный ли это признак, что у таких людей нет веры в сердце, что они тайные язычники?

Будем подражать святому Илии примером благим, личным уважением ко всему священному, добрым словом и убеждением, а главное – личной добродетельной жизнью; будем молиться друг за друга, глубоко веруя в силу молитвы. Будем стремиться к тому, чтобы стать такими же ревнителями правды, каким был пророк Илия.

Святой великий пророче Божий Илие, моли Бога о нас, помоги нам укрепить в себе нашу веру, нашу молитву и желание жить по правде Божией. Аминь.

Архим. Илия (Рейзмир)

www.stsl.ru

Проповедь после Литургии в день пророка Божия Илии.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варнава! Ваше Превосходительство, глава Чувашии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые высокие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с этим воскресным днем и радуюсь, что Господь привел меня на благочестивую землю Чувашии, с тем чтобы вместе с вами помолиться в новом храме, посвященном князю Владимиру, 1000-летие преставления которого мы в этом году торжественно отмечаем.

Сегодня воскресный день совпал с большим праздником, который очень почитается в нашем народе, — памятью пророка Божия Илии. Казалось бы, что общего между Чебоксарами и Израилем почти за тысячу лет до Рождества Христова, когда жил пророк Илия? Какая огромная временная дистанция нас разделяет — три тысячи лет, и жил он в месте географически отдаленном от того, где мы находимся. Но мы прославляем имя пророка Божиего, потому что оно не ушло из истории. Это вообще редчайший случай, потому что история сохранила очень мало имен из той глубокой древности, и тем более никому в голову не придет собраться ради памяти какого-то древнего героя, чтобы стоять почти три часа и обращать к нему свои мысли. Такое не бывает нигде, кроме Церкви, потому что именно Церковь хранит память о тех, кто внес наиболее существенный вклад в жизнь человеческого общества.

Сегодня мы прославляем имя пророка Божиего Илии. Мы в его честь воспеваем гимны, мы произносим проповеди, мы обращаемся мыслью к его подвигу. Илия был пророк, то есть человек, получивший от Бога особый дар и особые силы. Некоторые считают, что пророк — это тот, кто видит и предсказывает будущее, но это неправильно. Конечно, у пророка может быть сила духовного прозрения и видения будущего, но смысл пророческого служения в другом. Пророк — это тот, кто передает людям Божию правду и Божию волю. Пророк получает от Бога сигнал такой силы, что его нельзя сравнить ни с каким естественным воздействием на человеческую психику. Это не просто внушение — это Божественный императив, и пророк отдает всего себя тому, чтобы слова, полученные от Бога, мысли, которые пришли к нему свыше, передать другим людям.

Вот пророк Илия и был таким вдохновенным свидетелем Божией правды и Божией воли, а жил он в очень тяжелое время. Царь Ахав, который правил во времена Илии, был человек слабовольный, а жена его Иезавель, по национальности финикиянка, была женщиной с очень сильным характером. Она вышла замуж за израильского царя, но не порвала с языческими культами и поклонялась Ваалу и Астарте. Став царицей, она решила утвердить веру в этих ложных идолов во всем израильском народе и подчинила своей воле и мужа, так что он исполнял все то, что она говорила. В стране стали воздвигать капища Ваалу и священные рощи в честь Астарты, — в то время, когда пророк Илия вышел на проповедь, в Израиле было 450 лжепророков Ваала. На их долю выпала обязанность изменить сознание израильтян, отвратить их от поклонения истинному Богу, и, опираясь на царскую власть, служители Ваала стали насаждать эту ложь. А ложь, которую проповедуют при поддержке государственной власти, принимается хотя бы из-за страха, — началось массовое предательство, многие отрекались от Бога…

А что же Илия? Один против 450-ти, которых поддерживала мощь государства и царская казна? Казалось бы, как он может перекричать эти 450 голосов, да еще и царицу Иезавель и Ахава, царя израильского? С великой молитвой обратился пророк Божий ко Господу, и Бог по его молитве наказал народ израильский: три с лишним года не было дождей. И наконец наступил кульминационный момент этой борьбы — мужественный Илия говорит Ахаву: «Воздвигни жертвенник на горе Кармил, и пусть твои лжепророки принесут жертву Ваалу, не возжигая огня». И поставили жертвенник, положили на него дрова, а сверху — жертвенных животных, но как ни пытались лжепророки призвать огонь с неба, ничего не получалось. Тогда Илия обратил пламенную молитву к Богу, и возгорелся огонь, и принесена была жертва Единому Истинному Богу; и в этот же день пошел дождь (см. 3 Цар. 18:1-46). Так один человек, опиравшийся на силу Божию, победил всю силу государственной власти, всю мощь тогдашней ложной и греховной идеологии, и спас свой народ. Вот такого ветхозаветного подвижника мы с вами сегодня вспоминаем.

Господь Иисус Христос, когда пришел в мир, тоже действовал как пророк. Он открывал людям Божию волю и Божию правду. Его и называли пророком, пока не уразумели, что Он есть Сын Божий. И мы знаем, что правда Божия оказалась несовместимой с убеждениями тогдашних правителей иудейских и несовместимой с сознанием большинства народа, и за эту правду Господь был пригвожден ко кресту. По воскресении Он направил апостолов проповедовать даже до края земли (Деян. 1:8). Он их направил в мир, чтобы они продолжали Его пророческое служение, и это служение и сегодня вверено Церкви: она призвана говорить людям правду Божию.

Как и в древние времена, эти слова не воспринимаются миром с легкостью, потому что правда глаза колет, правда обжигает, правда пробуждает угрызения совести, правда не дает человеку возможность жить спокойно, сыто, не задаваясь серьезными вопросами. Правда Божия является вызовом каждому человеку, вызовом обществу, народам, государствам. Вот почему на протяжении всей истории Церковь была гонима. Достаточно вспомнить, казалось бы, очень благополучное время — Византия, V век. Во главе Церкви Константинопольской — архиепископ Иоанн, получивший прозвание «Златоуст», великий проповедник, святой человек. Он выступил против царя и против жены его, которую сравнивал с Иезавелью. И что же? В православнейшей империи православный царь бросает несчастного архиепископа Иоанна Златоуста в темницу, а затем отправляет его в ссылку, в Абхазию, где тот умирает от малярии и голода.

Чему все это нас учит? История пророка Илии, пророческого служения Господа Иисуса Христа, пророческого служения Церкви учит нас, что пророчество — это служение, сопряженное с риском. В какой-то момент каждый, кто осмеливается говорить миру правду, становится изгоем. Мы видим, что сейчас происходит в мире, когда во многих государствах принимаются законы, легализующие распутство, самые страшные греховные деяния, которые в Ветхом Завете карались огнем и серой с неба. Когда же Церковь поднимает против этого голос, на нее обрушиваются прещения. Но таково служение Церкви.

В нашей стране мы живем в очень благоприятное время. Пожалуй, за всю историю России не было другого времени, когда власть с таким уважением относилась бы к Церкви, не вмешиваясь в ее внутренние дела. В свою очередь Церковь, не вмешиваясь в управление государством, имеет право определять свою позицию по многим жизненно важным вопросам. Мы должны благодарить Господа, что после страшных гонений Он дает нам эту духовную передышку, и мы строим храмы, мы строим школы, мы воспитываем молодежь. Но ни в коем случае благоприятные условия не должны нас убаюкивать. Мы должны помнить, что в истории бывало всякое. И каждый священник, который восходит на амвон и говорит Божию правду, должен нести пророческое служение, принимая на себя всю ответственность и все риски.

Ну, а теперь самое главное. Тем, кто отказывается от несения пророческой миссии, — по малодушию, по глупости или по отсутствию интереса, — кажется, что так спокойнее: никто тебя не тронет, никто на тебя внимание не обратит. Но есть и другой выбор, которому, я надеюсь, остается верным большинство епископата и духовенства нашей Церкви, большинство верующего народа: хранить веру в сердце, различать добро и зло и слушать пророческий голос Церкви.

И да поможет всем нам Господь оставаться верными Ему, жить по Божиему закону, с тем чтобы никогда ни Ахавы, ни Иезавели более не господствовали на Русской земле, но чтобы распространялась вера, а вместе с ней — жизнь по вере, исполненная святости, мира, благочестия, чистоты, честности, порядочности, верности долгу, любви к Родине, уважения к старшим. Мы верим, что все эти ценности, которые сегодня нередко пытаются оттеснить из центра общественной жизни на периферию, а то и предать забвению, формируют человеческую личность и человеческое общество, которое способно к внутреннему саморазвитию.

Пусть Господь приклонит милость Свою ко всем нам, к Церкви нашей, к Отечеству, к земле Чувашской. И будем помнить тот великий урок, который всем нам преподал святой пророк Божий Илия, пошедший на многие и многие страдания для того, чтобы в народе своем укрепить веру в истинного Бога.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. Молитвами святого пророка Божия Илии да хранит Господь всех нас на путях нашего спасения. Аминь.

elitsy.ru

ДАР ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СМЕРТИ

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день памяти пророка Божия Илии…

Илия встретил своего Бога в пустыни в пещере, после того как прошел долгий путь в течение сорока дней и ночей. То, что ему дано было пережить, - совершенно новое, не открытое доселе Писанием о Боге. Бог не присутствует ни в сильном ветре, ни в землетрясении, ни в огне. Иными словами, Бога нет в том, что еще вчера было ответом на молитву Илии перед пророками Ваала. Это оружие оказывается как бы устаревшим.

Почему ему надо было идти в течение сорока дней? Сорок - это число дней, равное числу лет, в течение которых отцы должны были проходить через пустыню. Почему пещера, в которой было явление Бога Илии, находилась в Хориве? Хорив - это другое название Синая, где Моисей встретил Бога. Тогда Бог прошел там, проведя перед ним всю славу Свою. Покрыв Своей рукой лицо Моисея, которого Он поставил в расщелину скалы. Теперь Илия, паломник Хорива, выйдя из пещеры, покрыл лицо свое милотью, потому что Бог пройдет перед ним.

Есть много общего между Моисеем и Илией. Однако откровение, дарованное Илии о гласе хлада тонка, о голосе, который есть Божественное молчание, отлично не только от громоподобных чудес самого Илии. Речь идет о новом видении всего, что связано с Моисеем, и устрашающим даром Синайских скрижалей. Илия остается Илией, но в то же время он иной. Точно также Бог остается Богом, но Он по-иному, чем раньше, являет Себя человеку. В огне и в землетрясении на горе Синай, Бог остается невидимым. «Гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4:11-12). Наступают иные времена. Надо, чтобы Моисей и Илия были увидены вместе, и увидены в том же самом свете. Ученикам Христовым будет дано увидеть не только свет Преображения Господня, но и участие в нем великих пророков. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Поразительна в библейском повествовании об Илии история Навуфея. Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Илия не познал смерти, но был взят на небо на огненной колеснице, запряженной огненной конницей. Для имеющих духовное зрение невидимое становится видимым. Место погребения Моисея никто не может обнаружить, а с Илией совершается небывалое чудо. Пророк хочет воспрепятствовать своему ученику стать свидетелем его восхождения на огненной колеснице. Никто не должен видеть этой тайны. Но может ли он избавиться от Елисея, который следует за ним до конца?

Дар избавления от смерти не дается просто. Требуется некоторое участие в этом и со стороны человека. В течение последующих веков в богоизбранном народе не угасает ожидание, что Илия снова придет. Но мы видим, какая разница между Илией, избавленным от смерти, и Сыном Божиим, принимающим смерть, чтобы оплатить долг за Илию. И не только за него. Будет еще у Илии после горы Фавор - гора Голгофа. Именно на Голгофе мы услышим насмешки по поводу ожидания возвращения Илии: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф.27:45-49). В этот час Илия даст о себе знать в последний раз. Кажется, как на горе Преображения, он присутствует на Голгофе рядом с Господом. Но на этот раз он приобщается Христу в молчании, приобщаясь молчанию гласа хлада тонка, силе Господней, которая раскрывается в явлении предельной немощи. Однако церковное Предание свидетельствует, что последний раз наступит, когда он будет послан на землю накануне Второго Пришествия Христова, во время его проповеди о том, что грех и смерть - тождественные понятия, так же как сила и милость Господня, и будет за эту проповедь убит.

Благо нам, что мы умираем. Потому что только так можем мы приобщиться в полноте смерти Христовой, а значит и Его жизни, Его Преображению и Воскресению.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России

Читайте также: Святой пророк Илия

Назад к списку

hram-troicy.prihod.ru

Проповедь в день памяти пророка Божьего Илии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня Церковь чтит память святаго пророка Божия Илии. Со дней Крещения Руси народ русский всегда имел особое расположение ко пророку Божьему, прославляя его ревность о Боге, обращаясь к нему с молитвами во всяких нуждах. И знаем мы, что имеет он особую благодать от Господа помогать во время всякого рода стихийных бедствий. Знаем мы это и из жития его.

Пророк Божий Илия жил в то время, когда некогда сильное, крепкое, единое Иудейское царство разделено было на два: Израильское и Иудейское. И в Израильском царстве распространилось нечестие – по сути, язычество, идолопоклонство. И народ израильский отошёл от истинного богопочитания. Господь призвал пророка Божьего Илию к тому, чтобы он своим горячим пророческим словом смог бы отвратить людей от нечестия. Его любовь к Богу, горячая вера была такой сильной, что никто не мог противиться той силе, которая исходила из уст его. Он обличал нечестивого царя Ахава и жену его Иезавель, которые утверждали в Израиле идолопоклонение. Он своими собственными руками предал смерти жрецов страшного идола – Ваала, которому приносили человеческие жертвоприношения (в особенности, детей). Такое нечестие распространилось в Израиле. И Господь, желая вразумить народ Божий, заключил, как говорит Священное Писание, небо: не было на земле израильской дождя три с половиной года; голод стал распространяться. И вот пророк Илия был послан в город Сарепту Сидонскую – к одной бедной вдове, которая жила в тишине и благочестии и, приняла к себе пророка; поделилась с ним всем, что имела: остатками муки и масла. Но так Господь устроил, что по молитвам пророка Илии, масло и мука в её доме постоянно умножались и никогда не заканчивались. Тем более, вдовица ещё и раздавала неимущим то, что Божьим даром давал им Господь.

И этот факт, конечно же, всегда был любим, как я уже сказал, в народе нашем. И всегда молился русский народ и о благоприятном урожае; когда не было дождя, о дожде молились; когда, наоборот, было слишком дождливо – о прекращении дождя и ниспослании солнца. И вот та вера крепкая, которую имел народ к пророку Божьему Илие, она выразилась в том, что у нас очень много храмов в Церкви Русской, посвящённых этому святому. И день этот – Ильин день – был, даже в советское время, знаком и памятен всем. Память эта отражалась и в различных пословицах, и в поговорках. И в наших краях отмечали, что «день Ильин день убавил»; купание после этого дня не благословлялось потому, что (по наблюдениям наших предков) вода становилась уже более холодной.

И так, или иначе, пророк Божий Илия прославлялся. Он был, действительно, удивительный человек. Как сейчас бы сказали: человек не своего времени. Настолько отличался от всех окружающих его людей, настолько его жизнь была необычайной, такова необычайна была его смерть. За его горячую ревность, за искреннюю и пламенеющую любовь к Богу Господь не попустил, чтобы тело его было предано тлению – он был восхищен на огненной колеснице на небо. И тело его, как и тело Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, как и тело Иоанна Богослова не узнало тления – вместе со своим телом он был восхищен в Царствие Божие.

Вот так Господь прославляет своих угодников и показует нам, как важна ревность по Богу. Так важно помнить об истинном Боге, обращаться к Нему. Мы сейчас молились о том, чтобы всякого рода обычаи (нехристианские) не вторгались в нашу жизнь. К сожалению, мы знаем об этом, что народ наш Божий некогда тоже отошёл от Бога. Мы знаем, как разрушались храмы, как предавались на поругание святыни, как убивали священнослужителей и верующих мирян. И знаем мы, что вслед за безумием всем этим мы с вами претерпели страшные испытания: Великую Отечественную войну – страшное время, которое всегда будет переживаться как трагедия в народе нашем. Но именно эта трагедия позволила людям как – то опомниться, вспомнить о Боге. Стали открываться храмы, возвращаться священнослужители из лагерей, меняться стала жизнь.

Но, как потом оказалось: можно восстановить храмы, можно разрешить верить (как нам разрешили 30 лет назад). Но самое трудное, что восстанавливается – это человеческая душа; это те традиции, в которых жил наш народ. И, к сожалению, до сих пор мы с вами блуждаем в поисках истины, в поисках Бога. Да, у нас есть, на каком – то генетическом уровне, эта память об истинном Боге. Мы инстинктивно пытаемся искать Бога, но каждый раз «сваливаемся» в то, что «проще» - то, что кажется понятнее.

И так удивительно устроен наш человек, что мы можем одновременно верить и в Бога, и в гороскопы, и во всевозможные приметы, ходить к каким – то непонятным людям (колдунам и прочее). Были в советское время бабушки, которые что – то там «нашёптывали»… Были  такие молящиеся, которые ещё с давних времён остались. Они молились Богу и, Господь давал им какую – то благодать потому, что не было храмов. Знаю, что некоторые крестили детей мирским чином – такое было всё в наших краях. Но эти люди благочестивые, они отличались очень сильно о того, что нам предлагается сегодня на этом «рынке» колдовских услуг, когда человеком движет корысть или иное движет человеком страшнее, когда он входит в бесовское общение с демоническими силами. И, по сути, человек, который обращается за помощью к таким колдунам и ворожеям, такой человек сам входит в общение с этим демоническим миром, с ним начинаю происходить очень страшные вещи. И это очень страшно, мы должны этого бояться. Мы должны искоренять эти обычаи из нашей жизни и хранить истинную веру в Бога.

Я думаю, что это очень мудро было, в своё время: здесь, в селе Речном (владыка Иона ещё благословил) основать приход именно в честь пророка Божия Илии. Мы знаем, что долгое время в наших населённых пунктах не было храмов, не было священников. Происходит отход от истинной веры. И сегодня нам с вами нужно вернуться обратно. Это требует усилий, напряжения, веры, больших пастырских трудов. И я глубоко убеждён, что молитвами пророка Божия Илии всё рано или поздно свершится. Мы должны иметь крепкую молитву и с искренним сердцем обращаться, как мы с вами собрались на этом месте, где мы обязательно построим наш храм. Молиться о том, чтобы Господь помог нам и дал возможность осуществить задуманное доброе дело. Осуществить ради тех людей, кто здесь живёт, кто здесь жил ранее и покоится на этом кладбище рядом с селом. Потому что мы храмы строим всегда во имя живых и во имя усопших. Церковь наша едина и, мы всегда, молясь за Божественной литургией поминаем живых и усопших – потому, что есть всегда между нами незримая связь и есть между нами общение молитвенное. И я уверен: чем усерднее будут наши молитвы, самое главное – чем крепче будет наша вера, тем скорее всё исполнится.

Есть такая история о том, как люди собрались помолиться пророку Божьему Илие в то время, когда не было дождя. Совершенно искренние простые люди пришли, вроде, помолиться о дожде. И вот один мальчик принёс с собой один зонт, хотя на небе палило солнце и не было не одной тучки. И все над ним стали смеяться, а он совершенно искренне стал спрашивать: «Ну как же так? Если вы пришли молиться о дожде, значит, дождь пойдёт.» Так и мы с вами: должны в своей молитве всегда иметь искреннюю веру. Потому что по мере нашей веры и даётся нам.

Мы часто молимся, просто «вычитывая» молитвы, просто произносим какие – то слова, а в глубине души, на самом деле, крепко не верим, что Бог может это нам дать. Поэтому в молитве своей будем и усердны, и постоянны. Самое главное – крепко верить, когда молимся. И тогда молитвами пророка Божия Илии устроится храм наш, изменится жизнь, люди изменятся: станут крепче в вере своей, усерднее в молитве, благочестивее в жизни. И я сегодня, молясь на этом месте – посреди села, крепко в это верую и вас призываю к тому же.  

Богу нашему слава, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

www.ahtuba-eparhia.ru

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за Божественной литургией в Херсонесе / Патриарх / Патриархия.ru

2 августа 2009 г. 12:50

В воскресенье 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в древнем Херсонесе Таврическом у стен собора святого равноапостольного князя Владимира. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.

Сегодня в воскресный день полагается чтение отрывка из первой главы Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (1 Кор. 1, 10). Апостол призывает к тому, чтобы они были едины в мыслях и едины в духе. И слова его не случайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе — одном из центров тогдашнего греческого и римского мира, и каждый хотел идти за своим проповедником — одни за Павлом, другие за Петром, третьи за Аполлосом. И восклицает апостол Павел: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13), и призывает и умоляет именем Господа Иисуса Христа быть Коринфской Церкви единой.

Совершая в этот воскресный день и день памяти святого пророка Божия Илии торжественное богослужение в древнем Херсонесе, у места крещения святого благоверного князя Владимира, мы, конечно, вспоминаем и это событие. Великий князь здесь, на той земле, где мы сейчас стоим, войдя в купель и выйдя из нее, отряс слепоту душевную и вкупе с ней телесную. Он стал новым человеком — воспринял истину Христову; и жизнь свою посвятил тому же, чему посвятил жизнь пророк Божий Илия — борьбе с язычеством.

Как удивительно, что по стечению обстоятельств эти события совпали в сегодняшнем торжественном богослужении: и воспоминания о пророке Илии, и воспоминания о князе Владимире, и замечательное апостольское чтение о единстве Церкви — все эти мысли соединяются воедино и одна восполняет другую.

Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему Божественному идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что проще: следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он обещал каждому, кто любит Его и кто слышит Его слово. А Господь обещал жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10) — полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной человеческой реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство. Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восемьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни?

Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол — это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности — мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни — загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком — это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга — материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.

Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.

Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие — дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то — это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все — идолопоклонство.

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, — какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который воспоминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

И верим, что Господь приклонит к нам милость. Верим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстречу Его Божественному и немеркнущему Царству. Аминь.

www.patriarchia.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.