Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Проповеди в праздник успения пресвятой богородицы


Православные проповеди

Книга митрополита Владимира (Икима) является органичным дополнением его цикла богослужебных проповедей на Евангельские и Апостольские чтения на каждый день и содержит в себе проповеди на темы важнейших праздников церковного года.

Проповеди на двунадесятые праздники Николая (Ярушевича), митрополита Крутицкого и Коломенского.

Предлагаемый вниманию читателей сборник «Апостольские поучения» включает в себя проповеди, в которых отец Авраам обращается к толкованию посланий святых апостолов. В своих рассуждениях он опирается на экзегетические труды известного греческого богослова – профессора Панайотиса Трембеласа (1886–1977), собравшего комментарии святых отцов и богословов позднего времени на весь Новый Завет.

Проповеди архимандрита Георгия (Тертышникова).

День был выбран хорошо: Penthkost», Пятидесятница, 50-й день по иудейской пасхе — такой же великий, как и она сама, паломнический праздник иудеев. Первоначально это был праздник урожая (праздник седмиц, Исх 23:16), однако ко времени земной жизни Господа в этот 50-й день вспоминали также и заключение Завета на горе Синай.

Мы с вами уже стоим на пороге праздника, мы уже видели как Плащаница была занесена в алтарь, и этим Церковь символизирует тайное воскресенье Христа Спасителя. Ибо когда Господь наш воскрес, не знали про то ни ангельские миры, ни люди, а знал только Бог! Как поет Церковь: «Не знали мы, как родился Ты от Девы, не…

Ликовать ли нам сегодня или скорбеть душою, братия? Ускорить ли радостно биения сердца, или, наоборот, уйти во мглу грусти? Торжествовать ли торжеством Усопшей, или же кручиниться собственною кручиной?

Полный годичный круг кратких поучений, составленных прот. Григорием Дьяченко (1850-1903) на каждый день года, применительно к житиям святых, праздникам и другим священным событиям, воспоминаемым Церковью, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации).

Проповеди митрофорного протоиерея Димитрия Смирнова, настоятеля московского храма святителя Митрофана Воронежского, заместителя председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства.

Проповеди протоиерея Родиона Тимофеевича Путятина (1807-1869). Учение христианское – чье оно учение? Не человеческое, но Божие. Не люди придумали то, чему оно учит, но Сам Бог открыл это людям.

Слова и речи митрополита Филарета Московского и Коломенского (1783-1867), избранные самим проповедником для изданий 1844, 1848, 1861 годов.

Проповеди митрополита Филарета (Вознесенского) — (1903-1985) третьего первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.

Думаю, всякий знает, что нет ничего значительнее сегодняшнего нашего [словесного] труда, если все в нем совершить, как должно.

В сегодняшнем Евангельском чтении говорится о том, что Царство Небесное подобно человеку, который позвал на пир, на вечерю, на брак, своих самых близких друзей, а те не пришли, отказались. У одного было важное дело, ему надо волов посмотреть, другому – поле пропахать.

Живой, благословляющий свою верную паству голос святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (1877-1961) звучит со страниц этой замечательной книги. Мы получили возможность как бы присутствовать на проповедях…

Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003) принадлежит к тому, по мировым масштабам, крохотному кругу западных христиан, которые свидетельствуют о Вселенском Православии, будучи членами Русской Православной Церкви.

Сегодня, дорогие братия и сестры, празднуя отдание Преображения, мы сходили с Фавора и сегодня же, вступив в предпразднство Успения, мы должны затем перейти в Гефсиманию – ко гробу Богоматери, да видим конечное елико на Ней таинство.

Наша жизнь исполнена горестей и скорбей, душу угнетают бесчисленные печали житейские, тело нередко удручают болезни, словно напоминая, что недалек и тот день, когда мы пойдем дать ответ Праведному Судии Богу о всех делах своих, в которых – кто не погрешал?

Слова и беседы святителя Иннокентия Херсонского на Богородичные праздники.

azbyka.ru

Проповеди на Успение Пресвятой Богородицы

  27 августа 2017 года

Протоиерей Павел Федосов, вечерняя служба в храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского.

В очередной раз мы празднуем Успение Божией Матери и торжествуем. Хотя, казалось бы, для всех смерть – это что-то тяжелое, ужасное, какая-то потеря. Но мы сегодня празднуем. И это празднество определяет вся полнота церкви в Богослужебных песнопениях и, в частности, кондак Успения: «В молитвах неусыпающую Богородицу».

Господь перед крестными страданиями говорит Своим ученикам: «Вы опечалились оттого, что Я ухожу от вас и иду к Отцу Моему, но вы зря печалитесь, ибо если Я не пойду к Отцу Моему, то утешитель Святой Дух не придет, а если пойду, то пошлю Его и Он вас научит всему, что необходимо и жизненно важно», в первую, очередь для спасения души. Что полезно в жизни? Чем пользоваться и чем не пользоваться? Что приобретать и от чего отвергаться? Что иметь и от чего бежать как от ядовитого? Во всяком деле: и в отношениях между людьми, приобретении вещей, имущества, или еще чего-то, ибо каждого Дух Святой научит.

Так и в день Успения Пресвятой Богородицы мы не потеряли Ее, но у Престола Божия нашли самого наисильнейшего заступника, самую последнюю инстанцию, практически никогда, никому ни в чем не отказывающую. Все акафисты, а русский народ любит читать и составлять акафисты, изливая в них всю свою душу, говорят о том, что Матерь Божия остается единственной надеждой от множества наших прегрешений.

Сегодня, перед тем как идти на службу, мне пришло сообщение, от монаха Симеона афонского. «Почему при таком количестве молящихся и постящихся людей очень мало спасающихся?» И этот монах Симеон афонский отвечает: «потому, что мы жизнь окружающих делаем адом». Мы хотим себе рая, мы умоляем Бога и не можем умолить, умоляем Матерь Божию о заступничестве. Нам Господь не говорил идти и опечаль, озадачь кого-то, нам Господь говорил: «Друг друга тяготы носите, так вы исполните закон Христов». Так учит нас слово Божие, данное нам через апостолов Духом Святым. Это ни то, что потакать страстям, похотям и прихотям человека. Понимая, что если сейчас не дать выпить человеку 20 грамм – он умрет, нужно дать, но каждый последующий раз давать ему на бутылку, это уже потакательство. Так же и в других делах.

Мы должны носить бремена друг друга. А у нас получается зачастую, что мы делаем обратное. В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова описывается следующий случай. В одном монастыре один брат согрешил: грех ощутимый, но не настолько, чтобы долго попрекать этим грехом. Неопытные братья пошли, чтобы помочь брату, поддержать, чтобы он не унывал и не отчаивался. Но, придя к нему, они стали обличать его еще больше. В это время рядом проходил великий подвижник. Он подходит к ним и говорит. Я видел один раз случай, когда человек зашел в тину и по щиколотку утонул в грязи, другой подошел к нему, чтобы вытащить, но вместо этого вогнал его по плечи. Подвижник обличил братьев, которые пришли помочь своему собрату в исправлении его греховной жизни, а вместо этого еще больше втоптали его в грязь. За небольшой грех. Сделали жизнь его не благочестивей, не разделили с ним горе, не поучаствовали в нем, не помогли, не сказали: «Брат мы вместе помолимся за тебя и поможет искупить твой грех соборностью молитвы». Но еще больше обличив его, они могли довести его до уныния и может даже до самоубийства.

Так и в нашей жизни, наша помощь иногда совершенно не та, какую мы должны давать. Господь нам всем говорит в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». И когда человек находит Бога, даже в трудные минуты состояния своей души, то у него есть сила нести тот крест, ту скорбь, которую мы с вами заслужили по своей греховной жизни, по своей греховной глупости, по увлечению своими страстями.

Поэтому и сегодня, прибегая к милосердию и заступничеству Матери Божией, мы должны понимать: мы хотим, милости, понимания, любви, мы хотим, чтобы нас лишний раз не обличили и не «ткнули носом». Но поступаем ли мы так сами? Людям, которые рядом, от общения со мной становится легче или наоборот?

Давайте учиться у Той, Которую мы сегодня призываем в молитвах, у Пресвятой Богородицы, чтобы Она умолила Господа, умягчила наши злые сердца, вразумила, отогрела их, наполнила благодатью Святого Духа. И, отогревшись, мы стали бы более любвеобильны друг к другу, друг друга понимали и поддерживали. И в этой любви стали наследниками Царствия Небесного.

  28 августа 2017 года

Иерей Павел Беспалов, Божественная литургия в храме во имя архистратига Божия Михаила.

Жизнь Божией Матери на протяжении всего времени была наполнена многими трудностями. Если мы возьмем даже те скудные знания о Ней, известные из Священного Писания, то увидим, что Она осталась сиротой в три года: когда Ей исполнилось три года, родители по данному ими обету отдали Ее на воспитание в храм. И с тех пор Дева Мария жила и воспитывалась в храме, входя во Святая Святых. Постоянно пребывала в молитве, в посте, но, тем не менее, Она покинула свой отеческий дом. Далее мы знаем, что когда по закону иудейскому пришло время Ей вступать в брак, потому что Ей уже надо было уходить из Иерусалимского храма, то Ее отдали на попечение Иосифу, который стал Ее обручником. И который должен был хранить Ее девство, целомудрие. Когда же Архангел Гавриил, возвестил Ей великую радость, что Ей предстоит стать Матерью Бога, Ей тем не менее пришлось очень сильно страдать, когда Иосиф, увидев что Она беременна, засомневался. Он боялся того, что не сохранил Ее девство, до тех пор, пока Ангел не явился Иосифу и не сказал: «родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Но, тем не менее, Ей пришлось пострадать.

Потом мы помним, то, что когда по закону иудейскому Она принесла в храм Младенца Иисуса Христа, праведный Симеон предсказал, что Христу предстоит пострадать, что смерть Его пройдет через сердце Самой Божией Матери. Она с самого первого момента, когда Младенец родился, уже знала, какую жизнь проживет Ее Сын.

И как мы с вами слышим из Евангелия, Она все это слагала в Своем сердце. Сколько Ей пришлось пройти потом с этим с маленьким Младенцем. Когда Они бегали то в Египет, то из Египта возвращались. В страхе от того, что там творилось, когда всех младенцев первенцев от года до трех лет жесточайшим образом убивали по приказу Ирода. И то самое страшное событие, когда Христос вышел на Свое служение уже явно. То, ради чего Он пришел – Распятие. Каково Ей было стоять у креста и видеть как Ее Сын избитый, переломанный, униженный и оскорбленный был распят и пригвожден к этому древу.

Пресвятая Дева Мария – Та, Которая пережила смерть единственного любимого Сына. Что Ей пришлось пережить? Ее жизнь была далеко не сладкой и не прекрасной. Она – мученица с первых дней своей жизни. И Успение, которое в сегодняшний день мы вспоминаем, на самом деле было для Нее отдохновением, потому что Она возвращалась в Свой Отчий дом, возвращалась к Своему любимому Сыну. К Тому, который Ее хранил, который постоянно находился с Ней. Который Ее любил, оберегал. Который Ее сделал Матерью каждого из нас в лице Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она возвращается к Нему.

И на иконе Успения Божией Матери мы видим, что телом Она находится во гробе, вокруг Нее ученики, а за Ней мы видим Христа, который держит Ее маленькую, совсем юную душу, возвращая Ее к Себе. И, с одной стороны, возвращая Ее в Отеческий дом, потому что Бог есть Отец народов, потому что Он есть Творец всего, а с другой стороны возвращает Ее в тот дом, где Она является Матерью каждого из нас. Для Нее это была великая радость. И когда Она узнала, что Ей предстоит умереть, то с нетерпением этого ожидала, потому что знала, что Она идет туда, где встретится с любимым Сыном.

Именно поэтому мы и обращаемся в наших трудностях к Пресвятой Богородице, в наших невзгодах, в наших печалях. Потому что Она пережила то, что нам далеко не всем предстоит пережить, или кто-то пережил. Именно поэтому мы и просим у Нее утешение в скорбях и в немощах, потому что Она знает куда больше, чем мы, именно поэтому Она и предстоит перед Престолом Божиим. И умоляет, и укрепляет, и поддерживает каждого из нас. Поэтому нам, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день вновь и вновь желаю того самого предстательства, которое Божия Матерь несет о каждом из нас. Постоянно, из часа в час, изо дня в день, из минуты в минуту. Оберегая и охраняя нас Своим Материнским Покровом.

28 августа 2017 года

Протоиерей Павел Федосов, Божественная литургия в храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского.

Мы сегодня почитаем Божию Матерь и опять же возвращаемся к Ее младенчеству, возвращаемся ко времени, когда Ее отдали в храм Божий. Все свое время, все свое сердце и любовь Она отдала Богу. От трехлетней девочки до момента, когда нужно было уходить, окончив свое обучение, когда Ее обручили Иосифу.

Все время Она понуждала Себя, потому что горела любовью к Тому, Которому Она хотела служить. Когда Ее хотели выдать замуж, Она сказала, что не хочет этого, и Свое девство посвящает Творцу и Создателю. Для людей ветхозаветных это было дико. Женщина по заповедям Божиим должна спасаться чадородием. Но они не могли нарушить Ее желание, потому что Она посвящала Себя Богу. Поэтому и решили отдать Ее Иосифу Обручнику, и положиться на волю Божию.

Мы знаем, что Она сохранила Свое целомудрие и девство, понудив Себя к тому, чтобы сохранить Свой внутренний стержень. И сегодня мы говорим: «Превысшая всех небес». Она рождена плотью, но получив особую благодать, превзошла ангелов. Начав с малого понуждения: от трехлетней девочки.

Мы сегодня просим милости и благодати у Матери Божией, наивысшей Заступницы перед Богом. Она прошла путь земной жизни, путь скорбей, когда Ее родного Сына, Который пришел сказать людям о покаянии и справедливости, избили и распяли. Как мать Она это претерпела. Она, начав с малого, прошла путь земной жизни, и, достигнув высокой благодати, помогает нам. А мы зачастую начинаем учить тому, чему сами не научились, чего сами не знаем.

В нас должен быть стержень. Но он должен начинаться с малого: я сегодня перетерплю и не отвечу на замечания своей семьи, и скандал не разразится. Я сегодня в пище перетерплю, и Господь даст силы уже во многом. Я сегодня сделаю для спасения души маленький шажок, но сделаю, а завтра у меня уже будет сил намного больше. И это опыт жизни, это опыт церкви, это опыт святых отцов и матери Церкви. Поэтому и сегодня, прославляя Матерь Божию, будем у Нее учиться тому, чтобы понуждать себя к исправлению своей нерадивой жизни, исполнению заповедей Божиих, очищению сердца и стяжанию благодати Святаго Духа. Аминь.

вернуться на страничку «Проповеди и беседы»

snezhinsk.cerkov.ru

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс. 44, 10). Так по мановению перста Божественного, по откровению благодати Духа Божия пророк, царь и псалмопевец Давид провидел то, что в Божественном замысле и предвидении было началом путей премудрости Божией, для того, чтобы вызвать из небытия к бытию многообразие тварного мира, который существенно в своем бытии отличается от бытия Божественного тем, что не имеет в самом себе начатка своего существования, а получает осуществление лишь в меру причастности к Божественной творящей энергии, то есть благодатного действия и сохраняется в причинно-следственном бытии причастностью к промыслительным Божественным действиям и силам Божественной благодати, всегда немощное врачующей и оскудевающее восполняющей.

И мера причастности различная: одна – у многообразия элементарных частиц. Другая — в минеральном мире, иная – у всего множества в растительном мире, и – у всего многообразия в мире животном, иная – у всего многообразия мира мысленного, духовного, к каковому относятся ангелы и люди.

Мерой причастности людей, сотворенных по образу Божию и призванных к возрастанию в подобии Ему (Быт. 1, 26) в многообразии Триединого действия безграничной плодотворности Божественного естества, выявляются две возможности, которые открываются в нас в опознании нами качества нашего существования и как ощущения и осознания своего бытия, и как неизбывного желания достижения благобытия – счастья, и затем присноблагобытия – вечного блаженства, то есть обо́жения. Растения и животные в отличие от минерального царства не только динамично существуют, неся в себе печать причастности одной или многим граням неисчетной плодотворности Божественной первоисточной Сущности, но причастны Богу и по свойствам чувствующего бытия, отпечатлевающего полноту чувств пресущественных Лиц Живоначальной Троицы, так что чувственное бытие, мир одушевленных существ более богат, по сравнению с бытием бесчувственным.

Бытие разумное еще более богато причастностью к благобытию — ощущению эмоциональному: восхищению, радости, ликованию, наконец, разумно осознаваемому и самооценивающему бытию, осуществляемому как Инаковость в общении и общение в инаковости по сходству в межличностном взаимодействии. И ангелы, и люди могут быть причастны Богу в межличностном общении по сходству с Ним в жизнедеятельности, а в Нем и друг с другом, по дару благодати, усвояя себе славу божественных свойств нетления и бессмертия. Это возможно, когда человек разумно и доброхотно уподобляется в своей жизнедеятельности своему Триединому всеблагому Творцу, когда подобное в межличностном общении познается подобным и происходит взаимопроникновение природных свойств в конкретной личности, когда действия одного естества, находящегося во власти конкретной личности, становятся движением и силой другого естества, воспринятого этой личностью.

Тогда человек, существо тварное, несамобытное, может быть причастником полноты, которую Бог имеет в Себе по природе, не превращаясь в сущность Божества, не лишаясь своей инаковости и существенных особенностей, а также своего самосознания, но наполняясь полнотой Божественных действий в нетлении, бессмертии, радости и полноте славы, кроме непричаствуемой созданиями пресущественной Божественной сущности.

И для того, чтобы такое могло реально осуществиться в конкретных людях, единому и общему у всех людей человеческому естеству надо быть воипостазированным, воспринятым в Божественной Личности Единого от Святой Троицы. И Бог, Который есть любовь (1 Ин. 4, 16), в Лице Божия Слова воспринял в Себя Им сотворенную, не имеющую в самой себе природной полноты благобытия, но устремляющуюся по дару Творца к этой полноте человеческую природу (Ин. 1, 9), чтобы она вошла в Божественную полноту, исполнившись по взаимопроникновенному обмену свойств совершенного богоподобия как нормы своего существования, и получить возможность дальнейшего доброхотного в естественном богопослушании приобретения и сверхъестественной непадательности, вмещающей Божественные нетление и бессмертие как свои собственные ощущения.

Нет никакого другого способа достичь этой цели, кроме Богом означенного, предвиденного и предопределенного, когда Единородный Божий Сын, в Своем воплощении и вочеловечении возглавит Собой все творение. В Нем творение получит иную возможность на уровне бытия мысленного приобщаться Богу личностным образом, в доброхотном сходстве во взаимной любви, достигая обо́жения. Иначе никогда не было бы возможно людям отозваться на Божий призыв: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1, 16). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), то есть войти в достоинство друзей Божиих (Ин. 15, 14). На высоту небоподражательного жительства было бы никому войти невозможно, если бы Бог-Слово не стал плотью (Ин 1, 14), не возглавил Собой весь тварный мир подобно тому, как и каждый из нас по-сво́ему возглавляет один и тот же самый богозданный мир в себе самом, в своем собственном бытии и жизнедеятельности.

Но Бог не делает этого властно, насилием Своего могущества. Он Сам, будучи абсолютно свободен и являясь бесконечной Любовью (1 Ин. 4, 16), стоит в центре всего миробытия и ставит человека — существо Себе сообразное и подобное, который может в ответном порыве своей любви захотеть и осуществить себя другом Божиим (Иак. 2, 23; Ин. 15, 15), соработником Себе. Своим Божественным всеведением Он предвидит, когда такой боголюбивый человек явится и осуществит это богодружество в своей жизни, тогда Бог не насилием могущества, а уважительным действием взаимной любви, открытости и сонаправленности свобод его несозданной Божественной природы и им сотворенной человеческой природы войдет в единство жизнедеятельности, со́-бытия́ двух природ в Личности Богочеловека Христа и обо́женных личностей, облекшихся во Христа (Гал. 3, 27) доброхотным сходством с Ним боголюбивых людей.

Тогда чрез Единородного Бога-Слова двойным этим действием, действием изменения качества свойств нашего естества, преображения нашей природы, нашей нравственной силы в наших личностях действием Святого Утешителя Духа Истины, Бог-Отец будет для нас не кем-то внешним и чужим, а своим родным и желанным. Тогда по слову апостола Павла, в нас излившаяся благодать Святого Духа нераздельно с нами будет обращается к Богу и Отцу, взывая: «Авва Отче» (Рим. 8, 15). Тогда и Он с нами, и мы с Ним не только назовемся, а жизненно исповедуем Его Своим Отцом, но не по сущности, а по благодати.

Первой из славных человеческих личностей во всей полноте воспринявшей Божественные дары любви Святой Троицы, является Преблагословенная Матерь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Для Нее жить значило не выживать за счет энергии этого мира, а самозабвенно принадлежать только Богу (Лк. 2, 51). От младенческих пелен и до своего последнего земного вздоха она жила только исполнением Божией воли, поэтому сподобилась чтобы Бог-Слово испросил у нее для Себя начатки по благоволению Бога-Отца при содействии Святого Духа Им созданного и во всей полноте вложенного в личность Адама первозданного человеческого естества, через нее возглавил Собой все тварное мироздание. По благоволению Бога-Отца, Дух Святой сошел на Пренепопрочную Деву Марию и дал ей силу, чтобы Она не сгорела, как куст купины, на Синайской горе весь стоявший в огне, горел, но не сгорал (Исх. 3, 2), не испепелил ее огнем Божества, но, не нарушив печати девства, почтил ее материнство саном Богородицы, запечетлевая непорочность девства благодатью приснодевства. Так беспредельный Бог мог в нее вместиться, а затем, в день святой Пятидесятницы по Его Воскресении, она приняла Духа Святого уже не для служения Божию Домостроительству спасения мира, а для личностного усвоения полноты Божественной жизни в Себе Самой, выявляющей глубину ее уникального Богодружества.

Вот какая красота! Высота божественного замысла о человеке была ею первой из всего рода человеческого достигнута, и плодом этого достижения явилась христоподобная победа ее над смертью. Она, по слову апостола Павла, как и всякий человек, рождающийся в потомстве Адама первозданного, должна была принять земную кончину как разлучение души от тела во времени и пространстве (Рим. 5, 12). Но Сын ее в Себе Самом показал, что биологическая смерть – не есть месть Бога, а одна из ступеней в развитии богосоо́бразности человека в достижении чистоты и полноты богоподобия, попущенное ради немощи нашего естества в процессе восхождения в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13) в богодружество (Ин. 15, 7).

Когда завершается земной путь Божией Матери, Она в заботе об учениках Христовых, по всей Вселенной благовествовавших о Христе Распятом и Воскресшем, проповедующих людям, что тленному естеству нашему надлежит облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53)  и через подвиг волевого и разумного стяжания подобия Богу, соединиться с Ним: и биологически через участие в Божественной Евхаристии, будучи Ему единокровными и единотелесными (1 Кор. 12, 27), и нравственно — через исполнение Евангельских заповедей (Ин. 14, 15), и личностно — через стяжание Благодати Святого Утешителя Духа Истины.

Поэтому, когда пришел час ее перехода из мира теней в мир первообразной реальности, Господь посылает к Ней сначала ангела-благовестника. Он возвещает, что на третий день она пройдет вратами биологической смерти и оставит этот мир, вручая во удостоверение райскую ветвь — небесное благоухание изливается от принесенной ей райской святыни. Пренепорочная молится и просит, чтобы Господь не оставил ее одну в эту минуту, чтобы собрал учеников и проповедников Своих, которым Она – любящая Мать, принявшая от Него при Кресте Его в лице Иоанна Богослова молитвенное попечение о них, чтобы они были вместе с ней в минуту ее исхода.

По повелению Божию ангелы Господни со всех мест вселенной переносят апостолов в Иерусалим, к ее одру. И видя друг друга и Богоматерь, приготовляющуюся к переходу в мир иной, они радовались и недоумевали. Во время этого собрания и общей молитвы они впервые после Вознесения Христова видят Самого Господа, держащим на Своих руках боголепную душу Своей Пренепорочной Матери, а тело Ее, источая сияние нетварной благодати, бездыханно лежит на одре. И радость неизреченная, радость победы Божией над нашей немощью и тварностью, тлением и смертностью наполняет апостолов, и ангелы вместе с ними составляют единый певческий лик, и они несут тело Приснодевы Богородицы в Гефсиманию, к гробнице, в которой лежат ее родители, праведные Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник, земной благоговейный хранитель ее девства, и там погребают ее пречистое тело.

Только не было среди них апостола Фомы. На третий день, когда и он пришел в Иерусалим, взмолился перед собратьями: как же буду дальше жить, ежели не простился с Пречистой, последний поклон сыновней любви, не воздав ей?! Все поняли, есть на это у него моральное право. А когда пришли к гробнице и открыли ее, обнаружив ее пустой, поняли: Богоматерь воскресла, потому что тленному веществу надлежит облечься в нетление, и смертному в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Кому же первому вслед за Спасителем Господом и когда? Конечно же, ей и прежде всеобщего воскресения!

Они вернулись в Сионскую горницу; по обычаю, сели за трапезу, взяли хлеб, который со дня Вознесения Господня всегда полагали за своими трапезами как видимый символ Христова присутствия среди них, и вознесли молитву со словами: «Вели́ко Имя Святой Троицы!». После этого возносили этот хлеб вверх в знак того, что Господь вознесся и сидит одесную Бога-Отца. Они обыкновенно затем провозглашали: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш помилуй нас. Аминь». В это мгновение, они увидели, как и в день Пятидесятницы, опять разверзлись своды Сионской горницы и Пречистая Богоматерь в блистании славы нетления, боголепными сияюще красотами, в окружении ангелов идет к ним и говорит: «Дети, и я с вами во все дни до скончания века!». И они восклицают: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

Тот день на века остался в истории Церкви как день Успения Пресвятой Богородицы, Богородичная Пасха, ибо как говорит святитель Андрей, архиепископ Критский: «Смерть действительно по своему обыкновению, как ко всякому сыну и дочери Адама первозданного, пошла к Ней, как своему достоянию». Но не могла осуществить себя в обыкновенном действии, не могла удержать своей ограниченностью Ширшую небес Пренепорочную Приснодеву Богородицу. Смерть оказалась не чем иным, как тем сном, который Бог навел на Адама, когда изводил в раю из его сущности праматерь Еву (Быт. 2, 21-22).

Тление как истление, распад естества, не коснулись Ее, не только всецелооблагодатствованной дарами Святого Духа, но и единственной Ипостасно существенно вместившей полноту Божественной сущности Личности ее Сына в таинстве Его от нее Воплощения. Кто еще из всего рода человеческого так соединен с Нею как Ее Сын? Ни един. Поэтому не только мера способности принять, вместить и удержать благодать Духа Святого у нее безграничная, но и Единая, носившая Царя неба и земли, она богоподобно сияет нетварной благодатью, и от нее, Царицы неба и земли, смерть бежит. Ее гроб становится источником жизни, источником радости. Вот почему внешние для Церкви Христовой люди никак понять не могут: человек умер, надо же плакать, ужасаться, скорбеть, ибо прервалась жизнь не рядового, но необычайно замечательного человека, а христиане из этого устраивают торжество и праздник, готовятся к нему специально, пост держат, нравственно себя очищают, чтобы ликование было как можно больше и глубже?!

Молитвенно сликовствуя святым апостолам, небожителям ангелам и всей полноте Христовой Церкви, мы духовно понимаем на примере Владычицы Небесной как зачатие нового человека оправдывается дальнейшей жизнедеятельностью, а не само по себе имеет ценность, ибо жизнь человека значима не как жизнедеятельность во времени и пространстве, а как со́-бытие́ с Богом по сходству с Ним. И тогда получает свое оправдание. Аминь!

tulaeparhia.ru

Проповедь в Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Проповедь в Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Просмотров: 3343     Комментариев: 1

Дорогие наши, сегодня великий день — день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества — день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Так теперь величает мир единственного человека на земле — Деву Марию, Богородицу и Матерь Света.

И именно в день Успения воссияла и взошла над землей воочию всему миру слава и величие доселе неведомой никому жизни, и жизни немалой. Пресвятая Дева освящала Своим пребыванием землю в течение шестидесяти двух лет.

Теперь мы все привыкли к Ее славе, Ее могуществу, Ее непостижимой для ума человеческого любви. Мы так привыкли просить и получать от Нее просимое, что забываем в чувстве сердца о Ней как о живом человеке, подобном нам. Забываем, что Ее нынешняя слава и Божественное могущество — это плоды Ее земной жизни. И плоды эти родились живой верой Пресвятой Девы, Ее Божественной любовью, Богоподобным смирением и нескончаемым, непреходящим страданием — мученичеством всей жизни.

Она шла ко Кресту Своего единственного Сына, неся Свой крест задолго до Его Голгофских страданий. Она восходила на Свой крест постепенно, всю жизнь, и терния страданий жалили Ее чувства, ум и сердце ежедневно, пока обещанное, предреченное праведным старцем Симеоном Богоприимцем оружие не прошло саму Ее душу. И этот Ее крест вознес Пресвятую Матерь-Деву во славе на небо.

А подвиг Ее материнского служения и предстательства за род человеческий, грешный, падший, слабый и вечно нуждающийся в помощи, заступлении и пощаде продолжается и после Ее Успения.

А мы, дорогие наши, за внешними событиями жизни Богоматери часто упускаем внутреннее содержание Ее жизни. Оно ведь все состоит из молчаливого, великого, переходящего в мученичество страдания, которое не могло найти утешения в откровении, сочувствии, понимании и сострадании людей. И такого же великого, беспрекословного предания Себя в волю Божию.

Тайна земного назначения жизни Пречистой Девы, открытая Ей Богом архангеловым гласом: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою: благословена Ты в женах”— была столь сверхъестественна и столь велика, что смирение Пречистой Девы не могло доверить ее ни одному человеку. Да и как Ей Самой говорить о том, на какую высоту вознесена Она Богом.

Только четырем избранным праведностью жизни людям Сам Господь открыл совершившуюся в мире величайшую тайну. Кому же? Праведным Иосифу Обручнику, Симеону Богоприимцу, Елисавете, матери Иоанна Предтечи, и пророчице Анне, которые — первыми в ведении поклонились Пресвятой Деве как Матери Божией, а Ее Сыну как Богу и Сыну Божию.

Святая же Дева избрала для Себя на всю жизнь молча страдать. И вся Ее жизнь — это нескончаемое углубление сердца в непреходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровью. Она молча страдала от подозрений праведного Иосифа, Ее “бракоокрадованную помышляющего”.

Она молчала, полагая Царя Вселенной в скотиих яслях и Сама не имеющая, где главу преклонить. Молча страдала Дева-Мать, когда “искали души” Ее Младенца и когда страх за жизнь Его обратил святое семейство в бегство из родной страны в Египет.

Она молча и терпеливо несла убогую трудовую долю Своей жизни. Пред Ее глазами Ее Сын и Ее Бог был Младенцем, Отроком, Юношей, и все материнские заботы, соответствующие Его возрасту, были Ее уделом, были Ее радостями. Но в минуты радостей материнства, когда каждая мать, взирая на чадо свое, парит мечтой о его светлом будущем в жизни, обещающем и Ей, Матери, утешение, отраду и опору, Пресвятая Дева-Мать и в эти минуты видела в Сыне Агнца Божия, пришедшего в мир, чтобы взять на Себя его грехи. Воспитанная в храме Божием, Она знала Писания и знала, для какой великой цели явился в жизнь Сын Божий и Сын Девы.

И с каким трепетом видела Она Его взросление, а с ним приближение того великого и страшного по-человечески часа. И каждая минута радости о Сыне неминуемо отражалась в сердце Ее непрестающим страданием. И Ее Сын, во всем подобный людям, кроме греха, ничем и никогда не огорчил и не опечалил Свою Мать человеческой греховной немощью, но Он уходил от Нее, отдалялся с взрослением, начиная служить человечеству.

И уже в двенадцать лет Отрок Христос со всей решительностью произносит первое открытое признание Себя Сыном Божиим, а с ним и первое прямое указание Своей Матери, что Он уже не принадлежит Ей. Пресвятая Дева-Мать, найдя отставшего от родных Отрока Иисуса в Иерусалимском храме, на нежный укор Ее слышит: “Что в том, что вы искали Меня? Разве не знаете, что Мне надлежит быть среди того, что принадлежит Отцу Моему?” (ср.:Лк.2,49). Болью вонзились эти слова в сердце Матери, ясно открыв Ей будущее Сына. И опять Пресвятая Дева безмолвно склонилась пред волею Всевышнего. И как некогда, в начале великого Ее избрания, сердце не воспротивилось надвигающемуся: “Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему”(Лк.1,38). И Она отдает Своего Сына, Она отходит в безвестность, чтобы вернуться к Нему с правами Матери только в Его страшный Голгофский час, когда все оставят Его. Отойдет даже Бог Отец, давая место полноте подвига Христа, полноте Его Божественного истощания. А Дева-Мать, и в этот момент безмолвная, во всей глубине прискорбная, но мужественная, верная и бесстрашная, стояла у Креста, Своей любовью поддерживая Сына в великом Его подвиге. Но опять молча стояла и смотрела Она, оцепенев в сострадании Сыну. А что делалось в сердце Ее, зрел лишь Бог и Сын Ее. Как хотела Она тут же в этот же момент умереть вместе с Сыном, чтобы прекратились эти невероятные страдания. “Зде же умру и спогребуся Ему”, — звучит плач души Богоматери.

И к целожизненному подвигу Ее молчаливого страдания присовокупляется в этот момент испытание подвига Ее веры: “Где Сыне Мой и Боже благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше; Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше. Ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца”. Предстоя поруганиям и распятию Своего возлюбленного Сына, зря малодушное падение последователей, друзей-апостолов пред лицом опасности, Она не могла не вспомнить обетование Архангела о том, что Сыну Девы, Ее Сыну, Господь “даст… престол Давида, отца Его… и Царству Его не будет конца”(Лк.1,32-33). А ведь по человеческому суждению все было уже кончено позорной смертью на Кресте.

С Креста же Божественного Страдальца Христа к растерзанному сердцу Матери звучит ободрение, и завещание, и возведение на Престол Царицы-Матери неба и земли: “Жено! се, сын Твой” (Ин.19,26). И вот уже не одного Сына, но сынов и дщерей всего рода человеческого должно вместить Ее любовью исстрадавшееся сердце. Оно должно принять в себя тех, кто отнял у Нее отраду — единственного Сына. И опять, как во все трудные минуты жизни, звучит Ее ответ Богу Отцу и Богу Сыну: “Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему”.

Еще пятнадцать лет жизни в неведомых для мира трудах по созиданию Церкви — Невесты Христовой на земле, в молитвах к Сыну за род человеческий, в любовном, терпеливом предстоянии за тех, кто еще не знал Бога. Нет, Она не вышла на проповедь вместе с апостолами, хотя о Сыне Своем именно Она могла бы рассказать больше кого-либо другого, ведь Ее чуткое сердце зрело в Нем Бога от самого Его рождения. Она же опять в молчании несет подвиг материнства и подвиг веры, и только апостолы притекают к Ней, поклоняясь и питаясь от сокровенных глубин Ее духа, обожествленного подвигом жизни. Пресвятая Богородица была первой Христианкой на земле.

Непричастная ни единому греху, кроме унаследованного от прародителей общечеловеческого первородного греха, Пресвятая Дева Богородица подошла к концу Своей земной жизни. Желая разрешиться от житейских уз, Она опять смиренно молила Своего Сына и Бога о том, о чем помышляет всяк земнородный, — о предстоящем страшном смертном часе, когда темная область имеет силу и власть страховать отходящих от земли. И Ей, как напоминание о Ее избранничестве и подтверждение непреложности его, опять явился Архангел Гавриил и возвестил об исполнении Ее молитвы, подал Ей блистающую райскую ветвь как знак победы над злыми духами и узами плоти и сказал, что через три дня последует Ее Успение.

Священное Предание сохранило память этого великого торжества — победы человека над смертью. Именно в момент Ее Успения благословенную в женах Богородицу Отец Небесный благословил как Дщерь, Сын Божий — как Мать и Дух Святой — как Невесту Неневестную всяким благословением. Осиянный небесной славой, в сопровождении Небесных Сил Христос принял на Свои Божественные руки душу Матери Своей, родившей Его по плоти, чтобы собственными руками отнести к Отцу Своему.

“Иди, Честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом”. Тело же Ее со всякой честью и славой погребли апостолы. Так Пресвятая Дева Богородица — Дщерь человеческая жизнью Своей отдала дань естеству, но, святостью став Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, соединила небо с землею.

Смерть не могла удержать Ее пречистого тела, просиявшего в жизни огнем страдания и обожившегося в нем. И через три дня после погребения апостолы, отвалив камень от погребальной пещеры, нашли лишь Ее погребальные пелены. Владычица Богородица совоскресла Своему Сыну и Богу. А воскреснув, Богоматерь стала Матерью христианского мира, незаходимой Надеждой ненадежных, погибших Взыскательницей, грешных Спасительницей. Из веры, страданий и любви соткалась Божественная сила и могущество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И ими же Она получила власть и право понимать, сострадать и любить всех немощных, обремененных тяготами жизни и узами греха. Сама искушена бысть ими, может и искушаемым помогать теперь.

Вдохновленные и умудренные ныне примером великой в Боге жизни Богоматери, будем, дорогие наши, просить Ее помощи во всем и на каждый час. И будем Заступницу Усердную просить не о том, чтобы отняла от нас очистительные животворящие страдания, но чтобы Она помогла нам нести их ради спасения души, не унывать в них и зреть великие духовные блага, сокрытые таинственно в недрах их.

“О Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму!” Аминь.

Православие и мир

eparhia-saratov.ru

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня Успение Пресвятой Владычицы нашей богородицы. Это событие не является поводом для скорби и слез. Успение Божией Матери—это источ­ник духовной радости, радости светлой и торжеству­ющей. Особую радость это событие вселяет в сердца тех, кто идет и будет идти за Сыном Богоматери, из­брав Его единственным своим Отцом и Спасителем. Как в пасхальные дни звучит радостно песнь «смер­тью смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав», так во дни Успения Богоматери радостно и по­бедоносно звучат слова: «… Живота Матерь к Живо­ту престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». Эта радость передается из поколения в поколе­ние как доказательство того, что смерть побеждена, что смерть—это только переход к новой жизни, нача­ло ее.

Христос Спаситель дает возможность каждому че­ловеку убедиться в бессмертии, извлекая уроки из окружающей нас жизни. Солнце заходит для того, чтобы на следующий день вновь взойти. Луна постепенно убывает, чтобы через некоторое время пока­зать людям свою полноту. Все умирает осенью, что­бы через определенное время, с весенним теплом вновь ожить. И человек, как вершина творения Божия, не может умереть, бесследно исчезнуть. Ибо ес­ли зерно, падая в землю, не исчезает, но дает росток и новую жизнь, то тем более вершина всего сотво­ренного — человек, если и умирает, то умирает для жизни вечной. В гамме человеческих чувств и пере­живаний властно о себе заявляет инстинкт самосох­ранения. Как часто, когда опасность от нас еще дале­ко, когда мы, может быть, и не уверены, что она кос­нется нас, мы реагируем на нее, стараясь найти меры предосторожности, защиты от угрозы. В этом стрем­лении к жизни и сохранению ее тоже доказательство бессмертия.

Лучшие сыны Ветхого Завета исповедовали свою веру в бессмертие и вечное назначение человека. Псалмопевец Давид еще задолго до Рождества Хрис­това восклицал: «Верую, Господи, что Ты не оста­вишь души моей в аде и не дашь рабу Твоему увидеть тление» (Пс.15,10). На страницах святой Библии мы находим много примеров твердой уверенности в бес­смертии и вечном бытии. Человек создан для вечной жизни. Так было изначала. Первые люди, наши пра­родители, в раю ощущали полноту своего вечного бытия. Нарушив волю Божию и сотворив хотение своей воли, человек подвергся наказанию смертью. Проходило время. Отчуждение человека от всего Божественного и святого низводило его в ад, в преис­поднюю, и казалось — потеряна всякая надежда хоть на какой-то просвет и тем более на вечное бытие. Господь же давал человеку заповеди, утверждал его в вере, напоминая ему о возмездии: «Что посеет человек на земле, то и пожнет в жизни будущего века» (Гал.6,7). Наступило время — и милосердие Божие излилось на всех людей. Пришел в мир Спаситель — Сын Божий. Засияло над миром Солнце Его спаси­тельной Правды. В сиянии Божественного Света лю­дям стало ясным то, что ранее было непонятным, очевидным то, что казалось далеким и отвлеченным. Вновь ожила в сердцах верующих надежда на жизнь вечную, на жизнь с Богом. Появились средства для этого и возможности достигнуть этого. Христос Спа­ситель Своим Божественным деланием утверждал и Утверждает нашу веру в то, что смерти как таковой нет.

Он воскресил из мертвых 12-летнюю дочь Иаира, начальника синагоги, и единственного сына бедной вдовы Наинской. Он возвратил к жизни четверодневного Лазаря, уверяя тем всех людей в истине всеоб­щего Воскресения. После Своего распятия и смерти Он Сам победоносно воскрес из гроба, явив каждой плоти путь к небу и к вечной жизни.

Успение Божией Матери утверждает нас в блаженном уповании жизни вечной. Не только душой, но и Своей плотью Богоматерь вознесена на небо, к Сыну Своему и Богу нашему. И с тех пор мы обрели веч­ную Ходатаицу перед Сыном Ее, Который благода­тью Божией через таинства святой Церкви возрожда­ет нас для жизни вечной, где не будет ни печали, ни воздыхания, но вечная радость в Нем и с Ним. В свя­той Евхаристии мы соединяемся со Христом и вку­шаем уже начало вечной  жизни.  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин.6,56). «Я есмь воскресение и жизнь; ве­рующий в Меня если и умрет, оживет; и всякий, жи­вущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11,25-26).

Наша вера, наша святая Церковь именуют смерть тайной, успением. Возвращается прах в землю, чем он и был; а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл.12,7). Мы совершаем поминовение усопших в третий, девятый и сороковой день. В течение сорока дней, по учению Церкви, человеческая душа прохо­дит мытарства. В третий, девятый и сороковой день она приходит на поклонение Христу Спасителю. В течение этих дней душа видит блаженства небожите­лей и мучения грешников. Душа вспоминает свои грехи и падения, терзаясь и трепеща перед Богом. Поэтому, естественно, мы усугубляем свои молитвы о почивших особенно в эти дни. По истечении сорока дней после поклонения Источнику жизни и воскре­сения определяется место обитания души до времени последнего суда.

Наша вера учит нас, что будет Второе пришествие Христа Спасителя и последняя встреча каждого чело­века с Богом, встреча, при которой каждый получит уже окончательное определение. Тот, кто хотя бы в момент смерти обратился к Богу, будет принят Господом, Многим помогут молитвы святой Церкви, ко­торые она совершает за усопших. А усопшие, как вечно живущие у Бога, получают от Него благодать молиться за живых.

Такова радость нашей веры и нашего молитвенно­го общения. Такова радость, укрепляющая нашу веру в бессмертие и заставляющая нас заботиться на зем­ле о своем спасении.

Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах. Матерь Божия преставляется ныне к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей! Никто не дол­жен унывать, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество. Не случайно верующий мир именует Ее Взысканием погибших, Утолением печа­ли, Заступницей усердной, благой Вратарницей, Скоропослушницей, Милостивой и т.д.

Пусть же Она, во Успении Своем не оставившая мир и обещавшая святым Апостолам, что всегда бу­дет с теми, кто призывает Ее, благословит всех нас материнским благословением, помогающим по прав­де совершать нашу жизнь и наследовать жизнь буду­щего века. Аминь.

pribavlenie-uma.prihod.ru

Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы

Дорогие  братья и сестры, сегодня Церковь вспоминает Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. После Вознесения Господа нашего вся жизнь первой церковной общины сосредоточилась вокруг Матери Божией.

Если в Евангелии мы почти не замечаем Ее присутствия - Она всегда была скромной среди толпы и учеников Господа, то сегодня, мы видим великое торжество, которое случилось в Иерусалиме по случаю  преставления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Матерь Божия была извещена Своим  Божественным Сыном о предстоящей кончине. Извещена через Архангела Гавриила, который принес Ей ангельскую ветвь. Она восхотела, чтобы все апостолы, которые к тому моменту разошлись на проповедь, были собраны, и чтобы Она могла с ними проститься. Так и случилось. Невидимой силой они с разных мест вселенной были перенесены в одно мгновение в Иерусалим, в горницу, где Матерь Божия возлежала на одре. Каждому из них Она преподала Свое материнское благословение. Утешенные, они оплакивали кончину Матери Божией.

Сама процессия погребения была очень торжественной. Весь Иерусалим пришел в движение. Гроб с пречистым  телом Матери Божьей несли  на руках апостолы. Несли в  Гефсиманию,  в тот  фамильный склеп, где уже были упокоены праведные Иосиф, Иоаким и Анна. В эту пещеру было положено  пречистое тело Матери Божией, и апостолы  три дня находились у гроба - все, кроме апостола Фомы. И когда он прибыл в Иерусалим, тоже восхотел проститься с Матерью Божией. По его просьбе камень был отвален. Вошли апостолы в пещеру, но не увидели там тела Пречистой. Ибо, конечно же, тела Той, Которая стала  вместилищем Бога,  не могло коснуться тление смерти. Поэтому Господь забирает Матерь Божию с Ее пречистым телом в Царствие Небесное.

Утешенные этим событием и явлением Матери Божией, когда сказала Она, что прибудет с нами  «во все дни до скончания века», апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». С тех пор Матерь Божия, как поем мы сегодня в тропаре праздника, «мира не оставляет» и продолжает заступаться за весь род христианский.

Вспомните, когда  Господь умирал на кресте Своем, апостолу Иоанну Богослову Он сказал: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19: 27). И в лице апостола Иоанна всех нас с вами усыновил Матери Божией. Каждый из нас знает, что сколько бы человеку ни было лет, будь он младенец, отрок, юноша, взрослый человек, как всегда нам не хватает материнской заботы, ласки и материнского слова! Все мы должны помнить, что помимо своих земных матерей, которым мы всегда должны отдавать должное почтение, заботу и любовь, имеем еще и Матерь Небесную. И каждый из нас без исключения, стоящих здесь, знает, что стоит лишь с крепким воплем обратиться к Матери Божией, как получишь от Нее утешение.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на то, какова была Матерь Божия. Как говорит предание, Она и внешне, и внутренне была очень цельным Человеком. Ростом Она была чуть выше среднего, походка Ее была кроткой, тонкими были черты лица Ее, волосы золотые, тонкие пальцы. В речах Ее всегда была тихость, никогда с Ее уст не сходил никакой укор, никакое гневное слово. Вся она своим образом источала покой, мир, тишину и радость. Одежда ее была очень скромной, естественных цветов. И все в ней говорило о Ее пречистой душе.

Посмотрите, как Она была воспитана. Долгожданная дочь родителей, которые долгое время не имели детей и получили Чадо по милости Божией. Всего три года Она воспитывается в семье родителями. Потом они отдают Ее на воспитание в храм. Что мы видим? Мы видим Матерь Божию за рукоделием, мы видим  Ее за чтением Священного Писания - Она была научена грамоте. Мы видим, как ту пищу, которая полагалась Ей в Иерусалимском храме, она раздает нищим. Мы видим, как Она со смирением принимает волю  Божию, когда была уневещена Иосифу Обручнику, по сути старцу, чтобы он был хранителем Ее девства. Но и сам этот  человек немощный нуждался в заботе этой шестнадцатилетней Девочки. Она служила ему, как отцу.

Сегодня собрано в наших храмах много детей с их родителями. Совершенно справедливо, что вы пришли, чтобы  укрепить ваших детей  в предстоящем труде учения.  Я хотел бы вам сказать,  что нам стоит обратить внимание на то, как мы сегодня воспитываем наших детей. Сколь много сегодня говорится о внешнем научении, о внешней премудрости, но сколь мало мы сегодня видим истинного доброго воспитания в семьях. Родители часто уклоняются от воспитания, стараются переложить ответственность на школу, детский сад, на бабушек, еще на кого-то, стараются утешить себя тем, что находятся постоянно в трудах, чтобы дети были сыты и одеты. Но когда нет воспитания, культуры, настоящей образованности, тогда это только во вред человечеству. Поэтому мы видим очень часто, что дети непочтительны к своим родителям, что между детьми и родителями конфликт.

Почему так происходит? Потому, что потеряна культура общения в семье. Потому, что, к сожалению, воспитание уходит на дальний план. И дети наши растут, как сорняки, сами по себе. Чтобы вырастить цветок, нужен большой труд, но чтобы вырастить дитя, нужен труд  во сто крат больше. К сожалению, очень часто родители не хотят трудиться. То и дело я слышу о желании пожить для себя. Нам же хочется и того, и этого, а дети как-нибудь сами вырастут у телевизора, у компьютера. Не надо тогда удивляться, что когда эти дети вырастут, они не будут в вас нуждаться. Сколько сегодня рассуждений на тему повышения пенсионного возраста. Но сто лет назад никто никому никаких пенсий не платил. Не было никакой пенсионной системы. Дети ухаживали за своими родителями, кормили, содержали их. И поэтому рождение и воспитание детей для родителей  было во многом  жизненной необходимостью. Они понимали, что если  дети их бросят в преклонных годах, то никакое государство им не поможет. Больше нет той потребности в воспитании, традиции воспитания потеряны, потому что люди потеряли церковность.

Воспитание зиждиться на заповедях Божиих. И Закон Божий должен быть запечатлен в сердцах наших детей. Тогда и воспитаны они будут иначе. Можно много говорить и об основах веры. К сожалению, сегодня потеряна  даже  общечеловеческая культура, начиная с внешнего вида…Вы сегодня привели своих детей в храм Божий, в место, где Господь всегда присутствует, где прославляют Царицу Небесную. И посмотрите, в каком они у вас виде. В уличной одежде, шортах, в которых бегают по улице. И дети в этом не виноваты. Это вы, взрослые, не даёте им понимания святости места. И поэтому так сегодня у нас: дети, не воспитанные даже в этих внешних вещах, потом и во всей своей  жизни, не имея стержня, попадают в жуткие, трагические ситуации. Казалось бы, мелочь, но все это очень важно.

Я знаю одного человека, он священник, ему сегодня 93 года. Он воспитан  верующим, но не это главное. А главное, что он получил хорошее образование. Он действительно культурный человек. Он год служил, потом десять лет сидел. Он рассказывал о том, как был в лагере, потом на войне, сколько трудностей потом испытал. И он сказал, что его спасли вера, образование и культура. Сегодня взрослые часто не могут воспитать своих детей в вере, потому что сами чего-то не знают. Но хотя бы привейте им азы культуры общения. Объясните им, что есть место, в которое можно прийти в шортах, а есть место, в которое нужно прийти в другом виде. Объясните им, что старшим нужно уступать, что младшим нужно помогать. Объясните какие-то простые вещи, и вам же самим это принесет потом великую пользу.

Сегодня и к вам, дорогие дети, я хочу обратиться.  Сегодня мы будем совершать молебен, чтобы Господь дал вам силы и крепости в вашем учении. Но Господь помогает только тогда, когда у вас есть послушание. Послушание родителям, послушание вашим учителям. Господь помогает только тогда, когда вы не ругаетесь между собой, храните мир, когда из ваших уст не исходят гнилые слова. Нужно надеется на милость Божию, Господа нужно всегда призывать к помощи: садитесь ли уроки делать, идете ли в школу,  контрольная  ли  у вас начинается. Но всегда помните о том, что если вас нет в храме, то не то, чтобы Господь вас не услышит - вы сами потеряете навык обращения к Богу. Поэтому всегда, всю жизнь обращайтесь к Богу и Царице Небесной. Помните о том, что всегда у нас есть Заступница, Матерь Божия. И Господь и Матерь Божия будут вас хранить.

Сейчас мы будем совершать молебен, благословение на начало учебного года.  Еще раз хочу сказать: доброе дело, что мы привели сегодня наших чад на  исповедь , на Причастие, на этот молебен, но все это тщетно, если нет примера в семье, если все это совершается лишь один раз в год, а не хотя бы раз в месяц. Все это тщетно, если мы действительно не переживаем о воспитании своих детей. Мне бы очень хотелось, чтобы наши дети, наши девочки, прежде всего, брали пример не с тех людей, которых сегодня называют популярными, а брали пример с Царицы Небесной, с реального живого человека, со святых угодников Божиих, чтобы красота наших детей была прежде всего духовной, внутренней. Чтобы не обезображивали они себя с малых лет всякой непонятной косметикой, краской. Чтобы росли они естественным образом, понимая свое предназначение. Тогда у нас с вами есть будущее. А иначе страшно даже подумать, к чему мы с вами можем в конечном итоге прийти.

Помолимся сегодня Пресвятой Владычице нашей Богородице, чтобы Господь хранил всех нас. Чтобы Матерь Божия исправляла то, что мы сами, взрослые, не можем сделать для наших детей. Для этого нужна наша горячая молитва Богородице. Покаянный вопль матерей и отцов, чтобы Матерь Божия и Господь исправили наши ошибки, восполнили наше неумение воспитывать детей, но все это должно быть сопряжено с покаянием и с горячей любовью. Аминь.

www.ahtuba-eparhia.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.