Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Проведение в школе праздников


Развлекательные мероприятия в школе

Спортивно-развлекательный праздник — Олимпийские игры — проводится на свежем воздухе, лучше всего на стадионе. Это может быть спартакиада, спортландия. Эстафеты, конкурсы, состязания, а также награждение победителей — все это составляющие спортивного праздника.

КВН в школе

КВН — это интересная, увлекательная игра. Причем она вполне подойдет и школьникам. КВН — это скорее образ жизни, и если ученики начинают в него играть, они должны настроить себя на то, что они веселые и находчивые, а также на то, что в клуб входят союзники, а не недруги.

Этот праздник посвящен проводам зимы. Проводится он в последнюю неделю февраля. Поскольку по технике безопасности учитель не может вывести учеников на природу и жечь там чучело — «зиму», то можно придумать, как символически это сделать в классе.

Сценарий праздника масленицы в школе Широкая Масленица

Мероприятие посвящено празднованию Масленицы, проводам русской зимы. Проводится ведущей (классным руководителем или воспитателем) в форме тематического праздника с конкурсной программой.

Цели встречи со сказкой: организация досуга; расширить знания ребят о жанре сказки; дать возможность проявить свои таланты; развивать творческие способности; учить правильно решать свои проблемы; развивать умение поддерживать разговор.

Сценарий встречи «Фестиваль цветов»

Цели и задачи фестиваля цветов: организация отдыха, содействие установлению хорошего настроения; развитие чувства прекрасного; расширение круга знаний о цветах; развитие навыков по самообразованию.

Сценарий вечера знакомств в школе (праздник для профильных классов)

Данный праздник проводится учениками старших профильных классов для младшего и среднего звена. Цель: помочь младшим ученикам определиться в выборе класса для последующего обучения.

Сценарий вечера знакомств для первого класса Времена года

Классный руководитель предлагает родителям первоклассников провести первое родительское собрание совместно с детьми в нетрадиционной форме. Для этого всех учеников делят на команды в зависимости от времени года, в котором родился ребенок.

Сценарий конкурса-бала «Золотая осень»

Условия конкурса: В конкурсе участвует параллель 8-х классов. От каждого класса требуется пара, которая будет участвовать в конкурсах. Их поддерживают команды от классов.

Сценарий развлекательного мероприятия Королева осень

Зал украшен листьями, рисунками на осеннюю тему. Входит наряженная Королева Осень — ожерелье из рябины, венок из листьев и фруктов, на голове корона. За ней идут свита из Листочков и три Осенних Месяца.

Сценарий викторины для школы «Любителям словесности»

Условия проведения викторины: Данная викторина представляет собой конкурс между двумя командами. Несколько заданий команды готовят заранее, остальные выполняют сразу, без предварительной подготовки.

Игры для детских праздников

Весь игровой материал к детским праздникам условно разделен на группы: подвижные игры для детских праздников на улице, подвижные игры для детских праздников в помещении и статичные игры для детских праздников.

Подвижные игры для детских праздников: № 1—10, № 11—21, № 22—30, № 31—40, № 41—50, № 71—76Статичные игры для детских праздников: № 77—87, № 88—98, № 99—109, № 110—120, № 121—130

Набор ситуаций для игры «Данетки»

Путешествия и приключения. Вася-путешественник. (2*) У Васи нет загранпаспорта, но вчера ему удалось побывать на территории девяти различных государств. Вася работает курьером. Он разносит документы по посольствам.

Фанты и штрафные заданиядля детских праздников

Во многих случаях можно сделать игру динамичнее, интереснее, азартнее, если за ошибки игроков брать фанты, разыгрываемые в конце игры или после проведения нескольких игр и конкурсов.

Осенний танцевальный вечер (9—11-й классы)

Ведущий: Вы видели когда-нибудь необыкновенно грациозный танец падающего листа? А сможете нам его исполнить? Участники под музыку танцуют, а зрители выбирают наиболее оригинальные и красивые танцевальные композиции.

Сценарий конкурса красоты для подростков «Мисс Юность» для 8—10 классов

Сценарий конкурса красоты предусматривает участие школьниц из разных классов. Цель конкурса: помочь школьницам обрести уверенность в своих силах, самоутвердиться и самореализоваться; способствовать развитию талантов и способностей;

Костюмированный вечер для праздника «Хеллоуин» (5—8-й классы)

Для данного праздника оформление является одним из важных развлечений. Хеллоуин желательно проводить в затемненном помещении, освещаемом цветными лампами.

Топ-5 конкурсов для Хеллоуина в школе

Если вы решили отпраздновать с одноклассниками Хеллоуин, то сделать вечер веселее вам помогут конкурсы.

Сценарий девичьих посиделок в школе

Посиделки можно проводить в средних и старших классах школы. Посиделки — сборище крестьянской молодежи под видом рукоделия, пряжи, а более для росказней, забав и песен.

Сценарий развлекательного мероприятия для старшеклассников Красота спасет мир (9–11 классы)

Цель праздника: помочь школьницам обрести уверенность в своих силах, самоутвердиться и самореализоваться; способствовать развитию талантов и способностей; создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Сценарий Дня космонавтики в школе Школа космонавтов

12 апреля 1961 года впервые в мире человек совершил космический полет вокруг Земли. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Что же это за профессия такая — космонавт, каких она требует качеств от человека?

Сценарий Дня книги или дня рождения писателя в школе В гостях у сказки

Мероприятие может быть приурочено ко Дню книги, дню рождения известного писателя-сказочника и т. п. Проводится классным руководителем в форме тематического праздника с конкурсной программой.

Сценарий развлекательного мероприятия Самые любимые мультфильмы

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вспомнить наши любимые мультипликационные фильмы и их героев. Этот праздник пройдет в виде соревнования двух команд.

Сценарий развлекательного мероприятия в школе Именины

Цель: ознакомление учащихся с происхождением имени, с именинами. Мероприятие может проводиться в классе, для этого сдвигаются столы, вдоль стены расставляются стульчики, дети располагаются на стульчиках.

Сценарий развлекательного мероприятия Чему учат в школе

Здравствуйте, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Совсем недавно ваши дети и внуки пришли в первый класс. Сегодня они уже не малыши, а первоклассники. Они уже многое узнали и выучили и сегодня пригласили вас , чтобы рассказать, чему же учат в школе.

Сценарий представления в школе Проводы зимы

Праздник проводов зимы проводится в младших классах школы в последние дни февраля или 1 марта. Действующие лица: 1-й скоморох, 2-й скоморох, Зима, Декабрь, Январь, Февраль, Атаман, Разбойники, Весна.

Сценарий развлекательного мероприятия в школе Верни сказку

Праздник можно проводить в каникулярное время, перед праздничной дискотекой, на летней площадке. Проводит классный руководитель, вожатый, библиотекарь. Цели: вызвать у учащихся интерес к чтению, вспомнить прочитанные книги.

Сценарий празднования в школе Дня семьи Я и моя семья (8—11 классы)

Сценарий Дня семьи в школе предусматривает участие школьников из разных классов. Количество участников: 2-4 человека. В сценарии также задействованы исполнители художественных номеров, анекдотов, молодые родители, ученики.

Сценарий интеллектуального шоу для старшеклассников на День театра Вся жизнь театр

В интеллектуальном шоу «Вся жизнь театр» участвуют 3 команды по 5 человек каждая. У каждой команды есть по 1 помощнику, участвующему в конкурсе «Грим и костюм». Грим и костюмы, инсценировки готовятся заранее, это домашнее задание.

Сценарий вечера с дискотекой для 5—8 классов

Сценарий подойдет для проведения дискотеки вечером после уроков для учеников 5—8 классов. Оформление помещения может соответствовать времени года, когда проводится мероприятие, или определенному танцу, который будет разучиваться на вечере.

Сценарий Дня развивающих игр Праздник головоломок (5—8 классы)

Сценарий праздника развивающих игр в средней школе для нескольких классов. Помещение для праздника не требует специального оформления. Однако над входом можно повесить плакат «Праздник головоломок».

Турнир по брейн-рингу в старшей школе

Игра в брейн-ринг возникла как дочерняя от клуба «Что? Где? Когда? ». Главное ее правило заключается в том, что две команды игроков одновременно отвечают на один вопрос. Команда, которая первой ответит правильно, лишает соперника возможности ответить.

Школьные мероприятия и школьные праздники

Поделиться:  

korporativus.com

Праздники в школах. Заказать праздник в школе

Агентство «Нескучалия» организует и проведет любой праздник в школе или в детском саду. Он станет неповторимым событием для детей, в котором мы применим красочное и яркое шоу, интересную программу, состоящую из конкурсов, шуток, сюрпризов, постановочных сценок и миниатюр. Любой праздник, организованный нашим дружным коллективом пройдет успешно, весело, интересно, ведь он состоит из: сценаристов, постановщиков, артистов, аниматоров, ди-джеев, ведущих, которые готовы стараться и дарить улыбки и хорошее настроение.

Организация и проведение праздников в школе

Мы организуем мероприятие таким образом, чтобы и дети стали участниками увлекательных представлений. Мы предлагаем проведение и организацию общешкольных праздников и праздников в кругу одноклассников – это:

  • день рождения,
  • выпускные,
  • календарные праздники: 8 марта, новый год, масленица и т.д.,
  • шоу программы,
  • школьные балы,
  • мыльные дискотеки и др.

Ведущие нашего агентства станут гарантией хорошего настроения, они заводные, веселые, заботливые, так что ни один ребенок не останется без внимания. Опыт работы позволяет им занять любого ребенка, найти подход к нему и вовлечь в веселый процесс празднования. От ведущего зависит насколько веселым и интересным будет праздник и насколько он понравится детям.

Интерактивное проведение школьного праздника. На праздник наше агентство готово предоставить клоунов, фокусников, персонажей из сказок, артистов цирка. В распоряжении детей будут ростовые куклы, шоумены с великолепным представлением с мыльными пузырями, аниматоры и др. Праздничная программа будет проходить в интерактивной форме, наши сценарии насыщены веселыми играми, конкурсами, викторинами, танцами, песнями, поскольку участниками школьного праздника являются дети, а они такие непоседы.

Согласование праздничной программы с педагогическим коллективом и родителями

Сценарий празднования каждого школьного праздника, организаторы нашего агентства «Нескучалия» в обязательном порядке согласовывают со школьным педагогическим коллективом и родителями детей. С учетом психологии детей разного возраста подбирается соответствующая программа праздника. Она также подбирается с учетом возраста и количества детей, принимающих участие на празднике.

После согласования всех нюансов, наши организаторы подберут персонажей, музыку, оформление. По желанию родителей и учеников мы разработаем интересный и оригинальный сценарий и программу, подготовим и украсим помещение по-праздничному, ярко и нарядно. У нас замечательные, умеющие удивлять оформители, с огромной фантазией.

Конечно, все дети будут рады встрече с персонажами из сказок и мультфильмов, будут в восторге от представлений, конкурсов, викторин, сюрпризов и подарков каждому участнику. Позаботьтесь о проведении праздника в школе заранее, чтобы подготовиться к нему с максимально насыщенной программой.

www.neskuchalia.ru

Методика организации и проведения праздников в детском саду и школах.

Методика организации и проведения праздников

в детском саду и школах.

Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой все концентрированно, все сжато, все приобрело эффективную волнующую форму (А.В.Луначарский).

• Праздник – своеобразная форма организации жизни и деятельностиколлектива, которая имеет большое воспитательное значение, так какзнакомит воспитанников с жизнью своего края, страны, обогащаетяркими образными впечатлениями, вносит в жизнь коллектива радость,дает возможность весело и культурно отдохнуть. Подготовка ипроведение праздника активизируют детей, повышают общий тонусжизни и тем самым оказывают благоприятное воздействие на качествовсей учебно-воспитательной работы.• Праздник – это ожидание завтрашней радости, взаимное обогащение, проявление творчества, впечатления и открытия. Включаясь в подготовку праздника, дети и подростки обязательно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, эмоциональная насыщенность, красочность театрализованных представлений и праздников формируют морально-эстетические чувства: радость, гордость, восхищение, восторг. Долг педагога – ввести детей в мир духовных ценностей, научить удивляться многоцветью жизни, получать наслаждение от общения с искусством. При этом, чем шире используемая педагогом палитра средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение педагога с воспитанниками, тем чище атмосфера в коллективе: у ребят есть общие заботы, переживания, им есть, о чем поговорить, обсудить, есть чему поучиться у других. Впечатление, – писал Ш.А.Амонашвили, – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.

Что такое метод?Метод (греч.) - путь, способ познавательной и практической деятельности людей.Метод музыкального воспитания - способ взаимосвязанной деятельностипедагога и детей, направленный на достижение результата по развитиюмузыкальных способностей, формированию основ музыкальной культуры.

Что такое приём? Какова связь приёма и метода?Приём - конкретный элемент того или иного метода и выполняет при нёмвспомогательную роль ( дополняет и конкретизирует).Чем богаче и разнообразнее приёмы , составляющие метод, тем успешнеерешается учебно-познавательная задача.Ориентация на результат, ради которого был выбран тот или иной метод, является условием выбора приёмов и критерием эффективности.

Методические приёмы, рекомендации развлечений и праздниковВзаимосвязь методов и приёмов очевидна. Это взаимосвязанные ивзаимопроникающие явления. Основное их различие в объёме и характере учебно-познавательных задач. Метод направлен на решение общей учебной задачи, а прием – более частной. Пользуясь ими , музыкант имеет возможность проявить своё мастерство, выдумку и творческую инициативу.Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образомотличается от мира, в котором росли его родители. Это предъявляеткачественно новые требования к дошкольному образованию.От чего зависит выбор методов и приёмов на празднике?— от целей и задач праздника— от возраста детей— от психологических особенностей детей— от их речевых коррекционных особенностей.Какие же бывают методы и приемы? Одной общепринятой классификации не существует в педагогике. Наиболее распространённая , устоявшаяся классификация на основании различных источников передачи и восприятия знаний.Методы:- наглядные- словесные- практическиеДругая классификация – на основе нарастания проблемности в обучении.(чтобы обучение носило творческий, развивающий характер) Авторы её – И.Я.Лернер, М.Н.Снаткин.Методы:- объяснительно-иллюстративный- проблемного изложения- эвристический( частично поисковый)-исследовательскийНам кажется разумным объединение этих 2-х классификаций.Методы:

1. Наглядные- наглядно-слуховые- наглядно-зрительные2. Словесные

3. Практические- собственно-практические- игровые

От чего же зависит степень нарастания проблемности ?- от возраста детей- целей и задач праздника- накопленного опыта самостоятельной и творческой деятельности детей.Очень важен индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку на празднике. Для этого необходимо продумать задания разной степени сложности, обращённые к 1 ребенку, подгруппе, группе.Важен и комплексный подход на основе объединения возможностей детского сада и семьи.Музыкальные праздники по природе своей интегрированные. Это позволяет разным компонентам суммарно воздействовать на воспитанников гораздо более эффективно, чем в отдельности.Каковы этапы работы педагога (музыкального руководителя)?- планирование- основной этап- анализ реализации поставленных задач, эффективности выбранных методов и приёмовОстановимся подробнее на НАГЛЯДНЫХ методах и приёмах. Они помогают воспитать культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Рассматривание персонажаПомогает вызвать у детей гамму чувств: удивление, восхищение, наслаждение красотой.

Например, появление на новогоднем празднике танцующей Снегурочки. Дети любуются её красотой , грацией , рассматривают её наряд.Звуковые и шумовые эффекты- метель, вьюга- космическая тема- появление гномиков (звуки леса, скрип снега, стук молотка)- звонок по сотовому телефону Деду Морозу с включением громкой связи- световые эффекты- танец гномиков на новогоднем празднике с электрическими фонариками- родители освещают дорожку в темном лесу персонажу сотовыми телефонами- танец девочек – солнечных лучиков со светящимися палочками- сюрпризная яблонька на осеннем празднике с новогодней гирляндой.

Всё это способствует созданию волшебной, сказочной атмосферы на празднике.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая часть развивающей среды. То, что интересно, ярко, выразительно привлекает детей, вызывает любопытство и интерес.Современные информационные технологии (мультимедийные презентации, элементы оформления зала, заставки, отрывки из опер и балетов, сюрпризные моменты ) Показ информации на экране вызывает у ребенка (даже и у взрослого) огромный интерес.Движение, звук, мультипликация привлекают внимание , стимулируют познавательную активность.

Например, видеописьмо от Громозеки с другой планеты (планшет в посылке) явилось отличной завязкой сюжета праздника.Другой пример – сценарий выпускного ,построенный по принципу компьютерной игры. Дети проходят разные уровни сложности, демонстрируя готовность к школе. В ходе праздника используются компьютерные заставки, задания и.т.д…Традиционный макияж для создания игрового образа на празднике (с привлечением родителей) – котёнок с усами, румяный снеговик.— «вовлекающий показ» Речь идет о точном и четком показе способа действия, образца. Сначала приём выступает как наглядно-зрительный, затем переходит в практический в игровой ситуации праздника.Например, пляска Деда Мороза на празднике вовлекает всех детей ввесёлый, задорный танец.Наглядно-слуховой метод способствует звуковой регуляции движений. Это не только улучшает качество движений, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъём, желание выполнять движение.Например, творческое задание «дополни изображение» ( слепи друзейснеговику -рисунок, аппликация) или «найди пару рукавичке»

Словесные методыБольшое значение имеет речевая культура педагога; грамотная и выразительная речь, тон речи, манера общения с детьми.Так, тон речи персонажа или ведущего может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации праздника. Меняя окраску речи, ведущий переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.- беседа, рассказПриёмы:- объяснение- уточнение- оценка- вопрос- художественное слово ( поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры)Ведущий праздника может воспользоваться методом побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному.Этические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Д.Б.Кабалевский говорил о единстве этического и эстетического: «Прекрасное пробуждает добро».Примеры педагогических приёмов:- придумывание своих загадок, рифм, синонимов- «придумай название» - команде, игре, ледяной фигуре и.т.д.- «метод провокации» - специальной ошибки ведущего или персонажа сцелью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку- потешка, рассказанная неправильно персонажем требует исправления- Рассеянный неправильно нарядил ёлку – дети хотят помочь- Баба-яга нарядилась в Снегурочку- Новый год в Африке – вместо ёлки кактус- «специфические вопросы»Например, вопрос «что растёт зимой?» требует нестандартного мышления,сообразительности. Ответ на него не лежит на поверхности.ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:собственно-практические- моделирование- поисковые действия (космическая карта, карта путешествий)- элементарные опыты (чья рукавичка?)сюжетно-игровые (ведущие на празднике)- игровые ситуации- действия с игрушками ( зайчик в мешке Деда Мороза, яблочки с волшебной яблони, сундучок с предметами из сказок)- имитация действия ( подражание действиям животных-птиц, насекомых, явлениям природы, общественной жизни)Имитация используется во всех возрастных группах, но чаще в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста:- прятанье – поиск (сюжет новогоднего праздника с поисками золотого ключика)- подвижная игра, командные соревнованияИгра помогает активизировать детей, собрать их внимание, установить контакт.

Виды игр:-игры-ситуации-игры-импровизации-игры-фантазии-творческие задания (оригинальные движения в игре, новые композиции в танце-викторины, кроссворды, ребусы (сюрпризный сундук с кодовым замком )Игровая технология придаёт учебной задаче конкретный смысл, мобилизуетмыслительные, эмоциональные и волевые силы детей.Ещё один важный момент в составлении сценария – спланироватьвариативность развития игровых ситуаций с учётом выбора детей:- игры-эстафеты («прыжки в 1 валенке»)- выбор транспорта: поезд, автобус, машина- карта-путешествие- речевая коммуникативная игра «передай снежинку» (скажи ласковые, добрые слова ёлочке).Методы и приёмы взаимодействия с родителями на празднике - загадки персонаж-родителям- дети-родителям- родители-детям- музыкально-шумовые инструменты поддержки- дети «катаются на саночках»-родители звенят в бубенцы- родители озвучивают гром, молнию, дождик- совместные с детьми концертные номера на праздникеЧеловек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, впроцессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия.Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.1. Методы игры. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают изсверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечноемножество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «кукольный театр», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.Рассмотрим кукольный театр как средство развития творческих способностей дошкольниковТеатр кукол! Как много он для сердца значит, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним.Кукла может все или почти все. Она творит: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников.Знакомить детей с театральной куклой, начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят кукольные спектакли, которые показывают воспитатели.Со второй младшей группы начинаем обучать малышей простейшим приемам кукловождение. Для этого используют различные виды настольных театров. Дети разыгрывают хорошо им знакомые сказки, работа над спектаклем начинаем со знакомства с куклами, даем детям поиграть с ними.Стараемся не заучивать с детьми текст, чтобы они могли проявлять творчество- сами придумывали диалоги. Для этого пытаемся разбудить фантазию ребенка, помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Разучиваем сценки маленьких фрагментов, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях.В средней группе необходимо знакомить детей с театральной ширмой, сновым для них видом кукол на гапите. Ребята сочиняют небольшие сказки,песенки для кукольных персонажей. Постепенно вводиться в спектаклидетские шумовые инструменты, которые обогащают сочиненную ребенкомпесенку новым звучанием, создает праздничную атмосферу, развиваетчувство ритма.В старшей группе знакомим с театром марионеток. Управление несложно,но требует от ребят собранности, внимания, как любое неосторожноедвижение разрушает иллюзию действия живых персонажей. Чтобы детиосвоили технику кукловождения, предлагаем им несложные этюды. Вовторой половине года дети обучаются кукловождению настольных кукол снесложной механикой. Управляя этими куклами ребенок учитьсяпереключать и распределять внимание. Развиваются чувство ритма имелкая моторика рук.В подготовительной группе решаются более сложная задача. Мызнакомим детей с плоскостными куклами. Эти виды кукольных театровдают возможность проявить себя в песенном, игровом, танцевальном идаже в импровизации на детских музыкальных инструментах. Спланшетными куклами начинаем знакомить детей во второй половинегода. Планшетные куклы удобны для танцевальных импровизаций, даетребенку возможность пластики своего тела. Создать образ определенногоперсонажа.Кукла дает ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он можетспрятаться. Многим детям кукольный театр поможет повысить истабилизировать самооценку, воспитывать волю и характер, развить чертылидера. Не следует забывать, что основной закон детского творчествазаключается в том, что ценность его не в результате, не в продуктетворчества, а в самом процессе творчества.3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формыповедения: азарт, волнение, эффект, обиды и др.4. Методы равноправного духовного контакта.

Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместнойдосуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте.5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного методаиграет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны , в большинстве случаев принимает его позицию.6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и неподготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности , порождают азарт ребенка, развивают творчество.Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.В чем же специфика досуговой деятельности?

Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.Классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые мероприятия . Классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий,максимально подходящие возрасту детей.

infourok.ru

Как организовать праздник в школе?

Организация праздников в школе – творческое занятие и требует от самого организатора неиссякаемой фантазии, таланта, а самое главное желания постоянно развиваться и совершенствоваться.

Сама же организация любых мероприятий за последние годы превратилась в динамично развивающийся бизнес. Многие образовательные организации стали пользоваться услугами профессионалов, оживляющих любую вечеринку или сами выступают в роли мастеров развлечений с целью получить дополнительный доход. Для этого не обязательно иметь хороший голос или быть отличным танцором, главное зажечь толпу.

Организация праздников в школе

Как это сделать?

1. Для проведения любого мероприятия необходим грамотно продуманный сценарий. Если в коллективе торжества проходят часто, то найти что-то новенькое раз от раза будет все сложнее. Использовать уже проведенный сценарий не получится, придется искать, писать, вносить новое, чтобы сделать праздник незабываемым. Как правило, ведущий и автор вечеринки бывает в одном лице, а значит экспромт будет естественной необходимостью. Главное - уверенность в себе!

2. Сценарий торжественного события должен быть посвящен одной теме, тем более что популярных праздничных дат с каждым днем становится все больше. Это может быть «День неторопливости», «Осенины», «День лени», «Праздник русской тельняшки», «Снежный фестиваль», «День спасибо» и др.

3. Создать основу мероприятия (тезисы) или подобрать:

- конкурсы и игры по тематике;

- веселые вопросы для викторины;

- песни, частушки, стихи, которые можно подготовить экспромтом или прочитать по готовому тексту;

- сценки и танцы.

4. Выстроить программу или последовательность этапов:

- приветствие или знакомство, анонс темы торжества, тост или праздничная песня;

- наслаждение кулинарными изысками, если праздник проходит в кафе;

- конкурсы загадок, викторины за столом, игры со словами;

- подвижные конкурсы, эстафеты;

- концертные номера, танцевальные паузы;

- сценки или песни.

5. После составления программы сценария прописать необходимый реквизит: предметы для конкурсов, одежду для сценок, призы для гостей, приглашения, украшения столов, музыку и др.

koncpekt.ru

Праздники как форма воспитательной работы

Праздники как форма воспитательной работы

Праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка, цель его в том, чтобы служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, личную инициативу, навыки организатора, коллективиста, укреплять высокие нравственные принципы, прививать эстетические вкусы.

Детский массовый праздник - одна из самых распространенных сложных форм работы школы, воспитателя. Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его «мудрости», «чтобы, развлекая, поучать». Праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.

Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.

Праздники выполняют коммуникативную и регулятивную функции, поскольку являются важным средством воспитания, действенной формой общения, налаживания контактов, проявления инициативы и самодеятельности. Разнообразие средств и форм организации (развлечение, зрелище, игра) возбуждает чувства, эмоции, доставляет удовольствие.

Эстетическая функция праздников связана с их эмоционально-чувственной целенаправленностью воздействия. Праздник вместе с тем аккумулирует самые разнообразные творческие поиски детского и педагогического коллективов.

Развитие способностей и потребностей детей к творчеству – важнейшая функция праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.

Весомую роль выполняет компенсаторная функция – восстановление сил энергии, затраченных ребенком в процессе учебы, труда, общественной деятельности.

Педагогически грамотно организованный праздник способствует усвоению ребенком мировоззренческих и эстетических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, чувства патриотизма и интернационализма, вырабатывает уважение к труду и людям труда, к общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию к жизни коллектива, критическое отношение к самому себе, нормам и правилам поведения в разных видах объединений. Праздник стимулирует деятельность ребенка, способствует накоплению им опыта общественного ценного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности.

Нравственное воспитание учащихся в процессе праздников обусловлено прежде всего их направленностью. Содержание праздников определяется требованиями предъявляемые к воспитанию подрастающих поколений, обогащает все направления деятельности ученического коллектива. Чувственно – образная форма праздника доносит до его участников идеи преемственности поколений, верности боевым и трудовым традициям народа.

Массовый праздник характеризуется целостной структурой, которая включает в себя подготовительный период, собственно массовые действия и последующий момент, связанные с переживанием воспринятого, анализом его результативности. Все компоненты этой структуры находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействие праздника на учащегося обусловлено мерой его активности, инициативности, ответственности, личной позицией в коллективе.

Нравственное воспитание учащихся происходит в процессе интересных, увлекательных по форме, общественно полезных по содержанию дел. В праздниках находят отражение общие задачи воспитания школьников. Проводимые в нашей стране недели книги, науки, техники и т.д., праздники «Путешествие в страну знаний», дни рождения школы, праздники, приуроченные к началу учебного года, Дню учителя, праздники поэзии воспитывают сознательное отношение к учению, способствуют развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулируют стремление и самостоятельному приобретению знаний

В практике же праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения.

Велика воспитательная роль праздника: развлекая, поучать – это истина в сознании людей утвердилась далеко не сразу. Долгое время праздник резко противопоставлялся будням, его воспринимали, прежде всего, как разрешенную, узаконенную праздность, которая, разумеется, в строго ограниченных дозах необходима человеку. В настоящее время, конечно, никто не признает себя сторонником таких взглядов, и хотя слова «праздник» и «праздность» имеют единый корень, они отличаются по смысловому содержанию.

Широта проводимого в нашей стране научного изучения празднеств объясняется тем, что они являются важным средством воспитания нового человека, развития его духовной культуры. Деятельность организации школы немыслима без разносторонней внеурочной воспитательной работы. Планы предстоящих праздников должны увязываться с конкретными задачами школы и делами организации, отвечать возрастным особенностям ребят, соответствовать уровню их развития и опыту. В практике праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения. Иногда педагоги и вожатые считают праздником любое массовое мероприятие, что, безусловно, обедняет его содержание, значительно снижает к нему требования и воспитательную эффективность.

Анализ проводимых праздников, содержания их сценариев показывает, что зачастую они носят преимущественно развлекательный характер, что принижает их значимость и воспитательную результативность, так как препятствует формированию у подростков общественной направленности, развитию у них социально – ценностных мотивов деятельности. Существует и другая крайность – непомерная увлеченность вожатых, педагогов лишь только массовыми праздниками и, как следствие, ослабляется уровень работы ученического коллектива, появляется формальное отношение к делу. Недостатком многих праздников является их невысокий художественный уровень, что объясняется отсутствием кадров специалистов, способных подготовить, организовать и провести массовое мероприятие.

Эффективному проведению праздников и их воздействию на развитие личности, формирование нравственного облика способствует выработанная общая позиция его организации (планирование всех этапов), объединение всех составных частей праздника вокруг главной цели, отбор художественного материала, выбор выразительных средств, подбор исполнителей, коллективное подведение и оценка итогов проделанной работы. Следовательно, праздник, во-первых, надо рассматривать как относительно самостоятельную форму организации воспитательного процесса с подростками; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в-третьих, необходимо различать специфические особенности функционирования праздника в отличие от других форм и средств воспитания; выделять закономерности его всесторонне целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности ребенка.

Специфическая, педагогически обоснованная и эстетически оформленная коллективная творческая деятельность учащихся всегда зависит от целевой направленности, общности переживания и эмоций её участников. В соответствие с этими требованиями, направленностью содержания праздники подразделяются на общественно – политические, боевой славы, художественно – творческие, физкультурные и спортивные, смены времен года и другое. По форме это могут быть слеты, фестивали, театрализованные представления, карнавальные шествия, парады и так далее. Воздействие массовых праздников на воспитание подростка многогранно в силу разнообразия их содержания. Они посвящаются значительным событиям в жизни страны, народа, детского коллектива и предлагают разнообразие форм и сочетание познавательной, трудовой, эстетической, игровой, художественной видов деятельности.

Праздник имеет все необходимые социальные условия для развития творческих задатков, эвристических возможностей. Ведущей функцией праздника является формирование положительного нравственного опыта самих подростков и приобщение их к нравственным нормам общества; развитие глубоких нравственных чувств, переживаний и организация нравственных поступков учащихся.

Массовый праздник по природе своей – явление интегративное, комплексное. В нем специфически переплетаются действия, являющиеся предметным выражением тех или иных форм общественного сознания. В своеобразной форме в празднике сочетаются политические мероприятия и различные игры, зрелища, которые вызывают у его участников коллективные переживания, настроения, создают общественное мнение, нравственные установки. Специально организованные исследования позволяют выделить признаки, характеризующие праздники как комплексную форму воспитания. Прежде, всего, это сочетание идейно – политического, нравственного, эстетического воздействия на подростков: включение обучающихся в разнообразные виды деятельности; оптимальное использование различных средств воздействия, аккумулирующих многообразные виды искусств. Единство названных признаков, их органическое сочетание обуславливают возможность эффективного воздействия праздника на целостное формирование нравственного облика ученика. Эстетическая направленность праздника реализуется посредством расширения знаний, обогащения умений и навыков в различных видах художественного творчества; стимулирования познания подростком различных видов искусств, включенных в праздник, и активизации эстетического отношения к празднику как источнику радости.

Природа праздника такова, что может заставить ребенка реально пережить события, каких он в силу недостаточного жизненного опыта не испытывал, сделать его сопричастным к событиям внутренней и международной жизни. Подросток не просто воспринимает и оценивает определенные политические и нравственные идеи, но и эмоционально переживает их. В результате усваивает новые нравственные ценности. Которые становятся мотивами его поведения, критерием оценки жизненных явлений. Таким образом, педагогически целесообразно организованный праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности дружины, возможности её непосредственного нравственного влияния на развитие личности и коллектива.

Многие авторы сходятся во мнении, что необходимо выделить 3 «нельзя» на празднике:

- нельзя взрослым забирать инициативу у детей. Они сами должны пройти путь праздника от начала до конца. У них должна возникнуть идея праздника, они должны быть его организаторами, хозяевами, распорядителями. Роль взрослых сводиться к ненавязчивой подсказке, тактичному совету. Праздник «наш» и именно поэтому «мой»;

- нельзя использовать методы назидания, внушения. Мощными помощниками педагогов, заменяющими скучные воздействия и дающими сильный нравственный урок, становятся средства художественного, эстетического воздействия. Острота мироощущения поможет им понять даже сложную образную систему праздничного зрелища;

- нельзя часто проводить праздники. У пресыщенного зрелищами подростка притупляется восприятие, он становится бесстрастным созерцателем.

Проведению праздника (вечера) предшествует большая кропотливая работа. Она складывается из следующих этапов:

I этап. Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела) из детей и взрослых. Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий детей и взрослых быть его организаторами и участниками.

Поступившие предложения в Совет праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, обсуждается в классах, утверждается Советом.

Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.

II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участников, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок массового праздника - основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное детьми праздничных чувств и детской непосредственности.

III этап. Сам праздник. Самое главное в начале его - настроение ожидания, волнения и предвкушения успеха праздника: все получится хорошо.

Ответственные люди за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни. Увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка эмоционального наивысшего подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе в памяти детей его главную мысль. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.

IV этап. Обсуждение итогов. В классах и творческих группах, Совете праздника, педагогическом совете, родительском собрании.

Таким образом, к основным условиям успеха праздника можно отнести:

- продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;

- создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;

- опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизиты;

- создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни; использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);

- завязка - эпизод, «запускающий» в движение праздника - старт праздника;

- иметь продуманную композицию;

- каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;

- использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.

Типы праздников. Праздники, проводимые школой, классифицируем по признаку содержания:

- государственные праздники: День России (12 июня), День защиты детей (1 июня), День 8 марта;

- трудовые праздники: День города, День урожая, День учителя;

- школьные праздники: День знаний, Дни здоровья и спорта, последний звонок, выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи. Предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками;

- праздники Природы и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Русской березки, Осенний бал;

- воинские: День победы, День защитников отечества;

- семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие. Дни здоровья и спорта. Дни здоровья и спорта проводятся один – два раза в квартал одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от двух-трех часов. День здоровья и спорта может проводиться с выездом за город, при этом его продолжительность ограничивается световым днем.

В положении о Дне здоровья и спорта, которое разрабатывают учителя физической культуры совместно с заместителем директора по воспитательной работе и физкультурным активам школы, указываются задачи, участники, место и время проведения мероприятия, его программа, условия проведения массовых соревнования и порядок определения победителей, порядок организации (построение, передвижение, распределение мест занятий, время начала и окончание каждого вида программы, место массовых игр и развлечений и ответственность за их организацию, порядок возвращения в школу) и подведение итогов.

День знаний. Обряд этот символизирует приобщение детей к миру знаний и культуры. Праздничные мероприятия этого дня перерастают в праздничный акт - День знаний. Начинается он торжественной ритуальной линейкой, а затем дети встречаются с учеными, интересными людьми, посещают выставки научного и технического творчества, участвуют в театрализованных спектаклях «Путешествие в Науку», викторинах, конкурсах, спортивных состязаниях, парковых праздниках. В этот день первоклассников посвящают в школьники. 1 сентября – яркое событие в жизни школьников, учителей, родителей. Музыка, напутствия и надежды на успех объединяют всех. Школьный звонок зовет в новый учебный год. А вечером всех ждёт дискотека, песни под гитару, прогулка по городу.

День урожая. Корни этого праздника уходят к древним земледельческим и скотоводческим обычаям и праздникам. Выставка даров Лета и Труда встречает детей, родителей, жителей микрорайона; стенгазеты, награждения за работу в школьном лесничестве, стихи, музыка, песни, ярмарка. Всё это красиво, тепло, радостно воспевает руки и труд человека.

Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и ёлка, подарки и празднества длятся несколько дней. Знают наши ребята об истории этого праздника, самого древнейшего на Земле. Весёлые игры, ряженые, пение и пляски «коляды» нравятся и ребятам, и жителям микрорайона. От души веселятся и учителя, встречая своих колядующих учеников. Готовят этот праздник дети с помощью фольклорного, музыкального, экологического, театрального центров и центра прикладного творчества, привлекая и новый урожай, благополучие.

Святки. Так в России назывались праздничные дни от Рождества до Крещения (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер и направлены они были на урожайность будущего года. Шествие ряженых детей, учителей и родителей, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми – древнейшие земледельческие ритуалы язычества – дети принимают легко, весело, заражаясь радостью переодевания, изобретательства, исполнительства. Коза, Бабка, Баба – Яга, Солдат и.т.д. узнаваемы, всеми восторженно приветствуются. В святочных играх участвуют и дети, и взрослые. Постановки сказок, святочные гадания могут продолжаться допоздна.

День защитников Отечества. Готовят праздник обучающиеся в классах военно-патриотического воспитания. В программе изучение истории края и России, её подвигов и мужества, исторические эпохи и люди, их слава и имена улиц, богатырские игры и викторины, солдатские песни и театральные представления, минута молчания и фейерверк славы.

Масленица. Празднуется Масленица на стыке зимы и весны. Массовое гуляние в районе готовят все классы, жители домов, воспитательные центры, социально-педагогический центр. Провожаем зиму с блинами, самоварами, шествием и карнавалом ряженых, катанием с гор на санях, ездой на тройках с бубенцами, шумными играми и затеями, соревнованием, сжиганием соломенных чучел, взятием снежной крепости. Гудочники и скоморохи, гармонисты и частушечники, торговые ряды ярмарки собирают весь микрорайон.

9 мая. Праздник радости, грусти и скорби. Страницы истории в школьных газетах, встречи поколений фронтовиков, возложение цветов к Вечному огню, вечер военной песни.

Троица. Троица (Духов день, Семик, Березка) – пограничный обряд, соединяющий весну с летом. Это традиционно девичий и женский праздник. В тот день они как бы воссоединяются с Матерью – природой и берут от неё плодородную силу. Олицетворением женского начала по славянской мифологии являлась береза. Поэтому праздник проводится в лесу, на поляне, где растут березы. Ветками березы, «маем» украшаем дома внутри и снаружи. Фольклорный ансамбль и школьные хоры поют «майские» песни («мае – мае зелено!»). Впереди шествия детей и жителей микрорайона несут чучело русалки (атрибут праздника). Идем в лес, к березкам, где совершается обряд кумления. Интересны роли и девочек, и мальчиков. Они образуют платочками замкнутый круг вокруг березки, здороваются с ней – кумятся – роднятся, приговаривают: «Кумись, кумись, дружись!» плясовыми песнями и Троицкой трапезой с чаепитием заканчивается этот день.

Трудовому годовому циклу соответствует годовой календарный цикл праздников и обрядов. Так было в древние времена, так будет всегда. Это органично вписывается в ритм школьной жизни, наполняет её радостным ожиданием, формирует «мажор» школьного климата. К основным праздникам можно отнести также физкультурные праздники. Они могут являться внешней формой проведение вышеперечисленных типов праздников, но могут считаться и отдельным видом.

infourok.ru

Памятка для вожатых "Творческий подход к проведению традиционных праздников в школе"

МБУ ДО «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

организационно-массовый отдел

«Творческий подход

к традиционным праздникам в школе»

Памятка

для старших вожатых, классных руководителей,

заместителей директоров по воспитательной работе

Методист: Васильева Н.В.

Смоленск-2018

Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая обстановка, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях. Он – неосознанная надежда на что-то новое, радостное, счастливое.

Праздник хранит историю Времени и Народа. Он важен тем, что поучает, развлекая. Гармония игры и поучения – волшебная сила праздничного искусства. Важно помнить, что праздник – не праздность, это большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Он напоминает о связующих всех людей узах.

На хорошем празднике нет гостей, здесь все – хозяева. И взрослые, и дети живут в ожидании праздников – веселых, нарядных, вкусных, дружественных, сюрпризных. А культура праздника слагается из культуры слова, культуры движения, культуры игры, культуры звука, культуры костюма, этикета, обычаев, ритуалов, в общем, из совокупности разных культур.

Истинный школьный праздник – это синтез духовной и материальной культур. Он не имеет права быть мелким, суетным, надуманным. Для детей праздник – всегда выдающееся событие. У каждого праздника свое время, свое «лицо», своя идея, а дети обостренно чувствуют философию каждого из них. Остро ощущают праздничный досуг как прикосновение к подлинной свободе самовыражения и счастливой жизни.

Известный исследователь народного досуга И. Снегирев трактует «праздник» как календарное время, когда люди отмечают важные для них события, выделенные из остальных и представленные в особом выразительном, торжественном виде обычаев, ритуалов, символов и забав, вызывающих праздничность ощущений.

Алгоритм конструирования и организации деятельности

Идея праздника – главная авторская мысль, его убеждение

Сценарий – план будущих действий, один из возможных вариантов прогноза того, каким бы хотелось видеть праздник на самом деле.

Сценарий – авторская композиция, в которой отражена личная партитура праздничного события.

Сценарий может быть:

- литературно-драматический с подробным описанием действий (новый год);

- детальный план осуществления действий (спортивные соревнования);

- краткое изложение сюжетной схемы с «пространством» импровизации для его участников (выпускной бал).

Сюжет – последовательность и связь описания событий.

В сюжете предполагается:

- завязка

- основное развитие действия

- кульминация

- концовка – финал

Роли сценария. Роль - образ, воплощаемый участником праздника по сценарию.

Успешный сценарий – многоролевой. В нем нет гостей, все хозяева, все активные участники.

Литературные герои – усиливают зрелищность и театральность праздника.

Наглядное оформление праздника.

Праздник должен быть визуально-ярким:

- костюмы

- атрибуты

- антураж площадки

Игры в контексте праздника.

Могут присутствовать во всех частях сценария.

Могут служить разным задачам:

- диагностическим

- познавательным

- воодушевительным

- развлекательным

- реабилитационным

- коррекционным

Обычаи и традиции праздников

Обычай – общепринятый для данного праздника порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Обычай – краеугольный камень традиций.

Подарки и цветы

- одинаковые для всех

- индивидуальные

Подача должна быть праздничной

Реклама праздника

Реклама призвана привлечь внимание и вызвать интерес.

Реклама – афиша, объявление, «ходячая реклама», мультимедиа.

Приглашение на праздник

Пригласительные билеты – необычные по форме и содержанию.

Почтальоны

Костюмированные группы курьеров

Громкая связь

Видео

Гости праздника

Это - приглашенные со стороны люди, не участвующие в подготовке.

Гости – украшение праздника:

- открывающие праздник

- члены жюри

- основной источник информации

- участник показательных выступлений

- участник церемониалов, награждений

- эксперт

Встреча участников

- торжественная

- театрализованная

- встреча с «препятствиями»

- сюрпризная

Организационный момент

- последние приготовления

- адаптация детей на празднике

- осмотр выставочного материала

Композиция праздника

Зачин – начало праздника.

Собирает внимание, отсекает старые связи, порождает интерес, включает интригу. Действие краткое, эмоциональное, яркое.

- Вербальный – слово ведущего, эпиграф в прозе или стихах, театрализованное начало.

- Ритуальный – элемент линейки с подъемом флагов, вынос знамен, минута молчания, клятва, передача эстафеты.

- Музыкальный – увертюра, оркестровое вступление, общая песня, фанфары.

- Кинопролог – киноклип, фрагмент художественного или документального фильма на тему праздника.

- Технические или иные эффекты. Запуск шаров, птиц, цветные, световые гирлянды, панно, эмблемы.

Основная часть.

Реализуется через слово, деятельность, демонстрацию.

Словесные формы: рассказ-сообщение, пресс-конференция, защита идей, проектов, викторина, агитбригада, напутствие, литературный монтаж.

Деятельность – рукотворческая, спортивно-двигательная, художественная, общественно-трудовая, конкурсная.

Демонстрация – показательные выступления, демонстрация опыта, через жанры искусств.

Концертная часть

Концерт может быть тематическим, целостным или рассыпанным по всей программе.

Концерт должен быть коротким, нескучным.

Хорошо, чтобы были смешанные номера – дети, учителя, родители.

Массовая часть

- Танцы

- Игры

- Конкурсы

Концовка праздника

- награждение

- сюрприз

- общая песня

- эффекты

- ритуал

- принятие обращений, письма, правила

- вручение подарков

Последействие

- открытое интервью

- устный опрос

- общественное мнение

- коллективное жюри

Одной из самых распространенных форм торжественных церемоний является линейка.

Торжественная линейка

Эта форма не только самая распространенная, но и самая древняя.

Перекочевала в школу из жизни, носившей тогда очень милитаризованный характер. В древних армиях перед сражением и после него было принято выстраивать войска и обращаться к ним с призывным и благодарственным словом. Затем линейки были заимствованы дореволюционными гимназиями и кадетскими корпусами. Там учились одни мальчики и занимались строевой подготовкой. Кроме того учебные заведения были немногочисленными.

Все эти условия сохранялись в советской школе 30-50 годов, и поэтому линейка там была явлением гармоничным.

Сейчас все изменилось, а линейка осталась.

Каковы плюсы этой формы?

  1. Привычность.

  2. Возможность охвата большого количества участников.

  3. Мобильность.

  4. Краткость.

  5. Торжественность.

Недостатки:

- неумение маршировать или строиться;

- построение в 3-4 ряда;

- длительность стояния;

- мало действий

Что можно сделать?

- изменить содержание

- изменить форму

- изменить численность

  1. Изменить содержание – значит, сохранив линейку как форму торжественной церемонии, привнести элементы, идеи, которые сделают ее интересной и динамичной.

Изменить соотношение 95% слов – 5% действий на 50% - 50%.

Действия – ритуалы (серьезные и шуточные)

- подъем флага

- исполнение гимнов

- вынос знамени школы

- вынос штандартов классов

- перекличка

- сдача рапортов

- обход строя

- награждение

- присяга учителей

- клятва учеников, родителей, учителей

- ритуальное приветствие

- возложение цветов

- посадка дерева

- вручение верительных грамот классным руководителям

- вручение символа молодым учителям

- вручение символа мастерства опытным педагогам

- вручение директору символов его власти

- вручение первоклассникам ключа от страны Знаний

- вручение амулетов

- вручение символических значков

- вручение символов классов

- вручение ордеров и ключей от класса

Ритуал

- обращения к Повелителю Пятерок

- изгнания двоек

- беззаботным каникулярным прошлым

- очищения головы от дурных мыслей

- отказа от враждебных намерений

- втирания бальзама усердия

- посвящения в ученики

Наполнить линейку

- стихами

- песнями

- танцами

- театральными миниатюрами

- спортивными композициями

2. Изменение формы

Отказаться от линейки, как формы, а провести торжественную церемонию как-то иначе.

- демонстрация

- концерт

- митинг

- парад

- собрание

- спектакль

- бал

- банкет

- гулянье

Столетия существуют эти формы, когда хотят организовать какую-либо торжественную церемонию.

Рассмотрев их, мы понимаем, что для проведения Дня знаний не все формы приемлемы.

Банкет, он же пир, прием, фуршет, раут – используется только в определенных кругах, требует больших затрат и знания этикета.

Парад – больше, чем линейка, требует организованности и отрепетированности.

Демонстрация – народное шествие. Хорошо в больших масштабах, чем школа. (Митинг на площади для школ района, а торжественное шествие в направлениях школ)

Бал и гулянье – первый – в аристократических кругах, второй – среди широких народных масс. Шансы заменить линейку балами и гуляньями равны нулю.

Концерт – есть будущее, если есть хороший зал

Спектакль – может иметь место, если его рассматривать как костюмированное, театрализованное представление. Главное выбрать сюжетную линию:

- Корабль, отправляющийся по океану Знаний

- Королевство Знаний

- Храм знаний

- Музей знаний

- Фабрика знаний

- Крепость, бастион, который нужно штурмовать

- День рождения

- Новоселье

Митинг и собрание. Они позволяют, с одной стороны, сохранить все содержательные аспекты, присущие линейке, а с другой, они позволяют преодолеть главный недостаток линейки – неподвижное стояние ее участников. Обе формы очень просты в организации

Изменить численность – это значит, ничего не меняя в содержании и форме линейки, сократить число ее участников – до 200 человек.

И проводить не одну, а 2, 3 и т.д. линейки.

infourok.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.