Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Сабантуй национальный татарский праздник


Национальный татарский праздник Сабантуй - презентация онлайн

Национальный татарский праздник Выполнила: студентка II курса з/о НХ-21 Аухадуллина Рамзия ХидиятулловнаИстоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника , то у восточных проводился после.Что такое Сабантуй и какое значение он имеет для татар? Это праздник! Это — воистину всенародное увеселительное и одновременно спортивное мероприятие, в котором принимают участие не только профессиональные спортсмены, но и любые желающие, зачастую из числа многочисленных зрителей. Последнее обстоятельство создает забавные и веселые ситуации среди соревнующихся, атмосферу всеобщего участия , единения и, видимо, поэтому праздник Сабантуй является столь любимым среди татар , как, впрочем, и среди представителей других национальностей, участвующих в этом торжестве.татар, который не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в пр Благословление Хазрата (муллы)Духовного управления мусульман Сбор подарков (Бәйге җыю) Все на праздник наряжаются, Все на праздник собираются «Сабантуй» уж у ворот, Выходи скорей, народВсе подарки собраны пора и праздник начинать Этот праздник, возведенный в ранг государственного в Татарстане и близлежащем к нему Башкортостане, поначалу проходит в деревнях, других малых регионах, а затем завершается большим торжеством в столицах этих двух республик — в Казани и Уфе. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже за рубежом, где имеются татарские диаспоры.Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы». Однако современные Сабантуи разнообразием конных состязаний, к сожалению, не отличаются. А вот на древних степных Сабантуях они были весьма разнообразны.На Сабантуе вы можете увидеть большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: Шатлыклар күңелебездә, Ал кояш – күгебездә, Килегез, дуслар, куннака, Сабантуй бүген бездә! Бой мешками, наполненными соломой У ребят сегодня радость Их веселья не унять. Все готовы нынче в праздник Свою удаль показать.Кто получит ценный приз? Шест - всё без обмана. Нет, свалился снова вниз, Не добыл барана!Внимание, внимание, Начинаем игры- соревнование. Ну давайте начинать, Кто желает поиграть Бег с ложками во рту(а в ложке -яйцо) Беги, беги, но не разбей!Вёдра, полные воды, Очень быстро пронеси Смех, улыбки, шутки пляс – Всё здесь это есть сейчас Бег с коромыслами и вёдрами полные воды....Есть за городом овраг, По нему иду я. Здесь веселье и размах, Краски Сабантуя!Победит, кто будет сильным, Смелым, ловким, удалым! Пригодиться здесь сноровка И отвага молодымБыстрый конь летит, как вихрь, Управляет им джигит, А чуть дальше, посмотри, На полянке – силачи! Женский и мужской армрестлингБить горшки? Какой пустяк! Вышел, крутанулся. Вот те раз - опять не так. Снова промахнулся!С закрытыми глазами-попрубуй отрежь и приз ты возьми! К нам пришёл сегодня праздник, Весельчак, батыр, проказник, Сабантуй, сабантуй, Пой, скачи, борись, танцуй!Какой праздник без призов и подарков... юные победители.... Катыгы ды катыгы, төбендә бар алтыны! (ай да, кефир, ну, кефир- а на дне ведь алтын!золото)Веселится весь народ: Песни, юмор, пляски... Здесь гармошки, хоровод, Сабантуя краски!Снова песня зазвучала Подпевай ей и танцуй! Мы сегодня отмечаем Наш веселый Сабантуй!Шум веселья над полями, Веселись, батыр, ликуй! Всем народам дарит радость Славный праздник Сабантуй.Как без танцев и песен — Сабантуй!? Сабантуйда Кызларның күзендә очкыннар бии: Алар күңелен яшь көрәшчеләр били. Ә хатыннар, күз төшереп мәйданга, Елмаялар бары батыр калганга. Әбиләрнең күз карашы ник гамьле? Яшермичә жәллиләр җиңелгәнне. — когда я слушаю курай, то радость льется через край. Неприхотливыв и невелик курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу, домой с собою унесу. И только дуну в свежий срез, как зашумит весенний лес. И зажурчит наверняка, в ней мелодичная река. Держу курай... В родном краю я песни звонкие пою.Образцовый ансамбль татарского танца «Булгар» . Татарский народный танец танец «Чабата»(лапти)Ансамбль «Яшьлегем хэтирэсе» (народной вокальной студии «Сандугач»(Соловей)Образцовый ансамбль татарского танца «Булгар» танец крещенных татарА как праздник без гостей? Гости из Республики Татарстан. Здесь батыры и майдан. В общем, всё как надо. И на привязи баран: Лучшему — награда. А где БАТЫР?Батыр Сабантуя Вечерние гулянья — Кичке Уен Прекрасны татарские песни, народные танцы, веселые игры, хорошие обычай и добрые традиции татарского народа. Татарский праздник Сабантуй начинает переростать свои национальные рамки. В современное время его уже называют не только праздником труда и веселья, но и татарским праздником дружбы народов, поскольку принять в нем участие могут представители любых народов многонациональной России.Спасибо за внимание!

ppt-online.org

Татарские праздники - Сабантуй

«Сабантуй» в переводе на русский «праздник плуга» - самый известный ежегодный народный татарский праздник в честь окончания весенних полевых работ.

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Сабантуй является любимым и повсеместным народным татарским праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах. В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх. Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.

Сабантуй является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

Статьи по теме:

• «Московский Сабантуй-2015» • «Казанский Сабантуй-2015»

karaakkosh.com

Ответы@Mail.Ru: У татар и башкир скоро будет праздник "Сабантуй".Что это за праздник и как его отмечают?

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля) , теперь же — в честь их окончания (в июне) . Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые» , или в другом значении, — «плуг» , а туй — «свадьба» , «торжество» . Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями. Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары) . В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др. ) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов. Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер. Этапы первого варианта Сабантуя В нем можно выделить следующие этапы: приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы) ; сбор детьми крашеных яиц; сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сёрэн) ; сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сёрэн) — последнее не всегда и не везде; сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях) ; майдан — состязания; вечерние молодежные игрища. Второй вариант сабантуя был короче, чем первый. Основная часть праздника в каждой деревне длилась два дня. Он характерен для основной массы сел Балтасинского и Арского районов. Составными частями его были: скачки юношей на лошадях за неделю до майдана (ат аягы кыздыру — в буквальном переводе «разогрев ног коней» ; сбор детьми крашеных яиц; сбор подарков для сабантуя (чаще всего в нем участвовали двое-трое мужчин. Подарки привешивали к шесту, который несли на плече) ; майдан; вечерние молодежные игрища

Сабантуй, издревле отмечающийся как календарный обряд в честь пробуждения природы и весеннего сева, является главным национальным праздником татарского народа, составной частью его образа жизни. Благодаря заразительной лихости, всеобщему веселью, жизнеутверждающему народному юмору, массовости, где каждый является одновременно и участником, и зрителем, Сабантуй давно стал общим праздником и других народов. Привлекательны самобытность обрядов, национальная борьба кёрёш, скачки и другие состязания и аттракционы массового действа. С 1990 года Сабантую в законодательном порядке присвоен статус общегосударственного праздника Республики Татарстан. В 1920-е гг. организаторы первых советских Сабантуев называли этот праздник Татарской Олимпиадой. Народный писатель Татарстана Н. Фаттах считал, что состязания и массовые игры в силе, выносливости, быстроте и легкости проводились весной, в период пробуждения природы, и знаменовали собой брачные соединения богини-матери и бога-отца. «Самым характерным и древнейшим народным праздником такого рода состязаний, - писал он, - является татарский Сабантуй» . Название праздника состоит из двух слов: сабан - плуг, туй - свадьба, торжество. На наш взгляд такой механический перевод названия праздника Сабантуй на русский язык путем сложения составных частей только в сегодняшнем понимании значения этих слов далек от истины. Мы не должны забывать и то, что обе составные части названия праздника  «сабан» и «туй» являются словами древнетюркского происхождения, и если по-глубже заглянуть в историю, то там можно увидеть и несколько иные оттенки смысла этих слов, в особенности «сабана» . Значения его приводятся и в «Толковом словаре татарского языка» . Одно из них «язгы» - «весенний» (например, «сабан бодае» - «язгы бодай» , «саба (н) \иле» - весенний ветер») . А может, «сабан» первоначально и означает понятие «весна» (весенний день) , и Сабантуй с самого своего зарождения переводился как «праздник весны» , пробуждения природы? Такой точки зрения придерживается, к примеру, писатель-краевед Д. Асылов, предполагающий, что словосочетание «сабан туй» означает «праздник весны» и не имеет ничего общего с орудием для пахоты сабаном (сохой) . Еще примеры несоответствия этого слова пахотному орудию. Если при слове «сабан» мы бы имели в виду только орудие для пахоты, то птичку «сабан тургае» (жаворонок) мы должны были бы перевести на русский язык как «птичку плуга» . А выражение «сабан ашлыгы» (яровые) следовало бы перевести как «плужные зерновые» , хотя очевидно, что речь здесь идет о весенних жаворонке и зерновых. Об этом писал и народный татарский писатель Г. Баширов: «Раньше Сабантуй праздновали до выхода на сабанный сев, т. е. весенний сев» . Некоторый свет на исторические корни Сабантуя могут пролить и строки из воспоминаний народного художника Татарстана, большого знатока и ценителя народных обычаев Б. Урманче, в которых говорится о том, что внутреннее содержание Сабантуя  это своеобразный гимн пробуждающейся природе и празднование этого события заключается, прежде всего, в обрядах и жертвоприношениях, поклонениях верховному небесному божеству - Тенгри. Следует отметить, что в алтайском, хакасском, казахском, киргизском, башкирском, калмыцком, бурятском языках и у сибирских татар словом «саба» (сабан) называют еще и кожаные сосуды для приготовления кумыса, айрана. Это слово в значении посуды  «савытсаба» сохранилось и в татарском языке. Достаточно вспомнить татарскую пословицу: «Ялгыз биядён саба тулмас» (Молоком одинокой кобылицы саба не наполнится) . Слово «саба» употребляется и в значении «деревянная посуда» , о чем упоминается и в легенде об основании деревни Саба (по-русски Сабы) . Аналогично собирательному татарскому слову «савыт-саба» и чувашское «сават-сапа» .

Сабантуй был повсеместным, любимым народным праздником. Именно поэтому он не прерывает своего бытования и в современности. Только тяжелое время войны, на время приостанавливало его проведение. Но любовь к сабантую такова, что как только возвращалась мирная жизнь, народ снова собирался на свой праздник. Правда, изменившиеся условия жизни не могли не отразиться на нём. Исчезли локальные различия, наблюдавшиеся в традиционном быту. Это выразилось, во-первых, в том, что едиными стали сроки его проведения. Общепринятым стал более удобный срок: сабантуй повсеместно празднуют летом, после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряжённом летнем сезоне. В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала сабантуй празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершающим является сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Если в традиционном быту сабантуй не был привязан к строго определенному дню недели, — в зависимости от погодных условий каждая деревня праздновала его в удобный для себя день, — то теперь сабантуй проводится в общепринятый выходной день недели — в воскресенье. Во-вторых, сложилась единая форма праздника, чего опять-таки не было в традиционном быту. Это проявилось в сокращении отдельных его этапов и исчезновении устарелых обрядов. Постепенно стала господствующей форма сабантуя, близкая к третьему варианту, состоящая из сбора подарков, майдана и вечерних молодежных игрищ. Анализ показывает, что из праздника ушли, в частности, такие моменты, как сбор продуктов для приготовления «каши» — дэрэ боткасы, карга боткасы, а также сбор по домам крашеных яиц, то есть те моменты, в которых активное участие принимали дети. В этом, очевидно, сказалась эпоха советской власти, когда пропаганда вреда религиозно-культовых обычаев, обрядов, праздников и борьба с ними, была характерна, особенно для 20-х и 30-х годов. Известно, что в те годы многие народные обряды объявлялись религиозными. И вот эти обряды, связанные с ритуалом сбора продуктов, и были отнесены к такому разряду. Кроме того, этот чисто символический сбор продуктов начали считать побирательством. Следующей характерной чертой современного сабантуя является сложение прочного отношения к нему как к национальному празднику. Это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые в прошлом его не праздновали. К ним можно отнести так называемых нукратских татар, проживающих в селе Карино Слободского района Кировской области, татар-мишарей Нижегородской области и других. И уже как национальный татарский праздник его стали праздновать и в тех городах, где в процессе миграции появлялся значительный контингент татар, например, в Москве, в Нижневартовске. Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских, удмуртов, мари, чувашей, башкир.

Происхождение праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй изначально являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ. Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Традиция одаривания сменила жертвоприношения. Сабантуйные дары — вышитые белые полотенца, платки, яйца и баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. И еще мои знакомые татары рассказывают что там очень весело происходят всякие состязания игры объедаловка режут баранов вообщем наверное приравне к масленнице

Сабантуй - в переводе с татарского и башкирского означает праздник плуга. Праздновали его, естественно зеплепашцы, крестьяне, те, кто сеял, имел отношение к земле. Труд был ответственный, тяжёлый и когда он заканчивался, народ всем селом праздновал окончание сева. Здесь и борьба сильнейших и лазание по гладкому столбу до верхотуры, на которой висели кожаные сапоги, и борьба мешками набитыми соломой, сидя на бревне, установленном на небольшой высоте, и прыжки в мешках на дистанцию, народные пляски и состязания для детей. А еще очень зрелищное событие Сабантуя - скачки на лошадях. Много потешных игр устраивалось, много всяких угощений выпекалось - настоящий праздник души и тела.

Сабантуй был повсеместным, любимым народным праздником. Именно поэтому он не прерывает своего бытования и в современности. Только тяжелое время войны, на время приостанавливало его проведение. Но любовь к сабантую такова, что как только возвращалась мирная жизнь, народ снова собирался на свой праздник. Правда, изменившиеся условия жизни не могли не отразиться на нём. Исчезли локальные различия, наблюдавшиеся в традиционном быту. Это выразилось, во-первых, в том, что едиными стали сроки его проведения. Общепринятым стал более удобный срок: сабантуй повсеместно празднуют летом, после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряжённом летнем сезоне. В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала сабантуй празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершающим является сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Если в традиционном быту сабантуй не был привязан к строго определенному дню недели, — в зависимости от погодных условий каждая деревня праздновала его в удобный для себя день, — то теперь сабантуй проводится в общепринятый выходной день недели — в воскресенье. Во-вторых, сложилась единая форма праздника, чего опять-таки не было в традиционном быту. Это проявилось в сокращении отдельных его этапов и исчезновении устарелых обрядов. Постепенно стала господствующей форма сабантуя, близкая к третьему варианту, состоящая из сбора подарков, майдана и вечерних молодежных игрищ. Анализ показывает, что из праздника ушли, в частности, такие моменты, как сбор продуктов для приготовления «каши» — дэрэ боткасы, карга боткасы, а также сбор по домам крашеных яиц, то есть те моменты, в которых активное участие принимали дети. В этом, очевидно, сказалась эпоха советской власти, когда пропаганда вреда религиозно-культовых обычаев, обрядов, праздников и борьба с ними, была характерна, особенно для 20-х и 30-х годов. Известно, что в те годы многие народные обряды объявлялись религиозными. И вот эти обряды, связанные с ритуалом сбора продуктов, и были отнесены к такому разряду. Кроме того, этот чисто символический сбор продуктов начали считать побирательством. Следующей характерной чертой современного сабантуя является сложение прочного отношения к нему как к национальному празднику. Это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые в прошлом его не праздновали. К ним можно отнести так называемых нукратских татар, проживающих в селе Карино Слободского района Кировской области, татар-мишарей Нижегородской области и других. И уже как национальный татарский праздник его стали праздновать и в тех городах, где в процессе миграции появлялся значительный контингент татар, например, в Москве, в Нижневартовске. Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских, удмуртов, мари, чувашей, башкир. [править] Сабантуй как государственный праздник В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика) , определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век. Современный Сабантуй почти повсеместно проходит по единой схеме. Правда, в городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей — сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельском местности — это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к нему заранее — убирают и белят в доме, приготовляют угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье и дни сабантуя.

Сабанту́й — татаро-башкирский народный праздник, отмечаемый в настоящее время многими народами Поволжья.

Сабантуй - в переводе с татарского и башкирского означает праздник плуга. Праздновали его, естественно зеплепашцы, крестьяне, те, кто сеял, имел отношение к земле. Труд был ответственный, тяжёлый и когда он заканчивался, народ всем селом праздновал окончание сева. Здесь и борьба сильнейших и лазание по гладкому столбу до верхотуры, на которой висели кожаные сапоги, и борьба мешками набитыми соломой, сидя на бревне, установленном на небольшой высоте, и прыжки в мешках на дистанцию, народные пляски и состязания для детей. А еще очень зрелищное событие Сабантуя - скачки на лошадях. Много потешных игр устраивалось, много всяких угощений выпекалось - настоящий праздник души и тела.

touch.otvet.mail.ru

НПК на тему: Национальный татарский праздник Сабантуй

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

МО Кобяйский улус (район) МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»

Тема: Татарский национальный праздник Сабантуй

Выполнил: Кондратьев Александр

ученик 8 класса МБОУ «ССОШ №1»

Руководитель: Гордиенко А.А.

учитель английского языка в нач.шк.

п. Сангар 2016г.

Введение

Россия великая и многонациональная страна. Поэтому в нашей стране почти невозможно найти чистокровных русских. Почти каждая семья нашей родины разнонациональна. Папа и мама разных национальностей. Мой отец татарин, поэтому тема моей работы звучит так: «Татарский национальный праздник Сабантуй». Ведь у всех народов мира есть свои традиции, обычаи, суеверия, обряды и праздники.

Целью работы является знакомство с культурой татарского народа на примере праздника Сабантуй.

Объектом является традиции татарского народа

Предмет является знакомство с национальным татарским праздником Сабатуй

Актуальность работы заключается в том, что каждый человек должен знать о национальных традициях своего народа.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- распространить полученные знания среди учащихся школы;

- изготовить национальное блюдо татарской кухни.

Сабантуй — самый известный национальный праздник татар, который не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в промежутке между последними числами мая и конца июня. Что такое Сабантуй и какое значение он имеет для татар? Сабантуй  (тат. сабантуй, сабан туе,  «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар.

  Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самая тяжелая и трудоёмкая часть весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан. Фактически же этот праздник получил своё название у татар от третьего значения этого слова, означающего весенне-полевые работы. Более точное наполнение смыслом перевода слова Сабантуй, на мой взгляд, не ограничивается лишь двумя словами. Сабантуй — это праздник успешнего завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия! 

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ. Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. 

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“атчабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом

схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского этноса.

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирнежыючы”, “солгежыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

О том, что Сабантуй изначально был очень древним спортивным праздником среди кочевых и полукочевых племен говорят и современные национальные татарские спортивные игры. Среди них так называемый куреш - национальная борьба на поясах. Этот вид спорта, не включающий борьбу ногами, приобрел всемирную известность: проводятся континентальные и мировые чемпионаты. Ведется работа по включению борьбы на поясах в программу Олимпийских игр. Специалисты считают, что у кочевых народов это состязание поначалу появилось как схватка всадников, когда каждая из сторон пыталась стащить соперника с седла, схватив его за пояс руками.

Издревле культура и хозяйство татар было связано с лошадьми. Зачастую татарские дети еще не умели хорошо ходить, но уже хорошо держались в седле, поэтому татары, как правило, были отменными наездниками. В былые времена лошади были «фирменным знаком» татарского народа, который был очень силен в коннице и тактике ведения военных действий. Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы». Однако современные Сабантуи разнообразием конных состязаний, к сожалению, не отличаются. А вот на древних степных Сабантуях они были весьма разнообразны. Например, в них обязательно входила так называемая спортивная джигитовка, которая состояла из выполнения на скаку разнообразных сложных спортивных приемов.

Мастерство наездников также заключалось в умении: стрелять по цели из лука, метать копье, забрасывать аркан на мишень, заарканивать коня, поднимать с земли мешочек с деньгами или другими мелкими предметами, бросать кольца или снимать их. И все эти действия, конечно, производились исключительно на полном скаку. 

На Сабантуе вы можете увидеть большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: борьба на руках (армрестлинг); выжимание гири; бой мешками, наполненными соломой; разбивание горшков с закрытыми глазами; перетягивание каната или палки; хождение по наклонному бревну; влезание на верхушку столба; бег с ведрами, наполненными водой; бег с куринным яйцом; бег в мешке; парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами; доставание ртом монеты из катыка (кефир); ловля руками живой рыбы; ловля курицы; распил бревна и т.д.

По мимо спортивных соревнований гости праздника могут попробовать разный национальные блюда: чак-чак, бешбармак, балеш, губадия, кумыс и многое другое.

Мы решили дома приготовить национальное блюдо эчпочмак. Внешне это блюдо похоже на курники, но в отличие от них для начинки используют говядину. Начинку нарезают кубиками, она состоит из мяса говядины, картошки и лука. Все это перемешивается и вкладывается в тесто.

Таким образом, познакомившись с культурой татарского народа, мы можем сделать вывод, что традиции татар очень разнообразны. Даже на примере одно праздника Сабантуй мы узнали о спортивных соревнованиях и традиционной кухни татар, о национальных костюмах и житье далеких предков.

multiurok.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.