Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Сегодня праздник преображение господне


Красивые поздравления на Преображение Господне 19 августа приятно удивят дорогих людей

Одним из самых популярных праздников, с которыми православные христиане поздравляют друг друга 19 августа, является Преображение Господне или Яблочный Спас. В этот день следует поздравить всех родных и близких приятными теплыми словами или яркими открытками. Красивое поздравление в стихах или прозе, а также вкусные праздничные угощения приятно удивят родных и близких людей.

Поздравления с Яблочным Спасом или Преображением Господним 19 августа в стихах

Поздравления с Преображением Господним всегда вызывают позитивные эмоции, воспоминания о детстве, лете, проведенном в деревне у бабушки. Красивые праздничные стихи, отправленные близким людям, в этот день, обязательно вызовут улыбку и приятное тепло в душе.

Преображение, Яблочный Спас. С праздником, все православные, вас. Яблоки есть наступила пора.

Чистых вам помыслов, мира, добра.

***

Светлый, прекрасный праздник сегодня — Яблочный Спас, Преображение Господне. С Яблочным Спасом я вас поздравляю. Сладкой, медовой вам жизни желаю. Пусть полною чашею будет ваш дом,

А счастье с любовью всегда живут в нём!

***

В Яблочный Спас пожелаю добра, Радости в сердце сегодня, всегда, Мира в душе и большого терпения, Фруктами спелыми Вам наслаждения. Пусть принесет этот праздник добро,

Будет светло Вам, легко, хорошо.

***

В Божий день и в этот час, В этот Яблочный Спас Мира, счастья и добра, Будет жизнь пускай щедра, Будет дома лишь уют, А ненастья обойдут, Будет пусть всего в запас,

Охраняет ангел Вас!

Поздравления с Яблочным Спасом и Преображением Господним в душевной прозе

Поздравляю с этим светлым и по-настоящему великим праздником! Преображение Господне наполнит ваши сердца добротой, любовью и прогонит все невзгоды! Это светлый праздник, дарящий надежду и веру, поэтому насладитесь им, как наслаждаетесь свежими августовскими яблочками!

*****

Сладкой мысли, вкусной жизни, доброго сердца, безмерного счастья, светлой надежды, чистой любви, цветущего вдохновения, крепкого здоровья! Поздравляю с Яблочным Спасом. Пусть Бог ведёт тебя по жизни дорогой доброты и благородства.

*****

Поздравляю с Яблочным Спасом. Желаю, чтобы надежда тебя никогда не покидала, чтобы Господь не оставлял тебя в трудную минуту, чтобы твоё сердце не забывало Его в минуты счастья. Мира и достатка твоей жизни, покоя и вдохновения твоей душе.

*****

Поздравляю с праздником Преображения Господнего. В Яблочный Спас я желаю тебе каждый день вдыхать прекрасный аромат жизни, будто ты в яблоневом саду, желаю любви, здоровья, достатка и мира. И пусть Господь помогает тебе преображаться, становиться добрее, краше и смелее.

Короткие смс-поздравления на Преображение Господне или Яблочный спас 19 августа

Не менее приятные эмоции подарит праздничная открытка, отправленная с помощью смс, электронной или обычной почты.

Пусть как спелое яблочко в ваши руки упадет счастье и удача. Поддержки вам от близких, успехов на работе и теплых отношений с любимым человеком! Желаю много сил и здоровья!

***

В Преображение желаю

Подруге счастья всей душой,

Чтоб ты жила, забот не зная,

Чтоб был Господь всегда с тобой!

****

С Яблочным Спасом!

Надежды, любви,

Радости, счастья

И Бог вас храни.

Пусть каждый день

Вам успех принесет.

Все нехорошее

Вмиг унесет.

***

Праздник урожая радостно грядет.

И с жары на холод нас переведет.

Пусть у всех в округе яблок огород.

Чудо чтоб у каждого, пусть произойдет.

*****

Тихо, с урожайною молитвой, В ночь смотрели храма купола. Сам Господь, наверно, за калиткой

Яблоком звонил в колокола…

Приятные впечатления в этот праздничный день вызовет видео с красивыми поздравлениями внутри.

Преображение Господне или Яблочный Спас 19 августа, первый праздник сбора урожая

Яблочный Спас — один из двенадцати самых больших праздников в году. По церковным канонам, этот день имеет название Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе торжество называется Спас Яблочный, или Великий. Этот праздник был установлен примерно в IV веке, в честь описанного в Евангелии события. Однажды Христос явил своим ученикам чудо преображения. Иисус взял Иоанна, Иакова и Петра и поднялся с ними на расположенную неподалеку от Назарета гору Фавор. Там Спаситель прямо на глазах у учеников изменился: лицо его просияло, как солнце, а одежды стали белоснежными и светящимися. В этот момент появились на горе ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Апостолы видели, как они разговаривали с Христом. Из облака же над ними неожиданно раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

В народе установился обычай освящать в этот день плоды нового урожая. В наших местах это были в первую очередь яблоки. Потому и получил церковный праздник еще одно называние — Яблочный Спас.

На Преображение Господне верующим дается послабление в посте (с 14 по 27 августа длится Успенский пост): позволяются рыба, горячие блюда на растительном масле и вино. Поэтому к праздничному столу варили борщ, в который для жирности вместо мяса добавляли жареных карасей. А еще хозяйки пекли пирожки и варили фруктовый кисель. Пироги делали из постного дрожжевого теста (без молока и яиц), а начиняли не только яблоками, маком, сливами с медом и орехами, но и грибами, капустой, зеленью, фасолью. Запасались и вином — яблочным и сливовым, а также вишневой и черносмородиновой наливками и медовухой.

Яблочный спас — первый праздник сбора урожая, когда осень сменяет лето. Люди верили, что только с этого дня можно начинать есть яблоки с нового урожая. Съесть яблоко до Спаса считалось грехом, особенно для тех, у кого умерли дети, поскольку тогда они на том свете не получат райское яблочко. На Спас часто поминают умерших родственников, многие православные приносят на кладбище яблоки.

В церквях в этот день освящают мед, а также плоды нового урожая — яблоки и груши, сливы, а иногда горох в стручках и виноград. Еще в корзинках приносят колосья ржи и пшеницы. Их хранят дома у икон. По возвращении домой из церкви, едят яблоки с медом. Кусая яблоко, загадывали желание и верили о его скором свершении.

При этом стоит помнить, что день Среднего Спаса – середина Успенского поста. 19 августа можно есть морепродукты, рыбу и вино, но нельзя мясных и молочных продуктов. К столу подавали запеченные яблоки, шарлотку, блины с ягодами, яблоками или грибами. Тесто замешивали постное (на воде, без молока, масла и яиц). Из напитков на столе был компот или репный квас.

Праздник в старину старались провести нешумно. Молодежь выходила в поле, чтобы проводить закат. И как только солнце скрывалось за горизонтом, собравшиеся начинали петь песни. Наши предки верили, что земля и небо также преображаются. Ласточки улетают в теплые края. Дни становятся ощутимо холоднее. Крестьяне верили, что, если дождя на Спас не будет, осенние дни выдастся засушливыми. Если пройдут осадки — жди богатый урожай грибов осенью. Если днем небо ясное и солнце слепит — зима будет холодной.

wordyou.ru

Преображение Господне. Престольный праздник нашего храма (история, фото и видео с богослужения).

18.08.2018

Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю Его приближавшихся  страданий.

Наш храм и праздник Преображения.

В настоящее время наш храм имеет семь престолов (алтарей), главный престол в центральном объеме храма освящен в честь Преображения Господня.

Однако древний деревянный храм (первые упоминания – начало 17 века) имел лишь один придел в честь священномученика Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского. В течение трех столетий храм постоянно трансформировался и перестраивался, пока в 60-70-х годах восемнадцатого столетия не приобрел окончательный, сохранившийся до наших дней облик.

По найденным нами архивным данным, чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архипастырь Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский.

События праздника

Праздник установлен в воспоминание Преображения Господа Исуса Христа перед тремя ближайшими учениками. О нем написали три Евангелиста: Матфей, Лука и Марк.

Незадолго до крестных страданий Господь стал говорить ученикам предстоящих событиях: «Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Господь обещал также, что ученики увидят Его славу прежде, чем наступит время страданий.

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Исусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Исус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лк. 9, 28–36).

Кущи, которые предлагал устроить Петр — это временное жилище, хижины или палатки. Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков — Моисея и Илию. Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия — живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как владыка живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного — вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте», — их охватил страх, они упали лицом вниз. Исус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь». Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Исуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

Название горы, на которой преобразился Господь, не указано в Евангелиях. По преданию, это произошло  на Фаворе, недалеко от Назарета. В настоящее время там построено два монастыря, православный и католический.

История праздника

Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу неподвижных, независящих от даты Пасхи. По установившейся традиции он совершается в августе, за 40 дней до Воздвижения Честнаго Креста, когда Церковь вновь вспоминает крестные страдания и смерть Господа на Кресте.

Праздник этот был установлен в IV веке — после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать, равноапостольная Елена посетила Палестину и построила множество храмов на местах евангельских событий. Был построен храм и на горе Фавор в честь Преображения Господня. Очевидно, поэтому считается, что именно на Фаворе преобразился Господь. Это предание отразилось и в текстах праздничных песнопений и канонов, которые были составлены после установления праздника.Яблочный Спас

На праздник Преображения Господня верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая. На востоке к этому времени поспевает виноград, а на Руси издавна принято приносить яблоки, отчего и произошло народное название праздника — Яблочный Спас.

Обычай приносить Богу «начатки плодов» берет свое начало в Ветхом Завете. Во время иудейского праздника кущей следовало приносить в Храм Иерусалимский первые плоды нового урожая. Начиная с первых веков, христиане также приносили в храм первые плоды. В первую очередь это был виноград, из которого приготовляли вино для Евхаристии. Об этом напоминает и молитва, которую священник читает после Литургии над принесенными в храм плодами: «Боже Спасителю наш… си́и виноград благослови». Прочитав молитву, священник кропит плоды святой водой.

Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки. Соответственно, и вкушать их начинали только после праздника.

Автор статьи: Анастасия Лопатина (Зобнина)

ФОТО СО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

Икона Преображения Господня в Центральном иконостасе.

Преображение Господне: фильм о празднике

19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли.

Свет присносущный

Что означает этот рассказ в Евангелии, каково место этого таинственного явления славы в земной жизни, в земном служении Христа?

Освящение плодов на Преображение

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

Преображение

Неслучайно апостол Петр на Фаворе говорил Господу о кущах. Кущи – это шалашики из ветвей и зелени, которые в древнем Израиле по Закону Моисея полагалось сооружать при начале сбора плодов в память о том, что в шалашах жили предки израильтян, когда Господь вывел их из Египта, где они пребывали под гнетом фараона.

Страшное Преображение. Мысли о Празднике

Хотя апостол Петр и «не знал», что бы сказать, но все же захотел задержать блаженство: «вот бы так все время мы все и жили!» О себе и товарищах позабыл, смиренный…

Преображение Господне: Путь к радости только через крест

Сегодня мы празднуем праздник Преображения Господня. Преображение… Приставка «пре» в нашем русском языке имеет два значения: перемена, изменение, и высшая степень качества. И здесь, в на именовании сегодняшнего праздника, оба эти значения засвидетельствованы самим событием.

Преображение Господне: «Хорошо нам здесь быть!»

Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами.

Преображение

В светлый день Преображенья Дух безумца поражен: Из неволи, из смятенья

Голос Твой услышал он.

Преображение Господне: вольный путь от Фавора на Голгофу

Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть

Преображение Господа Иисуса Христа: вольный путь от Фавора на Голгофу

19 августа Православная церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа. В Евангелии рассказывается, что уже в конце земного пути, незадолго до Голгофы, Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики…

Преображение Господне: иконография праздника

Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Покровский приводит в качестве первого хронологически определенного примера мозаики Св. Аполлинария в Равенне (St. Apollinare in Classe).

Православие – это религия Преображения

В свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет- и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег – но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце – но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания – но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.

www.klement.ru

Преображение Господне

  19 августа- Преображение Господне. Великий Церковный праздник. 

О чем молятся перед иконой Преображение Господне История праздника Преображения Господня Духовный праздника Преображения Молитвы Преображению Господня Акафист Преображению Господня  Величание  Видеофильм

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕ

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души. Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы. Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа. .

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Проповедуя Божие Слово, Иисус Христос побывал во многих городах и селениях, рассказывал и объяснял не одну сотню притчей. Он предсказал конец света и поведал о Своем Втором пришествии. Время Его страданий неумолимо приближалось. И вот, чтобы подготовить Своих учеников, Он рассказал им, что скоро Ему предстоят испытания и крестная смерть в Иерусалиме. В это Его ученики поверить не могли – ведь это Сам Спаситель, как так может быть, чтобы люди могли унизить, а потом убить Бога?

Понимая состояние апостолов, Иисус решил

«явить им Царство Свое прежде бесчестия Своего, чтобы, когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира» .

святой Ефрем Сирин

Поэтому как-то раз, когда Иисус Христос был со своими учениками недалеко от Назарета, Он предложил Петру, Иоанну и Иакову подняться на находящуюся неподалеку гору Фавор (в переводе «чертог чистоты и света). Эта гора крутая и подниматься было тяжело. Когда ученики устали, они сделали остановку и решили отдохнуть, а Иисус Христос отошел на некоторе расстояние от них и стал молиться. Вдруг, во время молитвы, внешний вид Его начал меняться. Лицо стало сиять, как солнце, одеяние стало белым, как снег, а вокруг Самого Христа появился ореол очень яркого света.

Было уже темно, но этот свет разбудил спящих Петра, Иакова и Иоанна. Ученики узрели своего Учителя в Божественном величии, а рядом с Ним стояли пророки Илия и Моисей. Они разговаривали о том, что скоро Господу предстоят страдания и крестная смерть в Иерусалиме

Увидев такую картину, апостолов охватила неземная благодать, они захотели, чтобы это состояние продолжалось все время. А через некоторое время сверху сошло облако, которое скрыло Иисуса, Илию и Моисея от взора учеников и они услышали из облака Божий глас:

« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!» ( Мф. 17,1-13).

В страхе и почтении Петр, Иоанн и Иаков повалились на землю. Сколько времени это видение продолжалось, они сказать не могли, они только понимали, что своими глазами видели Учителя в Божественном сиянии и слышали голос Бога-Отца. Вскоре к ним подошел Иисус Христос в своей обычной одежде и сказал им, чтобы больше никто из людей, до Его Воскрешения, не знал о том, что произошло на этой горе.

В народе праздник Преображения называется еще и Яблочным Спасом потому, что в этот праздник в храмах принято освящать яблоки или другие плоды. Как говорил святой Иоанн Златоуст, главное, чтобы не забывать благодарить Того, Кто преобразился на Фаворе,

«дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Это событие, когда апостолы своими глазами увидели Божественную сущность Своего Учителя, должно было укрепить их духовные силы. Они должны были понять, что смерть Христа на Голгофе – добровольная, Он знал о ней и был готов к распятию. Обладая необыкновенным могуществом, которое он показал апостолам, Иисус Христос мог избежать смерти, но не сделал этого. Ведь Он пришел на землю именно для этого, для того, чтобы спасти людей от грехов.

А суть Преображения в следующих символах:

Гора — это безмолное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет нашей душе соединиться с Богом. Фавор – это в переводе значит «чистота», «свет». Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и старается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогла на него прольется Божественный Свет. Христианское учение считает, что именно обретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

hram-kupina.ru

Преображение Господне — праздник Божественного света

Преображение Господне — праздник относится к двунадесятым, т. е. важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Отмечается всегда 19 августа (6 по ст. ст.), хотя само событие Преображения произошло в феврале. В этот праздник нам показано новое, преображенное и благодатное состояние человека и природы, которое будут обретено в Вечности. Ожидает этого обновления все естество — и об этом говорит даже чин освящения плодов.

Преображение Господне. Источник:artlib.ru

По объяснению св. Иоанна Дамаскина, «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его, неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство  (Мф. 16:17); Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (Деян. 12:2); наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. 1:1).

Евангелисты не сообщают о том, что это была за гора. По церковному Преданию, Христос возвел Своих учеников на гору Фавор. В переводе с еврейского это название означает «чертог чистоты и света», что символично с точки зрения значения праздника.

Между тем епископ Кассиан (Безобразов), посвятивший жизнь изучению Нового Завета, отмечает, что это мнение вызывает возражения ученых. Фавор — это небольшая возвышенность в Галилее. Во времена жизни Христа на вершине Фавора была крепость, что, как замечает исследователь, «делало место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни в пользу Ермона».

Как бы то ни было, существенно то, что это была именно гора. Высота Горы, как толковал ее блаженный Феофилакт, означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов — богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве.

Пока Спаситель молился, ученики уснули. А когда проснулись, то увидели, что лицо Христа просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет.

Тогда же на горе явились пророки Моисей и Илия, которые некогда были удостоены видения славы Господа, — один на Синае, другой на Хориве. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим «об исходе Его, который Ему надлежало совершать в Иерусалиме», т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

Моисей и Илия, по выражению св. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.

Радость наполнила сердца апостолов, и Петр сказал Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». И сказал он это, поскольку «не знал что сказать, потому что они были в страхе».

«Радостию исполнились Пророки и Апостолы, вошедший на гору, замечает св. Ефрем Сирин, — радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстали пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, а Апостолы на Пророков. Там взаимно простирали на себя взоры предстоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих».

Светлое облако осенило их, и был слышен глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте.

Услышав голос Божий, ученики в страхе пали на землю, а Христос коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они посмотрели на Него, то увидели Его снова в обыкновенном виде.

Спускаясь с горы, Иисус повелел им никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых. «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых».

Св. Ефрем Сирин учит: Господь явил Своим апостолам в Славе своего Преображения «царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему во спасение миру».

Кроме того, слава Преображения служит предъизображением светлого и славного Воскресения Господня, а по толкованию св. Прокла — предуказанием той славы, в какой придет некогда Господь, Судия живых и мертвых, и того преображенного состояния, в каком мы явимся в конце мира.

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя. Св. Церковь празднует его в августе, потому что празднование в феврале приходилось бы во дни св. Четыредесятницы, что было бы несовместно с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век.

6 августа (по ст. ст.) празднуется потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание Страстей Христовых; а так как Преображение было за 40 дней до распятия Спасителя, то святые отцы отсчитали от праздника Воздвижения Креста Господня 40 дней.

Свидетельства о празднике Преображения идут с V в. (слово на этот праздник патр. Прокла), однако уже в IV в. св. равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В конце IX в. крестоносцы, овладев Палестиной, нашли на Фаворе несколько храмов и монастыри и обратили их в католические. При завоевании в конце XII в. Палестины сарацинами Фаворские святыни были разрушены. Долгое время св. гора оставалась необитаемой, и только в день Преображения православные и католики совершали на развалинах своих бывших храмов богослужение.

В 1849 г. патриарх Иерусалимский Кирилл Второй начал хлопотать перед турецким правительством о дозволении построить храм на Фаворе. Разрешение последовало только в 1860 г. Храм сооружен на развалинах древней греческой церкви.

Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.

У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.

В Праздник Преображения принято освящать плоды. Этот древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. Некогда этот обычай означал, что люди приносили начатки своих трудов для освящения их Богом в Церкви, так же как приносили мед на первый Спас, медовый. Церковно-славянский язык не различает овощей и фруктов. Под овощами подразумеваются всякие плоды, поспевающие к этому времени. Как правило, у нас в России освящают яблоки, виноград и другие поспевшие плоды — груши, абрикосы.

Воздержание от вкушения этих плодов было обусловлено тем, что перед вкушением надо было получить благословение Божие. Отсюда выработались и уставные предписания и рекомендации о «невкушении винограда или яблок до праздника Преображения».

Свидетельства о приношении первых плодов нового урожая к алтарю можно найти в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23:10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9).

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

Источник: Татьянин день

astrsobor.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.