Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Скриптонит праздник на улице 36 рецензия


Кто такой Скриптонит и почему нужно слушать «Праздник на улице 36»

Казахстан, поселок Ленинский, 2013 год. Молодой парень Адиль стоит на фоне заброшенной бензоколонки, окруженной сплошной степью, и проговаривает строки:«Образ жизни беспредельный, потому что видишь этого парня?У него нету папы, у него нет лаванды, у него нету ванны…Я знаю этого парня, у него нету мамы.Поэтому здесь все быстрей хотят наполнить карманы».

Так началась история становления рэпера Скриптонита.

Его друг Ануар снимает все это на камеру, монтирует и выкладывает на YouTube. Клип на песню VBVVCTND («Выбор Без Вариантов – Все, Что Ты Нам Дал») резко становится популярным, набирает полмиллиона просмотров за несколько дней и привлекает внимание Василия Вакуленко, в простонародье Басты. 24 ноября 2015 года Скриптонит, под эгидой лейбла Басты Gazgolder, выпустил пластинку «Дом с нормальными явлениями» – одну из ключевых в популярной российской музыке последних лет.

Повторюсь, казахстанский рэп-альбом стал ключевым в российской популярной музыке. Как такое могло произойти?

Именно формат альбома, а не отдельных песен, предоставил молодому артисту достаточное пространство для самовыражения. Скриптонит четко продумал идею и атмосферу своего дебютного альбома, действие которого разворачивается в Павлодаре, в окружении близких людей, девушек и огромного количества алкоголя.

Мрачным и личным песням музыкант придал большую реалистичность путем наложения на них множества бытовых звуков. Например, в песне «Вниз» описывается разговор Скриптонита со своим менеджером. Действие происходит в квартире, поэтому на заднем фоне приглушенно звучит телевизор. Когда конфликт с менеджером достигает своего апогея, голос Адиля срывается на крик: «На**й мистера Менеджера!» Сразу после мы слышим цепочку звуков: выстрел огнестрельного оружия, истеричный крик какой-то женщины и разбивающуюся домашнюю утварь. И во время всего этого главный герой, заливаясь в устрашающем смехе, снова и снова повторяет: «Что с мистером Менеджером?»

Другой пример. Звучит песня «Танцуй сама», и мы уже становимся свидетелями сцены, которую устроил пьяный рэпер своей девушке. Давайте посмотрим на примере отрывка второго куплета, каким образом Скриптонит вовлекает нас в эту историю:

«Да завяжи ты уже с этим шапито!

Воду включи, а!? (набирается вода из-под крана) Да, б_*_ь, это же кипяток! (разбивается стакан)

Ну дай же ты мне сделать хотя бы глоток.

Давай переиначивать мои слова (что-то начинает бить).

Да я же про стакан, б_*___ь, а не в упрек!

Опять ты за свое, выйди отсюда! (сильно ударяет по чему-то) Танцуй сама!»

Эта кинематографичность, фирменное невнятное пение и идеальная продюсерская работа самого Скриптонита создали незабываемый образ целостного альбома на русском языке, который ничем не уступает тому, что делается на западе.

Громкий дебют сразу же породил многочисленные вопросы относительно второй пластинки исполнителя. Вообще, изначально планировалось выпустить сразу два альбома. Один – личный («Дом с нормальными явлениями»), а второй – с большим уклоном в сторону грубого уличного рэпа. Да и вообще, многих ли вы знаете исполнителей, которые рискнули выпустить сразу две дебютные пластинки? Вот именно такими мыслями руководствовался Адиль, замыслив подобный трюк.

Но к часу Икс второму альбому не хватило двух куплетов – пришлось выпускать один. После провала плана «двух дебютных альбомов» исчезла необходимость в скором выходе следующей пластинки. О том, как сильно перелопачивалось содержимое неизданного альбома, можно было судить по его постоянно меняющимся названиям: сначала «3P» (читается как Tripy), потом «Отель „Эверест“». В интервью Адиль все повторял, что альбом почти доделан и вот-вот будет готов. 24 мая 2017 года выходят сначала сингл «Outro», потом сдвоенный клип на обновленную версию «Вечеринки» и старую песню «Бар „2 лесбухи“» его коллектива Jillzay, а в заключении – альбом «Праздник на улице 36». Как впоследствии оказалось, эта пластинка вовсе не продолжение «Дома с нормальными явлениями» (альбом «Отель „Эверест“» выйдет осенью), а «альбомчиком хороших релаксовых песен». Но от этого он не становится менее интересным.

Прежде всего, хочется сказать о том, что сразу бросается в глаза:

  • Если в названии прошлого альбома ключевым словом было «дом», то в этом – «улица». Это основное противопоставление двух альбомов Скриптонита, которое отражается не только в сценарии, но и в звучании.
  • Альбом состоит из 12 песен, что на 5 меньше, чем у первого. Вообще, чем меньше песен на пластинке, тем целостнее она кажется. Это связано с тем, что гораздо больше людей прослушает сразу 12 треков подряд и сможет оценить релиз целиком.
  • Альбом вышел по нестандартной схеме. Не по цепочке: «синглы – объявление даты выхода – треклист – релиз», каждый этап которого подогревает интерес к альбому, а с помощью эффекта неожиданности. Второй способ используют только те исполнители, которые абсолютно уверены и в своих возможностях, и в качестве выпускаемого материала (Бейонсе, Кендрик Ламар, Эрл Свитшот).

Можно с уверенностью сказать, что мы получили еще один замечательный, но абсолютно другой альбом Скриптонита. Адиль снова записал пластинку, продуманную до мелочей, в которую вошли и радиохиты («Не забирай меня с пати»), и бэнгеры («Цепи», «Точно не нужно новых»), и спокойные расслабляющие треки («Капли вниз по бедрам», «Оставь их»). Но вся эта разобщенность никак не влияет на картину в целом, потому что Адиль Жалелов, как хороший режиссер, связал все эти элементы в замечательное произведение – «Праздник на улице 36».

kanobu.ru

Скриптонит «Праздник на улице 36» – Усталый рейв

Уже после прослушивания «Праздника на улице 36» стало известно, что этот альбом Скриптонита «не тот, который все ждали, а просто сборник релаксовых песен». В принципе, этой характеристикой можно было бы и ограничиться в разговоре о новом релизе рэпера из Павлодара, который два года назад взорвал всю музыку «Домом с нормальными явлениями». Пластинкой, никак не укладывавшейся в традиционные представления не только о русском рэпе, но и о рэпе как таковом вообще. Респекты от любимца публики Оксимирона, разговоры о «перевороте жанра», модные фотосессии и объявление о треке с Major Lazer – неудивительно, что «тот» альбом должен был оправдать все щедро розданные музыканту авансы.

И потому вот эта присказка про «сборник релаксовых песен» из уст самого исполнителя звучит как отписка, оправдание за странный, очень мутный релиз. Странный, в первую очередь, для самого Скриптонита – «Праздник на улице 36» действительно выглядит как компиляция треков, записанных в попытке снова перевернуть игру, но не вошедших в «тот альбом». Не вошедших по самой прозаичной причине – треки вышли, по большей степени, откровенно слабые. Проще дать послушать, чем объяснять, но мы всё же постараемся.

Чем был крут «Дом с нормальными явлениями»? Давайте по-честному: никакого переворота жанра не случилось, ничего нового казахский бандюган предложить музыке не смог, чего не было сделано или сказано раньше. Всё куда более прозаично: в этой странной, какой-то первобытной музыке присутствовали тот архаичный драйв, которого так не хватало современному русскому рэпу – либо чрезмерно забаттлившемуся, либо зачарованному новомодными 808-ми басами до безвкусия, либо просто закостеневшему донельзя. Скриптонит просто пришёл и, простите, он дал возможность всем «хорошенько просраться». В буквальном смысле – волна как восторженных отзывов, так и негатива дала всему жанру хорошую встряску, а требования слушателей к Скрипу поднялись до запредельных высот.

И вот потому отмазка в духе «это не тот альбом» не канает. От Адиля Жалелова, возможно, одного из самых самобытных представителей российского хип-хопа, ждёшь пушки, бомбы, чего-то столь пробивного, что обязательно должно вновь растрясти этот танцпол. Но «Праздник на улице 36» — это набор песенок, в которых исполнитель, прекрасно осознавая своё положение в музыкальной индустрии, рассуждает об этом самом положении, параллельно в фирменной отстранённо-рефлексивной манере шлёпая своих любимых «сучек». Тема женщин вообще пронизывает весь сборник (давайте всё же называть его именно так, согласно заветам Адиля), и Скриптонит, который явно не тяготится недостатком внимания, окончательно закрепляет за собой статус звезды, живущей по принципу «добился – даёшь дикий флекс». Женщины, как и деньги, внимание людей, респекты, слава и прочие атрибуты знаменитостей шоу-биза, уже не играют особой роли. Теперь ему просто хочется, чтобы все, простите, «отъе*ались» от него

«Точно не нужно новых» — говорит он в самой рефлексивной песне со всего альбома. Не нужно новых кентов, родных, друзей, братьев – потому что сам прекрасно понимает, что он далеко не самый приятный тип. Этот образ человека, который мечтает, чтобы его оставили в покое, был всегда тем, что цепляло в Скриптоните – ведь через сеансы угрюмой мизантропии проглядывала личность исполнителя, которому, тем не менее, не так-то и далеки всеобщие ценности. Так по крайней мере казалось. «Праздник» же предлагает иную формулу: музыкант и так немало рассказал, чтобы о нём не забыли, а новый альбом задерживается, ну так вот хоть какой-то материал, чтобы продолжали говорить.

В этом и есть главная проблема сборника. Здесь практически нет действительно запоминающихся композиций, которые будешь прокручивать в голове в тех или иных жизненных обстоятельствах. Обязательно, вот увидите, будет клип на «Не забирай меня с пати» — просто потому, что нужно ведь что-то экранизировать, а эта клубно-лиричная баллада со сладкоголосой певицей Надей Дорофеевой максимально близка к тому, что будет играть из тачек на сабвуферах. Остальные песни звучат, как будто фон для вечеринки – причём вечеринки, которая затянулась и уже давно пора бы сворачивать лавочку, но участники продолжают, ибо впереди пустота и безвестность. И вот эта лень, необязательность, какая-то меланхолия производят удивительный эффект – Скриптонита, этого скачущего по танцполу безумного растатуированного гомункула в «адиках», банально скучно слушать. «Я придумывал в любовь, но в моём сердце всегда пусто» — это чувствуется.

Удивительно, насколько хорошо ощущения от «Праздника на улице 36» описывает последняя песня, которая звучит подобно тому, как после знатной пьянки ум начинает осмыслять то, что произошло ночью: «Всё это виски – тупо наркоз, все эти деньги – просто желания, играй так, будто роль крайняя». В своё время даже релизы группы Jillzay казались попыткой скрасить ожидания от второго альбома Скриптонита – и в итоге этот «сборник релаксовых песен» выглядит ещё более вторичным, ещё более неинтересным. Никаких экспериментов со звуком, запоминающихся панчей и фирменного сумасшествия исполнителя – только несколько песенок про сучек и хейтеров, да мотивационный фиток с боссом Бастой. Для артиста уровня Скриптонита такая полумера выглядит, как оправдание. Ждём «правильный» второй альбом и надеемся, что «Праздник на улице 36» был просто попыткой заполнить пустое пространство в ожидании нового релиза.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

meownauts.com

Разбор альбома «Праздник на улице 36» — Fast Food Music

В прошлую среду, 24 мая 2017 года, вышел долгожданный второй альбом Скриптонита «Праздник на улице 36». Многие неравнодушные люди прослушали его и сложили свое мнение о новой пластинке. Кому-то она понравилась, кому-то — нет. Уже в пятницу, на презентации этого самого лонгплея в Санкт-Петербурге, казахстанский рэпер заявил, что эта работа вовсе и не является той самой «долгожданной». «Это не тот альбом, который вы ждали, конечно. Не в смысле, что ожидания не оправдались, а действительно не тот альбом. «Тот» альбом выйдет осенью, я вам сразу говорю. Все в порядке, можете не переживать. Это просто был альбомчик хороших релаксовых песен», — объявил рэпер. Подождите, у меня возник ряд вопросов. То есть этот «Праздник на улице 36» всего лишь несерьезный «альбомчик хороших релаксовых песен»? И в каком-таком смысле «можете не переживать»? Этими словами сам автор признает несовершенность своего творения? Что всё это значит и как теперь относиться к нему — как к полноценному продолжению «Дома с нормальными явлениями» или как к какому-нибудь сборнику треков, не попавших в «тот» альбом — «Отель Эверест»? В этом тексте на примере пластинки «Праздник на улице 36» я бы хотел обсудить проблему восприятия музыки как обретения нового эвфонического опыта и рассказать о своём личном видении нового релиза Адиля Жалелова.

Для начала хочется отметить, что любое произведение искусства — это всегда общение между автором и его аудиторией. Причем эта самая аудитория — абсолютно незнакомые ему люди. Художник обращается к ним при помощи своего творения, а мы отвечаем, когда приобретаем и обдумываем полученный опыт. Но суть обращения деятеля искусства всегда смазывается различными художественными методами, и поэтому определить, что именно хотел сказать автор, часто оказывается довольно сложно. Это и говорит о двойственной природе любого произведения искусства. С одной стороны, мы подражаем автору, когда смотрим на мир его глазами. С другой стороны, происходит мифологизация мотивов творчества, потому что мы не только смотрим на происходящее его глазами, но и через призму своего уникального индивидуального опыта, неосознанно подстраивая произведение искусства под себя.

Некоторые же авторы намеренно не подпускают к себе близко незнакомых людей, тем самым еще сильнее усложняя процесс расшифровки его творчества. Ф.М. Достоевский об этом сказал следующее: «Другой не должен знать все» — это формула моей свободы, нетоталитарного пространства. Как только слова сказаны, Другой может понять, что за ними стоит, понять меня, но как раз этого я не хочу. Я, напротив, хочу как можно дольше морочить голову Другому, иметь возможность обмануть его, так как в акте понимания из субъекта я перехожу в объект, что переживается как унижение. Пока я обманываю Другого, держу его в неуверенности относительно себя, до тех пор я являюсь субъектом». Кстати, позиция Скриптонита немного совпадает с тем, что имел в виду русский писатель. В одном из своих интервью рэпер признался, что непонятное произношение в его песнях отчасти связано и с тем, что «некоторые вещи никому нельзя понять: это о личных вещах, на личном жаргоне для узкого круга». Мне видится, что неясное произношение слов иногда, осознанное оно или нет, — это та самая пелена, которая не подпускает незнакомых людей в зону комфорта исполнителя.

Установив, что на каждое произведение искусства накладывается наш персональный опыт, делая его отличным от первоисточника и от всех других его интерпретаций, и что Скриптонит, вполне вероятно, имеет некоторую склонность к запутыванию своих слушателей, я подхожу к своему анализу альбома «Праздник на улице 36». Спустя несколько прослушиваний этой пластинки у меня возникла теория, которая связывает друг с другом все 12 треков в одну занимательную концепцию.

Суть ее такова: Адиль хотел поведать то, как он проводит свои выходные с друзьями, заключив все треки, кроме заключительного и подводящего итог «Outro», в рамки одной недели, а так как неделя — явление цикличное, то в треклисте можно условно обозначить ее начало и конец. Начинается цикл скитом «104», а заканчивается песней «Напомни», которая, даже судя по названию, стирает все события, происходившие с героем на протяжении всего альбома, и создает чистое пространство для следующей недели. Скриптонит выделил для себя один выходной день, когда он не занимается музыкой. По логике, это воскресенье.

В самом альбоме, в поддержку данной концепции, можно найти несколько аргументов:

  1. Кроме Скриптонита, в альбоме ярко выражен еще один персонаж, которую рэпер обозначает как «Девушку, с которой он долбил косяк», и есть определенный сюжет, связанный с данной дамой. Он грубо разделен на две половины: первая — в конце пластинки, вторая — в начале. Мне кажется, что это основная причина полагать, что альбом задумывался замкнутым.
  2. Скриптонит пару раз в своих песнях указывает конкретное время своего выходного дня, перерастающего в ночь:

«Цепи»: «Я проснулся в 9, попросту от того, что/ Дело на другом конце, и оно неотложное».

«Не забирай меня с пати»: «Не, я бодр, но время около трех».

  1. В экранизации обновленной песни «Вечеринка», которая вышла в день релиза альбома, перед строчкой «Одна и та же пластинка» действие прерывается и начинается сначала. Является ли это намеком на то, что рэпер снова и снова переживает одни и те же события, дни, словно герой фильма «День Сурка»?

Далее рассмотрим каждую песню альбома по отдельности, кроме скита «104» (утром звонит Юра Четверг и будит Адиля) и трека «Outro», раскрывающего замысел всего альбома.

После того, как Юра разбудил Скриптонита в ските, молодой человек направляется к своим друзьям:

«Я выдвинул в 9 в город абсолютно трезвым».

Всю неделю он зарабатывал деньги и теперь настал тот день, когда можно их тратить:

«Вопрос только – деньги.

Деньги есть, ведь есть идея (ты знаешь).

Иногда твой носик влажный от твоей недели,

Как один мой день, но у нас нет даже похмелья».

Рэпер обращается ко всем тем людям, которые хотят с ним общаться только после того, как он уже стал популярным. У него есть свой круг близких друзей, и никто ему больше не нужен.

«Точно не нужно новых друзей.

Точно не нужно новых родных.

Точно не нужно новых кентов.

Точно не нужно новых братьев».

Трек начинается с того, что Адиль встречается со своими друзьями у клуба и заходит в заведение. Сегодня выходной, и не нужно к нему обращаться по сценическому имени:

«Я не Скрип. Нет, я не знаю кто это».

Вся песня — это попытка молодого человека добраться до барной стойки сквозь толпы фанаток:

«Добираюсь до бара.

Меня хочет выцепить каждая шалава:

Повороты влево, повороты вправо,

Повороты влево, повороты вправо (влево-вправо)».

Именно тут впервые упоминается та самая Девушка, которая стоит у бара:

«В этой куче в конвульсиях не одна шмара

Но моя сучка ждет меня где-то у бара».

Адиль уже достаточно много выпил, чтобы опьянеть, но старается сохранить ясность ума:

«В хлам, хоть и в слюни,

Но холодный и трезвый, как первый.

Я просто туплю в экран, пусть и в слюни,

Но холодный и трезвый, как первый».

Параллельно, вместе с Бастой, размышляет о своем превосходстве в рэп индустрии:

«Всех сплавил с арены Скрип-Скрип.

Я играю не по правилам, ведь я и не знаю их правил, как первый».

Судя по предыдущей песне кому-то могло показаться, что успех испортил молодого человека, и он стал смотреть на своих близких свысока. Адиль поправляет их:

«Каждому смешно, если думаешь,

Что мне важнее быть стольким тут

Важным… Ну? Важно? Ну?»

По моему мнению, это очень важная песня на альбоме. Изначально я находился в замешательстве от того, зачем нужно было добавлять в новый альбом ремикс на старую песню, да еще и выпускать клип на нее. Мало кто так делает. Позже мне в голову пришла мысль, что, возможно, разные версии одного и того же трека могут служить индикаторами эволюции звучания двух проектов в целом. Первая песня передает атмосферу «Дома с нормальными явлениями», вторая — более мрачная — «Праздника на улице 36». Звучание двух пластинок измеряется относительно двух разных версий «Вечеринки».

В клубе выделяются два человека: Адиль и Девушка. Они, находясь в окружении других людей, стоят порознь и наблюдают друг за другом:

«Я наблюдаю за тобой

Я где-то с краю и я явно не для эстеток сегодня».

От лица Девушки говорит певица Надя Дорофеева:

«Зато, как весело ты шлёшь её на хер.

Сквозь весь кипиш слышно, как ты орёшь:

“Сука, не порть мою пати!”»

Адиль с Девушкой уединились ото всех и занимаются сексом, параллельно выпивая и принимая наркотики:

«Придешь, и прям с пати в дом;

Гори, детка, здесь так темно.

Оставь немного. Еще раз взорвать и вдох;

Гори, детка, здесь так темно, так темно.

Я пытаюсь снять тапки с ног,

Язык не слушается, и уже потратил слог.

Ты пытаешься налить в этот Бакарди сок,

Но его нет, да и самого Бакарди сто».

Адиль просит Девушку не прерывать их уединение и не уезжать к своим подругам:

«Я знаю, что нам нужно делать — просто оставь их.

Оставь своих подруг на потом.

Мы будем летать, да ведь всё просто: оставь их».

Девушка пленила рэпера, а потом ушла от него. Своему другу Адиль объясняет, почему именно она ему так понравилась:

«Девочка, с которой я долбил косяк.

Мое тело шепчет тебе: «Двигайся».

Я опять жду, когда мы увидимся.

Ты не знаешь, что я в ней нашел? Пацан, ты видел зад?

Ты видел этот зад?

Ты видел этот взгляд, запутанный в мокрых волосах?»

Тот самый единственный трек, который заключает в себе все остальные насыщенные будни рэпера, во время которых Скриптонит сетует на свою короткую память. Он проводит это время на сцене и в компании уже других девушек:

«Я трезвый на сцене — трясусь, как дебил;

Пьяный в говно — забираю миллион.

Еще девять кис, наливаю милк.

Это было давно, и я все забыл (Напомни)»

Данный трек стирает из памяти Адиля воспоминания о выходных и о Девушке. В следующем порядковом треке альбома  — ските «104» — Скриптонит вновь проснется от звонка Юрия, пойдет веселиться с друзьями и найдет другую единственную на выходные, вместо той  самой «Девушки, с которой он долбил косяк», которая уже осталась в прошлом. Цикл заканчивается на песне «Напомни».

В последнем треке альбома,«Outro», который не входит в  систему одной недели, раскрывается замысел автора, и обобщаются все предыдущие песни. Первые две строчки в треке произносит Юрий Четверг, которые и показывает две разные жизни Скриптонита и его окружения:

«Весь этот виски — просто наркоз (выходные);

Все эти деньги — просто желание (будни)».

А уже в заключительном куплете альбома Адиль объясняет, почему каждую неделю меняется роль героини:

«Я придумывал любовь, но в моем сердце всегда пусто

И, по ходу, до конца (6 утра, пиздец бедлам в моем номере).

Я так ни капли и не улыбнулся (за всю эту ночь).

Я, конечно, не нуждаюсь в коперине,

Но мне скучно до сих пор,

И поэтому я не против взять всех на ковчег».

Оказывается, он просто не может полюбить девушек, которые ему нравятся, а всё веселье, описываемое на протяжении всего альбома, — не для того, чтобы сделать себя счастливее, а чтобы заглушить скуку посредством алкоголя и наркотических средств. На протяжении всего альбома мы были свидетелями праздника, главный виновник торжества которого — рэпер Скриптонит — так за всю ночь «ни капли и не улыбнулся».

Если после данного разбора кому-то показалось, что рэп-альбомы не могут быть настолько сложными, смею вас заверить, что подобная практика в Америке — обычное дело. Достаточно просто вспомнить недавний «DAMN.» Кендрика Ламара, целиком состоящий из различного рода манипуляций со временем и отсылками к «Мишне Тора» — пятой книге Ветхого Завета. Возможно, именно этот альбом вдохновил Скриптонита создать что-то глубоко концептуальное, а потом ввести в заблуждение слушателей, сказав, что это всего лишь «альбомчик хороших релаксовых песен»? Может, Юрий Четверг не просто так в последней песне произносит: «Чё, дохуя загадка? Разгадай меня». В любом случае, не знаю, что из этого всего — правда, а что я надумал сам.

fastfoodmusic.com

Подробный разбор альбома Скриптонита — «Уроборос: Улица 36 и Зеркала»

Все очень просто. Во-первых, рэп сейчас самый популярный музыкальный жанр. Во-вторых, Скриптонит — один из самых талантливых русскоязычных рэперов. В-третьих, с момента выхода альбома «Дом с нормальными явлениями» в 2015 году, Скриптонит непрерывно работал над альбомом-продолжением. Установленная планка качества была настолько высокой, что неподходящие треки успешно выходили в отдельных релизах. К двум прибавьте два, вычтите один и получите три — третий по счету и тот самый двойной альбом Адиля Жалелова «Уроборос: Улица 36 и Зеркала», неожиданно вышедший под конец прошлого года. И получился он отменным!

Что вообще такое «хороший музыкальный альбом»? Мое определение хорошего альбома подразумевает не столько его продажи и позиции в чартах, сколько наличие художественной ценности, которую каждый раз пытаются выявить критики. Музыкальное произведение должно привнести что-то оригинальное в свой жанр, передать дух времени, запомниться слушателю.

К сожалению, до того, как мы перестали общаться в 2014 году, я не интересовался у Адиля, как он сам ориентируется в этом понятии.

Мне было бы любопытно узнать это у человека, чья жизнь напрямую связана с созданием музыки, но не в рамках этого текста — тут все-таки рецензия. Попытаюсь быть объективным, а чтобы оставаться предельно беспристрастным, в тексте я буду отталкиваться от высказываний самых строгих потребителей русского рэпа — комментаторов сайта Канобу.

«О боже, опять»

Да, состоящий из двух частей «Уроборос» — уже второй сольный альбом Скриптонита, вышедший в 2016 году, после майского «Праздника на улице 36». Рэпер выпустил 3 пластинки меньше, чем за 8 месяцев и, если не знать контекста, может показаться, что это много. Но «Праздник» — это просто компиляция песен, не вошедших в релизы и не дотягивающих концептуально до «Уробороса».

Это довольно распространенная практика среди хип-хоп-артистов, поэтому не удивляйтесь, что в дальнейшем обсуждении будут фигурировать только три альбома: «Дом с нормальными явлениями», «Уроборос: Улица 36» и «Уроборос: Зеркала». Они крепко связаны не только концептуально, но и принципиально другим отношением со стороны самого автора.

«Биток еще ни че такой, но тексты…я лет в 12 стихи на парте писал примерно такой же лексикой и смыслом. Рус. рэп меня вообще удивляет своими поделками, а-ля кружок школьного творчества. Хотя есть исполнители вполне норм, но Скрип к ним по текстам не относится.»

Если к битам Скриптонита с самого начала не было никаких претензий, то осмыслению его песен мешала намеренно-невнятная дикция рэпера, своеобразный казахстанский жаргон и желание общаться со слушателем максимально простым языком. Уже в дебютном «Доме с нормальными явлениями», действие которого происходит летом 2014 года, была четко выражена страсть музыканта к продумыванию целостного кинематографичного сюжета своего альбома.

В отличие от майского релиза, «Уроборос» продолжает традицию «Дома», но покрывает уже более длинные временные отрезки прошлого рэпера и предстает перед нами в виде прописанной до мелочей истории становления героя — Адиля. Сначала как личности («Улица 36»), потом — как артиста («Зеркала»). В этом повествовании за каждым треком закреплена собственная роль, дополняющая и развивающая общую картину.

«Улица 36»

По словам самого рэпера, события «Улицы 36» проходят «с начала влюбленности в музыку до 2013 года» и повествуют о его детстве. Поэтому именно с этого альбома нужно начинать слушать «Уроборос», на что и намекает музыкант в первом же треке «Интро — Время возвращаться»:

«Помни, когда в доме (альбом „Дом с нормальными явлениями“) начинается снег — время возвращаться на улицу (альбом „Улица 36“)».

Будто в вымышленный округ Йокнапатофа Уильяма Фолкнера, трек за треком мы погружаемся в сильно грязный район Казахстана вместе с воссоздаваемыми Скриптонитом местными жителями и личными переживаниями. Основная тема альбома — влияние на юного героя двух внешних сил, насильно навязывающих ему противоположные взгляды на жизнь.

Первая — «животные» из одноименного трека, пропагандирующие беспечность, алчность, саморазрушение и выставляющие себя в виде собирательного образа типичных «плохишей с района»:

«Мы без интеллектуалов — грязные животные.

В выходные пахнем, в будние дни потные.

Орём громче всех, если девочки симпотные».

В треке «Пацан» содержится объяснение, почему в «Положении» Скриптонит будет сетовать на отсутствие какого-либо выбора в то время. Мы видим, как Адилю насильно прививают разгульный образ жизни («Че лыбишься? Выпей. Да, я знаю, что подташнивает»), хотя уже в таком состоянии «пацан» чувствует что-то не так во всем этом:

«Где твой кошелек? Че, не знаешь? Я не знаю тоже.

Че, не можешь найти кроссы?

Бл*, да ладно, найдешь позже».

Вторая влияющая сила — строгий отец Адиля. Честный работяга с постсоветского пространства. Оперируя своим опытом и давя авторитетом, он пытается умерить пыл сына, сконцентрировать его внимание на получении образования и стабильной работы. Эта инертная жизнь, на корню исключающая достижение любых амбиций, кажется герою ловушкой ничем не лучше предыдущей, в которой полицейские лишь сменяются коллекторами, стучащими в дверь квартиры:

«Мы купим большой плоский телик в воскресенье,

Сыграем детям свадьбу в дорогом заведении.

Возьмем еще один на сестру. Кредит — наше спасение!» («Положение»)

Герой видит перед собой тупик обоих жизненных путей:

«Пацы знают толк, знают весь район.

Пацы знают, как легко обойти закон,

Но кто-то посадил всех твоих друзей.

Папа знает толк, знает, кто виноват.

Папа знает, как правильно рубить дрова.

Папа пробивался, но двери не открылись». («Сливочное масло»)

Анализируя свое окружение, герой приходит к выводу — только упорный труд, вкладываемый в любимое дело, поможет ему вырваться из этой трясины. Скриптонит умело подводит итог всему альбому в песне «Трата времени», противопоставляя ее скиту «Твой микстейп» — фристайлу фолкнеровского аналога идиота Бенджи Компсона — МС Лютого, полного шума и ярости, но не значащего ничего:

«Слезы ни х*я тебе не дали.

Планы ничего не изменили.

Разговоры — просто трата времени.

Встань и пойди за этим, встань и возьми».

Адиль формирует преданную стаю из своих близких друзей, вместе с ними выбирается из казахстанской уличной массы, и власть над судьбой окончательно переходит к новым владельцам.

«Зеркала»

«Интро '15» со следующего альбома сразу переносит нас в то время, когда Скриптонит уже состоялся в образе новой рэп-звезды. Мы слышим отрывки интервью, за окном 2015 год, и только вышел альбом «Дом с нормальными явлениями», который многие авторитетные ресурсы признали лучшим русскоязычным релизом того года. С помощью трудолюбия, рабочего слоя, наш герой наконец-то добивается успеха, к которому так долго шел. Это достижение кардинально меняет его жизнь.

Теперь Скриптонит отвечает на надоевшие вопросы журналистов, чему и посвящает трек «Интервью» (в куплете: «я почти что не курю», «я никого не люблю», «не мечтаю и не сплю» и «не читаю, а говорю»). В «1000» привыкает быть в центре всеобщего внимания («штука взглядов на мне»). Он достиг той самой кондиции pussy-money-weed Асапа Роки (A$AP Rocky), к которой стремится каждый молодой рэпер, и, казалось бы, жизнь удалась.

Мне видится, что перелом в сознании Скриптонита происходит в странном эпизоде из композиции «Лучше всех». Он ужасается силе своего влияния на фанатов, когда один из них унизительно опускается перед кумиром:

«Чувак падает, хватая меня за ногу — я в а*уе…

Что ты делаешь, мой брат?

Разве это твое дело есть, мой брат?

Не создавай себе идола!

Я всего лишь человек. Я такой же, как и ты».

В собственном звездном статусе рэпер все отчетливее начинает замечать ошибку, но продолжает окружать себя ненужными людьми и забываться в работе, держа в голове образ неудачника, от которого бежит:

«В понедельник ты в слюни, во вторник ты п*здец,

В среду никакущий, точно такой же в четверг.

В пятницу ты в хлам, на субботу, в воскресенье — в отходах.

Я все время был обкурен, но все время при делах». («Слюни»)

Но к чему он стремится?

Трек «Зеркала»: заработавшись допоздна и наконец-то оставшись в полном одиночестве («Все спят давно, но мы удваиваем, удваиваем…»), рэпер решает докопаться до сути проблемы — начинает вести внутренний диалог и задавать себе неудобные вопросы:

— Панк? Или, может, робот? Когда родных видел?

— А мне это не нужно. Мне и себя-то видеть необязательно.

Постепенно композиция подводит слушателя к проблеме героя: в деле своей жизни Адиль любил «страсть, а не пошлость», кружащую вокруг популярности. А сейчас его «жизнь безвкусна, как этот снег». Так он «на*бал их, себя или всех»?

Трек «Вчера ночью» (последний с альбома), Скриптонит сквозь зубы кричит: «Где эта долбаная гитара?», и, тихо добавив, что ему нужно играть, начинает перебирать на ней струны. В этом треке он восемь раз подряд повторит предложение «вчера ночью музыка спасла мне жизнь», трансформирует хип-хоп бит в хаус и попросит слушателя «дать музыке спасти свою жизнь». Эта композиция единственная во всем двойном альбоме «Уроборос», в которой речь идет о самой музыке, а не о «животных» и отце, криминале и кредитах, работе и фанатах, наркотиках и женщинах. Адиль вспоминает, что именно любовь к этому виду искусства привела его к успеху, но, не выходя из зоны комфорта и отказавшись от экспериментов, его музыку ждет застой и дальнейшее забвение.

Сразу после выхода двух этих альбомов, Скриптонит сказал, что берет творческий перерыв, завязывает с рэпом, а нам стоит ожидать его пробу пера в других музыкальных жанрах.

«Шо то говно, шо другое говно ©»

В этом замечании я согласен с одним — ни один из двух альбомов «Улица 36» и «Зеркала» сильно не выделяется на фоне другого. Для автора было важно, чтобы обобщенный опыт от произведения не исказился в сторону какой-то из его частей. Мой разбор должен показать, насколько важна в этой работе последовательность. «Уроборос» — маниакально продуманный и элегантно собранный из мельчайших деталей музыкальный альбом, использующий все преимущества своего формата, в котором мелодия не просто варьируется в зависимости от текста и скрашивает ощущение общей атмосферы (яркий пример — трек «Слюни»: бит замедляется, когда по сюжету герой засыпает), но и самостоятельно дополняет повествование. Не обязательно подавать заключительное высказывание музыканта в форме текста, когда переход последнего трека «Вчера ночью» в EDM сам по себе говорит о многом.

Лично для меня этого достаточно, чтобы с уверенностью назвать «Уроборос» хорошим музыкальным альбомом.

«А мне вот вообще не нравится. Завывания, невнятные слова и слишком много понтов типа »…все кто мне нравятся давно в коме…« или то, что он бедолага не может до барной стойки дойти — бабы вешаются). Единственно отмечу, что он толково понимает зарубежные модные тренды и „переводит“ их на русский язык»

Да, можно пожаловаться на, возможно, чрезмерно заливающиеся припевы в исполнении Адиля. Можно еще раз раздраженно указать на бубнящие окончания строк в песнях, мешающие понять их смысл. А еще расстроиться отсутствию среди 21-го трека громких бэнгеров, но то, в чем некоторые увидят недостатки, другие отметят условности, придающие работе отличительную черту. Как я и писал раньше, идеальных произведений не существует, а теперь подумайте, как бы сильно музыка Скриптонита потеряла в искренности и аутентичности, если бы все строки в ней проговаривались с искусственной четкостью радио-попсы? Вот именно. Все очень просто.

iTunes

Google Play

Больше о Скриптоните

kanobu.ru

Скриптонит – «Праздник на улице 36» — HipHop4Real

Трудно навскидку вспомнить еще одного молодого российского исполнителя, удостоившегося такого большего внимания публику, чем Скрипи.  Этот казах находится в личном топе практически каждого популярного ру рэпера в стране. Три года назад он стал событие, а в 2015-ом выпустил альбом «Дом с Нормальными Явлениями», взбудораживший общественность. С тех пор стало интересно: не настигнет ли автора синдром второго альбома? Сможет ли он удержать планку?

На протяжении полутора лет концепция альбома менялась, дата сдвигалась, но лишь название оставалось неизменным – «Отель Эверест». Как мы видим, даже его решили поменять. Смеем предположить, что все это время Скриптонит и лейбл Gazgolder старались сделать все для того, чтобы не ударить в  грязь лицом. «ДСНЯ» был хитом, но необходимо было сделать что-то новое. «Праздник на улице 36» сильно отличается от своего предшественника. Но хорошо ли это? Уже можно оценивать!

Приобрести в iTunes.

Треклист:

01 Капли вниз по бёдрам (feat. Niman) 02 Напомни 03 104 (Скит) 04 Цепи (feat. 104) 05 Точно не нужно новых 06 Поворот (feat. Niman) 07 Первый (feat. Баста) 08 Ага, ну 09 Вечеринка (Другая версия) 10 Не забирай меня с пати (feat. Надя Дорофеева) 11 Темно 12 Оставь их

13 Outro (feat. 104 & Benz)

hiphop4real.com

Кто такой Скриптонит и почему нужно слушать «Праздник на улице 36»

Казахстан, поселок Ленинский, 2013 год. Молодой парень Адиль стоит на фоне заброшенной бензоколонки, окруженной сплошной степью, и проговаривает строки:«Образ жизни беспредельный, потому что видишь этого парня?У него нету папы, у него нет лаванды, у него нету ванны…Я знаю этого парня, у него нету мамы.Поэтому здесь все быстрей хотят наполнить карманы».Так началась история становления рэпера Скриптонита.

Его друг Ануар снимает все это на камеру, монтирует и выкладывает на YouTube. Клип на песню VBVVCTND («Выбор Без Вариантов – Все, Что Ты Нам Дал») резко становится популярным, набирает полмиллиона просмотров за несколько дней и привлекает внимание Василия Вакуленко, в простонародье Басты. 24 ноября 2015 года Скриптонит, под эгидой лейбла Басты Gazgolder, выпустил пластинку «Дом с нормальными явлениями» – одну из ключевых в популярной российской музыке последних лет. 

Повторюсь, казахстанский рэп-альбом стал ключевым в российской популярной музыке. Как такое могло произойти?

А все дело в качестве музыки Скриптонита. Живя в 11 километрах от города Павлодар, в Ленинском поселке, Адиль все свое детство провел за программой Fruity Loops, записывая биты. Большое желание создавать новые мелодии и размеренная жизнь населенного пункта поспособствовали оттачиванию битмейкерского скилла и уже через несколько лет Адиль стал продавать свои «минуса» в ВК по 50$ за штуку. 

Тогда, в 2009 году, молодой человек принимает важное для себя решение – он перестает слушать русский рэп. Так у него начался формироваться свой собственный стиль, никак не пересекающийся с тем, что происходило внутри этого жанра. «Твой», «Стиль», «Космос» – треки, которые были выпущены вне пластинок, постепенно подводили к другому значимому моменту в карьере любого рэпера – дебютному альбому.

«Дом с нормальными явлениями» вышел 24 ноября 2015 года и сразу же стал успешным. Пластинка в первую неделю заняла 2-е место в чарте самых продаваемых российских альбомов недели в iTunes. О Скриптоните с восторгом написали такие сайты, как Colta, Meduza, Afisha, The Village, Газета.Ru. В статье The Village, в которой музыкальные критики выбирали российские альбомы, достойные участия в Грэмми, трое из четырех выбрали именно альбом Скриптонита, а популярный критик Юрий Сапрыкин написал:

«Альбом молодого рэпера из Павлодара выходит за рамки хип-хопа, поп-культуры и вообще всех условностей здешней сцены: это странный и убедительный художественный мир, созданный средствами популярной музыки, ничего более впечатляющего на этом поле давно не появлялось».

Хиты «Танцуй со мной», «Вечеринка» и «Притон» попали во многие списки лучших песен года. Если в 2014-2015 годах вы не слышали ничего про Скриптонита, то вы недостаточно хорошо следите за российской поп-культурой. Какая-никакая, но она есть.

Именно формат альбома, а не отдельных песен, предоставил молодому артисту достаточное пространство для самовыражения. Скриптонит четко продумал идею и атмосферу своего дебютного альбома, действие которого разворачивается в Павлодаре, в окружении близких людей, девушек и огромного количества алкоголя. 

Мрачным и личным песням музыкант придал большую реалистичность путем наложения на них множества бытовых звуков. Например, в песне «Вниз» описывается разговор Скриптонита со своим менеджером. Действие происходит в квартире, поэтому на заднем фоне приглушенно звучит телевизор. Когда конфликт с менеджером достигает своего апогея, голос Адиля срывается на крик: «На**й мистера Менеджера!» Сразу после мы слышим цепочку звуков: выстрел огнестрельного оружия, истеричный крик какой-то женщины и разбивающуюся домашнюю утварь. И во время всего этого главный герой, заливаясь в устрашающем смехе, снова и снова повторяет: «Что с мистером Менеджером?»

Другой пример. Звучит песня «Танцуй сама», и мы уже становимся свидетелями сцены, которую устроил пьяный рэпер своей девушке. Давайте посмотрим на примере отрывка второго куплета, каким образом Скриптонит вовлекает нас в эту историю:

«Да завяжи ты уже с этим шапито!

Воду включи, а!? (набирается вода из-под крана) Да, б_*_ь, это же кипяток! (разбивается стакан)

Ну дай же ты мне сделать хотя бы глоток.

Давай переиначивать мои слова (что-то начинает бить).

Да я же про стакан, б_*___ь, а не в упрек!

Опять ты за свое, выйди отсюда! (сильно ударяет по чему-то) Танцуй сама!»

Эта кинематографичность, фирменное невнятное пение и идеальная продюсерская работа самого Скриптонита создали незабываемый образ целостного альбома на русском языке, который ничем не уступает тому, что делается на западе.

Громкий дебют сразу же породил многочисленные вопросы относительно второй пластинки исполнителя. Вообще, изначально планировалось выпустить сразу два альбома. Один – личный («Дом с нормальными явлениями»), а второй – с большим уклоном в сторону грубого уличного рэпа. Да и вообще, многих ли вы знаете исполнителей, которые рискнули выпустить сразу две дебютные пластинки? Вот именно такими мыслями руководствовался Адиль, замыслив подобный трюк.

Но к часу Икс второму альбому не хватило двух куплетов – пришлось выпускать один. После провала плана «двух дебютных альбомов» исчезла необходимость в скором выходе следующей пластинки. О том, как сильно перелопачивалось содержимое неизданного альбома, можно было судить по его постоянно меняющимся названиям: сначала «3P» (читается как Tripy), потом «Отель „Эверест“». В интервью Адиль все повторял, что альбом почти доделан и вот-вот будет готов. 24 мая 2017 года выходят сначала сингл «Outro», потом сдвоенный клип на обновленную версию «Вечеринки» и старую песню «Бар „2 лесбухи“» его коллектива Jillzay, а в заключении – альбом «Праздник на улице 36». Как впоследствии оказалось, эта пластинка вовсе не продолжение «Дома с нормальными явлениями» (альбом «Отель „Эверест“» выйдет осенью), а «альбомчиком хороших релаксовых песен». Но от этого он не становится менее интересным.

Прежде всего, хочется сказать о том, что сразу бросается в глаза:

    Если в названии прошлого альбома ключевым словом было «дом», то в этом – «улица». Это основное противопоставление двух альбомов Скриптонита, которое отражается не только в сценарии, но и в звучании. Альбом состоит из 12 песен, что на 5 меньше, чем у первого. Вообще, чем меньше песен на пластинке, тем целостнее она кажется. Это связано с тем, что гораздо больше людей прослушает сразу 12 треков подряд и сможет оценить релиз целиком. Альбом вышел по нестандартной схеме. Не по цепочке: «синглы – объявление даты выхода – треклист – релиз», каждый этап которого подогревает интерес к альбому, а с помощью эффекта неожиданности. Второй способ используют только те исполнители, которые абсолютно уверены и в своих возможностях, и в качестве выпускаемого материала (Бейонсе, Кендрик Ламар, Эрл Свитшот).

Сам же альбом, как уже сказано – не продолжение предыдущего, а его обратная сторона, он описывает ночную жизнь исполнителя. Переместите все тех же «близких людей, девушек и огромное количество алкоголя» из павлодарских квартир в московские клубы и получите то самое изменение обстановки, которое, как и в любом хорошем фильме, меняет не только сюжет, но и саундтрек к нему. 

В процессе прослушивания альбома, мы застаем Скриптонита то перед входом в клуб («Цепи»), то у бара («Поворот»), то в квартире с неизвестной девушкой («Темно»). Мы начинаем понимать, что у Скриптонита не изменилось основное – зависимость настроения и атмосферы треков от постоянно меняющихся декораций. В качестве примера сравним песни «Цепи» и «Темно» друг с другом.

В треке «Цепи» герой веселится в окружении своих друзей. Отсюда и энергичное звучание в лучших традициях Трэвиса Скотта:

«Да нам стало скучно с теми, с теми и даже вон с теми.

Не, мне так было всегда, ведь весь мой интерес на деле.

Я смотрю на их движения, ржу как будто смотрю телек.

Деньги-деньги, и огромный х*й из денег на их мнение!»

А песня «Темно», в которой Адиль занимается любовью с девушкой, уже похожа на Халида Робинсона с его хитом «Location»:

«Придешь и прям с пати в дом.

Гори, детка, здесь так темно…»

Все эти темы отлично перекликаются и с нынешним состоянием артиста, так как самый верный способ понравится слушателю – это рассказывать о том, что тебя окружает. Для Адиля прошли те самые непростые времена начинающего рэпера, и наступила очередь отдыха и траты заработанных денег, что и стало основным мотивом всего происходящего на альбоме.

Можно с уверенностью сказать, что мы получили еще один замечательный, но абсолютно другой альбом Скриптонита. Адиль снова записал пластинку, продуманную до мелочей, в которую вошли и радиохиты («Не забирай меня с пати»), и бэнгеры («Цепи», «Точно не нужно новых»), и спокойные расслабляющие треки («Капли вниз по бедрам», «Оставь их»). Но вся эта разобщенность никак не влияет на картину в целом, потому что Адиль Жалелов, как хороший режиссер, связал все эти элементы в замечательное произведение – «Праздник на улице 36». 

  Источник

se7en.ws


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.