Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Славянский праздник яблочный спас


Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и обычаи сладких праздников

В августе отмечаются три важных для христиан праздника, с которыми связаны определенные ритуалы и приметы.

В этом месяце отмечают целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.

Свое название праздник приобрел, будучи привязан к одному из имен Иисуса Христа – Спаситель, Спас. Празднуют эти три праздника в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа. У каждого свое название, свои обряды и обычаи празднования.

Первый Спас – Медовый, 14 августаС этого дня разрешается есть овощи с огородов. А еще, конечно же, мед, но после того, как его освятят. Медовый Спас – праздник пасечников. Пчелы уже заполнили соты, и можно приступать к заготовке меда на зиму: по поверью, освященный и заготовленный после этого Спаса мед не забродит.

Москва. Ярмарка меда в Царицыно. Источник: Волосевич Марина / Архив «КП»

Другое название первого Спаса – МокрыйЦерковные служащие освящают водоемы, в этот день копают новые колодцы, осушают и очищают старые. В освященной воде купаются и окатывают ею скот, чтобы оградить от болезней и смыть всякую прицепившуюся дрянь вроде сглаза.

Это последний день, когда можно купаться в открытой воде: после Мокрого Спаса вода зацветает и становится холодной.

Большой Садовый пруд. На снимке: девочка купает собаку. Источник: Гусева Евгения / Архив «КП»

Медовый Спас еще называют МаковеемВ церкви в этот день поминают семью Маккавей, принявшую смерть в 166 году до нашей эры. Но народ ассоциировал их имя с маком, который вызревает как раз к этому дню. Поэтому традиционным блюдом первого Спаса помимо меда является выпечка с медово-маковой начинкой.

Выпечка с маковой начинкой. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Второй Спас – Яблочный, 19 августаСо дня Яблочного Спаса после освящения яблок в церкви можно есть и заготавливать их на зиму. Этот день считался последним днем лета, поворотом года к осени. В этот день пекут пироги с начинкой из лесных ягод, грибов и, конечно же, яблок.

19 августа девушки, присмотревшие себе жениха, съедая первое в году яблоко, произносили так называемые причеты, направленные на то, чтобы жених никуда не делся.

Николай Бодаревский, «Яблочный Спас в Малороссии». Источник: wikimedia.org

Обычаи Второго СпасаМатери, потерявшие детей, относят освященные яблоки на могилы. С этого дня традиционно начинали сбор винограда. В некоторых местностях в этот день устраивали проводы солнца в закат, выходили за окраину, пели припевки. А в Македонии до сих пор считают, что в день Яблочного Спаса распахивается небо и можно загадать желание, а то и вовсе увидеть Бога.

По народным приметам, какова погода на Второй Спас, таким будет и январь.

Тверская область, Волговерховье. Вид сверху. Источник: Гусейнов Виктор / Архив «КП»

Третий Спас – хлеба припас, 29 августаВ этот праздник пекут хлеб из нового зерна и благодарят Бога за урожай, что он дал. К этому дню было привязано время, когда сеяли озимые. Если погода стояла хорошая, то начинали сеять за три дня до Спаса и заканчивали через три дня после праздника.

И снова обращение к воде: освящение новых колодцев, чистка целебных родников там, где они есть. Этот день посвящен и мученику Диомиду – святому и врачу, который исцелял не только тела, но и души. А беременные молились о благополучных родах, достаточном количестве молока и об обычном женском счастье.

Хлебозавод. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Еще одно имя Хлебного Спаса – ХолщовыйВ день Третьего Спаса было принято выносить на продажу холсты и полотно. Считалось, что купленная в этот день ткань для пошива исподнего сама по себе является оберегом. А на холстах, проданных в Хлебный Спас, вышивали покрова на постель будущей невесте и свадебные полотенца на достаток в молодой семье.

Холсты. Источник: Веленгурин Владимир / Архив «КП»

Хлебный Спас называют и ОреховымС этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

Лещина, или фундук. Фото: pixabay.com

slavtradition.com

19 августа - Яблочный Спас! / Славянские традиции

19 августа весь славянский мир отмечает праздник летнего урожая и богатства — Яблочный Спас! Изначально Спасов было несколько: грибной, хлебный, ягодный и другие, но наиболее известными стали три: Медовый, Ореховый и самый главный — Яблочный Спас.

Яблочный Спас имеет свое название и в православной традиции — Преображение.В храмах освящают яблоки нового урожая, а погода, по приметам, с этого дня становится осенней.

В православном христианстве значение праздника Второго Спаса объясняется так: как гласит священное учение, в конце своей земной жизни сын Божий открыл ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился пред ними. Лицо его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Именно поэтому праздник назвался

По традициям наших предков новый собранный урожай — сливы, груши, алычу, а главным образом яблоки, несут на освящение в Храм. До Спаса на Руси особо строго не позволялось есть яблоки и блюда из них. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие плоды нового урожая, а так же готовить разнообразные кушанья. По народным приметам, Яблочный Спас символизирует наступление осени и преображение природы. По традиции считается, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день первым делом угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как в память об ушедших в мир иной предках, а лишь после кушали яблочки сами. Поэтому в народе говорили: «Второй Спас яблочком разговляется». А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

А вот уже 29 августа Православный мир будет отмечать один из самых важных в быту наших предков урожайный праздник — Хлебный спас.

rodovid.me

Кто же такой Спас?

Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель — это «Избавитель» от всяких бед и несчастий.

Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас».

Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.

(Катерина Белокур. Яблочний Спас)

Спасовка — время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды … Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам, как семейным богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали спаские свечи с нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались к каждой свечи (а их было три — «троица»):

«Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — свет Солнца вам! Праведная Солнце, Месяц ясный, Зори светлые, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к скотине! Леса, воды, воздух чистый, все души

праведные лада наши — всем вам во благо, полезно! ».

Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги — Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковому обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд носит называние Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует давность религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Спасич (Спасовка) имеет три этапа

Первый — Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас), что связано с Богиней Воды Данной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии. К Первому Спасa пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это предназначено к освящению. В древности именно в этот день происходило богослужение у

рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба.

Мак в Украине — символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

Второй праздник этого цикла — Яблочный Спас, или Спас на горе.

Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о преображении Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуального освящения, чтобы обеспечить изобилие в течение года. А это достигалось и через жертву. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.п.. Вместе осуществлялось и поминовение предков, после братчины говорили: «С нами поели и те души, которых вспоминали». Освященные «начала» сохраняли до нового урожая или к началу посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании летнего круга (Кола Сварожьего) — ритуально уничтожали остатки, т.е. бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса кое-где сохранилось таинственное заклинание Житника — Духа поля, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: святой водой окропляли вспаханную под озимые землю.

Третий Спас называется Хлебного Спаса До этого дня хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью сопровождает она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было спаского поста, как это есть в христианстве.

Украинские веночки были возрастными, ритуальными, обычными, магическими. Один из таких венков — венок Спаса плетут весной, как зацветет венерин башмачок и яблони. Добавляют еще вишневые листочки. Надевают венок лишь на Спаса (19 августа).

К веночку привязывались соответствующие ленты: посередине — оранжевая, далее голубые, синие, желтые, фиолетовые — цвета Спаса. Желтый — цвет солнца.

Шел Спас к Солнцу — Ярилы и просил у него один лучик весны, чтобы освятить им весенние цветы из девичьего венчика. А Ярило отвечал: «Я тебе дам лучик мудрости и здоровья, но ты мне принести в ладонях две капельки голубой водицы (отсюда и голубые ленты), звездочки ночи синей (синие), радость жизни (желтые) и мудрость человеческую (Фиолетовые) ». Спас дает на то согласие и через три дня все обещанное приносит Солнцу. А Солнце вручает свой луч, святить деревья. Касается каждой веточки. Яблоки. Сливы …

Одевали тот веночек ребенку с трех лет. На Спаса. Как давали яблочко и приговаривали: «Здоровому телу — здоровый дух!»

(Из книги «Украинское народоведение в дошкольном учреждении») Источник

жизньисторияпраздникхристианствоистория славяниудаизмпраздники славяняблочный спаскультурное наследие славянНравится:1

www.pravda-tv.ru

19 августа — Осенины, яблочный спас или преображение господне

В 22 года решила, наконец-то, узнать в день какого праздника я родилась и какая же за ним история. И заодно поделиться новым знанием со всеми, вдруг кому-то пригодится)

Начну с того, что этот день отмечен как в христианстве, так и в славянском календаре.

История церковного праздника Событие произошло на третий год проповеди Иисуса Христа. Христос с ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном поднялся помолиться на гору Фавор. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». При этом явились два пророка: Моисей и Илия и прозвучал из облака голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение! Его слушайте!». Это единственный момент единения всей троицы — отца, сына и душа святого — на Земле, а не на Небесах. Именно 19 августа Иисус преобразился из Бога в Человека.

История славянского праздника

19 августа – ЯБЛОЧНЫЙ СПАС.

Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.

Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.

---------------------------------------

Отрывок из книги А.Саврасова «Семья — космическая единица», серии «Знания Первоистоков»:

С ЭТОГО ДНЯ ЯБЛОКИ ОБЛАДАЮТ СВОЕЙ НАСТОЯЩЕЙ СИЛОЙПразднованием этого дня открывалось питание яблоками нового урожая. До этого дня яблоки не имеют настоящих энергий, которыми они могут обладать. Кушать их, конечно, можно до этого, но люди знали, что они ещё слабые, в них мало энергии. Если сорвать яблоки до Яблочного Спаса и они будут лежать в корзинах или ящиках, то сила их будет с каждым днём уменьшаться, а не наполняться. И только яблоко, сорванное с дерева во время праздника или после праздника, имеет настоящую силу. После Яблочного Спаса отношение к яблокам изменялось, ибо все знали, что С ЭТОГО ДНЯ ОНИ ОБЛАДАЮТ СВОЕЙ НАСТОЯЩЕЙ СИЛОЙ, а сила в них огромная, как и в мёде. Яблоко обладает самой большой энергией из всех плодов. На самом деле огромное значение уделялось этим двум продуктам питания: мёду из колоды и яблокам из Родового сада – для детского организма нет ничего лучше. А правильному развитию детей у ведруссов уделялось огромное значение, ибо дети – это завтрашнее их Рода. Если не позаботиться о правильном воспитании и здоровом питании своего потомства, то будущего у данного Рода может не быть. Поэтому эти знания волхвами были возвращены людям в виде праздников – Медовый Спас и Яблочный Спас. – А почему возвращены? Они что, были утрачены? – Эти знания были возвращены. Ибо раньше мёд был у всех – держали в колодах пчёл. И по состоянию пчёл определялось, что они наполненные энергиями (пчёлы становились неспешные), и в это время открывали колоду какую-то одну и по запаху определяли мёд. Бралось немного мёда, человек вдыхал его запах и мог с точностью сказать, наполнен этот мёд силой или нет. Запах – это энергия, и мёд, обладающий полной энергией, имеет свой ярко выраженный запах. По вкусу тоже можно определить, но по запаху было проще. Впоследствии это было утеряно. И волхвам пришлось через звёзды высчитывать время созревания мёда. Чтобы его не забыли – был установлен конкретный праздник, который впоследствии назвали «Медовый Спас». СПАС – обозначает спасённый, то есть вернувший жизнь. Мёд может быть пустым, а может иметь полную силу. Спас – в данном случае значит наполненный. То же самое с яблоками, ибо эти два продукта – наиглавнейшие в питании. Именно эти два продукта – яблоко и мёд – СПОСОБСТВУЮТ УВЕЛИЧЕНИЮ СКОРОСТИ МЫСЛИ в большей степени, чем другие продукты (имеются в виду те яблоки настоящие, которые обладали такими свойствами). Кушать нужно всё, но именно эти два продукта сочетаются с любыми продуктами всегда. Ваша задача, сегодня живущих людей – возвращаться к первоистокам. Убирайте из своих садов клонированные и привитые деревья. Выращивайте саженцы из семечек, когда они вырастут и будут плодоносить – опять садить и т.д. Так будут восстанавливаться первозданные свойства деревьев и их плодов.

rusichi.info

Яблочный Спас: славянские традиции, поверья и приметы

19-08-2017, 12:11

789

0

19 августа православные отмечают Преображение Господне или, как в народе именуют сей праздник, Яблочный Спас.По традиции Яблочный Спас отмечают 19 августа следом за Медовым Спасом. В православном календаре этот день именуются Преображением Господним и считается одним из великих двунадесятых праздников. В народе Яблочный Спас считается первым праздником урожая и ассоциируется с окончанием лета и началом осени.

Славянские традиции Яблочного Спаса:

Освящение яблок, ягод и фруктов в церкви. Помимо всего прочего в корзинку для освящения на Яблочный Спас клали баночку с медом и хлебные колосья. После похода в церковь на праздничную службу люди садились за стол и кушали освященные продукты, а колосья сохраняли до следующего сезона посева.

Угощения для ушедших в иной мир детей. По традиции родители, потерявшие своих детишек, до Яблочного Спаса не ели яблок, чтобы в Царствие Небесном детям раздавали гостинцы. Также, освященные фрукты и мед разносят по могилкам умерших детей как своих, так и чужих.

Выпечка с яблоками. В этот праздничный день все верующие хозяюшки пекли яблочные пироги или просто запекали яблоки с медом. Только тесто должно быть постным, потому как Яблочный Спас приходится на Успенский пост.

Приметы на Яблочный Спас:

- если жарко в этот день, то январь будет теплым;- если Второй Спас прошел без дождей, то осень будет сухой;- если этот в этот праздник шел дождь, то все три осенних месяца будут дождливыми.

Лайк

Нравится

Твит

Плюсую

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

sobkor.net


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.