Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Слово на праздник преображения господня


Слово на праздник Преображения Господня (Митрополит Владимир (Иким))

Великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна будущего века, имеющая открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира.

(Святитель Григорий Палама)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Хождение во Свете Небесного Отца — вот то несравненное счастье, которое утрачено падшим человечеством. В людских языках даже нет слов и понятий, способных выразить это блаженнейшее состояние. Те немногие избранники, которые в земной жизни удостаивались соприкосновения с Сиянием Отчим, не в силах рассказать другим о явившемся им чуде чудес. Это невыразимые, неописуемые, неизъяснимые радость и покой, сладость и благоухание, теплота и свет. Об этих райских дарах говорил Иисус Христос ученикам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). Этого Небесного видения сподобились апостолы Петр, Иоанн и Иаков, когда Господь преобразился перед ними на горе Фавор.

«Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4), — воскликнул апостол Петр, осененный Фаворским Светом. Да, не просто хорошо — Божественно хорошо было ученикам Христовым, внезапно оказавшимся рядом с древними праведниками Илией и Моисеем в лучах Солнца Правды — Сына Божия. Желая как-то удержать неземное блаженство, апостол Петр сказал еще: «Господи! если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Таково было представление его о высшей радости: свои праздники иудеи справляли в «кущах», шалашах из душистых зеленых ветвей, вдали от городской суеты, среди красот вольной природы. Но так, по-земному, представляя себе торжество Спасителя, апостол Петр «не знал, что говорит» (Лк. 9, 33).

В Евангелии от Луки повествование о Преображении Господнем следует непосредственно за словами Иисуса: «Сыну Человеческому должно много пострадать и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9, 22). Через несколько дней после такого грозного предвещания Спаситель просиял перед тремя апостолами Небесным Светом. Фавор и Голгофа, Божественная Слава и жестокая, унизительная смерть на кресте — эти явления единым узлом связывались в подвиге Христа Искупителя.

На Фаворе было еще не время строить праздничные шалаши, торжествовать и блаженствовать. Не к разнеженности и расслабленности звал Господь избранников, просвещая их Фаворским Светом. Являясь перед учениками во Славе, даруя им опытное знание о Небесном Царствии, Божественный Учитель призывал апостолов на путь великих трудов и скорбей, ибо только так могли они достигнуть блаженной вечности: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).

Голгофа и Крест, Искупительная Жертва Христова ради спасения падшего человечества — вот о чем беседовал Сын Божий с появившимися на Фаворе древними пророками Илией и Моисеем. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Вспышкой Пречистого Света во мраке вселенского зла просиял Богочеловек, знаменуя решимость добровольно принять страдания и казнь, утверждаясь в послушании Отчей Жертвенной Любви к людям. И вот тогда на Фаворе грянул голос Бога Отца, вещающий о Христе Искупителе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).

Глас Господень вывел апостолов из бездумного радования. «Услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17, 6). Спаситель показал им Славу Свою, чтобы и они, в послушании Сыну Божию, «отложили прежний образ ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22), и достигли собственного преображения.

Митрополит Ташкентский Владимир (Иким)

Название «Фавор» означает обитель чистоты. Эта святая гора покрыта тенистыми рощами и цветущими лугами, но вершина ее высока, и восхождение на нее трудно. Таков образ пути к преображению каждого христианина. Вот так же упорно и настойчиво должны мы взбираться по крутой тропе в Горняя, поднимаясь над низменными своими пристрастиями, приучаясь дышать разреженным, но чистейшим воздухом вершин, — чтобы удостоиться причастности к Отчему Сиянию.

«Иисус преобразился: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2) — так описывается предивное диво Фаворское в Священном Писании. Но даже вдохновенные слова евангелиста оказываются здесь слабыми и бледными. Солнце и белый свет его, эти прекраснейшие явления вещественного тварного мира, могут изобразить лишь тень происшедшего на Фаворе. Да и на земной ли горе явлено было Преображение Спасителя? Фаворский Свет властно притянул к себе и насельника рая — святого пророка Илию, и находившегося в то время еще в аду праведного Моисея, и лучших земных людей — трех избранных апостолов. Вещественному, тленному, смертному не оставалось места на Фаворе, то было пресветлое явление духовного мира — явление Славы Царствия Божия.

В позднейшие времена лукавые еретики, жалкие духовные слепцы пытались умничать о какой-то «сотворенности» и «вторичности» Фаворского Света. Но мутными земными глазами не подсмотреть, темным земным рассудком не понять откровений Божественных. Смертный человек «не может увидеть Бога и остаться в живых» (Исх. 33, 20) — лишь духовному взору приоткрываются тайны Всевышнего. «Иисус Христос явил в Преображении не другой какой­либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти, — это Свет Божеского естества, потому и несотворенный. Он преобразился на горе, не восприявши чего-либо и не изменившись во что-либо новое, но показав ученикам только то, что у Него было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Понимаешь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к такому Свету?» — вопрошает Богомудрый святитель Григорий Палама.

Три года ученики Христовы находились рядом с Сыном Божиим — и не видели, и не могли видеть Его Божества. Только на Фаворе и лишь на несколько мгновений Спаситель силой и милостью Своей преобразил их в существа духовные, дабы смогли они лицезреть Славу Его. «Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33), — радостно восклицал апостол Петр, не понимавший еще, что ничто смертное не может долго пребывать в Отчем Сиянии. Преподобный Серафим Саровский, также удостаивавшийся в земном житии Богопросвещения, свидетельствует: «Если бы нам, убогим, даровал Господь пробыть подольше в таком состоянии, то мы бы, расплывшись от внутренней сладости, лишились бы жизни временной. В теперешнем падшем состоянии плоть наша не может долго выдерживать подобной силы наития Духа Божиего». Способность к восприятию райского блаженства христианин должен взрастить в себе в течение земной жизни — очищаясь покаянием от греховной скверны и просвещаясь светом любви. Отчее Сияние испытывает человек уже за порогом смерти. Это Свет Правды Божией – чистые в Нем обретают несказанное вечное счастье, а для нечестивых — это карающий Огонь Правосудия Господня.

Святой апостол Павел говорит: «Многие поступают, как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно Славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3, 18–21).

Тайну вечной жизни созерцаем мы, устремляя духовные взоры к горе Фавор. Хранить память о Небесном Отечестве призывает нас Преобразившийся Спаситель, ради нашего возвращения в Горнее Царствие проливший на Кресте Пречистую Кровь Свою. По слову святителя Димитрия Ростовского: «Христос, не имеющий в Себе никакой тьмы, не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас, чтобы просветить нашу тьму и преобразить нас из рабов греха — в возлюбленных сынов Бога».

Древле сотворенное Всевышним солнце дарит этому миру свет, тепло, жизнь. Но в урочный час погаснет это солнце, погибнет этот мир. Дабы и нам не погибнуть навеки, просиял человечеству Незакатный Свет Солнца Правды — Христа Искупителя, предвещающего верным вечную жизнь в радости совершенной.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Что же изберем для себя мы с вами? Потрудимся ли совершить восхождение на Фавор благодати Божией, «как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах наших» (2 Пет. 1, 19)? Или же так и останемся в выгребных ямах греха, пропитываясь смрадом похотей, переполняя темнотой свои бессмертные души и тем обрекая себя беспросветному огню адскому? Останемся ли мы навеки глухи к зову Вселюбящего Создателя, навеки слепы к Отчему Сиянию?

Видение Фаворского Света есть торжество чистых сердцем, предвестие их будущей славы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, ликуя, обращается к верным: «Наслаждайтесь дольше, дольше этим Небесным зрелищем! Торжествуйте и радуйтесь в той надежде, что если вы будете послушны в этой привременной жизни Господу своему, то Он преобразит некогда такою же славою и наши тела, — нашу омраченную грехом и страстями житейскими природу удивительным образом преобразит и просветит».

В этой пресветлой надежде празднуя ныне день Преображения Господня, припадем же и мы с теплою молитвою ко Спасителю — да подаст каждому из нас силу духовную для достойного несения креста своего, для восхождения на Фавор чистоты сердечной. Не убоимся же трудов и скорбей временных, чтобы и нам воскликнуть, как некогда воскликнул апостол Петр: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4), — но уже в мире ином, в счастливейшем Царствии Отчем, где «ночи не будет, и нет нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает все, и спасенные народы будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Аминь.

Журнал «Мгарский колокол»: №55, август 2007

Дорогие друзья, наш сайт существует исключительно благодаря вашей поддержке.

www.mgarsky-monastery.org

Слово на Преображение Господне

Сегодня мы празднуем преславное Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которое произошло на горе Фаворе в Палестине.

Христос Спаситель взял с собою только трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на Фаворскую гору.

Промыслом Божиим случилось так, что ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели Господа Иисуса совершенно изменившимся: лицо Его сияло, как солнце, а одежды Его сверкали и были белыми, как снег. И два мужа стояли и беседовали с Ним. В этих двух мужах Апостолы без труда узнали давно отошедших из этой жизни великих Пророков Божиих Моисея и Илию.

Когда-то Господь сказал Моисею: «Ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх. 33, 17).

Почему так сказал Господь Моисею? Потому что он самоотверженно любил свой народ. Его народ сделал великий грех – стал поклоняться золотому тельцу, а Моисей молился Господу: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал [меня]» (Исх. 32, 32).

Господь не изгладил его из Своей книги и простил народу этот грех.

Тогда Моисей приобрел большее дерзновение и говорит Богу: «Яви мне славу Твою». Но этой просьбы Господь тогда не исполнил. Он сказал: «Вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а Лице Мое не будет видимо [тебе]» (Исх. 33, 21-23).

И вот прошли многие сотни лет, и на горе Фаворе Господь призвал к Себе того же самого Моисея и явил ему ту славу, которая сияла в Божественном и Несотворенном Свете Преображения.

В основе жизни Пророка Божия Илии лежало правило, о котором он сам говорил так: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе» (3 Цар. 19, 10). Он очень скорбел о том, что люди отходят от Бога, и делал все возможное, чтобы люди снова обратились к Богу. Это и означает – «Возревновал я о Господе Боге». И, видя, что те великие чудеса, которые он силою Божией сотворил для людей, все-таки не обращают сердца человеческого к Богу, он сказал: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою» (3 Цар. 19, 4). И через некоторое время Господь приблизил к Себе Пророка Илию на горе Фаворской, поставил его в Фаворском Свете и показал ему всю славу Свою.

Господь рассказал обоим Пророкам – и Моисею, и Илии, причем так, что Апостолы слышали о том деле, которое Он хотел совершить на земле: о Своих Крестных страданиях и Воскресении.

В Фаворском Свете сияет нам неизреченная красота Божия, и в этой, собственно, красоте заключается неизреченная любовь Божия к людям, готовая снизойти даже до крестных страданий, чтобы избавить людей от вечных мук.

Свет Фаворский – Свет Божественный! Те, кто видел этот Свет, сами находились в состоянии освящения Пресвятым Духом. Они видели Господа (Свет этот может видеть только тот, кто исполнен Духа Святого), а кроме того, они слышали еще голос Отца Небесного, сказавший: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5; Мк. 9, 7; Лк. 9, 35).

Святые Апостолы были приняты в общение со Святой Троицей и прикоснулись к Божественному и Несотворенному, естественному для Божества, Свету. Они познали тайны самоотверженной любви Божией к людям.

Святая Церковь по этому случаю поет так: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху» (т. е. в такой степени, в какой они могли увидеть этот Свет). «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…» (тропарь и кондак праздника).

Таким образом, Апостолы были приготовлены к будущим страданиям и имевшему последовать за ними Светлому Христову Воскресению.

Для нас Воскресение Христово уже находится в прошлом. А что же в будущем?

В будущем по неложному обетованию Самого Господа нашего Иисуса Христа мы чаем того, что, подобно тому как Христос на горе преобразился и Своих учеников осиял Своим Божественным Светом, так преобразуется и весь наш мир, волнующийся сейчас необыкновенными страстями; мир, в котором народы воюют между собой или готовятся к этой войне. Христос преобразует этот мир в иной, в котором обитает Бог вместе с людьми. В откровении святого Иоанна Богослова он называется Новым Иерусалимом, Скинией Бога с человеками (Откр. 21:2-3). Вот наше обетование, наша надежда. Имея эту надежду, мы должны всем сердцем возлюбить Господа и исполнять заповеди Его, чтобы быть готовыми войти в Горний Иерусалим, в Царство Небесное. Вот о чем учит нас праздник Преображения Господня. Вспоминая и совершая этот праздник, мы молимся: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой Присносущный…»

skit-chernigovsky.ru

Слово на праздник Преображения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Хождение во Свете Святой Троицы – вот то несравненное счастье, которое утрачено падшим человечеством. В людских языках даже нет слов и понятий, способных выразить это блаженнейшее состояние. Те немногие избранники, которые в земной жизни удостаивались соприкосновения с Сиянием Божиим, не в силах рассказать другим о явившемся им чуде чудес.

На горе Фавор Сын Божий впервые явился людям во славе Своей, облеченный Божественным Светом. Перед избранными апостолами приоткрылась завеса Царствия Небесного – в той мере, в которой могли вместить это неземное зрелище слабые человеческие чувства. «Что значит – преобразился?» – спрашивает свою паству святитель Иоанн Златоуст, беседуя об этом событии, и сам же отвечает на свой вопрос: «Это значит, что Он открыл им (апостолам) нечто из Своего Божества – столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога».

Иисус Христос благоволил странствовать по земле, сокрыв Сияние славы Своей под обычным человеческим обликом. Лишь Ангелы, неизменно окружавшие Его, созерцали изливаемый Спасителем Божественный Свет и изумлялись безмерному Его снисхождению. Но вот настал час, и преобразился Господь пред апостолами, и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет (Мф.17:2). Слаб человеческий язык для описания Божественных тайн, и в словах евангелиста мы видим только бледный отблеск чуда Преображения, слышим только глухой намек на охватившее в тот миг апостолов чувство неземного блаженства. К тому времени апостолы еще находились в плену мирских представлений, думая о Мессии как о стяжателе земной славы и создателе земных царств. Преобразившись, Сын Божий показал им иную Славу, перед которой всякая земная слава – смехотворна, иное Царство, перед которым все царства земли призрачны. Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36) – к пониманию этой истины вел Своих учеников Спаситель. Преображение Господне открывало путь к постижению величайшей тайны Искупления, Крестной Жертвы. Видевшие Христа во Славе могли уразуметь во дни Голгофские, что это не слабый человек насильно ведется синедрионом на казнь, а Владыка мира добровольно предает Себя на Распятие за род человеческий. В чуде Преображения возле Господа явились древние праведники Моисей и Илия. Этим знаменовалась неразрывность Божественного Откровения, преемственность Нового Завета от Завета Ветхого. В том же видении раскрывалась тайна вечной жизни. Моисей и Илия были живы (притом что последний не умирал даже телесно, но был в теле взят живым на небо), их небесное бытие было не менее реально, чем земная жизнь взиравших на них апостолов. Преображение плоти Господа Иисуса на горе Фавор есть образ будущего преображения тел праведников в Царстве Небесном после Всеобщего Воскресения. Не в земных, грубых, подверженных болезням и старению «кожаных ризах» предстанут благочестивые в Царстве будущего века, но в нетленных и легких телах, облеченных в Божественный Свет. Эта немеркнущая радость обещана идущим путем Христовым. По слову святого апостола Павла, Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп.3:21). День Преображения Господня заставляет нас вспомнить о грядущем Втором Пришествии Сына Божия, когда явится Он не в «рабьем зраке», но в блистающей от края до края земли Божественной славе Своей, приидет не ради научения, но ради Суда и воздаяния каждому по делам его. Тогда пробудятся от сна смертного мириады восстановленных человеческих тел, из рая и ада войдут в них их души и все жившие и живущие предстанут пред Всевидящим в наготе своих поступков и помыслов. Тогда Господь не станет умерять Свое Сияние ради человеческих немощей, как сделал это на горе Фавор, – нет, но, возможно, силою Божественного Света Он будет испытывать чистоту человеческих душ. И как выдержат это огненное испытание наши души, что будет тогда с телами нашими? Провалимся ли мы обуглившимися грязными щепками в бездны преисподней или просияем бессмертным отражением славы Божией? Это зависит от нас самих, ибо вечный удел наш решается за время земной нашей жизни – сейчас и здесь, здесь и сейчас. Дорогие во Христе братья и сестры! Всякая награда обещана верным. Счастье, даруемое Небесным Отцом, превосходит самые радужные надежды, самые сладостные мечты, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Но, дабы заслужить эту несравненную Божественную награду, мы должны всеми силами стремиться приуготовить души и тела свои к преображению, храня их от осквернения, просветляя боголюбием, братолюбием и совершением добрых дел. Не сообразуйтесь с веком сим, по преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2), – призывает нас тайновидец Господень, святой апостол Павел, обратившийся ко Христу, на дороге в Дамаск, будучи осиян Божественным Светом. Возведем же духовные очи наши к горе Преображения Спасителева, будем усердно молить Господа, «да воссияет и нам грешным Свет Его присносущный». Ему же слава во веки веков.

Аминь.

www.svtroitsa-hram.ru

Слово в день Преображения Господня

Предстоятель Наместник История монастыря Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь Оптинские старцы Общая страница Наследие Обретение мощей Новомученики и исповедники Жития Статьи, документы Братия, убиенные на Пасху 1993 г. 3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Паломнические поездки Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

ТолкованияСвященного

Писания

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова». 

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Заказать

Жить мож­но и в ми­ру, толь­ко – не на юру, а жить ти­хо.

преп. Амвросий

пнвтсрчтптсбвс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Преображение Господне

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Стихира праздника Преображения

Сегодня мы празднуем преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Смиренно и в уничиженном виде совершал Господь Своё великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл Себя Сыном Человеческим, на Него смотрели, как на простого человека. Под завесою плоти Он скрывал Своё божество, и лишь по временам являл Свое божественное достоинство, когда совершал чудеса, знамения и исцеления больных.

Готовясь же на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на горе Фавор ученикам Своё божественное величие для того, чтобы при виде мучимого и распинаемого Христа в учениках не закралось сомнение в Его божественном достоинстве. Почему Господь взял на Фавор лишь трёх учеников, а не всех? Потому что Иуда не был достоин созерцания божественной славы Учителя, Которого помышлял предать, а его одного Господь не оставил под горой, чтобы впоследствии тот не оправдывал этим своего предательства. Почему явились Моисей и Илия? Дабы опровергнуть еврейское заблуждение, что будто бы Христос — кто-то из пророков: Илия, Иеремия или ещё кто-то. Потому и обнаруживает Он Себя Царём пророков, так что Моисей и Илия предстоят пред Ним как Его служители.

Ученики на горе Фаворской видят такое преславное преображение Господне, которого люди от самого сотворения мира ещё не видали. И мы с радостью празднуем это событие, веруя, что Господь преобразит некогда и наши уничиженные тела, так что они будут сообразны славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. В благородном стремлении к достижению своего преображения необходимо помнить следующее: внешнему нашему преображению должно предшествовать преображение внутреннее. Мрачен, как туча, человек в состоянии гнева, ненависти, зависти, злобы или предавшийся отчаянию. Преображение совершается при посредстве креста, слагающегося из тяжких трудов самоисправления, принуждения себя к исполнению того, что истинно, добро, чисто, любезно, что справедливо, достохвально, что составляет только добродетель и похвалу (Флп. 4, 8). Господь для Своего преображения взошёл на высокую гору и молился, научая этим и нас восходить мыслями от земли, отрешаться от земных уз и возноситься умом к горнему, небесному, очищая этим свои чувства и ум от житейской суеты и привязанности. Будем же, братья и сестры, прилагать все усилия, чтобы очистить себя от всякого греха и порока, чтобы не царствовал в нашем сердце грех, а царствовал бы Христос. Тогда и мы удостоимся преображения здесь на земле и благодатного и славного преображения в будущем веке. Аминь.

Проповеди: Игумен Тихон (Борисов)  Иеромонах Назарий (Рыпин)

Фотольбомы: 2010 год   2011 год

www.optina.ru

Слово на Преображение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные Богом братия и сестры, сегодня христиане всего мира с великою радостью празднуют преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Торжествуют и радуются христиане, празднуя этот праздник, потому что славное Преображение Господне величайшее дает утешение христианскому сердцу. Твердой и непоколебимой становится наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и делаемся зрителями Преображения Спасителя.

Здесь, на Фаворе, Божество Христово подтверждается и самим Преображением Его, и явлением из загробного мира и беседой с Ним двух ветхозаветных пророков - Моисея и Илии, и, наконец, свидетельством с Неба Отеческого гласа: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). Ведь мы знаем, дорогие, что Господь наш Иисус Христос смиренно и в уничиженном виде совершал Свое великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл себя Сыном Человеческим, на Него все смотрели как на простого человека. Господь под завесою Своей плоти скрывал Свое Божество, лишь по временам являя Свое Божественное достоинство в совершении чудес, знамений и исцелений больных. Готовясь на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Свое Божественное величие, дабы, как воспевает Церковь, егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние. Господь видел, что вера учеников в Божественное Его посланничество и в Божественное Его достоинство еще очень слаба, и Он желал укрепить эту нетвердую веру, веру, которой предстояло великое испытание - опасность поколебаться. Ведь увидев, как злые враги будут ругаться над Христом, мучить и распинать Его, а Он, как безгласный Агнец, все будет беспрекословно терпеть и молчать, не могли разве они усомниться и подумать, что, видно, Он не Бог, не Сын Божий, не обещанный Спаситель мира, а льстец, от которого надо отстать и пристать к Его врагам?

Но теперь ученики на горе Фаворской видят такое преславное Преображение Господне, которого люди от самого сотворения мира еще не видали, и в этом Преображении собственными уже глазами созерцают славу Божества Своего Учителя и свидетелей небесных, ощущая при этом несказанную радость от общения с Господом.

И мы с вами, дорогие, с радостью празднуем этот праздник, веруя, что Преобразившийся на горе Господь преобразит некогда и наши уничиженные тела, так что они будут сообразны славному телу Его, преобразит их той силою, которою Он действует и покоряет Себе все.

Празднуя преславное Преображение Господне, мы тем самым празднуем и наше будущее преображение, которое непременно совершится в вечности. И как вожделенно должно быть для каждого человека это будущее общее преображение, как необходимо, чтобы человек чаще думал о нем и употреблял все свои усилия к тому, чтобы сподобиться его!

В благородном своем стремлении к достижению славного сего преображения необходимо, дорогие, помнить следующее: человек состоит из тела и души, а потому телесному, внешнему нашему преображению должно предшествовать преображение внутреннее, преображение души. Именно за преображением внутренним следует обыкновенно преображение внешнее. Мрачен, как туча, человек в состоянии гнева, ненависти, зависти, проводящий свою жизнь в злодеяниях, преданный пороку или предавшийся отчаянию. Но как только постарается человек стяжать кротость, благодушие, мир, любовь, оставить свою порочную жизнь, на душе у него становится ясно, спокойно - и весь он преображается. Поэтому если христианин желает себе преображения внешнего, то он должен сначала преобразиться внутренно.

Кроме того, необходимо заметить, что преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа совершилось в то время, когда душа Его была занята мыслью о предстоящем крестном подвиге и смерти. Очевидно, мысль о Кресте была господствующей мыслью Богочеловека перед этим великим событием и во время самого Преображения Его на Фаворе и имела весьма важное влияние на него. Так мысль о Кресте содействовала Преображению. Как из мрачной тучи исходит яркая молния, так за мыслью Господа о Кресте, за решимостью подъять его на Свои рамена естественно последовало Преображение Его.

В такой же тесной связи находится и наше преображение с нашим крестом, в какой находилось Преображение Христово с Крестом Христовым. Только при постоянном памятовании о кресте своем и при постоянном безропотном несении его совершается наше благодатное преображение здесь и предуготовляется будущее славное преображение на Небесах.

Как совершается преображение человека душевного в человека духовного? При посредстве креста, слагающегося из тяжких трудов самоисправления и самоусовершенствования, когда христианин принуждает себя, отложив ветхого человека с его греховными страстями и привычками, стремиться к добродетели и прилепляться только к тому, что истинно, добро, чисто, любезно, что справедливо, достохвально, что составляет только добродетель и похвалу.

Евангелие повествует о том, что Господь для Своего Преображения взошел на высокую гору и молился, научая этим и нас отрешаться от земных уз и почаще возноситься мысленно к Горнему, к Небесному, очищая тем самым свои чувства и ум от житейской суеты и привязанностей.

Обратите ваше благоговейное внимание, дорогие, на то, что Апостолы Христовы почувствовали высочайшее блаженство только тогда, когда удостоились созерцать славу Своего Божественного Учителя. Это обстоятельство убеждает нас в том, что только во Христе человек может иметь истинное и наивысшее счастье и это счастье есть единственное, которого никто и никогда у нас отнять не сможет. Всякое другое счастье, счастье без Христа, - призрачное, обманчивое, изменчивое, и те удовольствия, которые обещает оно, повергают человека в бездну неисчислимых и тяжких страданий.

Итак, дорогие братия и сестры, будем со своей стороны употреблять все усилия, чтобы очистить себя внутренно от всякого порока, чтобы не царствовал в нашем сердце грех, а царствовал Христос. Тогда и мы удостоимся благодатного преображения здесь, на земле, и славного преображения в будущем веке, чего да сподобит нас Господь Иисус Христос, Которому со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков.

Аминь.

Из книги «Ищите прежде Царствия Небесного»

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Комментарии

ruskline.ru

☦ Храм апостола Петра в Веселом поселке - Слово на праздник Преображения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Придите взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его» — такими словами Святая Церковь обращается сегодня к нам, дорогие братия и сестры, созывая в храмы для совместного чествования и особого провождения великого праздника — Преображения Христова.

Праздник этот прямо говорит нам о необходимости личного участия каждого из нас в деле своего спасения. Говорит он о деятельном сотрудничестве — синергии, соработничестве с Господом в деле своего преображения, в деле изменения греховного состояния и возвращения к первозданной чистоте. Помним мы, что Бог смотрит на нас и не видит ни наших добродетелей, ни наших успехов (которых может и не быть), но в глубине всякого человека Он видит сияющий Свой образ, который может вырасти и заполнить всё с помощью преображения. Но для этого необходимо нам самим потрудиться.

Что преображение, изменение образа греховного и возвращение к образу Божьему, связано с очищением, чистотой, — об этом напоминает и сегодняшнее Евангельское чтение, и белые облачения священнослужителей, и сам образ Христа Преобразившегося на иконе праздника.

Господь, взяв своих самых близких учеников — Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. Что это была за гора, из евангельского повествования мы не знаем, но церковное предание еще со времен равноапостольной императрицы Елены указывает на Фавор. Об этом поется и в сегодняшних богослужебных песнопениях — «днесь на горе Фаворстей неизреченно во свете Христос просия».

Во время молитвы на этой горе просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2), а затем явились пророки Божии Моисей и Илия и беседовали со Христом. Проснувшиеся апостолы именно через содержание беседы поняли, с кем общается их Учитель.

Пророки Божии Моисей и Илия — что объединяет их, кроме пламенной веры и служения Истинному Богу? Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что они «оба были люди простые, и притом один был косноязычен и худогласен, а другой вел жизнь суровую. Оба отличались нестяжательностью, потому что ни у Моисея ничего не было, ни Илия ничего не имел, кроме милоти». Обоим часто приходилось при земной жизни по гласу Божию восходить горе, то есть наверх — на вершины гор, а после смерти также на горе — но не Кармиле и не Синае, а на «Горе Божией, горе тучной, горе усыренной» — предстать одесную и ошуюю явившегося во славе Господа.

Один из них с горы Кармиловой вознесен на небо огненной колесницей, и верим, что придет еще в последнюю годину обличить лукавство диавольское и безумие человеческое, второй же взошел с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор. 34, 1). Там он и умер, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 6).Так что мы не можем с вами поклониться гробницам и мощам ни Моисея, ни пророка Илии.

Но самое важное сходство этих дивных мужей открывают нам читанные вчера паремии. Моисей в земной жизни своей хоть и беседовал с Господом лицом к лицу, но не видел образа его, а только в каменной расщелине горы Синайской видел сзади прохождение Его. Илия Фесвитянин узрел также Господа, но как мимоидущего, видел Господа в гласе хлада тонка (3 Цар.19, 11), то есть в легком дуновении, мы же, как и апостолы Петр, Иоанн и Иаков, можем в своем телесном состоянии узреть Славу Господа. Узреть ее и сравнить со своим состоянием, почувствовать не только свою нечистоту и скверну, но вспомнить о своем призвании — призвании творению из праха земного уподобиться своему Предвечному Творцу.

И если у кого из нас, сподобившихся великой милости Божией, была эта незабываемая встреча с Богом, встреча лицом к лицу, тот поймет слова испугавшегося на горе Фаворской апостола Петра Господи! хорошо нам здесь быть! (Мф. 17, 4). Как мудро объясняет это блаженный Иероним Стридонский: «Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте».

Мы же, лежащие в тине своих страстей, пока видим Господа как бы сквозь тусклое стекло, верим, что тогда же — когда Господь нам это подаст — тогда лицем к лицу предстанем перед Ним. Не надо нам, осознающим свою греховность, уподобляться пророку Моисею, просившему Бога явиться ему Своим Ликом. Слово Божие не устаревает и не меняется, не подстраивается под человека и Его капризы: не возможеши видети лице Мое, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20). Если осознаем мы в себе неприязнь к ближним, раздражительность и обидчивость, зависть и памятозлобие — то как могли бы перед Явившимся нам Всепрощением и Любовью устоять бы на суде? Вряд ли мы бы посмели сказать «Хорошо нам здесь быть, сделаем же себе и Тебе кущи», но убежали бы от стыда и позора в пещеры и в ущелья гор и возопили бы горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица этой Любви.

Не может быть встречи с Богом без личного преображения, действа, напрямую зависящего от нас. Как это сделать, говорит Священное Писание. Господь словами ветхозаветного евангелиста — прока Исайи — прямо указывает нам: Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю, но для этого сперва: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 16-17).

Послушаем мы глас Божий и начнем дело своего Преображения. Как Господь с апостолами всходил на гору для молитвы — так и мы будем стараться «восходить горе», то есть отрывать свои умы и сердца от низменного, тленного и вредного и через молитву устремлять их к Богу, будем не забывать каяться в своих грехах и через это очищать, делать снова белой — как снег горы Ермон — одежду своей души и утучнять ее добродетелями — как плодородна почва горы Фавор. И сейчас, причастившись Святых Таин Христовых, покушав после общей молитвы освящённых яблочек и прочих плодов нового урожая, «укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се, Бог наш суд воздает и воздаст, той приидет и спасет нас». Аминь.

Иеромонах Силуан (Никитин), насельник Сретенского монастыря

petrovhram.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.