Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Тропарь и кондак праздника преображения господня


Молитвы и акафист Преображению Господня

  Тропарь и кондак Преображению Господня Молитва Преображению Господня Акафист Преображению Господня Величание 

ТРОПАРЬ И КОНДАК ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЯ

Тропарь, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

МОЛИТВА ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЯ

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЯ

Как правильно читать акафист

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Царю славы, Тебе небеси и земли Создателя, зрящи на горе Фаворстей преобразившася со славою, вся тварь удивися, небеса вострепеташа, и вси земнороднии возрадовашася, мы же недостойнии Твоему нас ради Преображению благодарственно поклонение приносяще, с Петром от души вопием Ти: Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Икос 1

Ангелом недоведомое и человеком неприступное Твое, Светодавче Христе, Божество, незаходительными молниями и лучами Невечерняго Света Твоего, явил еси на горе Фаворстей начальнейшим учеником Твоим, тии же Божественным изменишася ужасом, облаком осиявшеся светлым и глас Отечь слышавше, разумеша Твоего вочеловечения таинство, вопиюще Тебе таковая: Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, просвети нас светом Лица Твоего осияннаго. Иисусе, Благий Боже Всесильный, возбуди нас спящих из глубины тьмы сна греховнаго. Иисусе, во свете живый неприступнем, из области темныя изведи нас. Иисусе, Славою Твоею исполнивый весь мир, во обители райския введи нас. Иисусе, Свете мира, от мира лукавого свободи нас во тьме седящих. Иисусе, Солнце Правды, силою и правдою облеки нас, в сени смертней спящих.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 2

Видя, яко ученицы Твои, Человеколюбче Господи, непросвещенни еще суще, не разумеют, яко подобает Тебе идти во Иерусалим и тамо много пострадати и убиену быти, Ты оттоле начал еси сказовати им, яко вся сия належит Тебе волею претерпети нашего ради спасения. Обаче тии не возмогоша еще мыслити, яже суть Божия, но яже суть человеческая, сего ради по днех шестих поял еси Петра, Иакова и Иоанна и возвел еси я на гору Фаворскую показати им прежде Креста Божественную Славу Твою, да и во время страданий Твоих разумно воспоют Тебе: Аллилуиа.

Икос 2

Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не разумеша ученицы Твои, Господи. Сего ради прежде Креста Твоего нощию глубокою возвел еси на гору высоку лучшия ученики Твоя, да видят чудо страшнаго Преображения Твоего и нестерпимое Божественного пришествия Твоего издалеча присносущное благолепие, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо Твое, да уразумеют вольное. Сего ради вопием Тебе сице: Иисусе, от удолий на гору высоку возведый Твоя ученики, возведи и нас горе, да горних научимся искати наслаждений. Иисусе, от житейских попечений и множества народнаго отлучивый Петра и Заведеовых, отлучи наш ум от благ земных, да дольных навыкнем избегати пристрастий. Иисусе, многими труды на превелию высоту вознесый други своя, и нас многими труды и поты научи по вся дни подвизатися. Иисусе, в молчании ночныя молитвы Преображение Твое учеником показавый, и ныне верным Твоим сподоби сладостию словес Твоих в нощи просвещатися. Иисусе, трех точию свидетелей славы Твоея в тишине Фаворстей явивый, и ныне безмолвным и пустынным даждь славу Твою всегда созерцати. Иисусе, Фавор и Ермон о Имени Твоем возвеселивый, даждь нам призыванием сладчайшаго Имени Твоего восход горе совершати.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 3

Силою свыше избранныя Твоя Апостолы облекий, Иисусе, на Фавор возвел еси я, да навыкнут вышних искати и горняя мудрствовати, а не земная, облецы и нас, долу поникших и немощию плоти всегда побеждаемых, силою и славою Твоею, да сила Твоя в немощи нашей совершится, чесо ради с любовию воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй прежде Креста и вольнаго страдания Твоего явити учеником отчасти Божества Славу Твою, Христе Спасе наш, Ты трех точию от живущих на земли избираеши, да зрителие Божественныя Твоея славы будут, ибо тии три пред очима Твоима лучши бяху паче всех народов и язык: Петр, яко паче иных Тебе возлюбивый, и яко первый от всех Сына Божия Тебе исповедавый, Иаков, яко первый во Апостолех надежды ради будущих благ под меч главу свою преклонивый и тако начало мучеником Твоим положивый, Иоанн же, яко девственник и паче всех чистоту плоти и духа целомудренно сохранивый и сего ради благодать особную паче иных получивый к зрению неизреченных откровений и Божественныя Славы Твоея. С нимиже приими и от нас похвалы Тебе сицевыя: Иисусе, от Петра прежде Преображения Твоего исповедание веры приемый, приими и мое теплое исповедание. Иисусе, тому же Петру на Фаворе дерзновение даровавый глаголати с Тобою, возглаголи благая и мирная в сердце моем. Иисусе, сынов Заведеевых за пламень любви их сынами громовыми нарекий, громом гнева Твоего не порази мя. Иисусе, тем же учеником огнь с небесе на Самарян низвести не попустивый, огнь страстей угаси во мне. Иисусе, с девственным Иоанном в чистоте плоти и духа на Фавор горний возведи мя. Иисусе, с мужественным Иаковом, первее чащу Твою испившим, в рай введи мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 4

Буря Богоявления Твоего на горе Синайстей бысть, егда во громех и молниях даровал еси закон угоднику Твоему Моисеови, такожде и на горе Хориве бысть дух крепок, разоряяй горы, трус и огнь, егда Илия пророк хотяше зрети Тя, обаче не в вихре бурне, не в трусе и не во огне Господь, но во гласе хлада тонка Ты показал еси им Лице Свое и славу Божества Своего, егда на горе Фаворстей Ты предстал еси им, с радостию вопиющим Тебе: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше Моисей и Илия на Фаворе глаголы Твоя о исходе Твоем, егоже хотяше скончати во Иерусалиме, быша всему миру свидетелие Твои, Господи, яко Ты еси воистину Сын Божий на спасение людей от Бога Отца посланный и гласом с небесе Тем показанный. Моисей убо от мертвых призван бысть да свидетельствует во аде держимым Твое в мир пришествие. Илия же от рая призван бысть, да скажет Еноху Славу Твою в Преображении пречистыя Плоти Твоея виденную. Мы же, чудящеся тайне пророк Твоих на Фаворе явления, со умилением зовем Тебе: Иисусе, Боговидцу Моисею, Лице Твое узрети восхотевшему, на Фаворе Лицем к лицу явивыйся, яви нам в грядущем веце Лица Твоего сладость превожделенную. Иисусе, в боговидении задних Твоих древле Моисею сияние Славы Твоея Показавый, покажи нам во Царствии Твоем лицем к Лицу Зрака Твоего доброту неизреченную. Иисусе, в тишине и гласе хлада тонка Илию откровением Своим наставивый, настави мя чудно в тишине безстрастия божественнаго. Иисусе, на огненней колеснице неопальнаго небошественника Твоего Илию в рай возведый, возведи мя дивно на высоту жития совершеннейшаго. Иисусе, древле с пророки многообразно глаголавый, и на Фаворе исход Свой им возвестивый, глаголами живота вечнаго напитай алчущую душу мою. Иисусе, при устех двою свидетелей Тайну Преображения учеником Твоим открывый, воздыханьми неизглаголанными Святаго Духа воспламени хладную веру мою.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 5

Боготечней звезде в нощи возсиявшей, уподобися, Светодавче Господи, неизреченное осияние пречистыя Плоти Твоея, егда учеником спящим и нощи, уже ко утру приближающейся, Ты возносил еси Отцу Твоему на высоте горы премирную молитву Свою. Тогда просветися Лице Твое, яко солнце, и ризы Твоя быша блещащяся, белы зело, яко снег. Апостоли же от нашедшия Божественный силы убудившеся, увидеша Славу Твою, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины, и стояху трепетни, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Апостоли Тя на Фаворе во образе человечестем сущаго, славою же Божественною преобразившася и с Моисеом и Илиею о исходе Твоем беседующа, разумеша присносущную силу Твою и Божество под покровом плоти сокрываемо, и ужасни быша, послушающе глаголемых и наслаждающеся зрения Твоея Божественныя славы, юже толико видеша, елика телесных очес зрение их вместити можаше. С нимиже и мы поем Тебе таковая: Иисусе, возсиявый учеником Твоим неизреченную и Богосиянную Славу Твою, возсияй в душах наших Свет Твой присносущный. Иисусе, причастивый первостоятели закона и благодати премирнаго Света Твоего, причащением Того собери ум наш приснозаблудший. Иисусе, сокровенную во плоти молнию Божества Твоего на Фаворе мало обнаживый, обнажи сокровенныя грехопадения в убогой совести моей Иисусе, несозданнаго Света Твоего лучами из Плоти Твоея Святую гору озаривый, озари свет заповедей Твоих во мрачней души моей. Иисусе, Преображением причистыя Плоти Твоея просветивый мира концы, просвети и украси нас помраченных. Иисусе, блистанием Фаворскаго Света Твоего очистивый, яко снег, твоя ученики, очисти и обнови нас потемненных.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 6

Видевше преблагостное и спасительное собеседование Твое, Христе Боже наш, со Моисеом и Илиею на горе Фаворстей, возрадовашеся зело ученицы Твоя: Петр, Иаков и Иоанн. Петр же гласом любве божественней исполненным рече: «Господи, добро сеть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии”. Мы же недостойнии, не дерзаем прямо Тебе вопрошати, обаче смиренно о помиловании молим Тя и гласом трепетним вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия на Фаворе во знамение всей вселенней облак светел, Петру о сенях вопрошающу, откровение гласа Отеческаго возвещающ и Духа Святаго пришествие, и егда осени Апостолы, верх горы окружающе, тии паче убояшася и во облак со страхом вступивше, ощутиша Твое неприступное Божество, и со дерзновением многим возопиша к Тебе таковая: Иисусе, Израиля древле столпом облачным в пустыне путеводивый, Сам и ныне путь во Царствие Твое нам укажи. Иисусе, Апостолы Твоя во облаце светле на Фаворе осенивый, росою Духа Твоего Святаго нас осени. Иисусе, во Храме нерукотвореннем Живый на небеси, храм световиден и сень пречистую покажи ми Твоего Божества. Иисусе, скиний рукотворенных не восхотевый на земли, внутреннюю благообразную скинию Духа Твоего сотвори мя, во еже взыти на небеса. Иисусе, одеяйся светом, яко ризою, облеки мя обнаженнаго в боготканныя ризы целомудрия и чистоты. Иисусе, простираяй небо, яко кожу, одени мя острупленнаго в снегосветлыя одежды Твоея небесныя красоты.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 7

Хотя открыти сокровенную от века тайну Твоего, Христе, Божества, Отец Твой Небесный паки якоже прежде на Иордане во время Крещения Твоего, Богосыновство Твое возвести и тако гласом из облака бывшим свидетельствова, глаголя: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте”. Апостоли же от великаго ужаса крепости своея лишившися, падоша ниц на землю, вопиюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 7

Новая видевше и преславная на Фаворе бывшая, Словесе Твоего, Владыко Господи, самовидцы и слуги, и глас Отеческий и шум из облака слышавше, ужасни быша и новым светолитием внезапу освещахуся, друг друга зряху, удивляющеся и к земли падше ниц, Тебе Владыце всяческих поклонишася, похвалы Тебе возсылая таковыя: Иисусе, Образе Пресветлыя Ипостаси Отчия, преобрази мрачное и нечистое житие мое. Иисусе, Славы Отчия Сияние, просвети падшую и во тьму воглубльшуюся душу мою. Иисусе дивный и страшный во славе Божественнаго зрака Твоего, тлением растленный душевный наш зрак обнови. Иисусе тихий, любви полный, неизреченною светлостию Плоти Твоея всю нечистоту плоти моея паче снега убели. Иисусе, Свете Безначальный, во свете Твоем, на Фаворе явленном, Свет покажи нам Отца. Иисусе, Свете неизменный, в незримом Свете Царства Твоего, Свет покажи нам и Духа.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 8

Дивно и странно явистася Тебе Моисей и Илия на Фаворе, Владыко Господи, начертание Божественныя Ипостаси видевше, и глаголаста о вольном страдании Твоем, священнолепно предстояще Тебе. Осенившу же их облаку светлу и гласу с небесе бывшу, взятся Слава Господня от видения ученик Твоих, взяшася же и пророцы во своя места, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси от вышних, Неисчетный Слове Божий, егда пречистая Плоть Твоя преображашася на Фаворе, но и от нижних никакоже отступил еси, егда отшедшим пророком и видению уже скончавшуся, Ты приступил еси к лежащим страха ради на земли Твоим учеником, и рукою коснувся их, глаголал еси им: «востаните, не бойтеся”. Ученицы же, возведше очи свои и никогоже видевше, точию Тебе Единаго с ними сущаго, возрадовахуся зело и возблагодариша Бога, поюще Тебе таковая: Иисусе, имеяй глаголы Живота вечнаго, всегда пребуди с нами во странствии земном. Иисусе, насытивый нас зраком Твоего Божества, не остави нас сирых на служении Твоем. Иисусе, прежде Креста Твоего Тайну вольнаго страдания уяснивый, подаждь нам всегда памятовати Твое нас ради истощание. Иисусе, прежде еже умрети, нам славу Твою Показавый, подаждь нам всегда да разумети Твоея Плоти обожение. Иисусе, образе непременный Сущаго, обнови в души моей вожделеннаго зрака Твоего образ и подобие. Иисусе, печате равнообразная Отца, запечатлей во плоти моей неизреченныя доброты Твоея благообразие.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 9

Все естество смятеся, зря Твое преславное на Фаворе Преображение, Христе Спасе: Ангели, незримо предстояще, со страхом и трепетом служаху Тебе, небеса убояшася, подвижеся и трепетна бысть вся земля, видящи славу Господа, «гора Фавор, прежде мрачна и дымна”, светлым облаком покрывашеся, «на нейже” пречистии «нозе Твои стоясте”, ученицы же Твои, Господи, не терпяще зрети нестерпимаго зрака Твоего, повергоша себе долу на землю, лица покрывающе, дондеже Ты Сам, видению скончавшуся, воздвигл еси я, Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии, благодатиею непросвещеннии, не могут разумети Твоего преславнаго Преображения таинства, Господи. Сего ради, егда со ученики сходил еси с горы, дню возсиявати начинающу, Ты заповедал еси другом Твоим, да никомуже поведят видения бывшаго, дондеже по приятии страдания и смерти воскреснеши в третий день от гроба. И тии умолчаша, и никомуже возвестиша в тыя дни ничесоже от тех, яже видеша и слышаша, обаче точию в сердце своем вопияху Тебе сице: Иисусе, во всего Адама оболкийся, очерневшее древле естество человече просвети. Иисусе, во облаце, огни и мраце носимый, Твоею светлостию весь мрак душевный в нас потреби. Иисусе, сиянием Божественного шума Апостолы Твоя усладивый, услаждай нас всегда глаголами Божественного Твоего откровения. Иисусе, росодательным облаком ученики Твои Просветивый, просвещай нас всегда зарями преславнаго Твоего Преображения. Иисусе, пречистыми ногами Твоими гору Фаворскую освятивый, направи нозе наша на присное служение Тебе. Иисусе, с неповинными руками на гору Твою восходити повелевый, возбуди руце наши на молитвенное воздеяние горе.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 10

Спасти хотяй мир, на Фаворе преобразился еси нас ради, Господи, да сотвориши ны достойны уготованныя избранным Твоим небесныя славы и да преобразиши тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу Славы Твоея во общее всех воскресение и в безконечном Твоем Царствии, еже уготовал еси от сложения мира любящим Тя, в немже да сподобиши и нас, яко Моисея и Илию на Фаворе лицем к лицу лицезрети Тя и со всеми святыми воспевати Тебе вечную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный! Вся твориши нашего ради спасения. Мене ради восприял еси плоть пречистую от Пресвятыя Девы Марии и в зраце раба пришел еси в мир сей. Такожде и преобразился еси на святей горе, не Себе угождая, не требует бо Свет просвещения, но нас ради осужденных, да нашу просветиши тьму и нас, во тьме седящих и среди сени смертныя, от сынов гнева в возлюбленныя чада Твоя да преобразиши. Сего ради благодарственно вопием Тебе таковая: Иисусе, зрак рабий на Фаворе преобразивый, да нас из рабов греха чада Божия сотвориши. Иисусе, даже до плоти Себе истощивый, да наше падшее естество с Собою преобразиши. Иисусе, неизреченное благолепие Царства Твоего на Фаворе явивый, радость, мир и правду о Дусе Святе в нас утверди. Иисусе, Божественным блистанием плоти Твоея всю тварь обоживый, обожением плоти во Втором пришествии Твоем нас обнови. Иисусе, огнь Божества Твоего на Фаворе явивый, огнем невещественным грехи моя попали. Иисусе, сладчайшею беседою Твоею тамо ученики Своя напитавый, Святыми Тайнами Твоими гладную душу мою освяти.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, Твоего Преображения совершая светлое торжество и вопию Тебе: высоту небеснаго жития и славы присносущныя Божественное сияние даруй ныне рабом Твоим, сердцем же чистым сподоби нас мысленно взыти на гору святую Твою, видети разумными очесы преславное Преображение Твое, да светло воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Свет Сый Неприступен и Света Податель, Иисусе, Безначальный и Присносущный Свете, Свет Твой в мир принесл еси, егда с пречистою плотию Твоею вшел еси на гору Фаворскую и тамо Несозданный и Божественный Свет явил еси учеником Твоим, Славы Отчия показуя образ. Сего Света Твоего преестественнаго причастники быти желающе, из глубины души вопием Тебе таковая: Иисусе Христе Свете Истинный, помыслы добрыми душу мою живи во вся дни земнаго странствия моего. Иисусе Царю, Свете Безначальный, угасший светильник души моея паки возжги до дне скончания моего. Иисусе, Свете тихий, живот даяй, свет и живот низпосли души моей в час ужасный смерти моея. Иисусе, Свете Святый, светяй и горяй, из огня неугасимаго и тьмы кромешныя изхити мя тогда. Иисусе, Сладчайший и Святейший Свете, к свету небеснаго чертога Твоего среди горьких мытарств воздушных проведи мя. Иисусе, солнца всякого Светлейший Свете, во светлостях святых Твоих в невечернем дни Царствия Твоего просвети мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 12

Благодать Твою подаждь мне, Иисусе Боже мой, юже на Фаворе даровал еси избранным учеником Твоим Петру, Иоанну и Иакову, и приими нас, якоже оных, да облеченнии силою Твоею свыше и Духом Святым просвещеннии, сердце же чисто имущи и дух обновлен, взыдем на мысленный Фавор, восходяще от силы в силу, наипаче же в посте и молитве подвизающеся, в целомудрии же и в чистоте пребывающе, и тамо да воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пречистыя Плоти Твоея преславное Преображение, прославляем Божественную Славу Твою на Фаворе явленную, поклоняемся присносущней Силе Твоей и Божеству, Егоже зарю малую тамо обнажил еси, Христе, и веруем с Петром, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, тем же и вопием с ним из глубины души: добро нам зде быти с Тобою. Сего ради не посрами нас в Тя право верующих, обаче немощных и плотию обложенных и покрый нас Светом Богосиянныя Плоти Твоея, с любовию зовущих Тебе сице: Иисусе, Солнце Незаходимое, на Фаворе возшедшее, Твоим Божественным сиянием осияй мя. Иисусе, Свете несокрываемый в Преображении явленный, Твоея благодати причащением согрей мя. Иисусе, Храме Предвечный Небеснаго Иерусалима, в скинию Божию с человеки всели мя. Иисусе, Цвете благовонный Рая Всесвятаго, небесными ароматами святыни и чистоты облагоухай мя. Иисусе, Огню чистительный, небо и землю от всякия скверны очистити хотяй, от скверны плоти и духа очисти мя. Иисусе, Каменю вседрагий, Горний Сион вместо солнца красотою Божественною освещати имеяй, от зрения иныя красоты паче Тебе избави мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 13

О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе, на Фаворе Божественною славою просиявый! Приими ныне малое моление сие наше, и якоже приял еси от ученик Твоих на святей горе поклонение, тако и нас сподоби преславному Преображению Твоему поклонитися, во свете добрых дел сияюще, да просветится Тобою тьма греховная в нас живущая, и да явимся достойны быти наследники безконечнаго Царствия Твоего на небеси, идеже со всеми святыми сподоби и нам воспевати Тебе: Аллилуиа. (Трижды).

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангелом недоведомое и человеком неприступное Твое, Светодавче Христе, Божество, незаходительными молниями и лучами Невечерняго Света Твоего, явил еси на горе Фаворстей начальнейшим учеником Твоим, тии же Божественным изменишася ужасом, облаком осиявшеся светлым и глас Отечь слышавше, разумеша Твоего вочеловечения таинство, вопиюще Тебе таковая: Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, просвети нас светом Лица Твоего осияннаго. Иисусе, Благий Боже Всесильный, возбуди нас спящих из глубины тьмы сна греховнаго. Иисусе, во свете живый неприступнем, из области темныя изведи нас. Иисусе, Славою Твоею исполнивый весь мир, во обители райския введи нас. Иисусе, Свете мира, от мира лукавого свободи нас во тьме седящих. Иисусе, Солнце Правды, силою и правдою облеки нас, в сени смертней спящих.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Царю славы, Тебе небеси и земли Создателя, зрящи на горе Фаворстей преобразившася со славою, вся тварь удивися, небеса вострепеташа, и вси земнороднии возрадовашася, мы же недостойнии Твоему нас ради Преображению благодарственно поклонение приносяще, с Петром от души вопием Ти: Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

hram-kupina.ru

Тропарь Преображения Господня

Преображение Господня — это праздник, напоминающий нам о дне, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа во всей Божественной славе. Этот праздник нередко называют «Яблочным Спасом». Откуда пошла эта традиция?

В теплых странах праздник Преображения Господня выпадает как раз на те дни, когда собирают урожай винограда. В благодарность Господу люди приносили урожай в храм, чтобы наполнить его благоуханием и красотой. Но в России виноград растет далеко не везде, климат суров, поэтому вместо винограда христиане освящают яблоки. Есть даже молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Читайте также — Преображение Господне 19 августа в 2019 году

Но разве может Господь преобразиться? Что это значит? В земной жизни Иисус Христос выглядел как обычный человек. Многие так и не узнали в Нем Мессию. Каким Иисус предстал перед Своими учениками? «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).»

Господь буквально явился апостолам во всей Божественной славе и в сиянии Божественного света. Эти события происходили на горе Фавор. Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. На вершине этой горы в наши дни находятся сразу два монастыря: православный и католический.

Православные христиане празднуют Преображение 19 августа по новому стилю (6 августа по старому стилю). В этот день поется Тропарь Преображения Господня.

Тропарь, глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Тропарь Преображения Господня. Аудио

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/Preobrazhenie-Gospodne-tropar.mp3

Кондак, глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние.

Читайте также — Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́, / на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода.

Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся: / Бог из бо́ку Твое́ю про́йде, / я́ко Плотоно́сец яви́ся на земли́ / и с челове́ки поживе́. // Тя, Богоро́дице, тем вси велича́ем.

Роды Твои были девственны: Бог произошел из Твоего чрева, явился на земле во плоти и жил с людьми. Поэтому мы все величаем Тебя, Богородица!

Тропарь Преображения Господня

 Величание

Велича́ем Тя,/ Жизнода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ // пресла́вное преображе́ние.

Читайте также:

  • Яблочный Спас в 2019 году
  • Для чего на Преображение освящают яблоки?

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

Кондак на Преображение Господне

Кондак, глас 7. Самогласен:

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Икос:

Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю души моея помыслы, / возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения. / Притецем к Петру и к Зеведеевым / и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, / да видим с ними славу Бога нашего, глас же услышим, / егоже свыше слышаша и проповедаша Отчее сияние.

На Преображение Господне.

Кондак, глас 7-й самогласен.1

На горе Ты преобразился, и сколько вмещали ученики (Твои), они созерцали славу Твою, Христе Боже: дабы, когда узрят Тебя распинаемаго, уразумели они (γνωρίσωσιν)2 страдание (Твое) добровольное, а миру проповедали, что Ты воистинну Отчее сияние (Евр. 1:3).

Икосы;

1) (Ἐγέρθητε) Пробудитесь, безпечные (мои) помыслы, не пресмыкайтеся всегда по земле, не приклоняйте к земле душу мою; поднимитесь, и вознеситесь на высоту божественнаго восхождения. Притечем к Петру и к сынам Зеведеевым, и вместе с ними поспешим на гору Фаворскую, да узрим с ними славу Бога нашего, и услышим глас, который они свыше услышали, и проповедали Отчее сияние.

2) (Ἱδού) Итак что же я вижу?3 С нами вместе идут, и (даже) усердно (нас) предупреждают, по истине горячие любители божественных видений, настоящий народ Божий. Итак все мы да воспользуемся прямыми стезями евангельскими, проходя (сей) прямой путь неизменно. Ибо отсюда явно познаются спасительныя шествия (πορεῖαι) Божии; отсюда явилось, возсияло душам нашим Отчее сияние.

3) (Σαφῶς) Матфей, Марк и Лука в своих писаниях ясно повествуют нам о страшном и божественном преображении. А что они скажут, теперь послушаем. После сильнаго дерзновения Петра и после исповедания им (веры в Иисуса Христа, как Сына Божия), они приводят (Самаго Господа) говорящим: «Мне должно пострадать и умереть, ибо Я хощу сего, и беззаконники нападут на Меня как ветры, но они не уничтожат Отчее сияние.»

4) (Τάς οὗν) «Ничто да не смущает сердце ваше; ибо Я, желая предать душу Мою за всех, возмогу и положить ее, и (опять) принять ее. Ибо, если сего не восхощу, то нет ни одного, ктобы мог удержать (Меня в этом). Если Я Сам не повелю, то не смеет приступить ко Мне смерть; Я уловляю ее Плотию (Моею). Она вооружается, но уловится в сети, сокрушится тростию; ад опустошится, когда восприимет Отчее сияние».

5) (Ἡ κτίσις) «Вся тварь проповедывает Меня Создателем своим, и на престоле, и на кресте; так что сотник, увидев тогда землетрясение и (другия поразительныя) явления, вместе с разбойником скажет: «Воистинну Божий Сын добровольно страждет». И нечестивая толпа, хотя и скрежещет от ярости, однакож вместе с тем она исчезнет. Итак, если кто любит Меня, тот да возмет крест свой, и последует за Мною (Мк. 8:34). Ибо, если они и умертвят (Меня), но они падут, и воскреснет Отчее сияние».

6) (Νυνὶ δὲ) «Но однакоже ныне Я показываю вам, (хотя) и прежде времени, Свое достоинство, дабы вы получили ободрение; ибо Я, Сын Божий, имею быть тогда в поношении, как, по-видимому, разоряющий закон Моисеев; ибо Я Господь и (самаго) Моисея и закона, и потому, что Я, по естеству (Своему) – истинный Бог, а не ложный. В средину людей (т. е. явно) прииду4 Я, как исполненный ревностию человек, и объявит Меня Отчее сияние.»

7) (Μετὰ δὲ) Но после сих слов Своих, Искупитель, спустя не много дней, взяв для сего (εις ταὐτό) (для подтверждения слов Своих самым делом) с Собою Петра и Иакова и Иоанна, брата его, возводит их на гору, и преображается пред ними, и вдруг показывается (светоносным), как солнце, и два мужа находящиеся с Ним явились поющими и глаголющими: «Едине Святе, Ты воистинну Отчее сияние.»

8) (Ἐβόα) Один из них воскликнул: «Я некогда принял от Тебя скрижали (τὰς πλάκας) на горе Синайской, и о Тебе возвестил неблагодарным и безразсудным, предсказав им дерзостным обо всем: этим ли воздать Господу дерзаете, вы пребеззаконные? Ибо Ты предпоказал мне, как они вознамерются Тебя, всех Жизнь, повесить на древе, да избежать смерти взирающие на Тебя, Отчее сияние.»

9) (Τοιαῦτα) Сказав это, сей дал, после того, место и другому воспевать и восклицать к Искупителю: «На огненной колеснице Ты, Владыко, вознес меня, раба Твоего, и имеешь не сожечь заушающаго Тебя раба, и опять, будучи Судиею всех, предстать Пилату». Тут тотчас Петр, подходит хотя со страхом, но впрочем предстоит, говоря: «Владыко, я буду говорить, и да не сожжешь меня Ты, Отчее сияние.»

10) (Ἀφ’ ὦν) Посему Кифа узнав собеседующих из того, что высказали они, отвечал Господу, и говорит (Ему): «Хорошо, Человеколюбче, быть нам здесь всегда, и если хощешь, скажи – мы сотворим отдельныя сени (σκηνὰς) Тебе, Моисею и Илии, рабам Твоим». Но в

то время, как он говорит это, – свыше осенило их светлое облако, показывающее блистание невещественное, чистое, Отчее сияние.

11) (Μεγάλως) Сильно устрашило учеников (Христовых) не одно только сие страшное явление, но притом еще и глас, прозвучавший так громогласно, (что) они, наклонив к низу главы свои, падают на землю. Ибо как прежде на Иордане, так и ныне Отец возвестил о Сыне (Своем): «Сей есть Сын Мой; Его», говорит Он, «слушайте; ибо в Нем Мое благоволение». Итак все (теперь) скажите: Иисус есть Отчее сияние.

12) (Ὁρᾶτε) Обратите внимание, возлюбленные, на ясное, (поучительное содержание сего) чуда. Ибо, как скоро пришел глас, то Илия (сделался) невидим, и вместе с Моисеем они скрылись; а остался один Христос, да бы слышанное ими (учениками Христовыми) провозвещение Отца не показалось для них сомнительным. Когда они были все три вместе, Он не объяснил, для чего это было; но для них было ясно и понятно Отчее сияние.

13) (Ῥαδία) Скорое и ясное было понятие Петра, (как это видно из того), что объясняет сам он; было также разумение и (у других) святых учеников, ибо не малое было различие между Господом славы стоящим и ими, как рабами Его, собеседующими со Владыкою всех. Он послал свет и все просветил: они же были осияваемы, едва перенося (μόλις βλέποντες), ужасаясь, и прославляя Отчее сияние.

14) (Φωτὸς) Когда столь великий свет и Божественный глас в то время поразил их, как сказал я не задолго пред сим, то ученики моляся, с наклоненными к низу главами, закрывали лица (свои). А после того, как это уже окончилось, Творец всего возбуждает их и возстановляет, говоря (к ним) кротким гласом: «Встаньте, други мои, и о сем умолчите, до тех пор, пока увидите (воскресшим) из мертвых (Меня), Отчее сияние.»

15) (Ὢ τῆς ἀμέτρου χαρᾶς) О, безмерна была та радость, какую получили (сии) мудрые ученики Господа! И они сошли вместе с Ним с горы, поспешая благовестить (о сем) и прочим (своим соученикам). Но может быть, вы спросите, почему (любовию) божественною сии теперь предпочтены прочим (своим) сослужителям. А я на сие не скажу ничего новаго или особеннаго, а (только) то, чему научают речения мудрыя, боговдохновенныя, которыми благоугождается5 Отчее сияние.

16) (Συνῆν) По достоинству вместе с ними был Петр, как любящий более, чем все прочие, и как уже получивший дерзновение на первоначальное откровение (ἀποκάλυψιν) (т. е. исповедание его), почему он и называется Петр. Был вместе с ним и сын Зеведеев. Ибо всех Спаситель любил его паче всех; он же, притом, и девственник, и один называется возлежавшим на персях (Христовых). Почему он преисполнен благодати и богословствует об Отчем Сиянии.

17) (Ἰάκοβος) С ним взят был Иаков, мудрый брат Иоанна, слышавший вместе с ним (Божественный глас на горе) и призванный вместе с Господом пить чашу, то есть, участвовать в страданиях Его, и подвизаться даже до смерти за славу Божию. И он явился твердым, когда Ирод намеревался много облагодетельствовать евреев, если бы кто (из них) умертвил проповедующаго Отчее сияние.

18) (Νῦν οῦν) Итак ныне, Ты, великий Боже, сотворивший все словом Своим, чудесно просвещающий иереев и царей, возвесели и народ Твой во свете и силе Твоей;– Ты, посылающий нам лучи Своего милосердия и прогоняющий всякое находящее на нас помрачение, возниспосли на нас великия милости Твоя, да пребудем несмущенными, имея стеною, Господи, Рождшую Тебя, Отчее сияние.

Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 174–178.

Кондак самогласный, глас 7

На горе преобразился Ты, / и, насколько могли вместить ученики Твои, / они славу Твою, Христе Боже, созерцали, / чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, / уразумели, что Твоё страдание – добровольное / и миру возвестили, / что Ты – воистину Отчее сияние.

Икос:

Пробудитесь, ленивые, / не будьте всегда внизу влачащимися! / Приклоняющие к земле душу мою помыслы, воспряньте / и поднимитесь на высоту Божественного восхождения! / Поспешим к Петру и к сынам Зеведеевым / и вместе с ними Фаворской горы достигнем, / чтобы увидеть с ними славу Бога нашего и услышать глас, / тот, что свыше они услышали / и провозгласили об Отчем Сиянии.

Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние.

Источник : Объяснения церковных и домашних молитв

http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/99.htm

Христе Боже, Ты преобразился на горе, и ученики Твои видели, насколько им позволяли их человеческие силы, славу Твою, чтобы они поняли, что Ты страдаешь добровольно, когда увидят Тебя распинаемым, а всему бы миру проповедовали, что Ты воистину есть сияние Твоего Отца Небесного.

Источник : «Закон Божий»

На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистину сияние Отца.

azbyka.ru

Загадки тропаря Преображения Господня

До 26 ав­гу­ста, от­да­ния празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, в хра­ме мож­но услы­шать тро­парь «Пре­об­ра­зил­ся еси на го­ре, Хри­сте Бо­же». По­че­му он на­пи­сан в про­шед­шем вре­ме­ни, за­чем в нем под­чер­ки­ва­ет­ся на­ша гре­хов­ность и для че­го при­зы­ва­ют­ся мо­лит­вы Бо­го­ро­ди­цы, рас­ска­зы­ва­ет Оль­га Се­да­ко­ва.

Пре­об­ра­же­ние Гос­подне. Ико­на XVII ве­ка, Ка­ре­лия.

Тро­парь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня по­стро­ен про­сто. Пер­вая его часть – три сти­ха – из­ла­га­ет со­бы­тие, ко­то­рое празд­ну­ет­ся: как обыч­но, в бо­го­слов­ской пер­спек­ти­ве и, как обыч­но, в фор­ме об­ра­ще­ния, во вто­ром ли­це. «Ты пре­об­ра­зил­ся на го­ре». Бо­го­слов­ский ком­мен­та­рий тро­па­ря пре­дель­но сжат: ска­за­но, что пре­об­ра­же­ние – это яв­ле­ние Сла­вы Бо­жи­ей и что воз­мож­ность ви­деть эту сла­ву у че­ло­ве­ка весь­ма огра­ни­че­на. О свя­зи Пре­об­ра­же­ния со Стра­стя­ми го­во­рит уже кондак Празд­ни­ка. О вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зах яв­ле­ния Сла­вы Гос­под­ней, бо­го­от­кро­ве­ни­ях на го­ре Мо­и­сею и Илии го­во­рят биб­лей­ские па­ре­мии и дру­гие празд­нич­ные пес­но­пе­ния.

За­ме­тим, что в от­ли­чие от мно­гих празд­нич­ных тро­па­рей и конда­ков, в пре­об­ра­жен­ском тро­па­ре речь ве­дет­ся в про­шед­шем вре­ме­ни, а не в на­сто­я­щем (ср. «Днесь спа­се­ния на­ше­го гла­виз­на», тро­парь Бла­го­ве­ще­ния; «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет», кондак Рож­де­ству; «Явил­ся еси днесь все­лен­ней», кондак Кре­ще­нию; «Днесь бла­го­во­ле­ния Бо­жия пре­до­бра­же­ние», тро­парь Вве­де­ния во храм; «Де­ва днесь пред­сто­ит в церк­ви», кондак По­кро­ву и др.). Мож­но пред­по­ло­жить, что эта фор­ма из­бра­на неслу­чай­но: тро­парь Пре­об­ра­же­ния (как и кондак это­го Празд­ни­ка) го­во­рит об этом со­бы­тии как о слу­чив­шем­ся еди­но­жды[1], он не хо­чет пред­ста­вить его как про­ис­хо­дя­щее сей­час («днесь»), пе­ред гла­за­ми со­брав­ших­ся. Уви­деть свет Пре­об­ра­же­ния страш­но и непо­силь­но да­же из­бран­ным Уче­ни­кам, что от­ме­че­но в тре­тьем сти­хе: они ви­де­ли сла­ву Бо­жию, «яко­же мо­жа­ху» – на­сколь­ко это бы­ло в их си­лах. Еван­гель­ское по­вест­во­ва­ние и ико­но­гра­фия Пре­об­ра­же­ния изо­бра­жа­ет ужас Уче­ни­ков, «пав­ших на ли­ца свои» (Мф.17:6).

И по­то­му, ве­ро­ят­но, по­яв­ля­ет­ся в сле­ду­ю­щем сти­хе ред­кая для празд­нич­ных пес­но­пе­ний (и есте­ствен­ная в мо­лит­вах) са­мо­ха­рак­те­ри­сти­ка по­ю­щих и слу­ша­ю­щих его как «греш­ных»: «Да вос­си­я­ет и нам, греш­ным». О том, чтобы удо­сто­ить­ся ви­де­ния это­го «прис­но­сущ­но­го», веч­но­го – и при этом неви­ди­мо­го для обы­ден­но­го, греш­но­го взгля­да – неве­ще­ствен­но­го све­та, чтобы он «про­си­ял и нам», про­сит вто­рая часть тро­па­ря (еще три сти­ха), пря­мо пе­ре­хо­дя­щая в сла­во­сло­вие Хри­сту как по­да­те­лю Све­та.

Ос­нов­ной мо­тив тро­па­ря – свет: его несут сло­ва «свет», «вос­си­я­ет», «све­то­да­вец», «сла­ва» (биб­лей­ская сла­ва име­ет обыч­но све­то­вую при­ро­ду, хо­тя необя­за­тель­но: чу­до в Кане Га­ли­лей­ской – «пре­об­ра­же­ние» во­ды в ви­но – опи­сы­ва­ет­ся как «яв­ле­ние сла­вы», хо­тя соб­ствен­но о све­те в этом эпи­зо­де ни­че­го не го­во­рит­ся, Ин.2:11). Со све­то­вой при­ро­дой свя­за­на и свя­тость, о свя­тых обыч­но го­во­рит­ся, что они «про­си­я­ли».

Свет Пре­об­ра­же­ния, фа­вор­ский свет – важ­ней­шая те­ма пра­во­слав­ной тра­ди­ции, бо­го­сло­вия и ми­сти­ки, мо­лит­вен­ной прак­ти­ки. Веч­ный, то есть бо­же­ствен­ный, нетвар­ный свет, ко­то­рый со­зер­ца­ет­ся «ум­ны­ми оча­ми», «оча­ми серд­ца». Прось­ба о ви­де­нии бо­же­ствен­но­го све­та есть, соб­ствен­но, прось­ба о свя­то­сти.

Мож­но спро­сить, по­че­му наш тро­парь в сво­ей прось­бе о да­ро­ва­нии ви­деть этот свет об­ра­ща­ет­ся к за­ступ­ни­че­ству Бо­го­ро­ди­цы («мо­лит­ва­ми Бо­го­ро­ди­цы»): ведь во всех си­ноп­ти­че­ских по­вест­во­ва­ни­ях о Пре­об­ра­же­нии ре­чи о Ней не за­хо­дит?

Это уточ­не­ние прось­бы свя­зы­ва­ет Пре­об­ра­же­ние, яв­ле­ние Хри­ста по сла­ве, с Рож­де­ством. В на­шем тро­па­ре Хри­стос пред­став­лен как «по­да­тель све­та». В еван­гель­ских по­вест­во­ва­ни­ях Он об­ле­ка­ет­ся све­том, как буд­то в под­твер­жде­ние сти­ха Псал­ма: «Оде­яй­ся све­том яко ри­зою» (Пс.103:2). Но Он и есть Свет: «Све­та от Све­та» (Сим­вол ве­ры), «свет непри­ступ­ный»: «при­шел еси и явил­ся еси, свет непри­ступ­ный» (кондак Кре­ще­ния).

В празд­нич­ных тро­па­рях на Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы и на Сре­те­ние зву­чит од­на и та же фра­за: «Из Те­бе бо воз­сия Солн­це прав­ды Хри­стос Бог наш» -- с гла­го­лом из на­ше­го тро­па­ря «да воз­си­ет». В со­бы­тии Пре­об­ра­же­ния Хри­стос «по­ка­за уче­ни­ком сла­ву Свою». Но Он и есть Сла­ва Бо­жия («Бо­жия сла­ва и Бо­жия муд­рость», «Сла­ва Бо­га От­ца»), и по­то­му Бо­го­ро­ди­ца име­ну­ет­ся «свя­щен­ное со­кро­ви­ще сла­вы Бо­жия» (кондак на Вве­де­ние во храм).

Те­ма «све­та Хри­сто­ва» и Хри­ста – Све­та – лю­би­мая те­ма мно­же­ства ли­тур­ги­че­ских пес­но­пе­ний, вклю­ча­ю­щих в се­бя сти­хи Псал­мов и дру­гие ци­та­ты Св. Пи­са­ния: «во све­те Тво­ем узрим свет (из Пс.35:10)»; «да зна­ме­ну­ет­ся на нас свет ли­ца Тво­е­го»; «Свет ис­тин­ный, про­све­ща­яй и осве­ща­яй вся­ка­го че­ло­ве­ка гря­ду­ще­го в мир (ци­та­та из Ин.1:9)»; «Све­те ти­хий свя­тыя сла­вы бес­смерт­на­го От­ца небес­на­го»… Свет, ко­то­рый есть жизнь – «и жизнь бы­ла свет че­ло­ве­ков» – и ко­то­рый «во тьме све­тит» (Ин.1:4-5).

По сви­де­тель­ству всех трех си­ноп­ти­ков, апо­стол Иоанн был од­ним из трех сви­де­те­лей Пре­об­ра­же­ния – и при этом в его по­вест­во­ва­нии этот эпи­зод от­сут­ству­ет. Но след – или плод – это­го опы­та ле­жит в серд­це­вине про­ло­га к Еван­ге­лию от Иоан­на, к Иоан­но­ву бо­го­сло­вию све­та, ко­то­рое из­ла­га­ет­ся как бо­го­сло­вие сви­де­тель­ское: «и ви­де­хом сла­ву Его, сла­ву яко еди­но­род­на­го от От­ца» – «и мы ви­де­ли…» (Ин.1:14).

При­ме­ча­ние

[1] В «Ав­гу­сте» у Б. Па­стер­на­ка яв­ле­ние фа­вор­ско­го све­та пред­став­ле­но как во­шед­шее в оби­ход, ре­гу­ляр­ное:

«Обык­но­вен­но свет без пла­ме­ни Ис­хо­дит в этот день с Фа­во­ра».

azbyka.ru

Преображение Господне: праздничные антифоны, тропарь и кондак

Антифон первый:

Стих 1 (Псалом 65): Воскли́кните Го́сподеви, вся земля́,/ по́йте же и́мени Его́, дади́те сла́ву хвале́ Его́. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас. Стих 2 (Псалом 76): Глас гро́ма Твоего́ в колеси́, освети́ша мо́лния Твоя́ вселе́нную:/ подви́жеся и тре́петна бысть земля́. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас. Стих 3 (Псалом 103): Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́,/ одея́йся све́том, я́ко ри́зою. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху/ и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

(загрузить)

ҐнтіфHнъ №:

Стjхъ №. Pал0мъ …є: Воскли1кните гDеви всS землS,/ п0йте же и4мени є3гw2, дади1те слaву хвалЁ є3гw2. Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ. Стjхъ в-й. Pал0мъ o7ѕ: Глaсъ гр0ма твоегw2 въ колеси2, њсвэти1ша мHлніz твоS вселeнную,/ подви1жесz и3 трeпетна бhсть землS. Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ. Стjхъ G-й. Pал0мъ Rг: Во и3сповёданіе и3 въ велелёпоту њблeклсz є3си2,/ њдэsйсz свётомъ ћкw ри1зою. Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ. Слaва, и3 нhнэ: Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ.

Антифон второй:

Стих 1 (Псалом 47): Го́ры Сио́нския, ре́бра се́верова,/ град Царя́ Вели́каго. Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, преобрази́выйся на горе́, пою́щия Ти: аллилу́иа. Стих 2 (Псалом 77): И введе́ я́ в го́ру святы́ни Своея́,/ го́ру сию́, ю́же стяжа́ десни́ца Его́. Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, преобрази́выйся на горе́, пою́щия Ти: аллилу́иа. Стих 3: Го́ру Сио́ню, ю́же возлюби́, и созда́,/ я́ко единоро́га святи́лище Свое́. Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, преобрази́выйся на горе́, пою́щия Ти: аллилу́иа. Сла́ва, и ны́не: Единоро́дный Сы́не...

(загрузить)

ҐнтіфHнъ в7:

Стjхъ №. Pал0мъ м7з: Г0ры сіHнскіz, рeбра сёверова,/ грaдъ цRS вели1кагw. Спаси1 ны, сн7е б9ій, преwбрази1выйсz на горЁ, пою1щыz ти2: ґллилyіа. Стjхъ в7. Pал0мъ o7з: И# введE | въ г0ру с™hни своеS,/ г0ру сію2, ю4же стzжA десни1ца є3гw2. Спаси1 ны, сн7е б9ій, преwбрази1выйсz на горЁ, пою1щыz ти2: ґллилyіа. Стjхъ G: Г0ру сіHню, ю4же возлюби2, и3 создA,/ ћкw є3динор0га с™и1лище своE. Спаси1 ны, сн7е б9ій, преwбрази1выйсz на горЁ, пою1щыz ти2: ґллилyіа. Слaва, и3 нhнэ: Е#динор0дный сн7е:

Антифон третий:

Стих 1 (Псалом 124): Наде́ющиися на Го́спода, я́ко гора́ Сио́н: не подви́жится во век. Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же... Стих 2: Го́ры о́крест его́, и Госпо́дь о́крест люде́й Свои́х отны́не и до ве́ка. Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же... Стих 3 (Псалом 14): Го́споди, кто обита́ет в жили́щи Твое́м? Или́ кто всели́тся во святу́ю го́ру Твою́? Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же... Стих 4 (Псалом 23): Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́? Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же...

ҐнтіфHнъ G, глaсъ з7:

Стjхъ №. Pал0мъ рк7д: Надёющіисz на гDа, ћкw горA сіHнъ, не подви1житсz во вёкъ. Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ:  Стjхъ в7: Г0ры џкрестъ є3гw2 и3 гDь џкрестъ людeй свои1хъ t нhнэ и3 до вёка. Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ: Стjхъ G. Pал0мъ д7i: ГDи, кто2 њбитaетъ въ жили1щи твоeмъ; и3ли2 кто2 всели1тсz во с™yю г0ру твою2; Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ: Стjхъ д7. Pал0мъ к7г: Кто2 взhдетъ на г0ру гDню; и3ли2 кто2 стaнетъ на мёстэ с™ёмъ є3гw2; Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ:

Тропарь, глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

(загрузить)

Тропaрь, глaсъ з7:

Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ, хrтE б9е,/ показaвый ў§никHмъ твои6мъ слaву твою2,/ ћкоже можaху:/ да возсіsетъ и3 нaмъ грBшнымъ/ свётъ тв0й присносyщный,/ моли1твами бцdы, //свэтодaвче, слaва тебЁ.

Кондак, глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

(загрузить)

Кондaкъ, глaсъ з7:

На горЁ преwбрази1лсz є3си2,/ и3 ћкоже вмэщaху ў§ницы2 твои2,/ слaву твою2, хrтE б9е, ви1дэша:/ да є3гдa тz ќзрzтъ распинaема,/ страдaніе ќбw ўразумёютъ в0льное,/ мjрови же проповёдzтъ:// ћкw ты2 є3си2 вои1стинну џ§ее сіsніе.

Автор: Администратор
Дата публикации: 05.08.2019

saint-elisabeth.ru

Поем вместе: тропарь и кондак Преображения Господня

19 августа, в праздник Преображения Господня, песнопения посвящены тому, как Христос открыл Свою славу ученикам и просветил их Своим светом. Как разделить общую радость и спеть их правильно, учат священник Александр ЛАВРУХИН, директор Свято-Димитриевской школы и солист школьного хора мальчиков Никита ТАУ НАЛЕДИ:

Тропарь, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

ПЕРЕВОД: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, / показав ученикам Твоим славу Твою, / насколько это было для них возможно. / Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы. / Податель света, слава Тебе!

Кондак, глас 7:

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

ПЕРЕВОД: На горе преобразился Ты, / и, насколько могли вместить ученики Твои, / они славу Твою, Христе Боже, созерцали, / чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, / уразумели, что Твоё страдание – добровольное / и миру возвестили, / что Ты – воистину Отчее сияние.

Видео: Екатерина СТЕПАНОВА. Перевод: иеромонах Амвросий (Тимрот)

Версия для печати

Тэги: Церковные праздники  Богослужение  Преображение 

Page 2

19 августа, в праздник Преображения Господня, песнопения посвящены тому, как Христос открыл Свою славу ученикам и просветил их Своим светом. Как разделить общую радость и спеть их правильно, учат священник Александр ЛАВРУХИН, директор Свято-Димитриевской школы и солист школьного хора мальчиков Никита ТАУ НАЛЕДИ:

Тропарь, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

ПЕРЕВОД: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, / показав ученикам Твоим славу Твою, / насколько это было для них возможно. / Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы. / Податель света, слава Тебе!

Кондак, глас 7:

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

ПЕРЕВОД: На горе преобразился Ты, / и, насколько могли вместить ученики Твои, / они славу Твою, Христе Боже, созерцали, / чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, / уразумели, что Твоё страдание – добровольное / и миру возвестили, / что Ты – воистину Отчее сияние.

www.nsad.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.