Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Украшение иконы цветами к празднику


Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика | Журнал Ярмарки Мастеров

Хочу поделиться своими наработками в храмовой флористике, которой я занимаюсь около полутора лет. Может кому-то и пригодятся мои советы?! Будем украшать икону живыми цветами к празднику. Исходим из скромных возможностей, используем подручные материалы и действуем по принципу : «Голь на выдумки хитра» . Праздник торжественный, но в то же время траурный, поэтому венок выдерживается в бело-сиреневых тонах.

Материалы:

  • Каркас из проволоки по размеру иконы;
  • зеленая лента (любая);
  • флористическая проволока;
  • очень острый макетный нож;
  • секатор;
  • ножницы;
  • зелёные нитки;
  • скотч.

Цветы берем те, которые смогут долго продержаться без воды. Накануне, за сутки, ставим растительный материал в воду и даем хорошо напитаться.

1. Я выбрала следующие растения: гипсофилу, кустовую хризантему, гвоздики, рускус (зеленые листики), гиперикум (зеленые ягодки).

Каркас для венка был сплетен местным, «церковным мастером на все руки».

2. Оборачиваем зеленой лентой нашу основу. Если вдруг будет проглядывать каркас из под цветов, то его будет не заметно. Так же для придания плотности и прочности обматываем основу флористической проволокой. Концы ленты закрепляем скотчем.

3. Хризантемы разбираем на цветочки, полураскрывшиеся бутоны и совсем закрытые бутоны. Веточки рускуса разрезаем на несколько частей, так, что бы верхняя часть заканчивалась не голым стеблем, а листочком. Гиперикум так же разбираем на веточки.

4. Начинаем собирать симметричные букетики. Что бы цветы не распадались, туго обматываем их зеленой ниткой. Подравниваем концы до одного уровня.

Таких букетико нужно накрутить много :).

5. Что бы цветы не подвяли, готовые букетики помещаем в воду. Проще всего использовать для этого тазик :).

6. Букетики готовы. Приступаем к сборке праздничного венка.

7. Начинаем плести сверху от центра, размещая два букетика лицом к лицу.

8. Букетики крепим внахлест. Каждый закрепляем нитками и скотчем.

9. Цветы крепим плотно друг к другу, что бы не было пропусков.

10. Постепенно двигаемся вниз. Работаем одновременно с двух сторон и следим за симметричностью. Когда доходим до конца, то закрываем голые стебли двумя букетиками, прикрепляя их вверх ногами.

Любуемся красотой.

Для меня задача еще состояла в том, что бы венок получился гибким и легким. Ведь икона украшалась только к середине службы. Это нужно было сделать легко и быстро, с возможностью немного подправить украшение по контуру иконы.

Цветы без воды простояли ровно неделю. Да, они немного подвяли, но этого было практически не заметно.

   0.0 (0 голосов)

www.livemaster.ru

Православная флористика

Эта работа сделана к дню Преображения Господня, 19 августа. Белые хризантемы, белые и розовые гвоздики, красные розы, гипсофила и листья арабиса (они почти белые).

Композиция к дню святой мученицы Татианы 25 января. Белые хризантемы (они рекордсмены по стойкости), гипсофила - моя любимая, три красные розы, веточки туи - как фон всей композиции.

Белые ленты, как продолжение цветочного оформления.

Рождество 7 января, на фоне Рождественской елочки. Здесть другая основа композиции - подложка из фанеры с набитыми гвоздиками, чтобы держался пиафлор.

Процесс изготовления композиции. Хризантемы, гипсофила, туя.

Это композиция к празднику Благовещения.

Сначала укладываем фон - веточки туи, потом самые крупные цветы - розы, хризантемы, лилии. Все срезы делаем острым ножом наискосок.

Получается вот так.

Белые розы не очень стойкие, зато очень красивые! Если их аккуратно вынуть через пару дней, обновить срезы и снова поставить (на другое место), то простоят подольше.

На верхушку композиции можно поместить несколько пальмочек и листья рогоза.

Работа завершена!

Композиция к Пасхе. Лилии, гипсофила, туя. Но смотреть её нужно в сочетании с остальным украшением храма.

Украшение перил солеи на фоне открытых Царских врат. Гирлянда на пиафлоре из белых роз и лилий.

Фото поближе.

11 букетов из белых лилий были расставлены по всему пространству храма. Брать их нужно в бутонах, обирать ярко - оранжевые тычинки (а то они осыпаются и пачкают цветки). Лилии прекрасно, стопроцентно раскрываются, но сильно пахнут.

Праздник Святых Апостолов Петра и Павла.

Украшение иконы Святой Троицы. Мой самый долгожданный праздник. Листья вишни, лилии, хризантемы, гипсофила, болотная осока.

Общий вид храма на праздник Троицы. Центральная дорожка устлана травой, на перилах солеи гирлянды из цветов, зеленые ленты. Гирляда и наверху Царских Врат.

stranamasterov.ru

Украшение икон

Иконы - богодухновенные изображения Спасителя, Богоматери, святых, в церковной традиции принято украшать как к Праздникам в храме, так и в домашней обстановке. Самой знакомой формой украшения икон для любого человека, хотя бы раз переступившего порог православного храма, является украшение живыми цветами. Традиция украшения икон своими руками, прежде всего - это цветами, насчитывает не одно столетие. Цветочное оформление иконы всегда органично вписывается во внутреннее убранство храма, его интерьер, и, особенно, в сам Праздник Церковного календаря. Цветы, обрамляющие икону, напоминают о совершенной красоте Горнего мира, Небесного Иерусалима. И, конечно, это свидетельство человеческой любви, полноты сердечной благодарности, знак благоговейного, трепетного отношения к событию церковной истории. Из цветов собирают цветочную композицию. Строгих правил в их создании нет. Но есть определенные предпочтения, связанные с особенностью того или иного православного праздника, с его символикой. Замечательно, когда для украшения иконы используют растения, которые упоминаются в Библии: белоснежные лилии, пальмовые ветви, маленькие плоды, например, граната.

Галерея (кликабельно):

Для Праздника Праздников – Святой Пасхи, главный цвет – красный. В церковных песнопениях так и звучит: «Пасха Красная!». Красный цвет – цвет искупительной крови нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, победившего смерть. Это цвет божественной любви и ликования. В храме все «одевается» в красные тона – завеса алтаря, облачения священников, предметы убранства храма, праздничная одежда прихожан. И, конечно, иконы обрамляются красными, алыми цветами. Это могут быть прекрасные алые лилии, конечно, розы, красные маки, которые сейчас можно встретить круглый год. В красную цветочную композицию можно включить белые цветы – розы, хризантемы, которые символизируют тихий покой, наступивший в минуты перед чудом Воскресения. Рядом с праздничной иконой часто устанавливают большую вазу с букетом самых разнообразных прекрасных цветов, гармонично собранных воедино, как свидетельство всеобщей радости. В своем доме мы так же украшаем наши домашние иконостасы живыми цветами. И на Пасху можно собрать живую мини – композицию вокруг иконы Воскресения Христова. Привлечь к этому занятию деток, которые соберут самый лучший нежный «веночек» из живых цветов вокруг иконы. Можно поставить на полочку и небольшую вазочку с живыми цветами. Наш дом, семья – это малая церковь. Благовещение – Благая Весть Пречистой Деве Марии о рождении у Нее Спасителя мира Христа. Весть эту принес Богородице Архангел Гавриил, держа в руках прекрасную лилию, символ совершенной чистоты и непорочности. Поэтому в этот праздничный день православные храмы источают тонкий аромат лилий, которыми он наполнен. На аналое – икона праздника Благовещения, которую также украшают благоухающими лилиями, в память о том евангельском повествовании. В знак почитания Богоматери, в композицию часто включают синие или фиолетовые цветы хризантем, ирисов, тюльпанов, ибо в церковной традиции синий цвет считают цветом Богородицы. Конечно, икону располагают на синем или фиолетовом аналойном покрывале.

Дома, бесспорно, также отдают честь Первообразу – Деве Марии, украшая ее икону Благовещения цветами. Можно специально вышить к этому празднику рушник – льняное полотенце с рисунком, напоминающим сюжет праздника или просто вышитыми цветами, как это делали наши бабушки и прабабушки, и украсить им, как бы обвернуть, икону. Домашний иконостас, с любовью составленный и красиво убранный, притягивает к себе своим теплом веры и наполняет все наше жилище неземным уютом.

Вербное воскресение – это окончание Четыредесятницы, закончился Великий пост, впереди Страстная неделя. Мы знаем из Евангельского повествования, что в этот день Господь наш Иисус Христос въезжал на ослике в Иерусалим, чтобы быть преданным, схваченным, осужденным и распятым. А пока – ликование. «Осанна», - кричит толпа и бросает под ноги Спасителя ветви пальм, в знак признания за Ним царского достоинства. В русской православной традиции этот день принято называть вербным, т.к., по нашему обычаю, в этот день все приходят в храм с букетиками вербочек – первых живых кустиков, распустивших свои пушистые почки после зимы. Приносят их и в память Входа Господня в Иерусалим, и в знак побеждающей любви и верности своему Божественному Учителю. Вокруг аналоя с иконой Праздника – Вход Господень в Иерусалим, размещают напольные наполненные вербами большие вазы, а саму икону обрамляют лилиями, белыми розами, хризантемами, в знак того, что в этот день в Иерусалим входил Сам Бог, Совершенный и Безгрешный. И в память о том, что вайи, или пальмовые ветви, под ноги ему бросали дети, невинные, чистые, каковых «есть Царство Небесное». Вербочки, которые мы приносим в этот день в храм, освящают специальным чином, и мы уносим их домой, искренне веруя, что приносим в свой дом частичку благодати. Поэтому и размещаем их, чаще всего, именно в иконостасе, рядом с иконой Праздника. Мы ставим их в вазочку с водой, тогда вербочки могут дать корни и их можно будет высадить в землю. А можно поместить вербочки за большую домашнюю икону так, чтобы веточки с пушистыми почками были видны и словно украшали собой домашнюю святыню. Освященные вербы не выбрасывают, их необходимо сжечь, когда они начнут подсыхать..Но пройдет до этого момента еще целый год. Мир христианской религии – это мир совершенной красоты и гармонии. Поэтому все христиане стремятся в нашей земной жизни свидетельствовать о ней, создавать на земле ее отражение.

В мастерской «Мерная икона» работают мастера, которые с большой любовью и мастерством изготавливают домашние иконостасы, которые позволят каждому желающему воссоздать в своем доме благолепие церковной традиции.

micon.ru

Искусство украшения цветами икон и храмов.

Братья и сестры! Начинается набор в группу на обучение декораторскому искусству и флористике в храмах. Украшение Храмов живыми цветами уже стало традицией и неотъемлемой частью проведения богослужений двунадесятых праздников. Как правило, этим занимаются кто-либо из прихожан (хорошо, если это профессионалы), либо кто-то из штатных служащих несет послушание. Предлагаю Вашему вниманию возможность пройти обучение на флориста-декоратора в Тюмени. Профессионально украшенный алтарь, входная группа, двор Храма доставят больше духовной радости Вашим прихожанам. Информация — ниже, во вложении. В стоимость обучения (14000руб.)  входит флористический раздаточный материал, оплата преподавателей, кофе-паузы. У всех слушателей будет возможность за время обучения составить индивидуальный проект декора Храма, для которого обучается. В подарок слушателям — фотосессия со своими работами. Зачетная работа — украшение Храма Николая Чудотворца живыми цветами. Данный курс будет особенно интересен для приходов в честь Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время ведутся переговоры с настоятелями Тюменских храмов для прохождения обучения на их базе. Количество мест в группе ограничено тем, что практические занятия нецелесообразно проводить в группе более 10-12 человек.

Беланчук Татьяна.

This slideshow requires JavaScript.

Программа обучения курса «Искусство украшения цветами икон и храмовых праздников»

Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди. Н.О. Лосский  

Программа курса рассчитана как на начинающих флористов, так и на тех, кто уже имеет опыт работы с цветами. Теоретические и часть практических занятий проходят компактно в офисе АПБ «Радуга Улиц» по адресу г.Тюмень, ул.Широтная 83 оф.3, в течение 5 дней с 10.00 до 17.20 (две кофе-паузы по 10 мин., перерыв на обед 40 мин.), зачетный день — практическая работа по оформлению Храма Николая Чудотворца в г.Тюмени, ул.Моторостроителей д.1а. Общая продолжительность курса составляет 48 ак.часов. (17 часов — теория, 29 часов — практика), 6 дней.

 Со времен сотворения мира символом его красоты и совершенства служил райский сад с его великолепными цветами и изумительными плодами. Наши прародители Адам и Ева безмятежно жили в райском саду и после того, как были изгнаны из Рая за грехи, оказались в саду земном. И, возможно, уже в те времена первые люди возносили свои моления ко Господу в окружении цветов и зеленых деревьев.

Исторические исследования подтвердили, что в религиозных ритуалах всех когда-либо существовавших цивилизаций часто использовалось растительное оформление, чтобы подчеркнуть торжественность и красоту церемоний.

Растения — вечные свидетели Божьего устройства мира. Необходимая последовательность того, что производит природа: семя, росток, зеленые ветви, цвет, плод — напоминает человеку о его последовательном восхождении по духовной лествице.

Из многочисленных цветов Палестины в Библии иносказательно упоминаются лилия, роза и нарцисс — символы преходящего, так как они неизменно расцветают каждый год и увядают, являясь тем самым проповедью человеку о временном пребывании на земле: Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой (Ис. 40, 6); Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102, 15-16).

Цель и значение красоты живых растений надо видеть в глубоком духовном воздействии на человека, которое производят на нас овеянные божественной красотой простейшие формы растительного мира и полные силы и величия грандиозные пейзажи.

Храм всегда был тем местом, где величие духа Творца и Созидателя вызывало душевный трепет, поклонение, стремление внести свою лепту в таинство единения Бога и человека. Цветы в православном храме — это древнейшая благочестивая традиция. И мы стараемся по мере сил и возможностей поддерживать ее. Цветочное украшение праздничных богослужений должно гармонично вписываться в сложную архитектуру храма, соответствовать определенным правилам и церковным канонам.

Имея большой опыт флористического оформления храмов, мы передаем свои знания и навыки тем, кто хочет украшать церковь цветами правильно с точки зрения православных канонов и по-настоящему профессионально. Мы научим Вас подбирать ассортимент растений для храма, составлять эскизы, пользоваться разнообразными флористическими техниками и многому другому.

Программа курса охватывает большой объем теоретической и практической информации, необходимой для украшения храма цветами. На занятиях изучаются классические основы флористического мастерства, законы композиции, устройство храма и его символика, православные праздники и традиции, связанные с цветами. На практических занятиях отрабатываются различные флористические техники, выполняется большое количество работ, наиболее часто применяющихся в оформлении храмов к праздничным богослужениям.

Храмовая флористика — часть церковной жизни, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры и дорожки и др. До начала составления эскизов композиций флорист обязан изучить архитектурные особенности украшаемого храма — цветочные композиции должны гармонично вводиться в его облик.

Начинают составление композиций, в первую очередь, с определения цвета праздника: закон православного богослужения — основной принцип украшения. Чаще всего флористическими работами украшаются Царские Врата, иконостас, иконы праздника и особо чтимые иконы, рамки с мощами святых, вход в церковь и надвратные иконы. При оформлении цветами православного храма флористу надо учитывать и традиции русского искусства в использовании форм и цвета— все то, что так ярко проявляет себя в архитектуре и интерьере большинства русских церквей.

Послушание по украшению храма цветами требует непрестанного труда. Необходимо читать много православной литературы, в том числе святоотеческое наследие по христианскому искусству, — не говоря уже о том, что для православного флориста обязательно чтение Священного Писания и исповедование Таинств Церкви. Только с помощью Божией, с молитвой и с приложением больших трудов у флориста получится такая православная композиция, которая станет частью храма, и тогда служба, иконы, голос священника и одеяния священнослужителей, хор, архитектура и интерьер сольются воедино.

Совершенно не важно, обладаете вы необходимыми навыками и опытом флористического дизайна или нет, главное — искреннее желание создавать красоту земную, которая будет воспевать Небесную Красоту. На практических занятиях слушатели под руководством педагога самостоятельно делают большое количество флористических работ, которые лучше всего подходят для украшения интерьера храма. Подробно рассматриваются варианты украшения аналойной иконы, Царских врат, солеи, алтаря, икон на иконостасе, икон в киотах, Плащаниц, выносного креста и Голгофы, мощевиков и рак с мощами, выносных свечей и т.д. Изучается множество техник. В конце каждого занятия проходит подробный разбор работ слушателей. Зачетное занятие проходит непосредственно в Храме.

Для большей пользы от курсов приветствуется иметь с собой в электронном виде фото Вашего Храма. За время учебы Вы сможете под руководством преподавателей выполнить индивидуальный проект цветочного убранства для Вашего Храма.

Данный курс в основном ориентирован на отработку практических навыков флористического мастерства, т.к. за короткий период курсов невозможно глубоко вникнуть в традиции православия, его каноны, интереснейшую символику.

По окончании курса выдается сертификат.

На все вопросы Вам ответят по тел. : +7(3452)79-28-82, +7(3452)678-517, +7(922)268-53-88 Беланчук Татьяна Климентьевна__

Основные принципы в работе по украшению Храмов

  1. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет.
  2. Все растения (ветви, цветы, плоды) должны быть на «втором» плане или уровне. Крест, Икона или иной атрибут богослужения ни в коем случае не должен «утопать» в композиции. Цветы должны подчеркивать смысл иконы (Креста), но не отвлекать от его восприятия.
  3. Использование форм и символики церковного искусства: иконопись, стенопись, храмовое зодчество, интерьер, кувуклии, оклады, хоругви, иконостасы и т .д. То есть в обязательном порядке цветочные композиции должны гармонично вводиться в интерьер конкретного храма. Это соответствует такой художественно-композиционной особенности как гармоничность и форма.
  4. Начинают составление композиций с определения цвета праздника — это закон православного богослужения, то есть цвет облачений священнослужителей, что должно быть основным принципом.
  5. Символика растений. Главный цветок в Церкви — лилия — крина, затем — роза… — подтверждения этому мы находим в Священном Писании. История христианской флоросимволики раскрывает нам глубины духовные, используя достаточно много растений, которые мы при внимательном рассмотрении храмовых интерьеров найдём и на своих приходах.

Скачать программу курса: Программа для украшения Храма Николая Чудотворца (18-23 апреля 2016 г.),  Объявление «семинар 18-23.04 в Тюмени» Доп. контакты: skype t.belanchuk

rainbowstreet.ru

green-gold.su зеленое-золото.рф perfecthome72.ru

hram72.cerkov.ru

Сообщество зеленых человечков

 

Цветы в православном храме не только уместны, но и желательны. Их красота напоминает человеку о совершенстве небесном, о райском саде. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события.

Традиция украшения цветами православных храмов на Руси насчитывает по меньшей мере несколько столетий. Однако формы и приемы цветочного оформления с развитием искусства флористики в последнее десятилетие претерпели значительные изменения. 

В наши дни для цветочного оформления применяются современные материалы, позволяющие создавать особенно красивые элементы, идеально гармонирующие со строгим и величественным убранством православного храма. Православная архитектура и декор складывались на протяжении многих веков, и та гармония, которую мы видим, заходя в храм, результат продуманного, сбалансированного решения всех элементов. Цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, ни в коем случае не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий духовный смысл богослужения.

Православные традиции украшения храма цветами 

Существуют определенные традиции цветочного оформления храмов, тесно связанные с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь — главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета». Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины же могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника. 

Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства.

Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника. Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. И здесь тоже решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы, геликонии, стрелитции, протеи, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю его архитектуры и внутреннего убранства. К вопросу об использовании даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Нежелательно украшать храмы большим количеством цветов с сильным запахом, который перебивает традиционный аромат кадильниц и может вызвать аллергическую реакцию у прихожан.

В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю. Гораздо лучше обратиться к исконно русским формам и традициям. В прежние времена для украшения храма использовались простые симметричные букеты и гирлянды, сплетенные из цветов. Современные техники позволяют создавать пышные элементы с использованием меньшего количества растений, значительно продлить срок их декоративности.

 Технология создания цветочных композиций для украшения храма 

Для создания цветочных композиций и гирлянд сегодня применяется оазис. Это искусственный пористый материал с капиллярной структурой, прекрасно впитывающий и долго удерживающий влагу. Его можно приобрести во флористических или цветочных магазинах. Существуют специальные готовые формы на пластиковой основе для создания венков и гирлянд, которые значительно облегчают работу над цветочным оформлением и позволяют легко создавать сложные элементы.

Традиционный цвет оазиса, предназначенного для составления композиций из живых цветов, — темно-зеленый. Это делает кусок оазиса практически незаметным под растениями.

На оазисе можно создавать напольные композиции для размещения при входе в храм, возле иконы праздника, по обеим сторонам от царских врат или в алтаре. Специальные пластиковые формы, заполненные оазисом, удобны для наиболее простого выполнения гирлянд, обрамляющих царские врата, иконы и другие элементы декора храма.

Работать с оазисом очень просто и удобно. Для того чтобы пропитать оазис, его кладут на поверхность воды, налитой в плоский, но достаточно глубокий сосуд. По мере насыщения влагой оазис постепенно погружается в воду. Не рекомендуется поливать флористическую пену водой сверху или надавливать на нее, чтобы ускорить погружение. Повторное использование оазиса для живых цветов также нежелательно, поскольку отверстия от стеблей образуют в нем пустоты, которые будут препятствовать обеспечению новых растений влагой. Увлажненный оазис помещается в сосуд, предназначенный для композиции (например для гирлянды; кстати, в отличие от самого оазиса, пластиковые формы можно использовать многократно), или в специальную форму.

Если оазис ставится в глубокий сосуд, например для создания напольной композиции в высокой вазе, то он просто вырезается строго по размеру емкости. В других случаях оазис необходимо закрепить в сосуде. Для этой цели наиболее часто используется специальная липкая лента «анкор», наклеивающаяся крестообразно поверх куска оазиса и фиксирующаяся на краях вазы. Затем следует подготовка выбранных для композиции растений: удаляются лишние листья и шипы, подрезается на необходимую длину стебель.

В предварительной обработке нуждаются практически все растения. Основная ее цель — создать условия, обеспечивающие максимальный срок жизни срезанных цветов. Срез делается под косым углом, в качестве инструмента предпочтителен острый нож. Чем больше площадь среза, тем свободнее растение сможет поглощать влагу и соответственно сохранять свою свежесть. Чтобы получить ровную поверхность, цветы подрезаются одинаково, в случае сложной ступенчатой композиции длина стеблей зависит от местоположения цветка. Следует помнить, что срезанные цветы боятся сквозняков, прямых солнечных лучей, повышенной температуры и сухости воздуха, резких перепадов температуры. Все эти факторы могут неблагоприятно сказаться на их стойкости. Очередность постановки цветов определяется по принципу — сперва более крупные, затем мелкие. В получившейся композиции не должно быть выраженных пустот.

Перед тем как поместить в оазис цветы, его декорируют зеленью. Для этой цели подойдет практически любая декоративная зелень, наиболее часто используются аспарагус, рускус, листья галакса. Прежде чем  приступить к работе над созданием композиции, рекомендуется выполнить на бумаге предварительный рисунок — эскиз. Это позволяет наиболее четко представить внешний вид будущей аранжировки, оценить ее достоинства и избежать многих ошибок при ее выполнении. Пропорции композиции задаются правилом золотого сечения, которое универсально для всех видов искусства: «целое относится к своей основной части, как эта основная часть относится к меньшей части». Руководствуясь этим несложным правилом, легко вычислить, например, необходимую высоту композиции, исходя из параметров вазы. Затем выбирается форма композиции. Это одна из ключевых характеристик, оказывающая огромное влияние на общий вид и впечатление от цветочной аранжировки. Форма композиции определяется ее назначением, характером цветов, формой сосуда.

В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы. Круглая форма хороша в тех случаях, когда нужно, чтобы композиция хорошо смотрелась со всех сторон, например при размещении возле аналоя или у входа в алтарь. Такие композиции, как правило, симметричны, но это не означает, что они однообразны. Материал должен быть распределен так, чтобы букет был красивым со всех сторон, но при этом он может быть необычным и оригинальным. Вертикальную форму можно создать, используя соцветия в виде колоса. Высокие вертикальные композиции хорошо смотрятся возле входа в храм, около икон или по обеим сторонам царских врат. Практически каждый значимый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления.

Цветочное оформление православных праздников 

Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет — самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением зелени — прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет — символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне — один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков — розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне. Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе. 

Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.

Светлое Воскресение Христово — важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

Троица — один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо. 

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.

Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале — из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань — кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты — профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

Мы приносим свои извинения, но оставлять свои комментарии могут только члены Сообщества зеленых человечков.

www.plantopedia.ru

О цветочном благоукрашении православных храмов

Зарина Давидовна Туаева

Белый, голубой, красный, зеленый...О цветочном благоукрашении православных храмов

«Благоухание цветов — это фимиам Богу.Цветы — кадильницы».Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Традиция украшения храма цветами, ветвями деревьев, травами берет начало в глубокой древности. Сегодня она переживает период расцвета. Чтобы создать цветочное оформление икон и приделов, специально приглашаются профессиональные флористы; в иных церквах обходятся силами собственных умельцев — кстати, далеко не всегда уступающих профессионалам в мастерстве.

Благоукрашение каждого храма имеет свои особенности, зависящие от вкуса и характера людей, чьими трудами древняя традиция воплощается во всем своем многообразии. Посмотрим, как это происходит, например, в одном из старейших храмов Москвы — церкви святителя Николая в Кленниках на Маросейке.

С этим храмом неразрывно связаны имена святого праведного Алексия, старца Московского, и его сына священномученика Сергия Мечёвых, создавших к началу 1930-х годов маросейскую «покаяльно-богослужебную семью» из прихожан, которые, помимо участия в богослужениях, вместе изучали Священное Писание, занимались в различных кружках1.

Членом общины была и София Александровна Энгельгард — преподаватель иностранных языков, прекрасно умевшая изготавливать искусственные цветы (найти в послереволюционной Москве цветы живые было более чем проблематично)2. Она обучила этому искусству несколько человек, и в результате к праздникам храм богато украшался гирляндами и букетами, о чем можно судить по сохранившимся акварелям другой маросейской прихожанки — выдающегося иконописца Марии Николаевны Соколовой (монахини Иулиании).

...Канун очередного церковного праздника. Идет привычная спорая и слаженная работа — каждый сосредоточен на своем деле. В нижнем храме, в крестильне, тоже трудятся. Любой, входящий сюда, восклицает: «У вас тут просто райский сад!» Главная в «райском саду» - Людмила Алексеевна Новикова. Пришла в храм 13 лет назад в день своего ангела и - так совпало - в день перенесения мощей святого праведного Алексия Мечёва (29 сентября). Это - один из главных престольных праздников в Николо-Кленниках, и цветочное оформление играет в создании праздничной атмосферы не последнюю роль. Яркое многоцветье — дело рук Людмилы Алексеевны и ее помощницы Светланы Анатольевны Головановой.3

Случилось так, что Л. А. Новикова сразу «нашла» свое послушание в храме. Она оказалась не просто талантливой «цветочницей», как ее именуют маросейцы, но и настоящим профессионалом: выпускница японских школ «Икенабо» и «Согецо», участник и лауреат ежегодных международных выставок икебаны, обладатель дипломов за успехи в создании изысканных цветочных композиций в восточном стиле.

Вот только как применить свои умения в украшении православного храма, где цветы призваны деликатно и гармонично оттенять общий тон и настроение праздника, а не иметь самодовлеющее эстетическое значение? Помогли безупречное чувство композиции, цветовой палитры, фантазия, умение точно расставить акценты в сочетании с приобретенным с годами опытом церковной жизни.

Каждому празднику соответствует определенный цвет облачений: воскресные дни, праздники пророков, апостолов и святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, богородичные — в голубых, дни памяти мучеников — в красных, преподобных и юродивых — в зеленых. Зеленый цвет преобладает и в День Святой Троицы, Духов день, на праздник Входа Господня в Иерусалим... Описать благоукрашение храма для всех праздников в рамках краткого очерка невозможно, остановимся подробно лишь на некоторых.

На Троицу (Пятидесятницу) храм утопает в молодой зелени березок. Полевые цветы и устилающие пол свежескошенные луговые травы наполняют все вокруг благоуханием. Этот обычай пришел в христианство из ветхозаветных времен. На 50-й день после Исхода на горе Синай Бог даровал Моисею десять заповедей. В память завета между Богом и Его народом люди украшали свои жилища ветвями деревьев и цветами. Праздник отличается многоцветием. Цветы берутся любые, но в букетах традиционно присутствуют полевые. На Маросейке травы, устилающие пол, посыпаются лепестками цветов, что придает зеленому ковру еще большую нарядность.

Атмосфера Троицына дня прекрасно передана в «Лете Господне» И. С. Шмелева: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним».

На Преображение церковь облачается в алое и золотое, напоминая нам о просиявшем на горе Фавор нетварном божественном свете. В этот день издревле было принято приносить в храм для освящения начатки плодов нового урожая. Христиане первых веков приносили виноград и колосья пшеницы. В наших широтах «гроздия» заменили яблоками, обильно поспевающими в августе, отчего и пошло второе, народное название праздника — «Яблочный Спас». О «лазури Преображенской» и «золоте второго Спаса» писал Б. Л. Пастернак в стихотворении «Август» (1953). А вот еще отрывок из «Лета Господня»: «Преображение... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоро-нящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях». Подсолнухи, яблоки, гроздья винограда и рябины, колосья пшеницы — основной мотив в украшении аналойных икон храма на Маросейке.

Пасха... Ей предшествует Великий пост, в течение которого храм украшается минимальным количеством цветов: букеты отличаются строгостью, монохромностью — ничто не должно нарушать царящей в храме покаянной атмосферы. Но вот наступает праздник Входа Господня в Иерусалим, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующую Неделе Пасхи. Въезжающего «на осляти» в Иерусалим Иисуса Христа на-род приветствовал, устилая Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. У этого праздника много названий: Неделя ваий (ветвей), Пальмовое воскресенье, Неделя цветоносная, а также (в просторечии) Вербное воскресенье, поскольку пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находится в «Изборнике Святослава» 1073 года. Естественно, в оформлении аналойных икон в букетах обильно присутствуют веточки этого предвестника весны.

В самый канун Пасхи, в Великую Пятницу, в Православной Церкви совершают вечерню с чином выноса Плащаницы, а вечером — утреню Великой Субботы с чином ее погребения.

Плащаницей называют плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе. Ее устанавливают на возвышении в центре храма, умащают благовониями в память о том, как жены-мироносицы принесли ароматы, чтобы помазать ими Тело погребенного Христа, украшают зеленью и цветами — исключительно белыми, символизирующими чистоту Плащаницы, которой благообразный Иосиф с Никодимом обвили снятое с Креста Тело Господа. Почти в каждом храме сложился свой стиль украшения Плащаницы, есть он и на Маросейке. Саму Плащаницу обвивает по краю гирлянда из белых роз, а вокруг устанавливаются симметрично расположенные вазы с букетами из белых же цветов, со-ставляющие единую композицию.

А в пасхальный день храм расцветает нарядными букетами у икон и выносных свечей; основная гамма праздника — красный, желтый, зеленый.

В день Успения Пресвятой Богородицы одеяния священнослужителей, как и все убранство храма, выдержано в белых, голубых, слегка розоватых тонах. В тех же тонах украшается и Плащаница, основной цвет которой — синий. Эти тона подчеркивают общее настроение праздника — возвышенное и сердечное, напоенное любовью к Царице Небесной — «теплой Предстательнице и Помощнице», по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского. Цветком Богородицы является лилия — символ чистоты и непорочности. Лилии и составляют основу цветочного набора при украшении Плащаницы Богородицы. В дополнение к ним используются белые розы, хризантемы, фрезии, гипсофила.

На все богородичные праздники храм украшается подобным образом.

На Рождество Христово храм бывает убран пахучими еловыми ветвями. У икон, у солеи размещают еловые деревца — на Маросейке их «припорашивают», как снегом, веточками белой пушистой гипсофилы. Еловые гирлянды свисают с перекладин, хвоя вплетается в букеты у икон. А перед алтарем устанавливают главную икону праздника, заботливо прикрытую вертепом из еловых веток. В центре над иконой — большой цветок белой лилии: символ вифлеемской звезды. Сама икона окружена колосками пшеницы, символизирующими ясли, в которых появился на свет Спаситель мира.

Не обходятся без цветов, конечно же, и на престольные праздники. Так, в дни празднования святителя Николая Мирликийского в Никольском приделе с особой пышностью украшается аналойная икона, а также большая икона святителя в ризе. Отличительная черта цветовой гаммы — яркость и многообразие. Благоукрашение храма к другому престольному празднику — Казанской иконе Божией Матери — по традиции выдержано в белых, голубых, нежно-розовых тонах; в наборе цветов преобладают розы, хризантемы, лилии.

В заключение уместно будет привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, что цветы призваны не только радовать глаз, но и назидать нас в нашей гордыне: «Можно еще учиться смирению при виде красоты и нежности у цветов и их скорого увядания. Хороши и нежны цветы, но нечем им гордиться: они не свои, а Божии, и притом скоро увядают. Точно так же и красивые люди и величественные мужи, как цветы полевые и стройные дерева, — ничем не могут похвалиться: Божие творение их тело, ничего в нем нет у них своего, о душе и говорить нечего, она также вся Божия...»4.

1Воспоминания маросейцев. Рукописный архив храма святителя Николая в Кленниках.2См. о С. А. Энгельгард: «Друг друга тяготы носите...» Кн. 1. М., 2012. С. 271.3У Людмилы Алексеевны много и других помощников — взрослых, детей из воскресной школы, которых она стремится обучить основам своего искусства, пользуясь приобретенным за много лет опытом преподавания на курсах флористики.4Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 1. СП6., 1993. С. 57-58.

Публикуется по изданию: «Московский Журнал» № 12, 2013, С. 88 – 96.На сайте использованы фотографии цветочного убранства храма, сделанные прихожанами: Максимом Егожей, Татьяной Ермолинской, Андреем Стуловым.

www.klenniki.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.