Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Усекновение главы иоанна предтечи когда праздник


11 сентября 2015: Усекновение главы Иоанна Предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», — писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие — насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день — строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник — выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи — история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте — чтобы она не была поругана иноверцами.По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам — паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился — горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика — священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным — кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли — это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь ПредтечеПамять праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи — это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной — Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, – быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? – и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть – Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, – словно этого человека нет. Он и его призвание – одно и то же; он – голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он – друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он – друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее – страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди – мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он – Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он – Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, – ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех – самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Аминь.

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове — по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи — изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета — цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник — начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что  «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

foma.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Традиции праздника

Полное название праздника: усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна

Усекновение главы Иоанна Предтечи — один из великих церковных праздников. Традиция праздновать день мученической кончины Иоанна Предтечи — Усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна, который установлен 11 сентября (29 августа по старому стилю), возникла уже в первые века христианства. Святой славный Пророк Иоанн Предтеча в православной традиции почитается как самый великий из святых. Господь Исус Христос назвал Пророка и Предтечу Господня Иоанна ангелом и сказал, что

из рожденных женами не восставал бо́льший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

После Пресвятой Богородицы ему посвящено самое большое количество церковных праздников.

Как тебя назовем, Пророче? Ангела ли, апостола ли, или мученика? Ангела, потому что как безплотный жил; апостола, потому что научил народы; мученика, потому что твоя глава усечена была за Христа.

(Литийная стихера празднику Усекновения главы Иоанна Предотечи, русский перевод)

О мученической кончине Иоанна Предтечи в 32 году по Рожестве Христовом повествуют Евангелие от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29). Священное Предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова. 

От редакции

Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях. Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи — «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro — «перед», dromos — «движение»). Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа. В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».

Содержание

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Событие праздника

Совершив Крещение Исуса Христа, Иоанн Предтеча продолжил свое пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного Христа Спасителя. В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа-четвертовластник, сын Ирода Великого, который убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа, ещё при его жизни. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата (Лк. 3, 19, 20). Согласно закону Моисея, Иоанн Предтеча обличал беззаконное смешение, нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй».

«Лют убо есть воистину, братие, блудныи грех: лютейши же и тяжчайши есть невоздержания страсть, и плотьския нечистоты недуг: домы бо великия разруши, и грады от основания низложи, и брани лютыя подвиже, и братию друг на друга разгневи Сего ради и Божественный апостол Павел поучает глаголя, бегайте блуда» (Учительное Евангелие. Поучение на Усекновение честныя главы святаго Иоанна Предотечи).

В Евангелии от Марка говорится, что Ирод был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6,20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады — Саломее (она не названа в Евангелии по имени, мы узнаем ее из трудов историка Иосифа Флавия) выполнить любое её желание. Однако, согласно Евангелию от Матфея, Ирод и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14,5). Иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, но в угоду Иродиаде Ирод посадил его в темницу. Некоторые церковные историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. И как Иезавель искала убить святаго пророка Илию, как злобой и ненавистью воспылала египтяныня к Иосифу, так же и скверная Иродиада искала убить Пророка и Предтечу:

Паки Иезавель ликует на Илию, паки египтяныня Иосифа ищет, Пророка же и Крестителя Спасова — ныне явльшаяся Иродиада сквернавая (Девятая песнь Канона на Усекновение главы Иоанна Предотечи).

Через год Ирод, празднуя день своего рождения, устроил пир вельможам, тысяченачальникам и галилейским старейшинам. На пир пришла дочь Иродиады, падчерица Ирода — Саломея, и стала плясать, чем угодила царю. Танец Саломеи так понравился Ироду, что он велел ей просить всего, чего она хочет, и поклялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея спросила у матери, что ей попросить у Ирода. Иродиада, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну Крестителю и навсегда избавиться от упреков и обличений, потребовала голову Иоанна Крестителя. Саломеявозвратилась к Ироду и потребовала сейчас же на блюде главу Иоанна Предтечи.

Пляса́ учени́ца вселука́вого дия́вола, и главу́ твою́ Предоте́че мзду́ взя́т. О, пи́ра испо́лнь кро́ви. Лýчше бе не кля́тися И́роде беззако́нне, лжи́ внýче. А́ще ли же и кля́лся еси́, но не о добре́ кля́тся. Бо́льше бе солга́вшу жи́знь получи́ти, не́же и́стинствовавшу главу́ предоте́чеву усе́кнути. Но мы Крести́теля я́ко в рожде́ных жена́ми бо́льша, досто́йне чтýще ублажа́ем (Стихера на Усекновение главы Иоанна Предотечи).

Танец Саломеи, фреска в монастыре святого Иоанна, XII в.

Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее.

И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей (Мф. 14-9)

По преданию, и после кончины уста Проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломея взяла блюдо с главой Иоанна Предтечи и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык Пророка иглой и, одержимая яростью, пронзила святую главу кинжалом.

Святитель Иоанн Златоуст в Слове на день Усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна пишет: «Кто в достаточной мере обличит безумие Иродово, проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене. Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто. Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто. Однако, лев и змий питают менее злобы, нежели злая женщина, как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: «Лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною».

Иродиада не позволила, чтобы главу Иоанна Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Она закопала святую главу в нечистом месте.

Поднесение Саломее главы Иоанна на блюде. Фрагмент иконы

Узнав об этом, благочестивая Иоанна, жена Хузы — домоправителя Иродова, тайно взяла святую главу Иоанна Предтечи и погребла ее в глиняном сосуде на горе Елеонской. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предтечи и погребли в Севастии, там, где совершилось убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предтечи. Не найдя её, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предтечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей еще при их земной жизни. По преданию, Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед, который сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. 

 «Божиим же отмщением, лед стисну выю ея крепко, и висяше телом в воде, главу на леду имущи удержанну. И яже плясаше иногда ногами по земли, та онема дна в реце недосязающи, в воде, аки плясание творя двизаше колеблющей я быстрине речной. И никтоже пособити ей можаше. И дотоле тако в воде висяща бе, донележе лед остр пререза шею ея». (Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тело ее не было найдено, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за безчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию, где они были поглощены разверзшейся землей. 

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — с этих слов начинается служение Пророка Иоанна в пустыне, у реки Иордан. Приблизившееся Царствие Небесное — это Исус Христос, Предтечей Которого и был Иоанн Креститель. Его предшественником он был не только на земле, где он проповедует о Христе людям и через покаяние очищает их сердца. Апостольское пророчество Иоанн Предтеча несет и в ад, в котором были Адам, Ева и все люди до Христа, до Его Крестной смерти и Воскресения. Туда сходит Иоанн в час смерти, и там благовествует о пришествии Христа. Не случайно и в праздничном тропаре поется: «благовестил еси во аде сущим, Бога явльшагося плотию, вземлющего грехи мира».

«Спасителеву Предотечи святому Иоанну, якоже Рожество Господа своего, сице и вольную того смерть, своею смертию предварити подобаше; да якоже на земли проповеда пришествие Его глаголя: грядет креплии мене в след мене. Сице и во аде держимым бывшим душам праотец святых, проповесть Господне пришествие, яко уже явися в мире чаемыи Месия» (Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна).

Сошествие Иоанна Предотечи во ад. Фрагмент иконы

На Воскресение Христово первыми к Спасителю припадают Адам и Ева, ожидавшие Его с момента смерти, а вслед за ними пророки и праотцы Ветхого Завета, включая Иоанна Предтечу, и все праведные люди земли.

Обретение честной главы Иоанна Предтечи

В традиции Православной Церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого из которых установлено отдельное празднование.

Икона Обретения честной главы св. Иоанна Предотечи. Великая Лавра на Афоне, XIV в.

Первое обретение честной главы произошло в IV веке. Земля, в которой покоился сосуд со святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия, который решил построить храм на месте усекновения главы Иоанна Предтечи. При копании рва для фундамента обнаружили кувшин со святой главой, которая была опознана по знамениям, исходившим от неё. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что она будет поругана, спрятал её в построенной им церкви, положив на том самом месте, где была его келья. После его кончины храм обветшал, разрушился и даже сравнялся с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Иоанна Предтечи.

Второе обретение произошло в V веке, в правление императора Константина Великого. Глава Иоанна Предтечи была найдена двумя иноками-паломниками, которые прибыли в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Они откопали сосуд со святой главой и решили присвоить великую святыню себе, спрятали ее в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча явился горшечнику, и, по слову Пророка, этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой Крестителя. Запечатанный сосуд передавали в его семье из поколения в поколение. Позднее сосуд со святой главой оказался у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркелу явился Иоанн Креститель и указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.

Икона Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Третье обретение главы Иоанна Предтечи произошло в IX веке. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений.

После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святой главы Иоанна Предтечи. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы есть образ Иоанна Предтечи, почитаемый как нерукотворный.

Нерукотворный образ Иоанна Предтечи на месте третьего обретения его главы, в Команах Абхазских

Православная церковь празднует первое и второе обретение 8 марта (24 февраля по старому стилю), третье обретение — 7 июня (25 мая по старому стилю).

Дальнейшая история святыни остаётся неясной. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения — каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Магометане (Иоанн Предтеча почитается у магометан как пророк Яхья ибн Закарийя) считают местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католики — римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о передней части черепа, привезённой из четвёртого крестового похода, которая хранится в соборе Амьена (Франция). Местонахождением частей главы также называется турецкая Антиохия и один из монастырей Армении.

И всё же наиболее вероятным местом нахождения святыни считается собор Амьенской Богоматери во Франции. Из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы имеет четкий исторический путь. От святыни исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. У французов даже возникла традиция мириться около святыни.

Святая глава Иоанна Предотечи из Собора Амьенской Богоматери во Франции

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы — между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом.

Усекновения главы Иоанна Предтечи. Традиции праздника

Согласно церковным традициям, день Усекновения Главы Иоанна Предтечи — время строгого поста. Святой Иоанн Предтеча вёл суровый образ жизни, большую часть своей жизни он жил в пустыне без хлеба, вина и какой-либо другой пищи. В пустыне он питался только акридами и диким мёдом, пил воду и не стремился насытить свое тело, думая о своей бессмертной душе.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается и уставом иерусалимского монастыря преподобного Савы Освященного. В нем говорится, что «пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи завещан древними святыми отцами». В этот день, даже если он выпадает на воскресение, не едят скоромную пищу. В священную память о жизни и подвиге Иоанна Предтечи следует проводить этот день в строгом посте и молитве.

У старообрядцев существует запрет на танцы и бесчинные увеселения, причем не только в один только этот день, но, согласно Шестому Вселенскому собору, который в 51 Правиле определил:

совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго. (Трул. 24, 65, 66; Лаод. 54; Карф. 15).

«Плясание, — предостерегает и святитель Иоанн Златоуст, — есть не человеческое, а бесовское дело. Бесы научают нас ему, чтобы не одним им быть мучимыми в аду. И оно из всех игр есть самое худое, ибо удаляет человека от Бога и во дно адово сводит. И пляшущая жена называется невестою сатаны, любодейцею диавола и супругою бесовскою, и плящущая не только сама будет сведена во дно адово, но и все, плясавшие с нею. Она не хранит своей чести, и ею дьявол многих соблазняет и во сне, и наяву. Все, любящие плясания, в негасимый огонь осудятся. И гнусно, и скаредно и мужу с таковою женою жить . Братия и сестры, блюдитесь и не любите беззаконных играний бесовских. Особенно же удаляйтесь от плясок, чтобы не быть осужденными в муку вечную».

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение

На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни: «На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание».

Праздновать верным честную память Пророка и Предтечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять».

Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Библиотека Русской веры Канон усекновению главы Иоанна Предотечи →

Читать онлайн

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Па́мять пра́веднику с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне Предоте́че. Яви́л бо ся еси́ вои́стину Проро́к честне́йши, я́ко и в бы́стринах крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся благовести́л еси́ во а́де су́щым, Бо́га я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грехи́ ми́ра, и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Русский текст:

Память праведника почитается похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предотече, явился ты поистине из пророков честнейший, ибо удостоился в быстром течении крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав, с радостью благовествовал и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, вземлющего грехи мира, и подающего нам великую милость.

Кондак. Церковно-славянский текст:

Предоте́чи сла́вное усекнове́ние, смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ствено, да и су́щым во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нно уби́йство испроси́вши. Не зако́н бо Бо́жии, ниже́ живы́и ве́к возлюби́, но ле́сть вре́менную.

Русский текст:

Предотечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы и пребывавшим во аде проповедать пришествие Спасителя. Да рыдает же Иродиада, беззаконное убийство испросившая. Не закон бо Божий возлюбила, не вечную жизнь, но лесть временную.

Величание празднику:

Велича́ем тя Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я ти главы́ усекнове́ние.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Народные традиции и суеверия

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли Полетовщик, Полеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост. В древней Руси на традиции празднования сильно влияли языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели другое значение. Например, считалось, что в праздник Усекновения нельзя есть круглые плоды и овощи, потому что они похожи на главу Пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом, а также не принято было есть что-нибудь на блюде, чтобы не вызывать воспоминаний о том блюде, на котором лежала голова Крестителя. Старались спрятать подальше острые предметы — они напоминали меч, которым воин отсек голову святого. Овощи не резали, а хлеб ломали руками. По белорусскому поверью, связанному с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи, в течение года голова святого почти прирастает обратно, но как только люди в этот день начнут резать хлеб — снова отпадет. У южных славян в день Усекновения главы Иоанна Предтечи строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки, так как считалось, что «это кровь святого Иоанна». Поэтому в этот день не ели черного винограда, помидоров и красного перца. 

Цель всех этих обычаев состояла в том, чтобы не вызывать никаких воспоминаний о мученической кончине великого праведника и всячески избегать таких действий и поступков, которые напоминали бы это грустное событие. Для большей же крепости соблюдения этих правил крестьяне верили, что нарушителей наказывает сам Иоанн, посылая неурожаи на плоды, а то и просто отнимая руки и лишая языка. 

Существуют и другие народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает». В этот день строго постились (считалось большим грехом даже есть рыбу, хотя и говорят, что на Ивана-постного рыбы в реках особенно много), не водили хороводы и не пели песен, к столу было принято звать бедняков и странников. По народной примете, люди, страдающие головными болями, испрашивают себе у этого святого исцеление.

За множеством различных примет теряется истинный смысл праздника. Православная Церковь говорит нам, что эти суеверия не имеют никакого основания и, кроме того, оскорбляют христианскую веру. Сравнение кочана капусты или арбуза с честной главой Иоанна Предтечи — недопустимо.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Иконы

В Православной Церкви известны иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи еще ранневизантийской эпохи. В средневизантийский период широкое распространение получил иконописный сюжет, в котором Иоанн Предтеча склонился, а воин заносит над ним меч, действо происходит на фоне пустыни. Также святую главу изображали отделенной от тела, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

Русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде.

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVII в. Россия

С усекновением главы Иоанна Предтечи символически связаны еще два иконописных сюжета: на иконах сошествия Христа во ад святой Пророк и Предтеча изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы. Другой образ — так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», который был особенно распространен в России в XVI—XVII веках.

Иоанн Предотеча Ангел пустыни. XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

На иконе Иоанн Предтеча изображается как отшельник, проповедник покаяния, предшественник монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. На хартии (свитке, который он держит в руках) обычно написано: «Се Агнец, вземляи грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное».

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии так называемых «таблеток» Софии Новгородской. Конец XV — начало XVI века. Государственный Русский музей

Распространены также иконы святого Иоанна Предтечи с клеймами — сценами из его жития.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием

Храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Один из древнейших храмов, сохранившихся до нашего времени, — шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви, и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III в селе Дьякове, с молением о даровании великому князю наследника престола.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

В честь рождения сына Василий III повелел в 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, который был упразднен задолго до революции. Также вскоре после рождения сына Василия III — будущего Ивана Грозного — в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь, а его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Монастырь ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рожества Иоанна Предтечи, стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца.

В честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи освящен храм Кирилло-Белозерского монастыря в Вологде. Храм был построен  в 1531-1534 годах вне монастырских стен на холме, рядом с поставленной преподобным Кириллом Белозерским часовней. Позднее территория вокруг этого храма была обнесена невысокой каменной стеной и стала называться Малый Ивановский монастырь, а холм, на котором возвышался храм, — Ивановской горкой. В интерьере храма Усекновения главы Иоанна Предтечи столпы имеют круглое сечение, благодаря чему выглядят массивно, профилировка капителей и импостов плоскостна. Богато декорирован барабан, украшенный ставшим традиционным для Белозерья орнаментальным поясом. Стены храма имеют позакомарное завершение. Церковь Усекновения Иоанна Предтечи имела вторую меньшую главку, размещавшуюся над юго-восточным углом — приделом, посвященным преподобному Кириллу. Позднее покрытие по закомарам уничтожили, малый барабан сломали. В южной и западной стенах на месте украшенных живописью киотов пробили новые большие окна. Наружные стены храма, прежде беленые, выкрасили в красный цвет.

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предотечи Кирилло-Белозерского монастыря в Вологде

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен придел Троицкого собора Михаило-Клопского монастыря в д. Сельцо Новгородской области. Дошедший до нас ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи, во имя Иоанна Лествичника, Феодора Стратилата) пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. В течение всего времени Троицкий собор неоднократно перестраивался.

Троицкий собор Михаило-Клопского монастыря в Новгородской области

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен придел церкви  Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье.  Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик-бегунок-поребрик».

Церковь Богоявления с Запсковья

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен придел церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Рудаково Тульской области. Основание церкви относят к началу XVII в. Покровский храм является трехпрестольным и имеет два придела: во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. В настоящее время храм руинирован.

Покровский храм в пос. Рудаково Тульской области

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен собор в г. Керчь Республики Крым. Собор был построен в 900 или 1000 гг. Церковь представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм с единственным куполом на высоком барабане. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из белокаменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает керченской церкви оригинальность и остроту, ее не спутаешь ни с какой другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы — базиликальная и крестово-купольная. В 1834 г. к храму был пристроен новый придел, в 1846 г. базилика была увеличена к западу каменной пристройкой с колокольней, при этом стена древнего нартекса была разобрана. В конце ХIХ века к северному фасаду базилики было пристроено помещение второго престола с разборкой части стен базилики. В советский период храм был закрыт. С 1990 года храм вновь стал действующим.

Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в г. Керчь Республики Крым

Также во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи освящена церковь Секуского Иоанно-Усекновенского монастыря в д. Вынэторь-Нямц Румынии. Церковь построена между 1602 и 1605 гг.

В с. Арборе Румынии освящен храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм датируется 1502 или 1503 гг.

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи располагается в Иерусалиме (Старый город). Церковь состоит двух частей: нижней и верхней. Нижняя, сегодня подземная часть, — более древняя, относится, к V-VI векам. Вероятно, пострадала при персидском нашествии в 614 г. Затем была отстроена орденом иоаннитов в XI веке. Церковь иоаннитов была разрушена в 1244 г. Восстановлена в 1842 г.

В настоящее время в старообрядчестве храмов, построенных в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Господня, практически нет. Сегодня престольный праздник отмечает только Смильгяйская староверческая религиозная община Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.

Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предотечи Древлеправославной Поморской Церкви. Смильгяй, Литва

Автор: Нина Лукьянова

ruvera.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи 2019: какого числа, история и традиции праздника

Казалось бы, событие, о котором вспоминают в этот день – печальное и даже скорбное: в темнице был казнен величайший из пророков. Церковь называет святого Иоанна «Пророком, Предтечей и Крестителем Господним». Сам Христос засвидетельствовал о нем в Евангелии от Матфея: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Наверное, поэтому имя «Иван» испокон веков было самым любимым и распространенным на Руси.

Стал большим церковным торжеством и день 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи. Этот праздник не относится к числу самых главных, но в народе нашем он почитался и проводился по-особому, торжественно и чинно. Строгий пост в этот день налагают на себя даже те верующие, кто не особенно склонен воздерживаться от животной пищи на протяжение года. В этом обычае самоограничения – дань уважения к аскетической жизни Иоанна Крестителя. Известно, что, обитая в пустыне, пророк питался диким медом да чахлой растительностью. И еще: отчасти пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи направлен также против греха чревоугодия и пьянства, поскольку убит Креститель Иисуса был по приказу царя Ирода во время хмельного пиршества.

www.kp.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи - традиции и история. Когда его отмечают?

Усекновение главы Иоанна Предтечи - православный праздник, посвященный смерти Иоанна Крестителя. Отмечается 11 сентября.

Иоанн Креститель. Кто это?

Иоанн Креститель - пророк и предшественник Иисуса Христа, совершающий ритуальные омовения для очищения от грехов. Крестил Христа в реке Иордан.

Крещение Господне. Тинторетто, вторая половина XVI века. Источник: Википедия

И сказал Ирод: «Иоанна я обезглавил». История казни Иоанна Предтечи

История возникновения праздника описана в Евангелиях от Марка и Матфея. В Евангелии от Луки лишь упоминается сам факт казни, но без подробностей.

По преданию, царь Ирод ушел от законной супруги к жене своего брата Филиппа Иродиаде. Пророк Иоанн пытался убедить царя, что тот нарушает седьмую заповедь «не прелюбодействуй». В народе Иоанна почитали великим пророком, и Ирод не посмел причинить ему вреда, но все же бросил в темницу, не потерпев обличения.

Иоанн Креститель. Эль Греко, 1600-1605. Источник: Википедия

В день своего рождения царь устроил пир, на котором дочь Иродиады Саломия исполнила танец. Танец пришелся Ироду по душе, и он прилюдно пообещал дать падчерице все, чего бы та ни пожелала. По совету своей матери Иродиады, Саломия попросила у царя головы Иоанна Крестителя. Ирод боялся разгневать этим Бога, но не захотел нарушать своей публичной клятвы. В темницу, где сидел Иоанн, отправился палач, отрубил пророку голову и принес Иродиаде на блюде.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. последняя четверть XV века Источник: Википедия

По легенде, после усекновения голова пророка продолжала обличать правителя и его незаконную связь с замужней женщиной. Голову закопали в нечистом месте, а тело Крестителя ученики похоронили в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Спустя некоторое время голова Иоанна была обнаружена, несколько раз терялась и обреталась вновь.

Иван Купала. Образ в фольклоре

В народной традиции образ Иоанна Крестителя слился с языческой мифологией и обрядами. К моменту принятия христианства у славян ко дню Рождества Иоанна Предтечи уже существовал ряд праздников, приуроченных к летнему солнцестоянию. Один из таких праздников - Иван Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя, связанное с тем, что тот «купал» Христа, окуная в воды Иордана.

Примечательно, что в названиях православных праздников слово «рождество» встречается лишь три раза: отмечают Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Это свидетельствует об исключительном положении Иоанна Крестителя среди святых.

Иоанн Креститель проповедует в пустыне. Источник: Depositphotos

По преданию, Иоанн Креститель помогает при болезнях головы, избавляет от нечистой силы, гнева начальства, кровотечений и болезней домашнего скота.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Может показаться странным, что церковь празднует гибель одного из значимых пророков, но этому существует объяснение. Это событие символизирует гибель пророка за веру и правду, жертву ради истинных идеалов.

Что нужно делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот праздник положено соблюдать строгий пост, во время которого запрещены мясо, рыба, яйца и молочные продукты. Смысл поста в выражении скорби по Иоанну и в том, чтобы не уподобляться чревоугодию и праздности Ирода.

Существует народное поверье, запрещающее в этот день ставить на стол овощи и фрукты, имеющие шарообразную форму: яблоки, арбузы, капусту, лук, картофель и использовать режущие и рубящие предметы, например, ножи и топоры. В некоторых областях на стол не ставят напитков и плодов красного цвета, символизирующих кровь. Все эти приметы церковь считает отголосками язычества и не признает. Обязательным для верующих считается только соблюдение пищевых ограничений. В прежние времена в этот день к столу приглашали странников и и бедняков.

На литургии в праздник читается апостольское и евангельское чтение, посвящённые Усекновению главы Иоанна Предтечи.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Одна из церквей, названных в честь святого пророка, находится в Москве на территории музея-заповедника Коломенское.

Это единственный кроме собора Василия Блаженного сохранившийся многостолпный храм XVI века. Историки связывают постройку храма с рождением, либо зачатием будущего царя Ивана Грозного.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Источник: Википедия

www.anews.com

Усекновение главы Иоанна Предтечи

  Дни празднования: 9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 7 июня- третье обретение главы Иоанна Предтечи

11 сентября -усекновение главы Иоанна Предтечи. Великий Церковный праздник.

Пророку Иоанну Крестителю, рождество которого Церковь отмечает 7 июля,  выпала огромная честь крестить самого Иисуса Христа. Его также называют Предтечей потому, что он стал предшественником и рождению Господа и смертью Его. Иоанна Предтечу вспоминают в каждом богослужении. По своей святости он уступает только Пречистой Святой Деве.

История события усекновения главы Крестителя Первое обретение главы Иоанна Предтечи Второе обретение главы Иоанна Предтечи Третье обретение главы Иоанна Предтечи Духовный смысл праздника. Однодневный пост Тропарь и кондак Величание Видео

ИСТОРИЯ СОБЫТИЯ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ 

Иоанн Креститель жил и проповедовал о Господе в Галилее, где царствовал Ирод Антипа, отец которого, Ирод Великий, когда-то устроил резню и массовое убийство младенцев в Вифлиеме в погоне за жизнью новорожденного Иисуса Христа.

Пророк Иоанн не боялся критиковать даже правителя Ирода Антипу, который бросил свою официальную жену и открыто, в грехе жил с супругой своего родного брата Иродиадой. Она была злым человеком и правда, которую она слышал из уст Иоанна о себе, безумно бесила ее. Царствующие Ирод с Иродиадой пытались уговорить пророка замолчать и перестать упоминать их имена, они угрожали, пытались подкупить Иоанна, но Предтеча был непреклонен. На святого это все не имело никакого действия.  Ирод уважал и побаивался силу Иоанна Крестителя, но поддавшись на уговоры Иродиады, он все же приказал схватить Иоанна и поместить его под стражу.

Однажды,  когда во дворце праздновали день рождения Ирода, царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед многочисленными приглашенными гостями. Девушка исполнила эту просьбу настолько хорошо, что потрясенный царь, находясь под впечатлением танца, прилюдно пообещал ей исполнить любое ее желание.

Саломея решила посовещаться со своей матерью, которая напомнила ей, что ее дочка живет в роскоши и не нуждается в деньгах или драгоценностях, а после ее смерти она и так будет править царством. А сейчас ей нужно избавиться от ненавистного Иоанна Пророка, после чего Саломея подошла к Ироду и, в награду за наслаждение танцем, попросила того дать голову Иоанна на блюде.

Услышав о такой страшной просьбе, царь Ирод был сильно смущен, он ведь прекрасно осознавал, что за убийством пророка последует гнев Божий. Кроме этого он опасался народного возмущения, люди почитали пророка Иоанна за святого и любили его.  Да и сам Ирод, согласно Евангелию неоднократно приходил в темницу к Иоанну, разговаривал с ним и даже прислушивался к его советам. Но при этом царь боялся потерять свою любовницу Иродиаду, и не посмел отказаться от своего царского слова, которое было при высоких гостях. Он отдает палачам приказ отрубить голову Иоанну Крестителю. Приказ был выполнен, голова Иоанна Предтечи была вручена в руки Саломии, которая торжественно пронесла страшное блюдо по залу, показав его гостям. Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу. В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала. Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду. Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли. Также, как голову Иоанна Предтечи, ее голову принесли и показали Ироду и Иродиаде. Кроме этого, тесть Ирода, аравийский император Арефа, стремясь отомстить Ироду за то, что он опозорил его дочь, пошел войной на своего бывшего зятя и сокрушил его войска. А великий император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) прогневавшись на Ирода, отправил его с Иродиадой в ссылку в Галлию, а затем в Испанию. Там, во время начавшегося землетрясения, они погибли, упав в разверзшуюся землю.

ПЕРВОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Празднуется 9 марта (24 февраля старого стиля)

После того, как был казнен Иоанн Креститель, ученики похоронили его тело в Самарии, в городе Севастии, а его голову нашли, поместили в кувшин и погребли в землю на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Через какое-то время, когда нечестивый Ирод был уничтожен, хозяином этой земли стал благочестивый Инокентий, вельможа при царском дворе. Он решил построить церковь и, когда копали землю, строители нашли сосуд с главой святого Иоанна Крестителя. В том, что это это святыня, Иннокентий не сомневался, от нее произошло не одно благодатное знамение. Произошло это в IV веке. Вельможа с почтением относился к находке, но умирая, снова закопал святыню в то же место, где она была найдена. В те времена начинались гонения на христиан, и он побоялся, что святой сосуд будет уничтожен неверными. Построенный храм, после смерти Иннокентия, остался без надлежащего ухода и постепенно разрушился.

ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Празднуется 9 марта (24 февраля старого стиля).

Прошло почти триста лет, когда, при равноапостольном Константине, гонения на христиан стали ослабевать. В Святой Иерусалим начали приходить паломники для поклонения святым Честному Кресту и Гробу Господню, найденным и восстановленным при помощи святой царицы Елены. Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Они выполнили его повеление, но по непонятным для нас причинам, решили взять святыню и вернуться к себе домой. На обратном пути они встретили бедного гончара, который оставил свой город Емесы в Сирии, и отправился на поиски заработка в другую страну. Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней. Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим.

Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре. С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси.   К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария.  Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения. Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий – именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь. Прошло много лет. Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли (согласно летописям Маркелла) 18 февраля 452 года. 24 февраля было открыто ее почитание, а через два дня сосуд с Честной Главой пророка перевезли в Емесу  в новую церковь во имя Иоанна Предтечи. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных. В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя.

Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта (24 февраля по старому стилю).

ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю)

Позже честную главу святого Иоанна перевезли в Константинополь, где святыня  находилась до расцвета иконоборческих гонений. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе. Около 810-820 гг. Емеса подвергалась набегам  сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы ( Абхазия), место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст. Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений. Примерно в 850 году смутные времена окончились. Патриарху Игнатию однажды во время ночных молитв было видение, в котором ему открылось место нахождения честной главы Иоанна. Святитель сообщил об этом царю, который через посольство в Команах помог в третий раз найти потерянную святыню. Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю), в день, когда святыня была доставлена в Константинополь и установлена в церкви при дворе.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА УСЕКНОВЕНИЯ. ОДНОДНЕВНЫЙ ПОСТ

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей говорил, что убийство, то есть Усекновение главы святого – это на самом деле праздник. Предтеча Господень своим примером показал нам, как праведно необходимо жить настоящему христианину. Он, невзирая на страх смерти, говорил только правду, обличал грех не только словами, но и даже своей смертью. Церковью в день Усекновения установлен строгий однодневный пост, проходить который нужно без мяса, рыбы и молочных продуктов.

Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба.

Рецепты блюд для прохождения поста

«Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:

«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве».

ТРОПАРЬ И КОНДАК В ПРАЗДНИК УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Тропарь, глас 2

Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак, глас 5

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

ВИДЕО

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

hram-kupina.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —

22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

Евангелие от Марка, глава 6

predanie.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.