Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Успение праздник что значит


Что означает Успение Пресвятой Богородицы в православном мире

Успение Пресвятой Богородицы – одно из 12 главных православных торжеств, Богородичный праздник. В 2019 году он отмечается 28 августа. Полное церковное название праздника – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

Успение пресвятой богородицы в 2019 году, что означает слово успение

Слова о Пресвятой Богородице понятны, но что же может означать успение? Это старославянское слово обозначает мирную, спокойную кончину, т. е. смерть. Поэтому праздничная дата окрашена скорбью, печалью. Откуда же берётся радость верующих и почему принято поздравлять друг друга? Празднуется переход Богоматери в вечное Царство Небесное и воссоединение ее с сыном Иисусом и Богом.

Какого же числа празднуется Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году? Праздник этот один из великих и не меняет дату. В православии верующие отпразднуют переход Богоматери на Небеса 28 августа. Католическая церковь отметит Успение 15 августа.

В ночь, накануне праздничной даты, проводится служба, читаются молитвы и выносится плащаница, на которой изображена Матерь Божия. С плащаницей священники и верующие совершают обход церкви. Завершает всенощное бдение помазание присутствующих елеем и торжественные песнопения. Утром в церкви проводятся службы, во время которых священники облачаются в одежду голубого цвета. Он символ чистоты и непорочности Богоматери.

Как гласят святые книги, после казни Иисуса, заботу о Марии взял на себя апостол Иоанн. Она жила в его доме и часто ходила на место вознесения Христа, Елеонскую гору. Там, в уединенных молитвах она проводила почти все дни, прося Господа поскорее забрать душу ее из земного тела. И явился Пречистой Деве архангел Гавриил. Он сообщил радостную для нее весть о том, что три дня осталось до окончания ее земного пути, скоро предстанет она перед Отцом Небесным. Гавриил вручил Марии, сияющую чудесным светом, ветвь финиковой пальмы. Архангел сказал, что нести ветвь нужно будет перед гробом Пресвятой Девы во время похоронной процессии.

Возрадовалась Богородица и поспешила домой, где показала сияющую ветвь домашним, поведав о скорой своей кончине. Эта весть быстро разлетелась по окрестности и в дом к Иоанну пришло множество христиан проститься с Марией. Все пребывали в великой печали и не могли сдержать слез. Однако, Матерь Божия сказала, что не стоит печалиться ведь после Успения она обретет жизнь вечную. Находясь на Небесах, она будет просить Бога за всех верующих и помогать тем, кто в нужде и бедствует.

Перед своей кончиной Богородица хотела проститься с апостолами, которые находились с проповедями в разных странах. Божественная сила перенесла их всех, кроме Фомы, к дому Иоанна и они находились в последний час подле Пресвятой Девы. Апостолы видели, как разверзлись небеса и к ложу Марии спустился Христос с ангелами. Душа Богоматери покинула тело и вознеслась с сыном своим в Царствие Божие. Лик Богородицы был умиротворенным, светился неземным светом. Все, кто пришел попрощаться с усопшей и целовал ей руки, чудесным образом исцелялись.

Тело погребли в Гефсиманском саду. Вход в склеп завалили огромным камнем и апостолы неотлучно находились подле усыпальницы на протяжении трех дней, проводя время в молитвах.

Апостол Фома сильно горевал, что не успел проститься с Богородицей. Он пришел к месту погребения и апостолы, жалея его, решили открыть склеп, чтобы дать Фоме возможность проститься с телом Богоматери. Апостолы были поражены, когда, открыв гроб, они увидели только погребальный саван. Богородица, через три дня после Успения, вознеслась с телом на Небеса, как ее сын Иисус. Это была не смерть, а всего лишь краткий сон. Поэтому праздник называют еще Богородичной Пасхой.

История происхождения и становления

В отличие от большинства двунадесятых праздников, Успение Богородицы имеет более позднее происхождение. Впервые об этом событии заговорили в V веке. Именно в данный период времени Церковь обратила внимание на Марию, как на личность. Произошло это на Эфесском Соборе в 431 году и ровно через 20 лет после — на Халкидонском.

Установил дату праздника византийский император Маврикий в конце VI века. По словам Каллиста Константинопольского – церковного историка и поэта, правитель издал акт, что Успение Богородицы будет отмечаться христианами 15 августа. Этот праздник был установлен в честь победы над персидскими воинами.

Праздник Успение Богородицы: значение

Этот праздник соединил в себе два противоположных понятия – радость и смерть. В понимании православных, смерть – это временный сон, пока не воскреснет душа человека. Успение Богородицы – ода вечной жизни, когда по слову Господа люди, умершие в вере, насладятся вечность, где не будет болезней, страданий, горя и слёз.

Чтобы отметить это радостное событие лучше посетить храм и поприсутствовать на торжественном богослужении. Перед началом богослужения поставьте свечу, помолитесь и благословите всех родственников и близких.

Считается, что в этот день Матерь Божия по-особому слышит молитвы о детях, поэтому, посещая храм, следует просить здоровья и хорошей судьбы своим детям, чтобы они не отступили от веры и смогли удержаться от мирских соблазнов.

Выходя из церкви не забудьте раздать милостыню нуждающимся. Этот день должен быть радостным для всех, особенно для тех, кто финансово незащищен.

pronedra.ru

Что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы

Один из главных православных праздников посвящён уходу из земного мира Марии, матери Иисуса Христа. Отмечается 15 (28 по новому стилю) августа.

Входит в число двунадесятых праздников, посвящённых главным датам жизни Спасителя и Богородицы.

Жизнь Марии после вознесения Христа

Перед смертью Иисус попросил апостола Иоанна позаботиться о своей матери. С тех пор она жила в доме Иоанна в Иерусалиме. Вела аскетический образ жизни, проводила время в посте и молитве. Новообращённые христиане приходили к ней, чтобы воочию увидеть мать своего Бога.

Мария путешествовала по памятным местам. Посещала Вифлеем, где родила Спасителя. Назарет, где вырос Иисус. По её примеру и другие паломники начали странствовать по этим маршрутам, невзирая на опасности. Богородица жила в Эфесе, плавала на Крит, где встречалась с епископом Крита Лазарем, которого в своё время оживил её Сын. Помогала искоренять язычество на горе Афон.

Успение

По возвращению в Иерусалим, Мария часто ходила молиться в места, связанные с жизнью её Сына. Она проводила часы в Гефсиманском саду и на Голгофе. Мечтала снова встретиться с Иисусом и беспрестанно молилась об этом.

В пятницу, во время посещения Гроба Господня, ей явился архангел Гавриил и призвал радоваться. Её молитвы услышаны и вскоре она присоединится к Тому, кого родила. В знак грядущего события архангел дал ей райскую ветвь (ветка финиковой пальмы).

Богородица вернулась домой и молилась, чтобы напоследок увидеться с апостолами. Божественная сила собрала приближённых Иисуса в разных концах света и перенесла в облаке к её дому. Они встретились, но не они её, а она их утешала. Апостолы плакали, а она напоминала, что скоро встретится с Сыном. Где здесь повод для печали!

В воскресенье, на третий день после встречи с посланцем высших сил, в третьем часу дня, срок настал. Потолок дома исчез и на присутствующих снизошло восхитительное сияние. Это пришёл Сын Человеческий. Вместе с ним явились ангелы и пророки.

В последние мгновения, Мария просила Сына оградить её от тёмных сил, но Он сказал, что она уже попрала все тёмные силы. Ещё она молила за людей, которые будут просить Иисуса её именем.

Богородица уснула, а Иисус забрал её душу. Она дала ему жизнь земную, Он ей жизнь вечную. Её телесная оболочка засияла. От благоухания и прикосновения к постели умершей, больные излечивались от заболеваний. Всё имущество, которое осталось после Марии – две одежды, она завещала женщинам, что заботились о ней.

Во время траурной процессии, апостол Иоанн шёл впереди с райской веткой, которую дал архангел. Остальные апостолы несли тело Марии. Верующие шли со свечами и кадилами. Не обошлось без проблем. Многие жители Иерусалима ненавидели мать ничуть не меньше, чем Того, кого они распяли.

Они хотели помешать похоронам, но сияющее облако укрыло христиан. Многие из нападавших ослепли. Один из религиозных фанатиков по имени Афония сумел приблизиться к усопшей. Он хотел перевернуть носилки с телом Богородицы, но в тот же миг невидимый меч отрубил ему руки по локоть. Грешник уверовал, и руки приросли обратно. Он присоединился к процессии и отныне шёл за Христом.

Тело Марии похоронили в Гефсимании, у подножия Елеонской горы, в гробнице её родителей и мужа Иосифа. Вход завалили большим камнем. Три дня печальные апостолы не отходили от гробницы, пока не появился запоздавший апостол Фома. Он был в отчаянии от того, что не смог попрощаться с Марией, не оплакал её. По его просьбе камень отвалили от пещеры.

Но, как и в случае с Иисусом, тело исчезло. Осталась благоухающая плащаница, в которую оно было завёрнуто.

Во время одной из общих трапез, Богородица явилась апостолам и сказала: “Радуйтесь! Я с вами во все дни!”

Земная мать Иисуса Христа превратилась в Мать Небесную, покровительницу людей. В молитвах верующие просят её о милости, об избавлении от зла и болезней. А сама Богородица молится за человечество перед Богом.

История праздника

Успение начинают праздновать в Византии в V веке. Создаются первые стихиры, а императрица Пульхерия основывает Влахернский храм и приказывает перенести туда пелену, оставшуюся от Марии.

Византийский император Маврикий (жил в VI веке) в честь победы над врагом назначил официальную дату празднования – 15 августа.

На Руси праздник становится популярным с принятием христианства. Событию посвящаются сотни храмов. Самый известный – Успенский собор на территории Кремля в Москве. Он очень древний, но нынешний облик приобрёл в 1479 году при Иване III. Его построил итальянский архитектор Аристотель Фиорованти.

Интересные особенности праздника

С 14 по 28 августа продолжается Успенский пост, который известен с V века.

Праздник называется Успение, потому что смерть не смогла коснуться ни тела, ни души Марии. Он символизирует не смерть, а соединение человека с Вечным Источником Жизни.

zaym-bez-procentov.ru

УСПЕНИЕ - это... Что такое УСПЕНИЕ?

  • Успение — Богородицы «Успение Богоматери». Икона Феофана Грека Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Вознесение Богородицы Установлен …   Википедия

  • успение — См …   Словарь синонимов

  • УСПЕНИЕ — УСПЕНИЕ, я, ср. 1. Смерть, кончина (устар. высок.). 2. (У прописное). Один из двенадцати основных православных праздников (15/28 августа) в память смерти Богородицы. У. Божьей матери. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Успение — Божией Матери (15 авг.) дванадесятый богородичный праздник.По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие этопредставляется в таком виде: после вознесения на небо И. Христа Пресв.Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • успение — (не рекомендуется успенье) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • успение — УСПЕНИЕ, УСПЕНЬЕ, я; ср. 1. Церк. Смерть, кончина. У. преподобного Иосифа Волоцкого. У. митрополита. 2. [с прописной буквы] В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Успение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 15 (28) августа как день …   Энциклопедический словарь

  • успение — успе/нье см. тж. успенский 1) церк. Смерть, кончина. Успе/ние преподобного Иосифа Волоцкого. Успе/ние митрополита. 2) Успе/ние В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Успение Пресвятой Богородицы) …   Словарь многих выражений

  • Успение — I ср. Один из двунадесятых православных церковных праздников, установленный, согласно евангельскому преданию, в день скорби по поводу кончины Матери Божией (отмечающийся 28 августа по новому стилю или 15 августа по старому); Успение Пресвятой… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Успение — I ср. Один из двунадесятых православных церковных праздников, установленный, согласно евангельскому преданию, в день скорби по поводу кончины Матери Божией (отмечающийся 28 августа по новому стилю или 15 августа по старому); Успение Пресвятой… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • успение — церк., успение богородицы (15 авг.), др. русск. усъпениɪе засыпание, сон; смерть, кончина; церк. праздник , усъплениɪе (Сказ. о Борисе и Глебе, Нестор, Жит. Феодос., Новгор. I летоп.; см. Срезн. III, 1295 и сл.). От у и спать, калькирует греч.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

dic.academic.ru

Успение - что такое? Успение Пресвятой Богородицы

Заглянув в церковный календарь 28 августа, можно заметить эту дату выделенной цветом. Посмотрев описание, легко узнать, что отмечается день Успения Богородицы, но что означает слово «успение»? Что такое смерть и воскрешение души? Пожалуй, многие не знают ответа на это, как и саму историю праздника. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Церковные предания

Из слов Святого Писания можно узнать, что, Богородица после вознесения её сына Иисуса Христа на небо осталась на попечении у святого Иоанна Богослова.

Многие церковные предания по-разному объясняют Успение, что такое воскрешение души, возникновение празднования смерти. Обычаи и правила празднования Успения мало освещены в писаниях, как и все основные моменты конца земного пути Божьей Матери.

Также из всей священной истории Нового Завета каждый знает, как высоко чтилась Матерь Господа среди апостолов, когда пребывала с ними в Иерусалиме.

К сожалению, до нас дошло очень мало рукописей того времени. В основном эти творения были собраны в Святом Евангелие и Новом Завете.

Благодаря новым археологическим устройствам после многочисленных раскопок в Иерусалиме все-таки были найдены творения святого Иоанна Богослова.

В этих документах упоминается о жизни Божьей Матери, показывается само её Успение, что такое это за событие для народа и вся история того периода.

В этом апокрифе (тайная написанная история, которая не вошла в канон Библии) говорится, что после массовых гонений царя Ирода Агриппы на Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом переехали на время в город Эфес.

Когда гонения были прекращены, Богородица вместе с Иоанном вернулась в Иерусалим, где поселилась в его доме на горе Сион.

История возникновения праздника

Как гласит предание, когда однажды Божья Матерь пошла на Елеонскую гору молиться, ей там повстречался архангел Гавриил, в руках которого была ветка райской пальмы. Он благовествовал Деве Марии, что спустя три дня она преставится на Небеса, Господь вознесёт её, свою родную матерь, в Царство Небесное, в котором она будет находиться с ним вечно.

По возвращении в дом Богородица поведала святому Иоанну о встрече с Архангелом Гавриилом и будущей своей кончине.

В своем завещании она просила похоронить её в Гефсимании, рядом с родителями и её оброчником, праведником Иосифом.

Кроме того, в завещании было указано отдать две её ризы нищим девушкам, которые прислуживали у неё с большой привязанностью и усердным трудом.

Представление Девы Марии Господу

Само представление Пресвятой Богородицы должно было наступить на 15 день августа в третьем часу дня. В это время в храме зажгли свечи, а Мария лежала на украшенном красивом одре. В одно мгновение в Храм залило море света, в котором явился сам Иисус Христос с ангелами, архангелами и всеми небесными силами, и подошёл он к Деве Марии.

Увидев Сына, Пресвятая Дева радостно молвила ему, и Господь с трепетом и гордостью принял её к себе, и она, услышав его одобрение, отдала пречистую душу Своему единственному Сыну.

Согласно церковным верованиям, по смерти Богоматери апостолы положили её тело в гробницу и завалили вход в нее большим камнем. Спустя три дня после смерти к ним присоединился апостол Фома, который слёзно просился и молил дать шанс попрощаться с Пресвятой Девой Марией. По его просьбе апостолы отвалили камень и вошли с ним в пещеру, но каково было их удивление, когда они застали только одеяние Девы, а её самой там не было, а из самой пещеры доносился приятный свежий запах трав.

Празднование в храмах

С давних времён было заведено отмечать этот праздник с утренней службой, на которую верующие приносили семена злаков на освещение и благословение. Происходило это после ночной службы с восходом солнца.

В народе Пресвятую Богородицу называют Госпожию и от этого праздник Успения носит ещё одно название Госпожина дня, Госпожинок. Среди народа принято праздник Рождества Богородицы называть Второй Пречистой, а Успение Пресвятой — Первой Пречистой.

Отмечали этот праздник великим пиром, с домашним сваренным пивом, сладкими блюдами и пирогами.

Итак, одним из великих и последних из двунадесятых праздников церковного календаря в августе является Успение Пресвятой Богородицы.

Духовное значение торжества

Такое явление, как смерть, всегда вызывало страх, колебания, удивление и трепет в душе каждого человека.

На пути к вечному житию каждому требуется пройти путь обучения, переживания и радости в обычной мирской жизни. Именно праведность сегодняшней жизни, наши поступки и деяния оказывают влияние на будущую вечную жизнь в покое и счастье. Это понятие смерти является основой христианской веры.

Если вспомнить Святое Писание, то смерть является не чем-то благородным, а наоборот, процессом грехопадения, непослушания души человеческой воле Божьей.

По учению Церкви, понятие смерти и есть Успение. Что такое смерть и зачем она нужна? Можно с уверенность сказать, что наш Творец вовсе не хотел человеческой смерти, но люди сами себе её предрекли постоянными грехопадениями и непослушаниями.

Но даже в такой ситуации перед нами открываются ворота в Рай, где будут находиться рядом с Творцом те, кто по сей день не нарушает законы Божьи, кто постоянно стремится делать хорошее и приносить радость и помощь окружающим.

Празднование смерти Девы Марии

На иконах, где изображено Успение Богородицы, рядом с её ложем всегда возвышается Христос, в руках которого маленькая фигурка младенца, символизирующая душу умершей Богородицы. Эта детская фигурка и есть прообраз перерождения Души после смерти, которую пришёл принять её Сын.

Исторические сведения

В письменах, где говорится о литургийных практиках древнегреческой Церкви, первые ссылки на Успение Богородицы появились в конце VI столетия.

Правивший в те времена император Маврикий сделал этот день общецерковным. В большинстве церквей этот день отмечали 18 января, но по мнению некоторых специалистов, которые изучают письменность того периода, именно Маврикий перенёс его празднование на август, на День Победы над персами.

Он приходится как раз на окончание Успенского поста, который длился с 1 по 15 августа по старому стилю и с 14 по 28 по новому стилю, а непосредственно 28 — Успение.

Подготовительный период и само празднование

Как говорилось ранее, праздник Успения начинается с очень сурового двухнедельного поста. Это один из четырех годовых постов, и считается он одним из самых древних и строгих. Даже рыбу вкушать разрешено один раз за весь пост и в определённый день.

Священнослужители проводят празднование в голубых одеждах. Церковная литургия начинается с вечера и длится всю ночь, а с самого утра служится уже сама литургия Успения. На третий день выносится плащаница, символизирующая одеяние Девы Марии, подобная плащанице Христа. Единственным отличием здесь является изображение на ней Богоматери, лежащей в гробу.

По обычаю Церкви на утренней литургии перед захоронением плащаницы читаются похвальные молебны, поётся кондак и тропарь, а затем следует торжественный ход с плащаницей вокруг храма.

Как видно из всего рассказанного, значение праздника очень велико. Из его истории можно сделать вывод, что праведный путь жизни всегда вознаграждается нашим Творцом. Все невероятные чудеса вознесения дают надежду каждому верующему обрести вечную жизнь после смерти.

Во всех прописанных канонах и стихирах праздника подчёркивается величие и радость Успения Богородицы. Здесь нету места скорби и горести о смерти, но есть великое счастье победы над ней.

Весь день 28 августа (Успение) люди проводят в молитве и радости, вкушая приготовленные блюда за семейным столом после длительной ночной литургии

nlo-mir.ru

28 августа - Успение Пресвятой Богородицы: смысл и традиции

Стерлеград.ру » Общество » 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы: смысл и традиции

28 августа 2018     |  Фото ru.depositphotos.com  |  dailyhoro.ru Успение Пресвятой Девы — великий праздник, который в 2018 году отмечается 28 августа. Это светлый день, который уважает каждый православный верующий.Успение Богородицы в народе часто называют второй Пасхой. Ведь в этот день Дева Мария покинула земную жизнь и взошла на Небеса к Господу и сыну своему Иисусу Христу. Это событие не описано в Библии, но подробно рассказано Святыми, которые были свидетелями этого чуда.

Исторические сведения

Известно, что слово Успение имеет два значения и может трактоваться как «смерть» или «сон». Для христиан это слово имеет особый смысл и означает восхождение в Царствие Господне. 28 августа — это важный день, когда Пресвятая Матерь Божия отправилась к сыну Иисусу в сопровождении ангелов и святых.28 августа 2018 года православные люди вспомнят все деяния, которые совершила Дева во имя Господа и своей крепкой веры. Иисус никогда не забывал о своей Матери, заботясь о ней как при жизни, так и после воскресения и восхождения на Небеса. Христос перед казнью попросил Иоанна позаботиться о своей матери, а перед смертью ее встретил архангел Гавриил, который принес Богородице благую весть, что через три дня ее земная жизнь будет закончена. После смерти Девы архангел вместе с Иисусом сопроводил её на Небеса.Узнав о скорой смерти, Пресвятая Дева молилась Господу лишь об одном, чтобы увидеть перед вознесением своим всех святых, странствующих по свету. Бог услышал ее просьбу, и все святые собрались в день смерти Девы, чтобы проститься с ней.Именно 28 августа, в день вознесения Девы Марии, все верующие убедились, что сила веры и любовь к Господу — это путь в рай, на Небеса, в Царствие святых, Христа и самого Бога.

Молитвы Богородице

В день вознесения Пресвятой Девы в 2018 году 28 августа следует не только посетить храм, но и молиться возле святого образа Девы, благодаря её за все совершенные блага и деяния, покаяться и попросить помощи. В день празднования Успения Божией Матери у нее можно попросить:Пример молитвы на успение Богородицы 28 августа 2018 года:«О Пресвятая Дева! В этот великий день молю Тебя о помощи. Я благодарю Тебя за помощь и за то, что не покидаешь меня в минуты тяжкие. Я молю Тебя, прости меня за все грехи и деяния злые, ибо каюсь я. Прошу Тебя, Святая Мария, помоги мне пройти путь жизненный достойно, укрепи веру. Молю Тебя, дай мне сил и не дай оступиться на пути к праведности и послушанию. Лишь пред Твоим образом преклоняю колени. Да прославлю я Имя Твое, о Пресвятая Дева Мария! Да вознесу Тебя до Небес! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь».

В чем смысл праздника

Людям, которые не веруют в Христа и Господа, бывает неясна суть празднования Успения Богородицы. Лишь истинно верующие могут ощутить счастье и понять, что смерть — это не конец, а начало жизни, когда душа возносится на Небеса и лишь там обретает покой и вечность.Святая Дева Мария прожила достойную жизнь, имела непоколебимую веру, любила всем сердцем Господа и не отреклась от Своего предназначения. Она выдержала все испытания и муки и, когда пришел час, покинула земную юдоль и вознеслась на Небеса, где обрела вечную жизнь.Встретьте праздник Успения Богородицы в 2018 году достойно и с уважением, ведь Дева Мария внесла огромный вклад в жизнь каждого христианина, не бросая их в тяжкие времена, всегда приходя на помощь.

Информация Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

sterlegrad.ru

Успение Богородицы

В этой статье мы расскажем о Празднике Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Что значит слово «Успение»

«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение — последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения — не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26–27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы

глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Успение Божией Матери (28 августа 1981 года):

«Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.»

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV — XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158–1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185–1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Святитель Феофан Затворник:

«После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, — рассказывает предание, — явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами — посещать святые места.»

Источник

hram-aif.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.