Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

В праздник успения пресвятой богородицы можно есть мясо


Многие верующие озадачены вопросом, что можно кушать на Успение Святой Богородицы 28 августа

Успение Богородицы ежегодно отмечается церковью 28 августа. Это праздник безмятежного ухода из жизни святой Девы Марии. Этим значимым праздником заканчивается строгий Успенский пост, который длится с 14 августа. Многих православных верующих интересует, что можно кушать 28 августа на Успение.

Что можно кушать 28 августа на Успение Богородицы

28 августа — конец Успенского поста, можно употреблять в пищу все блюда. Но самое важное, в этот не переедать. Организм не привык к нагрузкам, поэтому порции необходимо увеличивать постепенно. Закачивать трапезу рекомендуется с лёгким чувством голода. Первые несколько дней лучше не включать продукты, которые были запрещены во время поста, вводить в рацион постепенно. Первые две недели после поста лучше отказаться от копчёных, жареных и жирных блюд и также от спиртных напитков.

Многие старинные поверья утверждают, что в этот день все апостолы собрались в Иерусалиме, чтобы провести в последний путь Богоматерь. Весть о скорой кончине Пречистой Деве сообщил архангел Гавриил, утверждая, что её ожидает вечная жизнь души.

Что нужно делать в день Успения Богородицы

1. 28 августа 2019 года принято посещать церковь, послушать богослужение и прочитать молитву «Богородице Дево, радуйся».

2.  Перед иконой Богоматери просят о защите от болезней и сглаза, об укреплении веры.

3. Рекомендуется простить обидчиков.

4. В этот день важно оказать помочь бедным, накормить голодных.

5. Незамужние девушки с нетерпением ожидают наступления праздника, в ожидании семейного счастья. Они проводят такой ритуал: встают рано утром, ни с кем не разговаривая, отправляются умываться. Произносят такие слова: «Пресвятая Матерь Божья, ты всех знаешь, всех соединяешь. Помоги мне суженого найти».

6. Ко дню Успения Богородицы наши предки устраивали праздник собранного урожая. В этот день провожали лето и встречали осень.

7. В этот вечер в избах зажигали свечу и садились за праздничный стол.

8. Кроме того, на Успение Пресвятой Богородицы собирают урожай. Хозяйки этот день активно консервируют овощи и фрукты: солят капусту, огурцы, помидоры, варят компоты.

9. Также этот праздник приветствовалось сватовство.

Приметы и запреты на Успение Богородицы

Успение называют своеобразным переходом из лета в осень. И даже, если после 28 августа сохраняться тёплая погода, в народе верили, что с этого дня наступает осень

1. На Успение ласточки улетают, а лягушки перестают квакать.

2. Две недели после Успения, в народе называли Бабьим летом.

3. Гроза в этот день предвещает слякотную осень.

4. Безоблачная погода 28 августа, предвещает прохладное бабье лето.

5. Иней на растениях в этот день сулит скорое наступление морозов.

6. Радуга на Успение предвещает тёплую осень.

7. Паутины на деревьях говорят о суровой зиме.

8. Если в день Успения сильный туман, то урожай грибов порадует.

9. С праздника Успения в лесах начинали собирать грибы и орехи.

Запреты в день Успения Богородицы

1. Считается, что в этот день нельзя ходить босиком по росе. На траве выступают слёзы Богородицы, а того, кто намочил ноги такой росой, ожидают беды и несчастья.

2. Есть примета, насчёт обуви. В день Успения нельзя обувать неудобную обувь. Иначе человека будут преследовать неудачи.

3. Также нельзя использовать режущие и колющие предметы. Например, хлеб можно ломать.

4. Незамужним девушкам нельзя стричь волосы на Успение, предки считали, что такими действиями можно испортить судьбу.

5. Разводить огонь, тоже считалось плохой приметой.

6. Шумные гулянья устраивать не рекомендуется.

7. Нельзя в этот день ссориться, злиться, сквернословить.

wordyou.ru

Что можно есть 28 августа на Успение Пресвятой Богородицы

В августе текущего года православные отмечают важный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Примечательно, что он завершает Успенский пост. Последний, как известно, содержит ряд ограничений, связанных с едой.

Православные люди питаются в соответствии с определенными правилами. В этом материале отмечено, как питаться 28 августа, то есть в Успение Пресвятой Богородицы.

Что можно есть 28 августа?

Миряне, в отличие от монахов, могут соблюдать 3 степени поста. Ее стоит предварительно уточнить у священнослужителя. В августе 2019 года, в соответствии с церковным календарем, православные соблюдают так называемый Успенский пост. Он начинается 14, и завершается 27 августа. В праздник Успения Пресвятой Богородицы будет дан старт еще одному посту — осеннему мясоеду.

28 числа люди, соблюдающие пост, могут внести в свой рацион рыбу. Блюда, приготовленные из нее, позволят насытиться и обогатить организм микроэлементами.

На некоторые продукты распространяется запрет. В частности, речь идет о нижеперечисленных компонентах блюд:

  • мясо;
  • яйца;
  • продукция, относящаяся к молочной.

Остальные продукты есть можно. Различная горячая пища. Также в рационе может появиться небольшое количество вина. Некоторые источники ошибочно утверждают, что Успение Пресвятой Богородицы — праздник, поэтому никаких ограничений, связанных с пищей, нет, но это не так.

Что представляет собой праздник Успение Пресвятой Богородицы?

На самом деле, праздник, отмечаемый 28 августа, радостный и печальный одновременно. Дело в том, что буквальный перевод слова «успение» означает смерть, или кончину. В старину так называли факт завершения жизненного пути человека.

Церковь 27 числа почитает праздник, внесенный в календарь в память о смерти Божией Матери. Перед тем, как его отметить, миряне сталкиваются со строгим постом, схожим с Великим.

Впервые в информационном пространстве упоминание о празднике появилось в конце 6-го века. Торжественная дата дошла до наших дней. В соответствии с преданиями Мария, мать Иисуса, прожила достаточно долгую жизнь, и умерла в 72-летнем возрасте. Перед смертью к ней, как отмечено в церковной литературе, явился архангел Гавриил. Он сообщил, что женщина умрет.

История Пресвятой Богородицы не закончилась после ее смерти. Дело в том, что через 3 дня ее тело, как и тело Иисуса Христа, исчезло из склепа.

Праздник связывает собой скорбь по Богородице и светлые чувства благодаря тому, что она встретилась с Создателем и обрела вечную жизнь вместо земной.

pronedra.ru

Успенский Пост

14.08.08

Третий, Успенский, пост ('Госпожинки', 'Оспожинки', 'Спожинки') установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве. Он четко определен по церковному календарю - 14-28 августа). 28 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост. Если он приходится на среду или пятницу, то можно есть рыбу (скоромное есть нельзя).

Успенский пост - краткий, но соблюдается так же строго, как и Великий пост. Церковь предписывает воздержание от употребления рыбы. Послабления в рационе допускаются по субботам и воскресениям (растительное масло для тех, кто постится без него, и вино), а также в праздник Преображения Господня (6/19 августа), когда можно есть рыбу, растительное масло и пить вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу - сухоядение. Успенскому посту предшествует заговенье. Но - главное, как и в Великий пост, духовная сосредоточенность: нельзя предаваться шумным развлечениям, петь, нельзя ссориться: это считается безнравственным.

Начало поста - 1/14 августа - отмечают как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Это первый осенний праздник, в народе его называют 'Первый Спас', или 'Медовый Спас', потому что он считается медовым разговеньем. В тех губерниях, где местные условия позволяли разводить пчел, к этому дню пекли пироги с медом, повсеместно освящали медовые соты, пчеловоды святили собранный мед в храмах. День Преображения Господня (6/19 августа), приходится на пост и называется 'Вторым', или 'Яблочным, Спасом', потому что в храме освящают яблоки. В народе его еще называли 'Спас на горе'. Считалось грехом есть до этого дня яблоки нового урожая.

Несмотря на то что Успенский пост - строгий, он издавна считался на Руси самым приятным и легким. Оттого сложилась поговорка: 'Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка'. Ласковое название Спасовка Успенский пост получил за то, что он связуется тремя радостными праздниками - Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй - на середину.

28 августа празднуется Успение Божией Матери. В день Успения завершатся Успенский пост. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае - рыбой. Мясо же начинают есть со следующего дня - праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, или третьего Спаса. В третий Спас было принято освящать орехи, а в некоторых местах - хлеб.

Церковным уставом в эти дни строгость в трапезе предписывается такая же, как и в Великий пост:

  • в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;

  • по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;

  • по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;

  • в Преображение Господне (19 августа) и Успение Божией Матери (28 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино.

Но несмотря на такие строгости, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким:

  • основу постного стола составляют молодой картофель с созревающими в эту пору овощами и, конечно же, грибы;

  • первый день Успенского поста называется 'Медовым Спасом', т. к. в этом день пасечники начинают качать мёд и освящать

  • 19 августа Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня, который в России получил название 'Яблочный Спас'. С этого дня постное меню можно было разнообразить созревшими яблоками;

  • в день завершения Успенского поста, 28 августа, празднуется Успение Божией Матери. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае разрешается употребление рыбы.

Фото: © Depositphotos.com/@ klenova

Успенский Пост, что готовить? Поделиться своими рецептами, обсудить на форуме...

Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и Telegram

www.kulina.ru

О постах и трапезах

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством… Лк. 21, 34

В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года.

Многодневные посты

Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи;

Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери;

Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым.

В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло[1].

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены.

Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин, – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.”

Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия.

Однодневные посты

Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года.

Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого, «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа».

Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом:

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды.

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте.

Сплошные седмицы

По церковно-славянски «седмицей» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.

Сплошные седмицы следующие:

СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения.

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста.

СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи.

ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом).

Великий пост

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвит ель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» (Лк. 18:10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»

Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» (Лк. 15:11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» (Мф. 25:31-46). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем».

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.

Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.

В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».

В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.

В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмице, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял. Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына. Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25:40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . (Мф. 26:26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся». Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.

Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

Петров пост

Второй пост установлен в честь святых апостолов (Петров пост).

Длительность его зависит от дня празднования Пасхи. Он всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла– 12 июля. Самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий восемь дней.

Церковь призывает нас к этому посту примером святых апостолов, которые, приняв святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост этот установлен в честь апостолов «потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания… Согласно с постановлениями апостольскими, мы, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом за следующей затем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника – рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу.

В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница – постные дни, но если на эти дни выпадут праздники великого святого, которому служится полиелейная служба, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

Успенский пост

Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апостолы. Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апостолы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. Первосвященник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом отсек его руки. Афония раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым постом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября).

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу Уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерного веселья.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – «сочельник».

Праздник Рождества Христова – двунадесятый. По величию воспоминаемого события он празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи.

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, со гласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Примечание:

1. Запрет Устава на вкушение в некоторые постные дни растительного масла связан с тем, что масло в эти дни заменяется оливками (маслинами). Так и происходит в южных странах, откуда родом наш Устав. (Северной аналогией могло бы являться, например, правило употреблять яблоки, вместо того, чтобы выжимать из них сок для услаждения).

Page 2

Пост равен утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идёт духовное его наполнение. о. А. Ельчанинов

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.

Под постом надо разуметь не только воздержание в пище, но совокупность всех подвижнических средств в борьбе со страстями. Первая и основная ступень его – воздержание от определенного состава пищи, ее обилия и сладости, а дальнейшие ступени касаются внутренних задач: воздержание от всяких вообще скверн. Это истина, установленная подвижническим опытом, и все слова о том, что «лучше, чем не есть скоромного, – не злиться, не обижать, не завидовать» – пустые слова.

Четыре многодневных поста положены Церковью перед великими праздниками. Они духовно подготавливают нас к ним и помогают обновиться, как четыре раза в год обновляется сама природа. Этот обычай возник у древних христиан для того, чтобы почувствовать величие праздника, перед которым должны отступить даже самые естественные потребности человека в пище.

Page 3

Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. митрополит Сурожский Антоний

Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода, он действительно, как по лестнице духовного восхождения шаг ступенька за ступенькой приближается к тайне Пасхи Христовой. протоиерей Алексий Уминский

Пост это всего лишь маленькое доказательство, проверка истинности и силы нашей любви и веры. Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, чтобы избавиться от грехов и страстей для следования воле Божьей. В этом усилии значительное место занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.

Истинный пост есть воздержание от всякого зла. Постясь телесно, постись и духовно. Да постится УМ от суетных помышлений, ПАМЯТЬ от злопомнения, ВОЛЯ от злого хотения, ЯЗЫК от осуждения, лжи, праздного слова. Без всего этого пост становится диетой.

Календарь Великого Поста в 2020 году ПАСХА в 2020 году
Page 4

Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое – Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия. прот. Константин Пархоменко

Принадлежность к Церкви не есть некое статическое состояние… Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви. протопресв. Н. Афанасьев

Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом – поэтому церковь бессильна им помочь. свящ. Александр Ельчанинов

…народ начинает потихоньку воцерковляться, но все-таки в массе своей он пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй». прот. Димитрий Смирнов

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является. игумен Петр (Мещеринов)

Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь. Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.

Page 5

Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Любая икона глубоко символична. «Проще всего, – говорит митрополит Сурожский Антоний, – было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».

Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.

Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы. св. праведный Иоанн Кронштадтский

Что такое икона? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие иконописцы могли делать только списки с этого образа. Вот этим икона отличается от картины. Картина – это авторское видение ситуации. А икона – это озарение, которое настигло святого, и он или сам написал икону, или руководил иконописцем. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не показал ему Небесную Скинию. И Господь сказал ему: «Делай по образу небесному то, что тебе проучено». Икона – это образ, который указывает на Небесный Первообраз.  прот. Олег Стеняев

azbyka.ru

Успенский пост

Успенский пост — календарь поста, правила, что можно есть

Множество традиций существует в Православной Церкви, и соблюдение постов, постных дней — одна из важнейших. Успенский пост один из важнейших длительных постов Православной Церкви. Из года в год обычай поститься находит новых последователей. Люди хотят очиститься и духовно, и телесно. Это прекрасное желание, однако традиция поститься имеет ряд нюансов, а также собственную историю.

Также, прежде чем поститься, необходимо взять благословение у священника и понять, насколько вы в силах выдержать Устав Церкви относительно поста — у него есть послабления. Как правильно поститься, мы расскажем в нашей статье.

Успение Пресвятой Богородицы — церковный праздник

Именно к Успению Божией Матери — празднику, который отмечается ежегодно 28 августа — готовятся православные постом. Он завершает календарь двунадесятых праздников. Это символический праздник, поскольку на дату преставления ко Господу Богородицы в канонических текстах указания нет. Накануне Архангел Гавриил — как бы личный Ангел-Хранитель Богородицы, который оберегал Ее всю жизнь и возвещал Ей волю Божию — сказал Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло.

Дева Мария прожила на Земле 72 года. В час смерти Христа Он сказал Иоанну: «Се Мать твоя,» — попросив его, таким образом, заботиться о Деве Марии, что Иоанн Богослов и делал всю жизнь. После Распятия и Воскресения Христа Иоанн Богослов по завету Господа взял к ним в дом Матерь Божию и заботился о Ней. После Вознесения на Небеса Христа Она вместе с апостолами обрела Святого Духа, снизошедшего на них в день Пятидесятницы, а потом проповедовала в ряде стран. После Сошествия на них Святого Духа апостолы и Богородица просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Вместе с Иаковом Иоанн Богослов проповедовал христианство в Палестине и ее столице — Иерусалиме, очевидно, что с ним пребывала и Богоматерь. Известно также, что Она побывала на Святой Горе Афон в Греции и взяла это место под Свою опеку (здесь располагается единственная в мире монашеская республика, и Богородицу почитают как Игуменью всей Горы).

По преданию Церкви Богородица Сама постилась и молилась перед смертью после того, как Ей явился Архангел.

История и значение Успенского поста

Успенский пост — традиция, установившаяся уже в первые века христианства уже признавали. Этот пост, как и другие, установлен Церковью, чтобы мы к светлому празднику пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом, чтобы могли благоговейно почтить Пресвятую Богородицу. Матерь Божия нуждается не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении слова Божия, данного в Евангелии.

Отметим, что пост как таковой нельзя назвать праздником — каждый пост является лишь приготовлением к торжеству Пасхи, Рождества, Успения, памяти святых апостолов, — однако символически посты называются духовным праздником.

Еще папа Римский святой Лев I Великий (руководил Церковью с 440 по 461) обозначил даты Успенского поста и других трех длинных православных постов. Окончательно даты поста установили в 1166 году, на Константинопольском Соборе, прошедшем уже после Великой схизмы — разделения Церквей на Православную и Католическую. Всем христианам было положено хранить ряд постов, что дошло и до наших дней:

  • Великий,
  • Петров,
  • Успенский,
  • Рождественский.

Надо сказать, что Успенский — единственный пост, который посвящен Деве Марии. Патриарх Константинопольский Лука тогда «сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься».

Время начала и конца Успенского поста

В отличие от Великого и Петрова поста, Успенский имеет непереходящие, фиксированные даты. По новому стилю он начинается 14 августа и длится всего 2 недели, завершаясь 28 числа того же месяца праздником Успения (последний день поста — 27 августа).

Время Успенского поста отмечается тремя Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) праздниками: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, середина — Преображением Господним, а завершается памятью Нерукотворного образа Спасителя.

  • 14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)

  • 19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.

  • 29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

Что есть в пост можно и нельзя

В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Успенского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Преображения Господня, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.

Важно понимать, что пост – не цель, а средство для смирения своей плоти, чтобы очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны. «Лучше есть мясо, чем своих ближних», — такая поговорка бытует. Важно и не сокращать свой рацион до ослабления сил, неспособности к делам профессиональным и домашним. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством. Желающие соблюдать пост могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, поисповедоваться и приобщиться Святым Христовым Тайнам.

Ослабление поста для больных, беременных, путешествующих, новоначальных

Продолжительность и мера поста могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Длительный пост для беременной женщины остается ограничением по силам: например, с отказом только от одного вида пищи (или мяса, или молока и яиц, или рыбы). Иногда для здоровья ребенка врачи запрещают ограничения в пище — это нужно принять спокойно, сообщив священнику на исповеди. Главное — не переедать, есть в меру и не ради наслаждения, не чревоугодничать. То же самое относится к Великому посту. Можно, например, поесть вареного мяса вместо жирного стейка на гриле.

Также и подготовка постом к Причастию для беременных сокращается. Обычно она занимает 2-3 дня поста , утром перед Литургией также ничего нельзя есть и пить.

«Время веселое поста» — пост духовный

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.Пост телесный, без поста духовного – добрых дел, исправления своего сердца, избавления от вредных привычек в словах и делах – мало приносит для спасения души, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.

Главное при беременности — душевный мир и спокойствие, здоровье матери и ребенка, а пост второстепенен! Вся церковная жизнь в это важное время должна приносить вам духовное утешение и душевный мир, а не лишать через пост и постоянное присутствие на богослужениях сил. Молитесь больше дома, читайте духовные книги и слушайте песнопения — это прекрасные образцы искусства. При посещении храма радуйтесь иконам, украшению храма, помощи Божией — именно искренняя вера, доверие Господу и Матери Божией являются залогом спокойствия беременной женщины. Врачи могут ошибаться — Господь же не ошибается никогда. Чаще молитесь, предавая свою судьбу в руки Божии.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Нужно стараться чаще бывать в храме, увеличить общение с семьей, заботу о престарелых родных или даже детях-сиротах.

Пост нам дан как школа духовная, время «усиленной тренировки», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты.

Что делать с днем рождения или праздником, который выпадает на пост?

День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Так делают многие и вне поста, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. Ассортимент магазинов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино в субботу и воскресенье дозволяется даже по Уставу.

Да благословит вас Пресвятая Богородица! Желаем помощи Божией в постных трудах!

www.o-vere.ru

В Успенский пост запрещено употреблять яйца, мясо и молоко

Чтобы Успенский пост был временем духовного очищения, для этого нужно соблюдать все установленные правила.

Одно из самых основных — постный рацион питания, так как воздержание от физических излишеств не только оздоравливает организм, но и делает крепче дух.

Успенский пост имеет фиксированную протяженность: он ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 числа, накануне Успения Пресвятой Богородицы, либо, если праздник отмечается в среду или пятницу, 28 августа. В этом году Успение не входит в число постных дней, так как припадает на понедельник.

Августовский пост учредили как компенсацию за сокращение Петрова поста, который изначально захватывал и июль, однако немногие люди могли выдержать столь длительный период аскезы, потому и было решено разделить пост на 2 части.

Затем вторая часть Петрова поста трансформировалась в самостоятельный пост, который назвали по завершающему его великому православному торжеству.Успенский пост — один из самых строгих постов. Но то, что он выпадает на момент сбора урожая, является облегчающим его фактором: есть возможность разнообразить постный рацион.

Помимо этого — в этот период празднуется сразу 2 Спаса, Медовый и Яблочный, что дает еще больше возможностей придумать интересные блюда с традиционными для этих праздников лакомствами.

Во все дни Успенского поста запрещено употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также любые блюда, где присутствует хотя бы один из таких ингредиентов. 3 дня в неделю положено сухоядение, то есть церковный устав запрещает употреблять еду, прошедшую термическую обработку. По великим церковным торжествам разрешено кушать блюда из рыбы и пить минимальное количество вина.

Понедельник, среда и пятница

Придерживайтесь сухоедения, то есть разрешено принимать пищу без термической обработки, без добавления большого количества специй, растительного масла.

Запрещено есть мясо и рыбу.

Вторник и среда

В эти дни Успенского поста можно употреблять горячую пищу.

Суббота и воскресенье

В рацион можно добавлять растительное масло и пить немного сухого красного вина (оно считается растительным продуктом).

На праздник Преображения господне для мирян существует послабление и можно есть рыбу. Кроме того, как и во время других постов необходимо воздержаться от духовной и физической близости.

В первый день поста 14 августа православные празднуют Преображение древ господних. В этот день в церкви святят мед и в народе этот праздник принято называть Медовым спасом.

А вот 19 августа святят в церкви начатки плодов и празднуют Преображение Господне. В этот день принято освящать виноград, но как известно, во многих районах России виноград не растет, и поэтому в народе принято носить в церковь яблоки. Отметим, что церковь не запрещается есть яблоки до этого дня, но миряне все же воздерживаются от их употребления до этого дня.

rsute.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.