Наталья Купирова Закаливание детей в дошкольном возрасте
Закаливание детей в дошкольном возрасте
Воспитатель первой квалификационной категории
Купирова Наталья Леонидова
МКДОУ детский сад №3 г. Приволжска
Многие родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким. Для этого необходимо улучшать его иммунитет. Поэтому закаливание детей дошкольного возраста – это наиболее эффективный способ добиться своей цели.
Что же такое закаливание?
Закаливание – это система профилактических мероприятий. Направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.
Методики закаливания детей дошкольного возраста предполагают намеренное воздействие на организм малыша холодом. При этом устойчивость организма развивается и к другим воздействиям. Важно понимать, что закаливание – это целая система. Организм нужно подготавливать постепенно, чтобы исключить возникновение тяжелых заболеваний, например, воспаление легких.
Различные схемы закаливания детей дошкольного возраста предполагают возможность проведения процедур с первых месяцев, когда происходит адаптация организма к внешней среде. Сухого обтирания и воздушных ванн для него вполне достаточно. Важно, чтобы ребенку процедура приносила удовольствие. Поэтому по многим системам закаливания детей дошкольного возраста рекомендуется переходить к обливаниям только после четырех лет.
Принципы закаливания детей дошкольного возраста.
Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий (при закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры).
• Систематичность закаливания (регулярное повторение закаливающих процедур).
• Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка.
• Многофакторность закаливания - использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания) .
• Процедуры должны быть комплексными (обливание водой можно соединять с последующей прогулкой на свежем воздухе или плаванием).
• Все процедуры должны вызывать только положительные эмоции.
Правила закаливания детей дошкольного возраста
Обязательно одевайте ребенка по погоде. Ни в коем случае нельзя его слишком укутывать.
Перед сном обязательно проветривайте комнату.
Ночью температура должна быть немного ниже дневной.
После сна обязательно умывайте малыша.
Независимо от погоды обязательно гуляйте с малышом.
В помещении одевайте легкую одежду.
Если ребенок заболел, то к процедурам можно возвращаться только после полного его выздоровления.
Способы закаливания детей дошкольного возраста.
Существует несколько способов закаливания детей дошкольного возраста: традиционные (закаливание водой, воздухом и солнцем) и нетрадиционные (например, полоскание горла, хождение босиком).
Рассмотрим некоторые способы более подробно.
Закаливание водой - самый распространенный способ на сегодняшний день. Начинать следует с обтираний. В первые дни такого закаливания температура воды должна совпадать с температурой тела. А в дальнейшем ее необходимо постепенно начинать понижать на несколько градусов. Такая процедура занимает всего 5-7 минут. Достаточно лишь обтереть все тело, начиная с рук и заканчивая ногами. Обтирание должно осуществляться по массажным линиям. Например, ноги обтираются снизу вверх, а живот – аккуратными движениями по часовой стрелке. Приблизительно через месяц регулярных обтираний можно приступать непосредственно к обливаниям водой. Температура воды для обеих процедур изначально должна быть не ниже +34 С. Далее ее можно медленно снижать. После каждого обливания следует тщательно растереть кожу всего тела до розового цвета.
Закаливание воздухом также очень полезно и эффективно для укрепления иммунной системы. Для начала воздушные ванны устраиваются в предварительно проветренном помещении, температура воздуха в котором сохраняется на отметке +20С. Продолжительность процедуры – 5 минут. Следующим этапом станет увеличение продолжительности воздушной ванны, снижение температуры и выход на открытый воздух. Очень полезны для детей и прогулки на открытом воздухе в сочетании с физическими упражнениями. Время – не менее 1 часа.
Закаливание солнцем происходит путем принятия солнечных ванн. Главное знать меру и не забывать защищать голову шляпой или панамой. Начинать закаливание солнцем следует с 12-15 минут. Безопасное время солнечной активности до 11 утра и после 16 вечера. Солнечные ванны лучше принимать через 2 часа после еды. Следует обращать внимание на самочувствие ребенка. Если его тошнит или кружится голова, то следует немедленно прекратить процедуру. При проведении солнечных ванн нужно пить больше жидкости.
Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).
Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.
Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.
Например, после непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 – 38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 – 25 секунд. Процедура повторяется 2 раза. Через 1 – 1,5 недели разница температур воды возрастает до 4 – 5 градусов и в течение 2 – 3 месяцев доводится до 19 – 20 градусов).
Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)
При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на две – три недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и потому крайне не желателен.
При проведении закаливающих процедур желательно использовать художественное слово.
Например:
«Надо, надо нам умыться,
Где тут чистая водица?
Руки моем раз, два (сверху вниз обливаем водой)
Шейку моем три (обливаем шею)
И лицо мы умываем – четыре
Полотенцем вытираем»
Или
«Ходим, ходим по дорожкам,
Лечим, лечим наши ножки.
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите.»
Желаю успехов!
www.maam.ru
Главная мечта каждого родителя – здоровый и крепкий малыш, но что-то идет не так, и ребенок часто болеет простудными заболеваниями. Известно, что в такой ситуации помогает закаливание детей. В некоторых семьях закаливание превращается в культ: детей обливают ледяной водой, заставляют носиться голышом по квартире. Но чаще встречается противоположная ситуация: мамы и папы не хотят закалять малыша, бояться сделать еще хуже.
Большинство из них сами воспитаны в тепле, поэтому стремятся укутать чадо, избегают малейших сквозняков. Кто из них прав? Не те и не другие. Почему? В этой статье мы расскажем все про закаливание детей.
Рекомендуем почитать: ФИТНЕС В УДОВОЛЬСТВИЕ: ВЕЛОСИПЕД, ПРОГУЛКИ, ПЛАВАНИЕ – ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЕ?
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путём систематического применения специальных закаливающих процедур.
Симптомы простуды появляются в результате сужения кровеносных сосудов под влиянием холода. Процесс поступления крови к органам и тканям нарушается, когда ребенок попадает из тепла в холод. Как следствие, защитные реакции организма слабеют, сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям снижается. В результате бактерии и вирусы легко проникают в слизистые оболочки, и ребенок начинает болеть.
С медицинской точки зрения, закаливание – это обязательная процедура. Дело в том, что этот процесс позволяет улучшить кровообращение, что способствует формированию защитного барьера. Стенки сосудов становятся более эластичными. Как это влияет на иммунитет? Когда закаленный ребенок сталкивается с температурным перепадом, сначала его сосуды сужаются, но сразу же возвращаются в первоначальный вид. Кровоснабжение не успевает нарушиться, вирусам гораздо труднее проникнуть в закаленный организм.
Иногда родители, начав процесс закаливания ребенка, очень быстро теряют к этому делу интерес. Так происходит, когда малыш бурно сопротивляется закаляющим процедурам или тогда, когда кроха вновь заболевает, несмотря на то, что мама с папой всячески стремились его от этого защитить. Чтобы такого не произошло, нужно придерживаться нескольких несложных правил.
Самый доступный метод закаливания – это ходьба босиком. На стопе ног располагается огромное количество точек, отвечающих за процессы, происходящие в носоглотке, поэтому воздействие на них поможет малышу уберечься от частых простуд.
Приучать ребенка ходить босиком нужно дома. Для этого можно использовать различные по своей фактуре поверхности: деревянные доски, ковер с ворсом, линолеум, кафельную плитку, резиновый коврик.
Нет каких-либо ограничений на время, которое малыш должен проводить босиком. Многих родителей смущают холодные ноги крохи, и они стремятся сразу же надеть на них носки или тапки. На самом же деле это совершенно нормальная реакция организма: в ногах происходит отток крови, поскольку капилляры соприкасаются с холодной поверхностью. Поэтому малыш может бегать босиком хоть целый день напролет, если это не вызывает у него дискомфорта. Однако, если ребенок просит одеть на него обувь, лучше это сразу же сделать, иначе дальнейшее закаливание будет у него ассоциироваться с неприятными ощущениями.
После того, как кроха будет уверенно бегать босиком по дому, можно перейти к следующему этапу – хождению босиком по траве на улице. Конечно же, уличный газон в парке для этой цели не подойдет, поскольку там могут оказаться осколки стекла и другие острые предметы. Лучше всего дать малышу побегать по траве на даче. Когда и к этому процессу кроха привыкнет, можно начинать учить его ходить по росе. Первый раз лучше запланировать на вечер, поскольку утренняя роса обычно более холодная, чем вечерняя.
Летом, когда вы находитесь с малышом около водоемов, учите его ходить по кромке воды.
Лучше начинать это в то время, когда температура воды наиболее теплая, а заканчивать – в августе. Если же малышу нравится такое занятие, можно позволить ему бегать по воде до того момента, пока ее температура не упадет до 14-15 градусов.
Если водоемов поблизости нет, а дачным участком ваша семья так и не обзавелась, можно проводить закаливание с помощью ванночек для ног. Для этого потребуется два тазика, в один из которых наливается горячая вода, в другой – холодная. Сначала согрейте ножки ребенка под теплым душем, после чего попросите его встать в тазик с горячей водой. Через несколько секунд он должен перепрыгнуть в тазик с холодной водой, затем обратно, и так несколько раз. Следующий этап закаливания – установка третьего тазика, с которой должна быть ледяная вода, лед или снег.
Самая популярная процедура закаливания организма – это, конечно же, обливание. Врачи особенно рекомендуют проводить такое закаливание тех детей, которые склонны к частым ОРВИ и гриппу. Однако, так же, как и при хождении босиком, в обливании имеются особые правила, которые нужно соблюдать, чтобы случайно не нанести детскому здоровью вреда.
Многие родители, стараясь пощадить своего ребенка, обливают его не холодной, а всего лишь прохладной водой. Это грубая ошибка.
Обливание должно проводиться именно холодной водой, однако перед этой процедурой необходимо, чтобы малыш разогрелся под душем.
Нельзя обливать ребенка неожиданно, так как это может сильно испугать его, и тогда о закаливании вообще можно будет забыть. Предупредите малыша, что сейчас вы будете поливать его холодной водичкой и предложите ему сначала самостоятельно вылить немного воды на руку или ногу, чтобы он убедился, что это не больно и не страшно.
Первые обливания нужно проводить небольшой емкостью, например, кружкой. Сначала часть воды выливается на ножки малыша, затем на воротниковую зону. После обливания необходимо закутать малыша в полотенце. Постепенно объем емкости для воды нужно увеличивать – ковшик, кувшин, ведерко. Через месяц объем воды, выливаемый при закаливании должен составлять пять литров.
Обычно малышам нравится обливание, и они очень быстро привыкают к нему, однако, если ваш кроха отличается беспокойством и тревожностью, лучше начать с контрастного душа, который также положительно воздействует на организм. Сначала нужно поставить малыша под теплую воду, постепенно увеличивая температуру до горячей, после чего резко переключиться на холодную и пройтись душем снизу-вверх по спине ребенка, а затем сверху вниз вдоль живота.
После этого нужно вновь включить на пару минут горячую воду, а потом снова холодную. Необходимо повторять это несколько раз (начинать с двух-трех смен воды и постепенно дойти до семи), и помнить, что последнее обливание должно быть холодным. После него нужно укутать малыша в полотенце. Контрастный душ должен проводиться либо утром, либо за час до сна.
http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zakalivanie-detey/
Первой закаливающей процедурой для новорожденного ребёнка являются воздушные ванны. Заключаются они в том, что во время переодевания ребёнка его держат без одежды 1-2 минуты при температуре воздуха в комнате 22-24 С.
В летнее время новорождённого можно выносить на прогулку практически сразу после рождения (если его вес более 2500 г), вначале на 20-40 минут в день, постепенно увеличивая время до 6-8 часов в сутки. Ультрафиолетовые лучи оказывают положительное влияние на иммунную систему организма, но необходимо помнить, что нежная кожа ребёнка легко обгорает, поэтому пребывание малыша под прямыми солнечными лучами категорически запрещено.
Зимой в средней полосе России гулять с ребёнком можно с семидневного возраста при температуре воздуха до -10 С в безветренную погоду, начиная с 5-10 минут в сутки, до-водя пребывание на свежем воздухе до 1,5-2 часов в день.
Очень важной закаливающей процедурой в этом возрасте является ежедневное купание малыша.
Купание доставляет детям положительные эмоции и является мощным закаливающим фактором. Общие ванны в первом полугодии проводят ежедневно, во втором — можно и через день. Температура воды должна быть 36-37 С. После купания малыша обливают водой на 2-3 градуса ниже той, в которой он купался.
В этом возрасте дети достаточно устойчивы ко многим неблагоприятным факторам, особенно если закаливание производилось с рождения. Поэтому можно использовать более контрастные методы. Можно проводить общие обтирания со снижением температуры воды до 26-28 С, применять душ, который оказывает более сильное воздействие, так как кроме температурного фактора, здесь еще имеет место и механическое воздействие водного потока на кожу ребёнка, оказывающее массирующее действие.
С полутора-двух лет ребёнку можно разрешать купание в открытых водоемах при температуре воды +21 С и температуре воздуха +25 С и более. Первое купание 1-2 минуты, затем перерыв 10-15 минут. Очень важно не напугать ребёнка — не тащите его в воду, пусть зайдет сам.
Детям старше 1-го года можно постепенно проводить солнечные ванны. Температура воздуха должна быть от +20 С до +30 С (но не более!), пребывание на солнце начинайте постепенно 5-10 минут до 30-40 минут.
Самое лучшее время для солнечной ванны — утренние часы от 9 до 12 часов, в жаркое время можно загорать и с 16 до 18 часов.
Не забывайте на голову ребёнка надевать панамку. Внимательно наблюдайте за кожей ребёнка — при малейшем по-краснении пребывание на солнце следует прекратить на 1-2 дня.
Детям до трёх лет нежелательно проводить контрастные закаливающие процедуры (холодный душ, сауна, русская баня), так как ребёнок еще не в состоянии оценить самочувствие, и в последствии будет трудно определить грань между полезным влиянием этого метода и отрицательным.
http://medportal.ru/enc/parentschildren/1-3/11/
Закаливанием называется система тренировки процессов терморегуляции в организме для повышения устойчивости к перегреву и переохлаждению, адаптации к внешним воздействиям на организм. Все методы закаливания основываются на базовых средствах: солнечные лучи, воздух, вода. Добавление физических упражнений усиливает степень воздействия закаливающих процедур.
Очень важно повторять закаливающие процедуры каждый день. Экспериментально установлено, что организм быстрее привыкает к холоду, если закаливающие процедуры проводить каждый день по 5 минут, а не по 10 минут через день. При длительных перерывах полностью утрачиваются приобретенные при закаливании защитные реакции. Только ежедневные упражнения в течение всей жизни могут быть гарантией хорошей закалки.
Самым простым и доступным методом закаливания является свежий воздух, но необходимо учитывать время года. При хорошей теплой погоде можно закаливаться во время длительных прогулок. Сон с открытым окном при температуре воздуха выше 16 градусов также улучшает здоровье.
Полезно дома ходить босиком, для начала каждый день по одной минуте, через 5 дней прибавить еще одну минуту и так увеличивать до 10-15 минут. При прохладной погоде для закаливания хорошо подойдут прогулки пешком, на лыжах или легкий бег.
Закаливание водой является более сильной процедурой, чем закаливание на воздухе, потому что вода имеет в 28 раз большую теплопроводность. Также, вода оказывает некоторое механическое воздействие на кожу, которое улучшает микроциркуляцию крови. Первые процедуры оздоровительного закаливания нужно проводить при температуре воды 34-35 градусов.
Рекомендуется ежедневно обтираться прохладной водой, постепенно снижая температуру воды. Использовать воду холоднее чем 22-24 градуса можно только очень закаленным людям. Рекомендуется принимать контрастный душ в течение 3 минут.
Солнечный свет очень благотворно влияет на человека, повышает способность вырабатывать серотонин(гормон радости), усиливает иммунитет, стимулирует обмен веществ и выработку витамина Д. Принимать солнечные ванны можно с 9 до 11 часов утра несколько минут в день, постепенно удлиняя время процедуры. Детям до 11 лет рекомендуется загорать в тени фруктовых деревьев. Продолжительность пребывания на солнце более 2 часов нежелательна для детей и для взрослых.
Утренняя гимнастика на воздухе является прекрасной закаливающей процедурой. Обязательным условием является избежать переохлаждения. Ежедневные получасовые прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна хотя бы раз в неделю, регулярные физминутки при сидячей работе – самые простые методы закаливания.
Традиционная русская баня сочетает в себе воздействие повышенной температуры и механических воздействий на разгоряченное тело. Активизирует циркуляцию крови, прогревает все тело. Находясь в бане, нужно тщательно контролировать свое самочувствие и не находиться в парилке более 10 минут.
При проведении закаливания очень важно контролировать состояние своего здоровья. При хорошем аппетите, бодрости, повышенной работоспособности можно уверенно сделать вывод, что закаливание приносит пользу. При признаках слабости, бессонницы или раздражительности нужно уменьшить интенсивность процедур по закаливанию и посетить врача.
http://vsegdazdorov.net закаливание детей
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:
1. Систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;
2. Постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;
3. Учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.
Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды.
Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней, — если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное.
РЕБЕНОК НЕ НУЖДАЕТСЯ В ЗАКАЛИВАНИИ.
РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ЕСТЕСТВЕННОМ, ГАРМОНИЧНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната — в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.
Доктор Комаровский: http://www.kid.ru/razvit/1-80.php3
Никогда не думала, что буду закаливать своих детей холодной водой. Считала, что закаливают детей очень заботливые и бесстрашные родители, но мне до этого далеко. И продолжала бы так думать, если бы у моей дочери не начались приступы бронхиальной астмы. Это тот самый жареный петух… другими словами, пришло время пробовать.
Думаю, ту же грань с отчаянием, что ощущала я, чувствуют и другие родители, дети которых часто болеют или (и) страдают проявлениями аллергии: диатез, аллергический ринит, бронхиальная астма и пр. Стоя у этой черты легко погрузиться в апатию, в другом случае — лихорадочно искать варианты решения. Мирская печаль, конечно, в таких ситуациях стороной не обходит.
Моей естественной реакцией была молитва. Но потребовалось время на то, чтобы понять: не следует перекладывать на Всевышнего то, что можешь и должна делать сама.
Оздоровление, закаливание ребёнка — это благодатный труд, это своего рода совершенствование себя и своей любви к ближнему.
В скором времени в нашей астматической реальности оказались советы знакомых и даже священников закаливать, обливать ребёнка холодной водой. Одна из рекомендуемых методик закаливания детей была описана в книге Б.С. Толкачёва «Физкультурный заслон ОРЗ«. Надо сказать, что эту книгу уже не издают, приходится скачивать электронный текст.
Толкачёв делает упор на комплексное воздействие физкультурных и гигиенических упражнений. В своей книге он рассказывает об удивительных результатах закаливания детей с помощью обливаний холодной водой. Да не просто холодной, а ледяной! Часто болеющие дети, астматики, аллергики получали шанс жить нормальной жизнью — ходить в детский сад и школу, развиваться, как сверстники, а в физкультурном отношении даже достигать бо́льших успехов. Согласитесь, заманчивая перспектива.
Эта методика предполагает: обливания холодной водой, массаж, промывания носоглотки, дыхательную гимнастику, бег и прочие физкультурные упражнения. Информации о воздействии низких температур автор отдаёт внушительную часть книги.
По методике Толкачёва родители часто болеющих детей должны изменить свою жизнь полностью, посвятить основную часть своего времени закаливанию и физкультурному оздоровлению детей. Чаще всего это невыполнимо в том объёме, в котором предлагает автор, поэтому приходится использовать варианты этого метода, приспособленные к жизни конкретной семьи.
Я хотела бы поделиться тем, как процесс приучения детей к низким температурам проходил в нашем случае, а также результатами этой работы. Возможно, для кого-то эта статья покажется интересной и быть может, принесёт хоть капельку пользы.
Итак, моему ребёнку было 3,5 года, когда мы начали обливания холодной водой. Дочке диагностировали бронхиальную астму, и два раза в день мы проводили ингаляции гормональными препаратами. Кроме того, каждый раз, когда девочка немного переохлаждалась, случался цистит, сопровождающийся недержанием мочи и подъёмом температуры. Последний раз это произошло, когда дочка немного потопала ножками в прохладной реке летом.
Методика Толкачёва вопреки общепринятым рекомендациям предлагает начинать обливания достаточно резко. Для тех деток, которые часто болеют, общепринятые темпы закаливания не приносят никакой пользы, поскольку они рассчитаны на здоровеньких детей.
Постоянные обострения хронических воспалений и присоединяющаяся инфекция сводят на нет все предыдущие труды по закаливанию. Поэтому есть реальный смысл относительно резкого перехода к холодным обливаниям (хотя система Толкачёва вполне предусматривает гибкость). Особенно это важно для больных бронхиальной астмой, поскольку именно при резком воздействии низкой температуры в кровь выбрасывается гормон адреналин, который расширяет бронхи. Такое обливание может даже прекратить приступ удушья.
Для перехода к решительным действиям необходимо было изучить методику, распланировать действия после обливаний: бег, массаж, одевание. Эта последовательность важна, потому что не даёт ребёнку переохладиться и захворать от неумелого закаливания. Кроме того, вопреки мнению, что после обливания нужно растирать тело полотенцем, Толкачёв твёрдо заявляет, что это снижает закаливающий эффект. Бег, массаж и одеваться — этого достаточно после холоднющей воды.
Прежде чем начинать закаливать детей холодной водой, я должна была испробовать это на себе. Во-первых, только испытав эти незабываемые ощущения обливаний на своей шкуре, я могла дать дочери дельный совет, как справиться со страхом. Во-вторых, это была возможность послужить моим детям примером.
Я попробовала обливания из душа, из таза и даже холодные ванны (лично мне последнее было особенно страшно). Малышка наблюдала за мной с восхищением и волнением. Не могу не написать, какие чувства вызывает закаливание обливанием.
Это невероятный заряд бодрости, преодоление собственного страха — в определённой мере подвиг. Когда это получается, ты чувствуешь, что не совсем ещё безвольная материя, а очень даже ничего и многое можешь. Излишне говорить об удовлетворении, которое приносит это осознание. В некоторой степени обливание может послужить психотерапией депрессии от знания болезни своего ребёнка.
Пример родителя — это хорошо, но не достаточно. Дочка всё равно продолжала бояться, когда я напоминала, что и она скоро будет пробовать закаливание.
На помощь пришли видео из Сети, где детки обливались холодной водой даже стоя босиком на снегу. Эти ролики сработали просто отличной мотивацией для моего ребёнка.
Обыватели дают совет в начале практики закаливания холодной водой продумать, на чём будешь стоять во время этой водной процедуры. Бытует мнение, что если стоять босиком в холодной ванне или на земле, то можешь переохладиться и заболеть. Не могу сказать о «научности» этого мнения. Но я решила перестраховаться. Склонность моего ребёнка к циститам ещё больше меня к этому подтолкнула. Для обливаний я подготовила туристическую пенку, на которую и ставила потом малышку. Так действительно было спокойнее.
Немалое успокоение на начальном этапе обливаний мне дал гомеопатический препарат афлубин, который мы принимали в профилактических целях (не является рекламой*).
От теории к практике. Настало время «Х». Я обливала и старшую дочь, и младшего сына, но эти процедуры были более регулярны у старшего ребёнка. С сыном пришлось немного подождать ввиду объективных причин. Поэтому буду повествовать, как это было и продолжается у дочки.
Я начала закаливать дочь достаточно резко, весной. Хотя мы сохранили постепенность в виде снижения температуры, но сразу начали обливаться целиком, минуя разве что волосистую часть головы. Сына я закаливала более постепенно, начиная с ножек. Общепринятые рекомендации здесь в помощь.
Мы заучили стишок, взятый из ролика какой-то семьи «моржей», и закаливались со словами:
Мы любой не боимся погоды.
И в зимнюю стужу, и в летний зной
Мы здоровье берём от природы,
А болячки смываем холодной водой.
Вот такой стих прекрасно психологически настраивал на обливание моего ребёнка.
Далее мы называли холодную воду «волшебной» и придумывали разнообразные сказки с её участием.
За пару недель девочка опробовала и обливание из душа, и из таза и даже ледяные ванны. В приоритете однако у неё остался душ (хотя мне самой больше нравился вариант обливания из таза/ведра). Из тазика малышка обливалась на природе в деревне, это было гораздо веселее, чем в ванной. А вот прабабушке было не до веселья: когда правнучку безжалостно «мучили» обливаниями, бабуля почему-то бледнела.
Подстилку из-под ног мы убрали спустя месяц-полтора.
Вирусная инфекция и температура не остановили наших закаливающих процедур. Обливание холодной водой по методике Толкачёва заменил прохладный душ каждые 1,5-2 часа. Примечательно, что в этом случае даже жаропонижающие не понадобились.
После обливаний мы с дочкой бегали по квартире около 6 минут, затем следовал массаж грудной клетки, он же «волшебный массаж».
Мы обливались каждый день примерно в одно и то же время. Один раз в день. Боялись пропусков, чтобы предыдущая работа по закаливанию маленького подвижника не оказалась тщетной.
Возможно, если бы мы применяли методику закаливания Толкачёва в полном объёме, результаты были бы более яркими. Но даже то, что мы имеем сейчас, это просто поразительно. Это окрыляет и вдохновляет на дальнейшие труды в направлении комплексного оздоровления. Без массажа грудной клетки я уже не представляю, как можно помогать детям откашливаться. А «волшебная» холодная вода — наш верный помощник в укреплении защитных сил организма и свободном дыхании.
https://azbyka.ru
Ну что же подведем итог: закаливание детей — жизненно необходимая процедура если мы хотим чтобы наши дети не болел, а за одно и самим придется пометь свой образ жизни. Будьте здоровы, живите богато, здоровья и благополучия вам, дорогой наш читатель!!! поделитесь статьей и обязательно оставляйте ваши комментарии.
24 Окт 2017 tolstoy_eco 3609ecolives.ru
Закаливание детей дошкольного возраста – одно из самых действенных способов профилактики заболеваний. Оно имеет положительное влияние на механизмы адаптации к холоду и жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменения в погоде. Закаливание повышает стойкость к вирусным и бактериальным заражениям, к простудным заболеваниям и тем самым значительно продолжает активную творческую жизнь человека. В данной статье рассмотрены основные положения методики закаливания и его схема, соответственно выбранным процедурам
Организация закаливания детей дошкольного возраста должна быть продолжением оздоровительных процедур с раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Важно всегда тщательно контролировать самочувствие, изменяя формы и методы применения в зависимости от возраста, придерживаясь основных принципов закаливания детей:
Закалять следует, прежде всего, те части тела, охлаждение которых чаще всего приводит к возникновению простудных заболеваний горла и ног. Согласно методике закаливания детей дошкольного возраста, после перенесенного заболевания или вакцинации режим закаливания целесообразно смягчить (например, обливание более теплой водой), вернуться к прежнему режиму можно только через 1-1,5 месяца.
Начинать закаливающие процедуры более удобно летом.
Процедуры должны нравиться ребенку. Нужно, чтобы кроха воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. Желательно, чтобы родители вместе с ребенком занимались закаливанием, придавая ему характер игры. Для младших дошкольников уместными будут стихи про закаливание.
Основными и самыми действенными средствами оздоровления признана природная стихия: воздух, вода и солнце. Доступность данных ресурсов в том, что их легче всего применять. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов. Далее рассмотрим основные виды закаливания детей дошкольного возраста и методы их применения.
Воздушные ванны рассматривают как самые нежные и безопасные процедуры. С них обычно и рекомендуют начинать систематическое закаливание всего организма.
Влияние воздушных потоков на организм человека разнообразный. Это воздействие температуры воздуха, его влажности, скорости движения и наличия аэрозолей — твердых и жидких веществ, которые находятся в разреженном состоянии. Основной фактор, который влияет на человека, — температура воздуха. Воздушная ванна может быть общей, когда процедуре закаливания поддается вся поверхность тела, или частичной, когда оголяется только определенная его часть (туловище, шея, руки, ноги). Закаливающее действие воздушных потоков связано в первую очередь с разницей температур между ними и поверхностью кожи.
Положительное влияние воздушных ванн: человек становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбужденность, улучшается сон, появляется бодрость и жизнерадостное настроение, нормализуется артериальное давление и улучшается работа сердца.
Воздушные ванны для детей
Летом детям целесообразно принимать их преимущественно утром в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, где нет сильного потока воздуха. Зимой воздушные ванны дети принимают в хорошо проветренном помещении при температуре +14 – 16 °С. Закаливание голышом стоит проводить постепенно (сначала руки и ноги, потом туловище), увеличивая время (начинать нужно с 15 минут). Летом есть возможность увеличить время пребывания на воздухе без одежды до 1,5-2 часов. Если погода прохладная, можно не одевать слишком тепло ребенка, стоит, лишь побеспокоиться о том, чтобы малыш много двигался. Но нельзя допускать переохлаждения, когда появляется «гусиная кожа», синюшность. Полезным является дневной сон летом на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной комнате при температуре +15 – 16 °С. Эффективный способ закаливания органов дыхания – ночной сон в постоянно проветриваемом помещении или на свежем воздухе. В летний период при температуре воздуха не ниже +14 – 18 °С.
Через 10-15 дней можно начинать объединять воздушные ванны с локальным закаливанием – хождением босиком по полу на протяжении 3 минут, каждый день, увеличивая его продолжительность на 1 минуту, достигнув 1,5-2 часов. Дошкольникам сначала нужно ходить по полу в тонких носочках и только потом – босиком. После таких действий стоит вымыть ноги теплой водой (+36 – 37 °С), а потом вытереть насухо. По истечению 7-10 дней ноги можно не вытирать, а дать им обсохнуть на воздухе.
Как повысить устойчивость организма к быстрым и резким охлаждениям?
Утром, если температура воздуха не выше +17 – 20 °С, можно предложить чаду выйти на балкон в купальнике, трусиках и майке или без нее. С появлением «гусиной кожи» начинать делать гимнастические упражнения. При понижении температуры до 15 °С необходимо перейти в помещение.
После закаливания детей воздухом уместно переходить к водным процедурам.
Вода имеет высокую эффективность влияния на организм человека потому, что ее теплоемкость в 28 раз выше, чем теплоемкость воздуха. Воздух при температуре +13 °С кажется прохладным, а вода, при той же температуре, холодной. В воде организм теряет почти в 30 раз больше тепла, чем на воздухе, при одинаковой температуре. Вода имеет механическое влияние. Сильное действие оказывают минеральные соли, газы и другие вещества. Главное преимущество воды как закаливающего средства заключается в температурном факторе. Водные процедуры по температуре делятся на горячие (выше +40 °С), теплые (+36 – 40 °С), нейтральные (+34 – 35 °С), прохладные (+20 – 33 °С) и холодные (ниже +20 °С).
Закаливание детей водой начинают с мягких процедур – умывания, обтирания, обливания, потом переходят к более энергичным – душу, купанию и т.д. Систематическое использование водных мероприятий – надежный профилактический способ против случайных охлаждений тела. Водные процедуры улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу всех систем организма.
Водные процедуры для детей
Закаливание детей с помощью воды целесообразно начинать с умывания водой, температуру которой постепенно снижают от +28 °С вначале до +18 °С летом или +20 °С зимой к концу года закаливания. Дети, старше двух лет, моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех – верхнюю часть грудной клетки и руки выше локтя. Начальная температура воды для детей, старше трех лет, – тоже +28 °С, а минимальная летом – +16 °С, зимой +18 °С.
Полезным является полоскание рта (для детей 2-4-х лет), горла (для детей, старше 4-х лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настойки ромашки или шалфея два раза: утром и вечером. На каждое полоскание используют примерно ⅓ стакана воды.
Обтирание – своеобразная подготовка к более сильным закаляющим процедурам, таким как обливание и душ. Обтирание следует проводить после утренней гимнастики. Рукавичкой с жесткой ткани, грубым полотенцем (они должны быть смочены в воде и выкручены) ребенок сам (либо с помощью взрослого) быстро обтирает себя в такой последовательности: шея, руки, грудь, живот, спина, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого энергично растирает сухим полотенцем от кисти к плечу, от стопы к бедру; живот, грудь, спину растирает кругообразными движениями справа налево. Растирать нужно до тех пор, пока кожа не покраснеет и не начнет чувствоваться приятное тепло.
Температура в помещении, где проводят обтирание (или температура воздуха на улице летом), не должна быть ниже +15 °С. Воду для обтирания сначала берут +33 °С, постепенно снижая ее к +18 °С (через каждые 2-3 дня на 1-2 градуса). Длительность обтирания по мере снижения температуры воды следует постепенно уменьшать с 1,5-2 минут до 0,5 минут.
Эффективность обтирания будет больше, если в воду добавить кухонную соль (1 чайная ложка на стакан воды).
После того, как малыш привык к обтиранию (через 1,5 месяца), можно переходить к более сильной по воздействию процедуре – обливанию. Температура воды для обливания должна быть немного выше за ту, с которой начинали обтирание. Постепенно она снижается до +20 – 19 °С. Обливание водой желательно начинать летом. Лейку, кувшин или ведро наполнить водой, температура которой +36 – 37 °С, и на протяжении 1,5-2 минут последовательно обливать все части тела, начиная с головы. Температуру воды и длительность процедур регулируют так же, как и при обтирании. Если при обливании появляется «гусиная кожа», необходимо растереть ребенка полотенцем или сделать с ним несколько гимнастических упражнений.
Довольно эффективным средством закаливания является контрастное обливание ног стопы и нижней трети голеней водой, температура которой +38 °С, потом +28 °С и опять +38 °С (перед дневным сном). Летом можно изменить эту процедуру обливания ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 °С) снижением температуры воды с +28 °С до +18 °С, а дошкольникам, старше трех лет – до +16 °С.
Душ – еще более действенная процедура закаливания, что объединяет в себе температурное и механическое влияние.
Перед тем, как приступить к закаливанию душем, важно посоветоваться с участковым врачом.
Начинать уместно с теплого душа (температура воды +36–34 °С) на протяжении 1,5-2 минут, потом постепенно снижать температуру воды на 1–2 °С, дойдя до +20–12 °С, а длительностью – до 0,5-1 минут.
Полезными для здоровья являются контрастные (чередование холодной и горячей воды) обливания и душ. Для первой процедуры температура теплой воды должна быть +36–34 °С, а прохладной — +30–28 °С. На протяжении 20-30 секунд следует обливаться теплой водой, потом столько же времени прохладной и повторить это 3-5 раз. Спустя три дня можно повысить температуру горячей воды до +36–38 °С, а холодной – снизить до +28–26 °С. Постепенно довести температуру горячей воды до +40–41 °С, а холодной – до +18–20 °С.
Зимой необходимо заканчивать контрастные обливания и душ холодной водой, а летом – горячей.
Летние купания крохи дополняют его закаливание. Важно также придерживаться постепенности и осторожности. Вода для первых купаний должна прогреться хотя бы до +22 °С. Продолжительность первого купания должна быть не дольше 2-4 минут. Через несколько дней чадо может плавать или играть в воде до 10 минут. Такие водные процедуры повышают устойчивость организма к коротким и резким воздействиям холода, хорошо тонизируют организм. Поэтому их разумно выполнять утром.
Солнечный свет владеет удивительными лечебными свойствами. Лучи солнца, в первую очередь ультрафиолетовые, воздействуют на нервно-рецепторный аппарат кожи и приводят к сложным химическим изменениям. Облучение способствует повышению жизнедеятельности ЦНС (центральной нервной системы), нормализации обмена веществ, улучшению состава крови, активизации работы желез внутренней секреции. Данные факторы положительно отражаются на общем самочувствии человека. Солнечный свет пагубно действует на патогенные микробы. Датский физиотерапевт Н.Финзен в 1903 г. применял солнечные лучи с целью лечения туберкулеза кожи. Лучеиспускание солнца — это непрерывный фактор внешней среды, который вплотную взаимосвязан с деятельностью организма человека. Лишение человека солнечного света ведет к расстройству физиологических функций в организме. При таких обстоятельствах возникает световое голодание. Проявляется оно в понижении тонуса центральной нервной системы и защитных сил организма, сбое обменных процессов. У детей световое голодание порождает возникновение рахита. У взрослых в данном случае падает работоспособность, увеличивается вероятность простудных заболеваний, понижается самочувствие, ухудшается сон.
Солнечные ванны для детей
Принимать солнечные ванны полезнее для здоровья утром, когда воздух особенно чистый и солнце не слишком жгучее, а также ближе к вечеру, когда солнце близится к закату. В это время уместно находиться на берегу реки или иного водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнечных ванн должны быть довольно открытыми для солнца и природного движения воздуха. Самое оптимальное время для загара: в средней полосе между 9 и 12 часами, 16 и 18 часами; на юге – между 8 и 11 часами, 17 и 19 часами.
Перед тем, как начинать закаливание солнцем, нужно посидеть с ребенком несколько минут под тентом или под тенистой кроной дерева. Первые солнечные ванны необходимо принимать при температуре воздуха, не ниже +18 °С. Их длительность не должна превышать 5 минут. Через каждые два дня можно увеличивать ее на 5-10 минут и довести до 1-2 часов в день, но обязательно во время длительных ванн следует делать перерывы на отдых в тени на 10-15 минут.
Во время приема воздушных и солнечных ванн нельзя спать! Надо ложиться ногами к солнцу, голову защищать от солнечных лучей. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после приема пищи. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи.
Чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Очень осторожно их назначают детям от 1 года до 3 лет. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендовано проводить солнечно-воздушные ванны при температуре воздуха +22 °С и выше для грудных малышей и при +20 °С для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду.
Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха +30 °С.
Во время проведения ванн ребенок должен быть активным. После солнечных ванн, а не перед ними, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть кроху, даже при высокой температуре воздуха, ведь если влажная кожа, происходит переохлаждение детского организма.
Выше были рассмотрены традиционные методы закаливание детей. Такие методы рекомендованы педиатрами для тех, кто не имеет каких-либо противопоказаний. А вот нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста большинство детских врачей не рекомендуют использовать. Такие методы отличаются кардинальной сменой температуры. В дошкольный период у малышей не сформированы физиологические процессы, и организм крохи не способен справится с такой нагрузкой. В итоге нетрадиционные методы чаще не укрепляют иммунитет, а снижает его.
Нетрадиционные методы закаливания включают в себя:
Если вы принимаете решение к проведению экстремального закаливания вашего дошкольника, то лучше начинать с хождения по снегу. Во время первого контакта со снегом, снимите один ботинок и дайте ребенку прикоснуться стопой к снегу, далее хорошо разотрите ножку малыша, чтобы она согрелась. Также поступите со второй ступней. С каждым разом длительность процедуры можно увеличивать, доводя до 3-4 минут.
Остальные методы интенсивного закаливания стоит проводить после дошкольного возраста и довольно осторожно.
Известный детский врач Евгений Комаровский рассматривает закаливание детей, как вспомогательные методы укрепления иммунитета. Главным, по его мнению, является образ жизни крохи. Важно уделять достаточно времени прогулкам на свежем воздухе. Находить возможность для выхода на природу, к реке, озеру. В своем видео доктор более подробно расскажет о закаливании детей.
Данный метод перенят из Прибалтики. Он заключается в босохождении по песку и прохладной воде.
В домашних условиях либо в детском саду используют три вида дорожек из грубой ткани (мешковина, ковролин, дерюга). Одну дорожку смачивают в 10% растворе морской соли (1 кг соли растворить в ведре воды). Вторую дорожку смочить в обычной воде, а третью оставить сухой. Расстелить подготовленные дорожки в следующей последовательности: соленая, мокрая, сухая. Предложить крохе пройтись «шаркающими» движениями по соленой, мокрой и в конце по сухой дорожках. Повторить 5 раз. Если стопы уже довольно разогреты после двух раза, можно этим ограничиться для начала.
Такая методика способствует предупреждению плоскостопия, если сухая дорожка оснащена массажными иголочками (в домашних условиях можно пришить бусины, пуговицы, главное чтобы они придавали рельеф и не кололи малышу).
В соответствии с основными положениями методики закаливания, его не выполняют, если:
Временными противопоказаниями являются заболевания, которые сопровождаются повышением температуры, гипертонические кризы, приступы бронхиальной астмы, почечные и печеночные колики, тяжелые травмы, пищевые токсикоинфекции. Как только заболевание или его обострение ликвидировано, можно приступать к процедурам, что закаляют, сначала локальных, потом общих.
Если перерыв превысил 14 дней — все нужно начинать сначала.
Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста требуют пристального контроля. Не стоит перегружать ребенка процедурами, если ему это в тягость.
Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями и правильным образом жизни способствуют укреплению иммунитета ребенка. Организм малыша становится более стойким к простудным заболеваниям, либо легче их переносит. Чтобы закаливание приносило пользу, необходимо придерживаться следующих правил:
odoshkolnike.ru
Поговорим о закаливании детей дошкольного возраста, а именно от 3 до 6 лет.
Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды.
Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности, ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в школу, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года, и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.
* воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
* сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
* поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18…20°С);
* ежедневные прогулки по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
* одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов.
Что еще важно для закаливания организма ребенка дошкольного возраста? В режим дня ребенка с той же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры.
• Утром — воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.
• После воздушной ванны и гимнастики — умывание до пояса водой, первые процедуры начинаем с 27 градусов и каждые 5 дней понижаем температуру, по 1 градусу, стремясь прийти к температуре в 14-16 градусов.
• До и после умывания — полоскание горла. В первые дни теплой водой 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой — на один градус выше, чем до заболевания.
Самое благоприятное время для солнечных ванн — от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут — под прямые солнечные лучи.
Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.
Ножные контрастные ванны — после дневного сна.
Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды — 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей — каждые 7 дней), довести до 16 градусов.
В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.
Все закаливающие процедуры для ребенка дошкольного возраста лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у дошкольников лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.
Лайк 1549
Категориях: Здоровый ребенок
Подвижная игра «Меточки» 07.10.2019 Автор Ольга Беляшова В Игровая мастерская Продолжить чтение Игра «Чижик» 30.09.2019 Автор Ольга Беляшова В Игровая мастерская Продолжить чтение Игра «Борьба номеров» 23.09.2019 Автор Ольга Беляшова В Игровая мастерская Продолжить чтение Если у Вас возникли сложности с регистрацией, получением рассылки и т.д., пишите сюда:скайп: barkinatnВконтакте: https://vk.com/barkina_t e-mail: [email protected]nashydety.com
Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде.
Специалисты рекомендуют начинать закаливание с первых дней и проводить его регулярно.
Ведь даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.
Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им быстрее адаптироваться при поступлении в детский сад и потом реже болеть.
Перед закаливанием детей раннего возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить.
Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.
Закаливание детей раннего возраста следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.
Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.
Программа закаливания детей раннего возраста должна быть построена для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его физических и психических способностей.
Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).
Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.
Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.
В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста – одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура.
Для того чтобы выполнить все требования к качеству воздуха в помещении, его проветривают сквозным способом до 5 раз в день. Такое пульсирующее проветривание помогает детям выработать устойчивость к холоду.
Специальные методы – это непосредственно закаливающие мероприятия, они зависят от сезона времени года на улице и конкретных возможностей данного дошкольного учреждения.
Оптимально будет, если и специальные, и неспециальные методы закаливания детей дошкольного возраста будут доступны для воспроизведения в домашних условиях.
Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.
Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов.
У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям.
Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.
Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Закаливание детей школьного возраста завершают обливанием водой. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.
Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой.
Чистка зубов с ополаскиванием рта прохладной водой – один из вариантов местного закаливания ротоглотки. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.
Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям.
Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении.
При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше. Общее обливание рекомендуют проводить с возраста 9 месяцев. Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают душ с 1,5 лет и купание в природных водоемах с 3 лет.
www.neboleem.net
Оксана Проскурина Закаливание детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущие значение имеют рациональный двигательный режим и всесторонняя поддержка физического развития ребенка, как в семье, так и в образовательном учреждении. В условиях нашего ДОУ вопрос создания здоровьесберегающей среды решается и как работа по сохранению и укреплению здоровья детей в целом, и как система педагогической поддержки индивидуального физического развития каждого ребенка. В связи с этим наиболее значимым представляется аспект воспитательно-оздоровительной работы, предполагающей формирование центральных установок на здоровый образ жизни как индивидуальную потребность ребенка. В этом направлении нами разрабатывалась и проводилась инновационная работа по закаливанию детей в старшей группе.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.
Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и то же время регулярно.
Рассмотрим принципы закаливания, которое мы проводим.
1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий.
При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.
2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий. Следует помнить, что закалить ребенка на продолжительное время, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому не прилагались.
3. Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка – состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов.
4. Наличие обязательной эмоционально положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.
5. Многофакторность закаливания – использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания).
6. Сочетать общих и местных охлаждений. При обливании стоп тело остается незакаленным и, наоборот, процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области тела (стопы, носоглотка, поясница).
Во время закаливания нами использовалось художественное слово:
Мы играли, наши ноженьки устали,
А сейчас мы отдохнем и по ручейку пойдем,
Рядом, рядом друг за другом,
Мы плывем как ручеек.
Ручеек бежит играет, наши ножки закаляет.
На колючей на дорожке,
Пусть попляшут наши ножки.
По дорожке мы пойдем,
Рукавичку мы найдем.
Ручки, грудку разотрем,
Ножки, спинку разотрем,
А водичка не простая,
А водичка солевая.
Освоение ряда здоровьесберегающих технологий в работе с детьми проходило с соблюдением техники закаливающих процедур, проводилось после дневного сна под наблюдением воспитателя.
Одним из внедряемых видов закаливания в группе было солевое закаливание: 1) солевые ванны с морскими камушками. Ребёнок ходит или топчется босиком по резиновым игольчатым коврикам, таким образом разогревая стопу, далее погружает ноги в таз, наполненный водой комнатной температуры и разведённым в ней 10% раствором соли, где дно заполнено гладкими крупными морскими камушками. Вся процедура длится не более 2 минут и заканчивается растиранием ног вафельным полотенцем.
2) солевые следочки. Эффективным средством закаливания является хождение по солевым следочкам. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механическое действие возникает в результате раздражения биологических точек на подошве.
Процедура состоит в следующем: нами были изготовлены следочки из махровой ткани сложенной в 6 раз. Следочки опускаются в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли, затем расстилаются на полу или полиэтиленовой плёнки. Ребёнок встаёт ногами на следочки, выполняет притопывание, после хождения по игольчатым резиновым коврикам для разогрева стопы. Затем ребёнок переходит на сухой коврик и растирает ноги вафельным полотенцем.
Применение Су-Джок терапии. На кистях и сто- пах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Приемы Су-Джок терапии: – массаж специальными шариками.
1) резиновые мячи Су-Джок. Ребёнок после дневного сна прокатывает стопами ног резиновые, шипованые мячи разного диаметра.
2) пластиковые мячи Су-Джок. Дети прокатывают стопами ног, либо массируют только пальцы ног, прикладывая усилия к пластиковым, шипованым мячам.
Закаливающие процедуры с использованием массажа тела детей, с использованием различных массажёров, проводившиеся при температуре воздуха менее 200С.
Массаж – способность усиливать адаптацию к перепадам температуры, очень эффективен при принятии детьми воздушных ванн. Массаж следует проводить регулярно, в положениях сидя, лёжа, стоя. Направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках — от пальцев к подмышкам; на ногах — от стопы к колену и далее к паху; на груди — от центра к периферии. Лимфатические узлы массировать нельзя. Допускается использование резиновых, холщовых и других массажных принадлежностей. Сила массажа для ребенка должна быть умеренной.
В нашей группе процедура массажа проводится с использованием:
1) массажной резиновой рукавички;
2) колёсно-ребристого массажёра;
3) точечного массажёра;
4) массажёра для головы;
Создавая в группе комплексную здоровьесберегающую, развивающую среду и предъявляя к ней вышеописанные требования, мы формируем благоприятные условия для повышения двигательной активности, для компенсации нарушенных функций организмов, развития самостоятельности, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей.
www.maam.ru