Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:
Общее описание праздника. Юрьев день
Путь: Зима - Юрьев день. Юрий холодный - Егорий зимний - Общее описание праздника
 
  Общее описание праздника
Юрьев день. Юрий холодный - Егорий зимний


Автор: Смирнова А. С.

    Юрьев день. Юрий холодный. Егорий зимний. Георгий осенний.
     9 декабря
(26 ноября ст.стиля)

    До 16 века Юрий осенний (Юрьев день) был временем перехода крестьян от одного помещика к другому.  Крестьянин мог выбрать себе место, где ему будет лучше жить. Сам переход мог осуществиться за неделю до или после Юрьева дня, но о своем желании уйти крестьяне должны были сообщать не позднее Михайлова дня (21 ноября нов.ст./8 ноября ст.стиля)
 
    Крестьяне обязывались подчиняться помещикам, исполнять условленные обязонности и платить оброк за пользование их землями.
    Крестьянин не мог уйти, не рассчитавшись с помещиком. Но и помещик, со своей стороны, не мог требовать большей платы, сверх договоренной.
    Все сделаки с помещиком – договор о плате, объявление об уходе – все должно было совершаться при свидетелях.
























Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день
Иванов С. 1908 г.
 
 
    На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
    Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день.

(народная поговорка)
 
    Первый кто решил запретить «бродяжничесвто крестьян» был Борис Годунов. Указом от 9 марта 1607 года он закрепил крестьян за владельцами тех земель, на которых они проживали до этого времени по своему выбору. С этого времени на Руси настали времена крепостного права.
    Ужесточения для крестьян по началу не были значительны – они и не сразу ощутили тяжести своего положения, только по прошествии многих лет меры и порядки стали ужесточаться, превращая прежних свободных людей в рабов. 
    Сохранилась поговорка с тех времен, означающая лишь впечатление неожиданности:
   
    Вот тебе бабушка и Юрьев день
(народная поговорка)
 
    «Другие поговорки на Юрьев день имеют отчасти тот же благодушный, юмористический характер:
    Дожидайся Юрьева дня – когда рак свиснет
    Сряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла»
(Ермолов Л. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. т.I C. 548)
 
    19 февраля 1861 года было отменено крепостное право. 
Зимний пейзаж (Русская зима)
Крылов Н. С. 1927 г.


    Второе же название этого дня  - Егорий зимний.

    В это время наступают холода, замерзают реки:
 
    Егорий замостит, а Никола загвоздит.
    (народная поговорка)

    «Издавна за Егорием закрепилась слава Победоносца – борца со всяким злом<…> в образе Егория Храброго соединились черты мифологических культурных героев, одаряющих людей первознаниями, эпических героев-змееборцев, хорошо известных по полярным сказкам, былинам, легендам, и черты святого – небесного воина.»
(Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 590)
 
Медведи укладываются в берлогу, волчьи стаи начинали подходить ближе к деревням и селам за добычею.
Ермолов отмечает, что в некоторых местах осуществляется «Егорьевское окликание» - просьба, обращение к Егорию, который мог сберечь скот от голодных зверей:
« Егорий ты наш храбрый, ты спаси нашу скотину… от волка от хищного, от зверя лукавого, от медведя лютого»
(Ермолов Л. C. 549)
 
«Егорий – хозяин над волками. Что у волка в зубах, то Егорий дал,
то есть спасать обреченное на съедение волку животное не стоит и нельзя – это может повлечь за собой гнев Егория»
(Некрылова А. Ф. С. 590)
 
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
 
 
        Список литературы:
        1. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома
        2.Ермолов Л. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах
        3. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу
Copyright © Общество Русской Народной Культуры
Содержание, карта сайта.
Эл. почта: [email protected]