Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:
Общее представление о Святках
Путь: Зима - Святки - Общее представление о Святках
 
Автор: С. Пигарева
 
Святки – это большой праздник Начала нового года. В древности, когда наши предки связывали свою жизнь с Солнцем,  Святки праздновались во время зимнего солнцеворота – с 25 декабря. С этого дня Солнце начинало прибавлять свой ход «на куриный шаг» и поворачивало на лето. 
Само название «Святки» - одного корня по происхождению со словами «святой», что означает «чистый, непорочный», и «светлый». 
До введения нового летоисчисления на  день зимнего коловорота  приходилось празднование рождения  Христа, установленное византийской церковью. И время Святок стали исчислять от Рождества до Крещения – с 25 декабря (7 января по новому стилю) по 6 января (19 января – по новому стилю). С введением по указу Петра I  от 19 декабря 1699 года  празднования нового года 1 января, в Святочное празднование вошел и этот праздник, разделив Святки на две условные части: «Святые» и «Страшные» вечера.
 
«Новый год, перенесенный указом Петра I в 1699 году с 1 сентября на 1 января (день, когда церковь чествовала святого Василия), разделил Святки на «Святые вечера» - с 25 декабря (7 января) по 1 января (14 января) – и «Страшные вечера» - с 1 (14) января по 6 (19) января. Святые вечера в народном сознании были связаны с Рождеством Христовым. Вторая неделя (Страшные вечера) шла под знаком разбушевавшейся нечистой силы, активность которой прекращалась в Крещение, когда освящалась в церквях и прорубях вода, на дверях и окнах в домах ставили мелом или углем кресты и окропляли их принесенной из церкви «святой водой»...»
(Жили-были. Русская обрядовая поэзия.
Сост. ГГ. Шаповалова и  Л.С.Лаврентьева. СПб, 1998.15с.)
 
Святочные обычаи своими корнями уходят в мифологическое видение народом того времени, которое они переживали. Что это за время? Время переход в Новый год, Новое время для многих народов мира означал переход в Новое состояние мира, в Новый мир.
Мирча Элиаде, посвятивший свою жизнь исследованиям поведения человека традиционной культуры, «человека обычая» в своем труде «Священное и мирское» дает несколько примеров единства у разных народов понятий «год» и «мир» и обобщает суть празднований Нового года:
 
«… во многих языках аборигенов Северной Америки слово «Мир» («Космос») используется также в значении «Год». Якуты говорят «Мир прошел», понимая под этим, что прошел год. Для юки понятие «Год» обозначается теми же словами, что и понятие «Земля» и «Мир». Они говорят подобно якутам «Земля прошла», когда хотят сказать ,что истек год…  Космос понимает как живое  единство, которое рождается, развивается и умирает в последний день года, чтобы вновь возродиться в первый день Нового года… это возрождение есть некое рождение, что Космос возрождается каждый Год, потому что каждый раз с наступлением Нового Года Время начинается ab initio (с самого начала – П.)
Еще более яркий пример мы находим в Индии. Мы видели уже, что сооружение алтаря равноценно повторению космогонии. Но тексты добавляют, что «алтарь огня есть год»…Иначе говоря, каждой постройкой алтаря огня не только вновь создается Мир, нои строится Год, регенерируется время в его новом сотворении…
…для религиозного человека всех цивилизаций Мир обновляется ежегодно. Иначе говоря, с наступлением каждого нового года он вновь обретает исходную « святость», которая была сходна, когда вышел он из рук Создателя.»
(Мирча Элиаде. Священное и мирское.
Изд-во Москвоского университета. 1994.51-52с.)
 
Наш народ совершал переход в Новый мир, проходя те шаги, которыми проходили его предки, проживая в своих обрядах и играх Миф о творении Нового Мира и создавая каждый год заново Мир, в котором  ему предстоит прожить еще год. Шагами этими стали многочисленные обряды, которыми наполнены Святки: гадание, ряжение, обходы дворов с пением колядок, приготовление обрядовой пищи, возжигание костров и вождение вокруг них хороводов, игры с битьем, обряды очищения от болезней…  
 
Но не стоит обманываться, что народ, отыгрывая Святки, осознавал, что он совершает переход, отыгрывает свою древнюю мифологию творения Мира. Нет. Народ сохраняет лишь обычай, - то, что обычно принято делать в то или иное время. Как делали родители, так делали и дети. Как услышали мы в одной из наших этнографических экспедиций на Урале: «Не нами заведено – не нам и отменять». В этом, на мой взгляд, суть передачи народного обычая.  
Описания же этих обычаев дают возможность нам попробовать вглядеться сквозь них  - туда, в глубину, где произошло рождение обычая. Вглядеться и увидеть, как и для чего он был создан.  Как сейчас мы можем понять обычаи нашего народа? Этнографические описания – это лишь часть дела, которые помогают узнать об обычаях своего народа, а понять его возможно, только используя прикладную психологию, которая изучает устройство человека  и его сознания. Но моя задача – рассказать о Святках, прежде всего, как этнограф. А прикладное исследование, думаю, мы сможем провести отдельно.  
 
Миф о творении мира, который проживается в Святочных обрядах, в двух словах можно передать так: Мати-Тьма (в шумеро-аккадской мифологии –  Тиамат, олицетворение первозданной стихии) создает Свет. Понятие света имеет два значения у народа: свет как состояние без темноты, без тьмы и свет как мир – «весь белый свет».  Народ говорит: «Мир стоит до тьмы, а тьма – до свету». Народ видел - с появлением Света появляется, или снуется,  Мир.
В святочных величаниях – колядках передается образ создания мира, когда из Ничего появляется в доме хозяина и Солнце, и Месяц, и Частый Дождичек…
 
-Ой, дома ль дома ль, пан-господарь?
- Ён дома-дома, пан-господарь.
- Нам не кажется – примечается,
Ой, вставай с печи,
Застилай столы,
Ставляй пироги,
Ставь наливочки.
А мы будем пировать – тебе сказывать:
Будет у тебя троечка гостей:
Первый гостичок –
Ясный месячок,
Другий гостичок –
Красно солнышко,
Третий гостичок –
Частый дождичок.
Ой, пройди, пройди, тучина в ночи,
Ой, полей, полей, жито-пшаницу.
Жито-пшаницу у сю землицу…
 
Так разворачивается мир в доме того, кто принимает гостей.
 
Большинство святочных действий происходили в темное время суток – вечерами или ночью. Ночь или тьма – это время предрождения мира.  Тьма – состояние без света, состояние, из которой должен родиться мир.   Именно в ночь, во тьму – чаши с водой, темной воды в проруби, темноты зеркала вглядываются девушки, пытаясь разглядеть свою судьбу. Именно во тьме можно увидеть то, что послужит началом Нового мира.  Вечером возжигаются костры, вокруг которых водятся «вьюны» и «змеи» - олицетворяя миф Рождения нового мира из чрева Змея, или Дракона.  Вечерами молодежь собирается в избе или бане, куда приходят ряженые и чинят свои беспорядки… 
  
«В связи с поверьями о приходе мифических гостей существовал обычай принимать на Святки любого пришедшего в дом как особу священную и одаривать его обрядовой пищей, предназначенной для духов… Приход персонажей загробного мира  инсценировали и святочные ряженые, среди которых наиболее популярными были фигуры страшилищ, оборотней, «старики», «дед и баба», «кудесники», «буки», «кикиморы», «покойники»; в Вологодском крае их называли «страшные наряжонки»…
Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходов… Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров.»
(Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.1995. 392с.)
 
Другое отражение первосостояния мира  – это создание Беспорядка или Хаоса, которые надо привести в Порядок. Беспорядок являют ряженые во всевозможных своих личинах и харях, обходящие каждый дом, совершая всевозможные бесчинства, устраивая игрища, необъяснимые с точки зрения обычной жизни.
 
«…в поведении ряженых …непрерывное перекувыркивание, характерное для таких персонажей ряжения, как «петушок» или «курица», «медведь», «бес»… Для ряжения характерен и особый вид движения: постоянное подпрыгивание, скакание и построенная на этих движениях пляска, а так же бег, ходьба – в том смысле, в котором говорят о «ходячих покойниках»»
(Морозов И.А., Слепцова И.С.. Круг игры. М.2004, 555с.)
 
Беспорядок создается во время Святок и через обрядовое поведение  молодежи - святочное воровство и бесчинства, которые в обычное время служат разрушительными действиями. Во время же Святок эти действия – необходимы. Для чего? Пока, без определенного психологического исследования святочных обрядов, которое позволит нам исследовать, что происходит с человеком и его душой внутри обряда, говорить о необходимости обрядовых бесчинств и воровства будет голословным. Но то, что эти странные моим современникам действия были необходимы, говорят те описания некоторых святочных игр, где насильно заставляли делать то или иное действие.
 
«Гроб с «покойником» ставят среди избы, и начинается «отпевание», состоящее из самой отборной, что называется «осторожной» брани, которая прерывается только всхлипываниями «плакальщицы» да каждением «попа».
По окончании отпевания девок заставляют «прощаться с покойником» и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами»
  (цит. по: Морозов И.А., Слепцова И.С.. Круг игры. М.2004, 561с.)
 
 
Святочные обряды – это шаги перехода в Новый мир. Таким шагом становятся обряды, связанные с устройством мира. Прежде всего, это обряды гадания. В основном, святочные гадания – это гадания о будущей жизни. Для молодых это были гадания о замужестве и женитьбе, а для хозяев, чья забота  была в сохранении жизни в семье и общине, прежде всего – основными гаданиями были гадания об урожае и здоровье.
 
Загадывание загадок и сказывание сказок также служили напоминанием об истинном устроении мира.
 
«С идеей формирования в Святки миропорядка связано озвучивание в это время фольклорных текстов, содержащих представление об устройстве мира. Так, у русских в святочный период вечерами было принято загадывать загадки и рассказывать сказки, что, при свойственной традиционному сознанию вере в магическую силу произнесенного слова и в возможность его материализации, должно было способствовать акту «рождения» мира»
(Русский праздник. Энциклопедический словарь. –СПб.,2001 - 508с.)
 
Так описывают праздник ученые своим языком, уверенные в том, что они разгадали загадку празднований святочных обрядов. Но, если все так просто – почему же Святки не играются сейчас так же, как игрались раньше? Может быть, мы что-то не поняли?
 
Народ сохранил загадку: Какое строение давно построено: не разваливается и не требует починки?   
 
Ответом было видение Мира. Мир.
Мир, который создан до тебя и который имеет свое устроение. Вправе ли мы менять или разрушать это устроение или, может быть, стоит его понять? 
 
Далее я перехожу от общего представления Святок к последовательным описаниям святочных обрядов.*
 
-------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант статьи С. Пигаревой для сайта. Статья полностью опубликована в Вестнике Общества русской Народной Культуры «Большая Медведица», выпуск 5. – 2011г.
Поделиться статьей в вашей соцсети
Copyright © Общество Русской Народной Культуры
Содержание, карта сайта.
Эл. почта: [email protected]